12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крючкова Наталья Владимировна10

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №82 им. А. Н. Знаменского

р.п. Каменоломни





















Проект по литературе


Евгений Онегин - наш современникPPTX / 2.09 Мб





Евгений Онегин – наш современник



Выполнила:
ученица 10 класса
Сейранова Диана

Руководитель:

Крючкова Наталья Владимировна –
учитель русского языка и литературы





П. Каменоломни, 2020 год

Содержание


Введение.
Цель и задачи проекта……………………………………………………………..3-4


1. Теоретическая часть.
1.1 Евгений Онегин – наш современник…………………………………………5-6
1.2 «Евгений Онегин» - историческое произведение…………………………….
1.3 Онегин – образец нашей молодежи.


2. Исследовательская часть.
2.1 Опрос среди учащихся 9 классов.

Заключение.
Список использованной литературы.




































Введение.

Не секрет, что интерес к творчеству Пушкина в школе (да и не только) угасает. Все чаще от школьников приходится слышать, что Пушкина слишком много, он везде и всем порядком надоел, а еще все вокруг твердят, что Пушкин - гений. Дети, особенно подростки, со свойственным их возрасту духом противоречия говорят: "А мы Пушкина не любим!". Но Пушкин все же гений и знать Пушкина необходимо любому культурному и образованному человеку, а именно таких людей из нас стараются вырастить наши учителя.

Разумеется, ничего кроме отторжения не может вызвать у детей та форма изучения жизни и творчества поэта, которая заключается в пересказе биографии по учебнику и чтении стихотворений наизусть, а тем более претит им безапелляционное навязывание величия и гениальности Пушкина. Потому перед учителями, ставящими задачу пробудить интерес к Пушкину, возникает вопрос: как это сделать.

В этом году на уроках литературы мы познакомились с романом в стихах «Евгений Онегин». Новые герои, сюжет произведения увлёкли нас. Но мне захотелось познакомить сверстников с Евгением Онегиным не только как с литературным героем, но и человеком, который мог бы жить рядом с нами. Приблизить литературного героя к реальной жизни.

Таким образом, актуальность работы продиктована необходимостью возродить любовь к чтению и мотивировать моих сверстников на чтение классической литературы.
Предполагаемое исследование проводится на материалах биографов Пушкина и романе в стихах «Евгений Онегин».

В данном проекте я попытаюсь дать полную характеристику главного героя романа, выявить сходство между героем и молодыми людьми 21 века.

Объект исследования: образ героя романа «Евгений Онегин» поэзия позднего периода творчества поэта.

Предмет исследования: личностные качества героя

Цель: заинтересовать старшеклассников творчеством А.С.Пушкина


Для достижения цели был поставлен ряд задач:

Исследовать биографию поэта.

Познакомиться с критической литературой по роману Евгений Онегин.

Выявить личностные черты характера ЕО, сопоставив его образ с образом нынешней молодёжи.

Провести опрос среди уч-ся 9 классов.



Гипотеза: черты характера Евгения Онегина, молодого человека начала 19 века, можно найти в современных молодых людях. Представим, что Евгений Онегин живет в 21 веке. Каким бы он мог быть?


Результат исследования: результаты исследования возможно использовать на уроках русского языка и литературы, и внеурочной деятельности по предмету, литературных вечерах, посвященных русской поэзии, для знакомства старшеклассников с творчеством А. С. Пушкина.


Продукт проекта: разработка страницы в соцсети «ВКонтакте»











































1. Теоретическая часть.

1.1 Евгений Онегин – наш современник

Евгений Онегин - главный герой, по имени которого и назван роман. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание.
Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде.

Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку.

Он вел типичный для молодежи образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин — вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился — и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”.

Это и неудивительно — на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни.

Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”. “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.

Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать “труд упорный ему был тошен”.

Онегин “читал, читал, а все без толку”.

Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли. После этих печальных событий, Онегиным овладевает «охота к перемене мест» и он уезжает путешествовать.
Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”. Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” — вот основная черта и беда его характера. “Упорный труд ему был тошен” — это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.

Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры...”.

Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. «“Онегин — страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле», — считает Белинский. Этим объясняется понимание Онегина как характера “незавершенного”, судьба которого трагична вследствие этой незаконченности. Белинский не соглашается с теми критиками, кто считал Онегина “пародией”, находя в нем типическое явление русской жизни.


































1.2 «Евгений Онегин» - историческое произведение.

Произведение «Евгений Онегин” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. “Евгений Онегин” писался в продолжение нескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой.

Первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. говорил, что “Евгений Онегин” — произведение историческое, в котором описаны обычаи, нравы и быт русского общества. Автора по праву можно назвать национальным поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и деревень с любовью и патриотизмом. Пушкин осуждает светское общество, которое он считал лицемерным, льстивым, ненастоящим, изменчивым, потому что люди, которые еще сегодня симпатизировали человеку, завтра могли отвернуться от него, даже если он не сделал ничего плохого. Это значит — имея глаза, ничего не видеть. Онегин был очень близок автору, и через его поступки поэт показал, что общество еще не готово измениться и принять в свой круг такого передового человека, как Евгений Онегин. Пушкин обвиняет общество в смерти Ленского, ведь из-за боязни стать причиной сплетен, смеха и осуждения, Онегин решается принять вызов.

Пушкин показывает не только пороки, но и истинную добродетель и идеал русской женщины в образе Татьяны Лариной. Татьяна, как и Онегин, — существо исключительное. Она тоже понимала, что родилась раньше своего времени, но в то же время она верила в счастливое будущее.
Татьяна относилась холодно к светскому обществу, без сожаления променяла бы его на жизнь в деревне, где она могла слиться с природой.
Пушкин подробно и правдиво отразил в романе жизнь помещиков в деревне, их быт, традиции.
Автор с любовью описывает красоту русской природы и с грустью говорит о том, что однообразие убило в людях мечтательность, оптимизм, жизнелюбие.
Читая роман в стихах “Евгений Онегин”, понимаешь, насколько подробно и правдиво он описал жизнь крестьян и помещиков, поведение и воспитание детей в семье, жизнь светского общества. Читая “Евгения Онегина”, можно почувствовать, что автор живет в этом мире, что-то он осуждает, а чем-то он умиляется. Я считаю, что Белинский, назвав роман “энциклопедией русской жизни”, поступил мудро, потому что в нем отражаются все стороны жизни того времени.













1.3 Онегин – образец нашей молодежи

Онегин - обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».

Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение.

Образ Онегина - отправная точка в развитии главного героя русского романа.

Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин - представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала «мадам»; потом «monsieur ее сменил». Француз, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

Изумительную характеристику дал Онегину Достоевский, с одной стороны как человеку своего круга и времени, а с другой – преломившему в себе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустякового недоразумения. Вследствие этого в его уме и сердце зарождается сомнение не столько в своих душевных силах, сколько в способностях управлять ими.

«Начинаются его мучения, его долгая агония. Проходит молодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться? Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душе его, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать? Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же он страдает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанется другой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уважать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился, и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни и истины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для нее не пожертвовал, - и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем? Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом быть не может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»

Конечный вывод Достоевского об Онегине: «это дитя эпохи, это вся эпоха».

Да, разумеется, Онегин представляет собою свою эру. Но Онегин прежде всего проникает в себя, устанавливая, таким образом, свою несовместимость с другими. А это ведет к тому, что для Онегина особенно важно прояснить собственную человеческую сущность. Двигаясь в этом направлении, он оказывается в положении человека, для которого первая тайна на свете – он сам, его общезначимая единственность. Его трагедия в том, что он – один. Где же выход для него? Только в нем самом. Лишь при осознании того, что ты один на свете, но именно как человек в полном смысле слова, тебе, рано или поздно, скорее поздно, чем рано, откроется путь к другим, как человеку, неотъемлемому от других.










































2. Исследовательская часть.

2.1 Опрос среди учащихся 9 классов.


Представьте, что Евгений Онегин – современный молодой человек.

1. Какими могли быть его любимые развлечения?..................

2. Какую музыку он бы предпочёл?....................

3. Назовите любимые книги современного Онегина…………….

4. Любимые места Онегина в Петербурге и в России…………………..

5. Кто мог быть другом Евгения Онегина……………………..


Согласно проведённому опросу были выявлены предпочтения во вкусах литературного героя. Всё это нашло отражение на страницах соцсети «В контакте», которая и является продуктом моего проекта.t1695758363aa.jpg


t1695758363ab.jpg




Заключение.

Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин - обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».

Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение.

Образ Онегина - отправная точка в развитии главного героя русского романа.
Результаты моего исследования возможно использовать на уроках русского языка и литературы, и внеурочной деятельности по предмету, литературных вечерах, посвященных русской поэзии, для знакомства старшеклассников с творчеством А. С. Пушкина.



























Список использованной литературы.

1. Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. – Л. Сов.писатель, 1986.

2. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах. Т.І.М., «Худож. Лит.»
3. Лотман Ю.М. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». Ленинград: Просвещение, 1980.

4. Набоков В. В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».-COOLlib.

5. А.С. «Евгений Онегин».-М.: « Астрель», 2004.

6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki / -Материалы об авторах книг и их произведениях.






























13


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.