12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна4027
Стаж работы в школе - 30 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск

Притчи на уроках обществознания

Притча – это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее моральное поучение в иносказательной форме. Притча – это мудрость, которая подается в простой форме, это - неисчерпаемый ресурс жизненных историй, дающих нам повод для размышления о смысле человеческой жизни. Использование притч в учебно-воспитательном процессе позволяет «погрузить» учащихся в проблему, заинтересовать их нестандартностью ее подачи, включить в разговор всех ребят. Мораль притчи учитель предлагает сформулировать ученикам. Притча может стать отправной точкой в разговоре, может подытоживать его или «повернуть» разговор в нужное русло, т.е. что работа с притчами возможна на любых этапах урока. Моим ученикам очень нравится инсценировать притчи. В таблице приведены примеры притч, используемых автором в работе, и дающих ожидаемый результат.

Примечание:

1. Темы, выделенные курсивом, изучаются при работе с УМК «Обществознание» (5-9 классы), А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной, издательство «Дрофа»

2. Остальные темы изучаются при работе с УМК «Обществознание. 6-11 классы», авторы – Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др., издательство «Просвещение»

притча

темы уроков

Маленький фонарщик

В те времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили свет в каждый переулочек. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по своей подошве, зажигая фонари, каждая темная улочка становилась светлей обычного.

Семьи у него не было, он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего; дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари, а после любоваться ночным небом. Каждый раз, чиркая спичкой по подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте. Однажды к нему подошел незнакомец и спросил: “Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления. Несправедливо, неправильно”. На что он ответил: “Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по темной улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. Справедливо разве? А свет на улице будет, тот человек до дома дойдет, а в глубине души спасибо скажет, и мне спокойней будет”.

Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человечка, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.

Мораль, её категории.

Добро и зло – главные понятия этики.

Моральный выбор – это ответственность.

Моральные знания и практическое поведение.

Что главное в человеке?

(7 класс)

Двадцатый верблюд

У одного шейха было три сына. Перед смертью он пригласил их к себе и сказал, что в наследство оставляет им девятнадцать верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину, среднему – четверть, а младшему – одну пятую часть наследства.

Спустя некоторое время старик умер. Сыновья начали делить верблюдов. Но... О, ужас! Количество не делится ни на два, ни на четыре, ни на пять! А часть верблюда гораздо менее ценна, чем верблюд. Поэтому они позвали мудреца, который должен был решить эту задачу.

Мудрец сказал: “Сложный вопрос. Ну, ладно… Я одолжу вам одного верблюда, и их станет двадцать. Тогда старший сын получит половину, то есть десять верблюдов. Средний – четверть, то есть пять. Младший – пятую часть, то есть четыре верблюда. И останется один верблюд, которого я забираю обратно”. И мудрец уехал.

Конфликт, его структура функции, динамика.

Поведение личности в конфликте.

Социальные отношения и взаимодействия.

Счастливый рыбак

Капиталист был шокирован, увидев, что какой-то рыболов разлегся возле лодки и курит трубку.

Почему ты не ловишь рыбу? – спросил богач.

На сегодня я уже наловил достаточно.

А почему бы тебе не наловить еще больше?

А что я буду делать с лишней рыбой?

Заработаешь больше денег. Ты сможешь купить себе мотор для лодки, чтобы заплывать дальше в море и ловить еще больше рыбы. Затем ты сможешь купить себе нейлоновую сеть, поймать еще больше рыбы, заработать еще больше денег. Потом у тебя будет возможность купить уже две лодки... и даже целую армаду лодок.

Ты станешь таким же богатым, как и я.

А что будет потом?

Ты по-настоящему начнешь наслаждаться жизнью.

А чем, по-твоему, я занимаюсь сейчас?

Цель и смысл жизни человека.

Ценностные ориентиры личности.

Рыночные отношения в экономике.

Мир - это большое зеркало...
Давным - давно великий шах приказал построить прекрасный дворец. В одной зале все стены потолок и пол были сделаны из зеркал, а каждый звук отдавался гулким эхом.
Однажды в эту залу забежала собака и застыла в изумлении - целая свора окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака оскалила зубы, и отражение ответило ей тем же. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо не отставало. Собака металась, кусая воздух, и её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастное животное бездыханным в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своим собственным отражением.

Социальные отношения и взаимодействия.

Почему люди улыбаются друг другу? (6 класс)

Отзывчивые спортсмены

Рассказывают, что на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега на 100 метров, все с физическими или умственными недостатками, вышли на дистанцию. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат, закончить дистанцию и выиграть. Все, кроме одного юноши, который споткнулся, упал на дорожке и заплакал.

Остальные восемь участников услышали плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Одна девушка с синдромом Дауна помогла юноше подняться, поцеловала и сказала: - Все скоро заживет.

И вдевятером, взявшись за руки, они вернулись на исходную линию.

Весь стадион встал и аплодировал несколько минут. Может, у атлетов и были умственные недостатки, но они точно не имели недостатка в отзывчивости и сострадании.

Эти спортсмены показали всему Миру, что быть одиноким победителем не главное в жизни, а главное - помочь другим победить, даже если это означает замедлить шаг и изменить направление.

Моральные знания и практическое поведение.

Ценностные ориентиры личности.

Прогресс, критерии прогресса.

Что такое равнодушие и как помочь ближнему?

(6 класс)

Что главное в человеке? (7 класс)

О совести (7 класс)

Притча о добре и зле. Какой волк победит?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Мораль

Добро и зло – главные понятия этики.

Притчи в разговоре с учащимися и родителями

по материалам журнала «Классное руководство и воспитание школьников»

издательский дом «Первое сентября»

http://ruk.1september.ru /

Название притчи

ссылка на номер журнала

затрагиваемая проблема, мораль

тематика бесед

деление тем на «детские» и «взрослые» условно

с учащимися

с родителями

Скрипка Страдивари.

4/2010

- Умеем ли мы замечать и ценить красоту в будничной суете?

- Темп современной жизни.

- Ценности современного общества.

- О смысле жизни.

- Мир, в котором я живу.

- О недостатке родительского внимания к детям.

- Общение с детьми.

- Совместный отдых.

- Что значит быть хорошим отцом?

Счастливый рыбак.

4/2010

- Что человеку нужно для счастья?

- О смысле жизни.

- Поговорим о деньгах.

- Планы на будущее.

- Зависит ли будущее от меня?

- Дети и деньги.

- Жизненные цели.

Бизнесмен и рыбак.

20/2010

Лабиринт

16/2009

- Взгляд на проблему.

- Как отыскать правильное решение.

- Конфликты и пути их разрешения.

- А если не получилось?.. Что дальше?

- Как помочь ребенку стать успешным?

Сильный ослик

21/2010

- Помощь слабому.

- Милосердие.

- Мир, в котором я живу.

- Я среди людей, люди вокруг меня.

- Будь нетерпим к грубости и черствости, не будь равнодушным.

- Милосердие… Нужно ли оно в наше время?

 

Расстояния

20/2009

- Учимся слышать друг друга.

- Радость общения.

- Есть слова пострашнее, чем порох.

- Учимся строить отношения.

- Конфликты и пути их разрешения.

Совет Сократа/

Три сита

2/2012

20/2009

- Общение как обмен информацией.

- Общение как взаимодействие.

- Общение как взаимопонимание.

- Конфликты и пути их разрешения.

- Радость общения.

- Есть слова пострашнее, чем порох.

 
Восемнадцатый верблюд 10/2010

- Любую задачу можно решить.

- Взгляд на проблему.

- У одной проблемы может быть несколько путей решения.

- Конфликты и пути их разрешения. - Как отыскать правильное решение.

 
Мгновение гнева

5/2010

- Не делай из мухи слона.

- Не ищи проблему там, где ее нет.

- Как научиться быть терпимее к другим людям.

- Конфликты и пути их разрешения.

 
Маленький фонарщик 7/2010

- Каждый человек в этом мире ценен.

- Каждый человек на земле дополняет другого.

- Мир, в котором я живу.

- Я среди людей, люди вокруг меня.

- Не будь равнодушным.

- Поговорим о толерантности.

- Как научиться быть терпимее к другим людям.

- Как строить отношения с теми, кто на нас не похож?

- Как воспитать в ребёнке толерантность?

Золотые окна 8/2010

- Многое зависит от того, как мы смотрим на мир.

- Будьте рады тому, что у вас есть.

- Все, что у нас есть, это прекрасно.

- Мир, в котором я живу.

- Жить здорово.

- Как сделать ребенка счастливым? 

Ничегонеделанье. 20/2010

Мы часто видим не то, что есть на самом деле, а то, что мы хотим видеть.

 

- Идеальный ребенок. Ребенок глазами родителей.

- Как родители могу помочь своему ребёнку стать успешным?

- Доверие и откровенность.

- Общение с детьми.

- Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?

- Имеет ли ребёнок право на собственный выбор?

- Почему свой ребенок становится чужим?

- Что значит быть хорошим отцом?

Дорога к дому 23/2010

- Критикуйте не других, а себя.

- Приложи усилие, чтобы стать счастливым.

- О друзьях и дружбе.

- Мир, в котором я живу.

- Я среди людей, люди вокруг меня.

- Моя малая Родина.

 
Окно в мир. 19/2009

В каждом из нас есть добро и зло. Что победит – зависит только от нас.

- Всеми силами старайтесь помогать другим. Если не можете доставить радость, хотя бы не вредите.

- Черно-белый мир.

- Добро и зло.

- Будь нетерпим к грубости и черствости, не будь равнодушным.

- Милосердие… Нужно ли оно в наше время?

- Умеем ли мы прощать?

Одуванчики. 2/2011

- Взгляд на проблему.

- Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.

- А если не получилось?.. Что дальше?

- Мир, в котором я живу.

- А если не получилось?.. Что дальше?

Жизнь ради детей. 6/2011

- Отношение к жизни.

 

- Как родители могу помочь своему ребёнку стать успешным?

- Личный пример родителей.

- Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Помоги себе сам. 4/2012

- Постарайтесь быть счастливыми.

- Жизненные цели.

- Что в жизни зависит от меня?

- Характер моего ребенка.

Зреющие плоды. 22/2009

- Мы получаем от жизни то, во что верим.

- Поддержи и помоги!

- Будь глухим, когда люди будут тебе говорить, что твои мечты несбыточны.

- Когда я научусь плыть против течения – я смогу плыть по течению, обгоняя его!

- Жизненные цели.

- Как подготовиться к экзаменам.

- О трудностях учения.

- А если не получилось?.. Что дальше?

- Планы на будущее.

- Преодоление трудностей в юношеском возрасте.

Два брата. 11/2011

- Даже имея одинаковые стартовые возможности, люди часто приходят к разному результату.

- Каждый идет навстречу той судьбе, которую выбрал себе сам.

- Жизненные цели.

- Зависит ли будущее от меня?

 
Безнадежная ссора. 11/2011

- Всё происходящее вокруг нас - отражение наших собственных мыслей и чувств.

- Улыбнись встречному, он ответит тебе тем же.

- Когда мы вредим другим – вредим себе, когда делаем другим добро – делаем добро себе.

- Мир, в котором я живу.

- Конфликты и пути их разрешения.

- Черно-белый мир.

- Трудности адаптации к школе.

Ведро с яблоками. 3/2012

- Кто чем богат, тот тем и делится.

- Если мы хотим иметь прекрасный сад, надо вырастить его.

- Конфликты и пути их разрешения.

- Черно-белый мир.

- Умеем ли мы прощать?

- Личный пример родителей

Чашки кофе. 9/2012

- О смысле и ценностях жизни.

- Я среди людей, люди вокруг меня.

- Что значит быть успешным?

- Как сделать ребенка счастливым? 


 

Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.