12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лесных Марина Геннадьевна102

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»









Долгосрочный детско-взрослый проект на тему:

«Азбука финансовой грамотности»


группа подготовительная к школе № 1







Авторы проекта:

                                                                                                     Ардисламова Э.К.,

                                                                                            воспитатель;

                                                                                            Лесных М.Г.,              

                                                                                          воспитатель






г.Нефтеюганск

2023г.


Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительного к школе возраста , воспитатели, родители.
По времени проведения: долгосрочный (
05.12.2022 – 20.01.2023)

Актуальность:

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в       настоящее время актуально и востребовано.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Однако, сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Малыш очень рано включается в экономическую  жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.


Цель: Формирование основ финансовой культуры и азов финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

- Сформировать у дошкольников начальные представления о денежной сфере жизни.

- Раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их зарабатывать.

- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.

- Подготовить к принятию своих первых финансовых решений.

- Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.

- Научить соотносить понятия надо, хочу и могу.

- Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

  • Трудиться, работать и зарабатывать;
  • Деньги, доходы.
  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить.
  • Откладывать, копить, сберегать.
  • Одалживать, занимать, отдавать, возвращать.
  • Планировать, экономить.


Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети подготовительной группы смогут:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, деньги являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - смогут понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

- осознавать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за это деньги не купишь;

- смогут научиться принимать свои первые финансовые решения, относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу;

- понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

 - применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);














Этапы работы:

Первый этап – подготовительный


- разработка плана работы по формирования у детей подготовительной к школе группы основ финансовой грамотности;

- изготовление наглядного, дидактического материала и пособий по финансовой грамотности дошкольников;

- подбор детских книг и литературы, тематических видеороликов, мультфильмов и различных игр;

- формирование предметно-развивающей среды: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- подбор консультации для родителей по теме «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Второй этап – основной (работа с детьми)


- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

- Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

- создание мультфильма

Сотрудничество с родителями:


- анкетирование

- индивидуальные беседы

Третий этап – заключительный.


- Подведение итогов

- организация ярмарки

                                   Модель трех вопросов.


Что мы знаем ?

Что мы хотим узнать?

Где нам найти ответы ?

 Банковские карты

Как использовать?

 Николь – спросить у родителей

Расходы и доходы

Как взаимосвязаны?

Полина – посмотреть видео, спросить у воспитателя или у папы.

Сбережения

Как накопить на мечту?

Катя – спросить у воспитателя, родителей



Перспективный план работы над проектом


Формы работы

Тема

Беседы

Беседа «Как деньги попадают нам в дом», «Все работы хороши».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Беседа «История денег в России».

Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Стоимость и цена товара», «Что такое долг?».

Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».

Занятия

Составление рассказов на темы:

«Доходы и расходы моей семьи»,

«Мы ходим за покупками»,

«Что значит быть бережливым».

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

НОД "Почему взрослые работают?»

НОД «Путешествие в страну Экономика».

НОД «История возникновения денег» (просмотр презентации).

НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

НОД «Копим и сберегаем».

Тематическое занятие «Путешествие в мир рекламы».

«Где покупают и продают разные товары».      

Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности».

Художественная

литература

Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях.

К.Д. Ушинский «Два плуга».

Н. Носов «Заплатка».

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Н. Носов «Незнайка на Луне».

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

К.Чуковский «Муха – Цокотуха».

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».

Украинская сказка «Колосок».

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Моя будущая профессия»,

«Как я помогаю близким».

 «Моя любимая игрушка».

«Моя копилка».

Апликация:

«Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»).

Конструирование из бумаги с в технике оригами с элементами рисования «Кошелек».

Лепка:

«Монета».

Дидактические игры

   Игра «Кто как работает?»

 «Хочу – надо».

«Купи подарок другу».

«Кто что делает?»

«Угадай, где продаются».

«Что быстрее купят?»

«Угадай профессию».

«Выбираем самое главное».

Сюжетно-ролевые игры

 «Банк».

«Магазин «Продукты», «Бытовая техника».

«Магазин игрушек».

«На приеме у врача».        

«Аптека».

Подвижные игры

«Быстро возьми, быстро положи».

«Самый быстрый».

«Пересчет».

«Будем денежки считать».

«Клад».

«Покупки».

Просмотр презентаций, мультфильмов

С. Михалков «Как старик корову продавал»

«Золотая антилопа»

«Приключения Буратино»

«Приключения Незнайки»

«Барбоскины и реклама»,

 «Простоквашино. Клад»

«Уроки тетушки Совы. Азбука денег»

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

Созданы вставки

«Деньги разных эпох»

Работа с родителями

  - Организация и проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Проведение консультаций, оформление папок –передвижек, буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

- Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности».

- Создание альбома «Профессии наших родителей».

- Создание РППС совместно с родителями.

- Совместное творчество с детьми «Копилка своими руками».

- Создание подборок произведений о деньгах, профессиях, труде…

- Фотовыставка «Поход в магазин».



Результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети подготовительной группы научились:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знают, что деньги зарабатываются трудом, деньги являются мерой оценки труда;

 - понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

- соотносят понятия хочу и могу;

- понимают, что тратить можно мудро, с пользой для себя;

 - применяют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории:

  • Трудиться, работать и зарабатывать;
  • Деньги, доходы.
  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить.
  • Откладывать, копить, сберегать.
  • Одалживать, занимать, отдавать, возвращать.
  • Планировать, экономить.


Использованная литература:

 Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.   Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.   Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.   Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6.   Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7.   Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8.   Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9.   Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10.            Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru /

http://e.stvospitatel.ru /




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»









Долгосрочный детско-взрослый проект на тему:

«Азбука финансовой грамотности»


группа подготовительная к школе № 1







Авторы проекта:

                                                                                                     Ардисламова Э.К.,

                                                                                            воспитатель;

                                                                                            Лесных М.Г.,              

                                                                                          воспитатель






г.Нефтеюганск

2023г.


Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительного к школе возраста , воспитатели, родители.
По времени проведения: долгосрочный (
05.12.2022 – 20.01.2023)

Актуальность:

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в       настоящее время актуально и востребовано.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Однако, сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Малыш очень рано включается в экономическую  жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.


Цель: Формирование основ финансовой культуры и азов финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

- Сформировать у дошкольников начальные представления о денежной сфере жизни.

- Раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их зарабатывать.

- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.

- Подготовить к принятию своих первых финансовых решений.

- Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.

- Научить соотносить понятия надо, хочу и могу.

- Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

  • Трудиться, работать и зарабатывать;
  • Деньги, доходы.
  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить.
  • Откладывать, копить, сберегать.
  • Одалживать, занимать, отдавать, возвращать.
  • Планировать, экономить.


Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети подготовительной группы смогут:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, деньги являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - смогут понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

- осознавать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за это деньги не купишь;

- смогут научиться принимать свои первые финансовые решения, относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу;

- понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

 - применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);














Этапы работы:

Первый этап – подготовительный


- разработка плана работы по формирования у детей подготовительной к школе группы основ финансовой грамотности;

- изготовление наглядного, дидактического материала и пособий по финансовой грамотности дошкольников;

- подбор детских книг и литературы, тематических видеороликов, мультфильмов и различных игр;

- формирование предметно-развивающей среды: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- подбор консультации для родителей по теме «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Второй этап – основной (работа с детьми)


- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

- Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

- создание мультфильма

Сотрудничество с родителями:


- анкетирование

- индивидуальные беседы

Третий этап – заключительный.


- Подведение итогов

- организация ярмарки

                                   Модель трех вопросов.


Что мы знаем ?

Что мы хотим узнать?

Где нам найти ответы ?

 Банковские карты

Как использовать?

 Николь – спросить у родителей

Расходы и доходы

Как взаимосвязаны?

Полина – посмотреть видео, спросить у воспитателя или у папы.

Сбережения

Как накопить на мечту?

Катя – спросить у воспитателя, родителей



Перспективный план работы над проектом


Формы работы

Тема

Беседы

Беседа «Как деньги попадают нам в дом», «Все работы хороши».

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Беседа «История денег в России».

Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту», «Стоимость и цена товара», «Что такое долг?».

Обсуждение ситуаций «Работать и зарабатывать».

Занятия

Составление рассказов на темы:

«Доходы и расходы моей семьи»,

«Мы ходим за покупками»,

«Что значит быть бережливым».

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

НОД "Почему взрослые работают?»

НОД «Путешествие в страну Экономика».

НОД «История возникновения денег» (просмотр презентации).

НОД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

НОД «Копим и сберегаем».

Тематическое занятие «Путешествие в мир рекламы».

«Где покупают и продают разные товары».      

Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности».

Художественная

литература

Чтение стихотворений о труде, профессиях, пословиц и поговорок, загадывание загадок о труде, профессиях.

К.Д. Ушинский «Два плуга».

Н. Носов «Заплатка».

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Н. Носов «Незнайка на Луне».

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

К.Чуковский «Муха – Цокотуха».

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике Балде».

Украинская сказка «Колосок».

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Моя будущая профессия»,

«Как я помогаю близким».

 «Моя любимая игрушка».

«Моя копилка».

Апликация:

«Игрушка своими руками» (для «Ярмарки поделок»).

Конструирование из бумаги с в технике оригами с элементами рисования «Кошелек».

Лепка:

«Монета».

Дидактические игры

   Игра «Кто как работает?»

 «Хочу – надо».

«Купи подарок другу».

«Кто что делает?»

«Угадай, где продаются».

«Что быстрее купят?»

«Угадай профессию».

«Выбираем самое главное».

Сюжетно-ролевые игры

 «Банк».

«Магазин «Продукты», «Бытовая техника».

«Магазин игрушек».

«На приеме у врача».        

«Аптека».

Подвижные игры

«Быстро возьми, быстро положи».

«Самый быстрый».

«Пересчет».

«Будем денежки считать».

«Клад».

«Покупки».

Просмотр презентаций, мультфильмов

С. Михалков «Как старик корову продавал»

«Золотая антилопа»

«Приключения Буратино»

«Приключения Незнайки»

«Барбоскины и реклама»,

 «Простоквашино. Клад»

«Уроки тетушки Совы. Азбука денег»

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками».

Созданы вставки

«Деньги разных эпох»

Работа с родителями

  - Организация и проведение анкетирования «Мой ребенок и финансовая грамота».

- Проведение консультаций, оформление папок –передвижек, буклетов на тему «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

- Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности».

- Создание альбома «Профессии наших родителей».

- Создание РППС совместно с родителями.

- Совместное творчество с детьми «Копилка своими руками».

- Создание подборок произведений о деньгах, профессиях, труде…

- Фотовыставка «Поход в магазин».



Результаты проекта:

В ходе реализации проекта дети подготовительной группы научились:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знают, что деньги зарабатываются трудом, деньги являются мерой оценки труда;

 - понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;

- соотносят понятия хочу и могу;

- понимают, что тратить можно мудро, с пользой для себя;

 - применяют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории:

  • Трудиться, работать и зарабатывать;
  • Деньги, доходы.
  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить.
  • Откладывать, копить, сберегать.
  • Одалживать, занимать, отдавать, возвращать.
  • Планировать, экономить.


Использованная литература:

 Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.   Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.   Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.   Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6.   Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7.   Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8.   Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9.   Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10.            Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru /

http://e.stvospitatel.ru /





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.