Статья «Проблемы повышения уровня подготовки студентов в системе СПО»

1
0
Материал опубликован 2 October 2020

ПРОБЛЕМЫ (ПУТИ) ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Белов И.В. мастер производственного обучения,

Каратузский филиал КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж» с. Каратузское

e-mail: belov.75.ivan@mail.ru

 

В профессиональное образование в настоящее время интенсивно внедряются разнообразные инновационные модели обучения, поскольку становление специалиста-профессионала требует значительного интеллектуального, физического напряжения преподавателей и постоянного совершенствования форм, методов, технологий обучения. Сегодня явно недостаточно лишь констатировать высокую общественную значимость профессионального образования, необходимо найти действенные механизмы преобразования его содержания.

Среди технологий обучения, используемых в настоящее время в системе среднего профессионального образования наиболее часто применяются технологии, ориентированные на знаниево-информационный и поведенческий аспекты.

Достаточно широко используется технология развивающего обучения, позволяющая развивать профессиональные, личностные качества студентов.

Образовательные технологии на основе индивидуально-личностного подхода, позволяют скорректировать содержание профессионального образования (в рамках стандарта), выстроить последовательность изучаемых дисциплин, определить объемы учебного материала, но при наличии достаточно высокого уровня профессиональной мотивации студента, его умения проводить анализ собственных жизненных проблем, самоорганизации себя, выбора стиля и образа жизни.

Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специалисты среднего звена  в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Работу с неуспевающими студентами следует вести по нескольким направлениям.

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Меры предупреждения неуспеваемости студента:

- всестороннее повышение эффективности каждого занятия;

- формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;

- индивидуальный подход к студенту;

- специальная система домашних заданий;

- усиление работы с родителями;

- привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Цели и задачи.

Цель – формирование у студентов приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи

- создание системы внеурочной работы, дополнительного образования студентов;

- развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

- удовлетворение потребности в новой информации;

- формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету;

- расширение кругозора студентов, их любознательности;

- развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки студентов;

- активизация слабых студентов.

Этапы  работы мастера со слабоуспевающими студентами:

- провести диагностику в начале года с целью выявления уровня базовой подготовки  студента;

- оказывать своевременную помощь неуспевающему студенту на определенном этапе урока;

- регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить;

- использовать на занятиях различные виды опроса для объективности результата;

- комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем);

- ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН;

- определить время, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию;

- поставить в известность куратора, деканат или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок;

- не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае  использовать другие методы воздействия.

Чтобы мастер мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов. Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Возможные причины неуспеваемости и типы неуспевающих студентов с учетом характера их мыслительной деятельности.

Первый тип: студенты с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению.

Второй тип: студенты с высоким качеством мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.

Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Работа со студентами со слабым развитием мыслительной деятельности.

Основная помощь студентам для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в учебное заведение бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти студенты занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Для того чтобы заинтересовать студентов, необходимо использовать все возможности учебного материала:

- создавать проблемные ситуации;

- активизировать самостоятельное мышление;

- организовывать сотрудничество студентов на уроке;

- выстраивать позитивные отношения с группой;

- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Этой группе неуспевающих студентов рекомендуются задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа со студентами, не желающими учиться.

Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно.

Задача мастера в этом случае:

- помочь студентам осознать необходимость получения новых знаний;

- развивать ответственность;

- поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

- решение проблемных ситуаций;

- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

- связь учебной информации с жизненным опытом студентов;

- организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Как можно помочь слабоуспевающему студенту.

Работа с неуспевающими студентами может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия).

В процессе контроля за подготовленностью студента:

- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

- предложения студенту примерного плана ответа;

- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала:

- применение мер поддержания интереса к усвоению темы;

- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

В ходе самостоятельной работы на уроке:

- разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;

- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

- напоминание приема и способа выполнения задания;

- ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

- более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы:

 более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

- предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

- карточки для индивидуальной работы;

- задания с выбором ответа;

- творческие задания;

- «карточки – информаторы»;

- «карточки – с образцами решения»,

- «карточки – конспекты».

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

- трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется студенту);

- общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;

- индивидуальные дифференцированные задания;

- групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки студентов (вариант определяет мастер);

- равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;

- общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;

- индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Суть всего выше сказанного сводится к тому, что бы создать на занятии ситуацию успеха:

- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

- слабому – выполнить посильный объем работы.

Стремление к этой цели, я думаю, должно дать желаемые результаты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.

2. Анисимов В.В. Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность/ Научн. ред. В.В. Анисимов. – М.: 2005. – 188 с.

3. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. – М.: Педагогика, 1997. – 284 с.

4. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. – М.: Педагогика, 1993. – 172 с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М: 1995. – 334 с.

6. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: 1997. – 364 с.

7. Вершинин С.И. Модернизация профессионального образования: проблемы и перспективы. – М.: 2004. – 51 с.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986.– 240 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.