12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гордиенко Светлана Владимировна49
учитель начальных классов
Россия, Приморский край, п.г.т. Кавалерово
2

Учебно-методические материалы «Приёмы развития познавательной активности на уроках окружающего мира»

«Приёмы развития познавательной активности

на уроках окружающего мира»

Согласно обновлённому ФГОС начального общего образования учитель в своей работе должен использовать такие методы и приёмы работы, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. «Формирование мотивации школьников к познанию окружающего мира, освоение ими доступных способов изучения природы…» - вот ряд приоритетных задач, регламентированных ФГОС НОО.

  Использую на уроках продуктивные виды познавательной деятельности, которые являются основными компонентами творческой деятельности детей, поскольку в процессе работы формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся. 

Организовываю педагогическую деятельность в условиях информационной образовательной среды. Включаю в уроки окружающего мира работу с цифровым микроскопом, который позволяет проектировать изображение на экран с помощью мультимедийного проектора.

Например, при изучении темы «Откуда грязь в снежках», рассмотрели снег, собранный в разных местах школьного двора. Учащиеся наблюдали за снегом в динамике таяния, сделали выводы.

Такие приёмы работы способствуют систематизации и углублению знаний, приобретению и закреплению навыков самостоятельной исследовательской работы обучающихся. С помощью цифрового микроскопа объекты окружающего мира становятся более понятными и знакомыми, расширяются знания об окружающем мире, создаются необходимые условия для познавательной деятельности.

Использую в образовательном процессе системно-деятельностный подход. Мои ученики учатся проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы. Это способствует формированию мотивации к изучению учебного материала, даёт возможность воспроизвести некоторые природные явления, происходящие в окружающем мире, познакомиться со свойствами природных объектов, объяснить проведенный опыт. 

Продуктивной формой познавательной деятельности является использование в работе интерактивных упражнений, созданных на LearningApps.org. У детей развиваются языковые компетенции: грамматические, лексические.  Ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, не боясь ошибиться, что способствует формированию познавательного интереса учащихся.

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые предлагаю учащимся на различных этапах урока как средство формирования умения работать с информацией.

Ученики не только получают информацию по изучаемой теме, но и выделяют и фиксируют нужное, систематизируют, сопоставляют, анализируют и обобщают, интерпретируют и преобразовывают её.

Учебный материал делю на несколько логически завершённых частей, при этом каждая следующая часть  связана с предыдущей. Такая форма работы позволяет выстроить логику усвоения новых знаний (восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия).

 

При создании рабочих листов использую следующие приёмы:

Разгадывание ребуса как способа вхождения в урок, актуализации знаний. Решая ребус, ребёнок тренирует внимание, совершенствует мыслительные процессы.

Работа со схемами как способ визуализации знаний.

На этапе закрепления знаний ученики разгадывают кроссворды. Данная работа расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания.

Приём разгадывания анаграммы использую как при изучение нового, так и на этапе закрепления знаний. Учеников можно заинтриговать новым словом, а затем. совместными усилиями объяснить его смысл.

Учу работать с таблицами. Создаю такие задания, как «Собери пословицу», подпиши названия, используя слова для справок.

Опираясь на картинки, подпиши профессии людей.

Данный метод работы  позволяет развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению прочности и осознанности знаний.

Работа с блок-схемами способствует формированию навыка самоконтроля, помогает ученику постепенно перейти от наглядно-образного способа мышления к словесно – логическому.

Головоломку «Найди слова» (филворд) использую и в начале урока, для подведения к определению темы урока, так и на этапе подведения итогов. Данный приём помогает улучшить концентрацию и внимание, память.

Работу с пазлами ученики любят, работая в парах.

Игра в пазлы способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия.

Использование в работе данных приёмов позволяет взаимодействовать с обучающимися, ориентируясь на личностный интерес каждого ребёнка.

Можно сделать вывод, что использование данных приёмов работы позволяет

обучающимся осваивать новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

происходит поддержка образовательной мотивации и интереса обучающихся к предмету;

формируется умение делать самооценку и самоанализ работы;

формируются желание и умение учиться.

Презентация работы: https://cloud.mail.ru/public/TkqQ/NG9Y8sibc 

Опубликовано


Комментарии (2)

Панкова Татьяна Владимировна, 28.02.24 в 09:00 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Методическая статья отражает личный подход автора к данной теме!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.