12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Блажкова Анна Александровна52
Россия, Краснодарский край, станица Медведовская
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»
2

Проект «Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

СТ. МЕДВЕДОВСКАЯ.













Проект

«Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»



Номинация: дошкольный возраст.





































1.Проект«Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Номинация: дошкольный возраст.

2.Пояснительная записка.

Проект «Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» является авторской разработкой. В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника. Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове ребенка на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги. 

Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить дошкольнику. А ведь память, являясь фундаментом в системе получения знаний.
Анализируя педагогический опыт работы, пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности.

Поставила задачу - организовать успешное освоение содержания непосредственно образовательной деятельности. Уверена, что сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать ребенка, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов.
Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае пришла на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов. Мнемотехника-это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.

Основной формой работы является использование мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).

При составлении таблицы учитывала различные приёмы запоминания (метод составления сюжета, метод ассоциации, метод трансформации). Метод составления сюжета достаточно понятени прост: для того, чтобы запомнить таблицу, нужно придумать рассказ, который свяжет в единый сюжет весь материал для запоминания. Метод ассоциаций - это установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.

Использованиемнемотаблиц и мнемодорожекв свободной игровой деятельности придает математическому материалуигровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям. А включение мнемотаблиц и мнемодорожекв непосредственно – образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания, позволяет запомнить сложный материал, удерживать интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.



-актуальность проекта:активизация познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня учебной мотивациии качества знаний, применение полученных знаний в различных ситуациях, в свободной игровой и образовательной деятельности.



-проблема, решаемая при реализации проекта:неумение детей применять математические знания в нестандартных ситуациях, в самостоятельной деятельности, ставить цель , составлять план работы, выполнять её до конца.



-контингент участников проекта:дети старшего дошкольного возраста, воспитатели старшей группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.



3.Цель и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта.

Цель:создать условия для формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей через использование мнемотаблиц в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- способствовать закреплению умения детей решать простейшие арифметические задачи с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек;

- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

- содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

- способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.



4.Содержание проекта.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: краткосрочный (6 месяцев).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

1.Подготовительный этап(декабрь 2015г.- январь2016г.)

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач проекта.

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.

Изготовление мнемотаблиц и мнемодорожекпо математике.

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.

Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал (в видемнемотаблиц и мнемодорожек);

помощь родителей в изготовлении дидактических игр, мнемотаблиц по ФЭМП.

Проведение анкетирования родителей.

Оформление папки – передвижки «Волшебные математические дорожки для дошкольников».

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

 2.Основной этап (февраль-апрель 2016г.)

НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

Чтение математических сказок: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах по мнемотаблицам.

Просмотр компьютерной презентации «Волшебные дорожки»

Раскрашивание математическихмнемодорожек, раскрасок, рисование цифр и геометрических фигур.

Конструирование (алгоритм постройки из разных видов конструктора)

Дидактические игры с математическим содержанием:

«Крестики – нолики»,

«Математическое лото»,

«Божьи коровки и ромашки»,

«Лабиринты»,

«Какие цифры потерялись»,

«Веселые цифры», «Математические домики»,

«Мозаика из крышек»,

«Танграм»,

«Математический планшет «Геометрик»,

«Волшебные круги»,

«Домино», «Чудесный мешочек»,

«тренажер «Божьи коровки».

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

Подвижные игры: «Сделай фигур», «Море волнуется».

Пальчиковые гимнастики.

Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

3. Заключительный этап: (май2016г.)

Выставка « Занимательные дорожки», изготовленные вместе с детьми и родителями.

Беседа «Чем мне интересны математические игры».

Выставка книжек – малышек с математическими заданиями, мнемотаблицами и мнемодорожками.

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Использование мнемотаблицна НОД по ФЭМП, для закрепления пройденного материала.

Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».

Обработка и оформление материалов проекта.



Краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации.



Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;ирассказывание по мнемотаблицам.

- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.мнемотаблицами и мнемодорожками.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

Физминутки по мнемоталицаммае.сод.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

 «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».

«Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.

«Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

«Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.

«Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.

Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.

«Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,

«Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.

Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».

«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.



5.Ожидаемые и полученные результаты.



Ожидаемые результаты.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и  в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.


Полученные результаты:

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Вывод. Применение мнемотехники дало возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» студентов от науки на уровень житейских пониманий, воображения и фантазии. Это позволяло разгружать сложную для запоминания математическую информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Качество знаний по математике значительно повысилось. 


























​​​​​​​

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.