12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкратова Ольга Владимировна58
Россия, Челябинская обл., Чебаркуль
3

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 «Солнышко»



Проект

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно – образовательной деятельности в группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР»


t1643280077aa.jpg



Подготовила:

Учитель – логопед

Панкратова О.В.






г. Чебаркуль, 2021.





Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Актуальность………………………………………………………………..3

Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта………….3 – 4

Аннотация проекта……………………………………………………..4 – 5

Этапы реализации проекта………………………… ………………..........5

План мероприятий……………………………………………………...6 – 8

Выводы о результатах деятельности ……………………………………..9

Приложение 1. Список литературы……..........................................................10

Приложение 2. Консультация для родителей..........................................11 – 14

Приложение 3. Фотоотчёт о проведении коррекционно – образовательной деятельности……………………………………………………………...15 – 16

Приложение 4. Другие материалы проекта: картотеки, сборник консультации для родителей «О здоровье детей» и пр. (отд. папка)





ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслима педагогическая деятельность современного дошкольного учреждения.


АКТУАЛЬНОСТЬ

С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.

Именно поэтому в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №10 «Семицветик» было решено реализовать проект с использованием здоровьесберегающих технологий.


ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

Цель проекта: изучение и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС, обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического развития.

Задачи:

Создать предметно – пространственную развивающую среду группы и условия для оздоровительной коррекционно – образовательной деятельности;

Корректировать все компоненты речевой системы детей с ТНР с внедрением здоровьесберегающих технологий во время проведения НОД и в различные режимные моменты.

Повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) с помощью здоровьесберегающих технологий.

Участники проекта. Учитель – логопед, воспитатели, дети, родители группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №10 «Семицветик».

Формы работы:

Совместная деятельность взрослого с ребёнком

Самостоятельная деятельность детей

В обеих формах работы для достижения наилучшего результата были использованы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, логоритмика)

Технологии обучения здоровому образу жизни (НОД (физическая культура), утренняя гимнастика, точечный массаж, самомассаж, Су – Джок).

Коррекционные технологии (музыкотерапия, непосредственно коррекционные занятия с логопедом).

Предполагаемые результаты.

Создание единого инновационного пространства.

Повысится результативность воспитательно – образовательного процесса.

3. У воспитанников группы появится стойкая мотивация на здоровый образ жизни, будет наблюдаться положительная динамика состояния здоровья, уменьшатся речевые дефекты.

4. У родителей сформируют ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Предполагаемые продукты деятельности.

Для детей:

1. В группе создан «Уголок здоровья» со всеми необходимыми материалами и атрибутами, необходимыми для организации здоровьесберегающих технологий.

2. Созданы: картотека артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, картотека логоритмических упражнений, картотека кинезиологических упражнений.

3. Разработаны конспекты НОД и др. мероприятий по теме проекта.

Для родителей:

1. Разработаны консультации по теме проекта.

2. Подготовлены фотоотчеты о работе по теме проекта в группе.

3. Обобщен и представлен опыт работы на родительском собрании через организацию презентации проекта.

Для педагогов:

1. Подготовлены фотоматериалы коррекционно – образовательной деятельности детей, а также конспекты методических разработок.

2. Обобщен и представлен опыт работы на педагогическом совете через организацию презентации проекта.


АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Педагогический проект с использованием здоровьесберегающих технологий затрагивает актуальный вопрос обеспечения каждому ребенку с ТНР укрепления психического и физического развития. Он является долгосрочным, рассчитан на один учебный год.

Реализация данного проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через организованную коррекционно – образовательную деятельность, самостоятельную детскую деятельность, дидактические игры, артикуляционные игры с элементами биоэнергопластики и др. мероприятия. Предлагаемые формы работы являются актуальными, так как помогают уменьшить речевые дефекты и оказывают положительное влияние на общее физическое развитие детей с речевой патологией.

Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап – организационный (сентябрь 2020 года).

Содержание деятельности:

Изучение методической литературы по теме проекта.

Создание картотек, подбор основного оборудования и материала для организации здоровьесберегающих технологий

Проведение входных диагностических мероприятий у воспитанников группы и их родителей.

Составление плана мероприятий для всех представителей образовательного пространства (дети, родители, педагоги).

II этап – деятельностный (сентябрь 2020 года – март 2021 года).

Содержание деятельности:

Организация работы с детьми, родителями, педагогами согласно разработанного плана.

III этап – заключительный (апрель 2021 года).

Содержание деятельности:

Проведение итоговых диагностических мероприятий с воспитанниками и их родителями.

Анализ результатов деятельности.

Презентация работы с детьми на итоговых мероприятиях учебного года: родительском собрании, педагогическом совете.



6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Для детей:


Месяц

Вид деятельности, название

Сентябрь

Диагностика

Октябрь – март

Использование:

1. Технологий сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, логоритмика)

2. Технологий обучения здоровому образу жизни (НОД (физическая культура), утренняя гимнастика, точечный массаж, самомассаж, Су – Джок).

3. Коррекционных технологий (музыкотерапия, кинезиологические упражнения, непосредственно коррекционные занятия с логопедом).

во всех видах НОД, а также в других видах деятельности согласно режиму дня


Апрель

Диагностика


Для родителей:


Месяц

Вид деятельности, название

Сентябрь

Входное анкетирование «Что я знаю о здоровьесбережении детей?»

Ознакомление родителей с планом работы по реализации проекта

Совместное с воспитателями создание условий для организации здоровьесберегающих технологий


Октябрь – март

Постоянное пополнение предметно – пространственной развивающей среды группы по тематике проекта

Проведение консультаций согласно сборника консультаций для родителей «О здоровье детей».

Размещение информационных листов по тематике проекта в уголках для родителей

Домашние задание с использованием здоровьесберегающих технологий


Апрель

Итоговое анкетирование

Презентация опыта работы по проекту на родительском собрании





Для педагогов:


Месяц

Вид деятельности, название

Сентябрь

Создание картотеки артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики; картотеки логоритмических упражнений, картотеки кинезиологических упражнений.

Разработка конспектов НОД и др. мероприятий с детьми


Октябрь – март

Непосредственная организация НОД и др. мероприятий по разработанным конспектам и картотекам с целью выяснить степень полезности методических разработок

Апрель

Презентация опыта работы по проекту (фотоматериалов, методических разработок) на педагогическом совете


7. ВЫВОДЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В группе преобразована ППРС. В «Уголке здоровья» появилось большое количество игр, оборудования и материалов (традиционных и нетрадиционных (сделанных своими руками) для:

ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек, где происходит массаж стопы ног.

развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки.

массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики: веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки.

ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку.


Оборудование и материалы

соответствуют возрастным особенностям и уровням развития детей.

У воспитанников группы наблюдается положительная динамика состояния здоровья, уменьшаются речевые дефекты.

С родителями воспитанников установлены доверительные, партнерские взаимоотношения. В настоящий момент они активно участвуют в реализации всех мероприятий проекта, оказывая посильную помощь.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Список литературы:

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

Никитина М.И. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста. – СПб, 2006.

Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2006.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. – Ярославль, 1997.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»


Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во дворе, не болел. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной из главных задач и нашего сада является: сохранять, укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье дошкольника.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. 

Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровьявооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающей технологии: 

1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы. 

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья. 

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

подвижные и спортивные игры

контрастная дорожка

2  группа Технологии обучения здоровому образу жизни. 

утренняя гимнастика

физкультурные занятия

спортивные развлечения, праздники

День здоровья

СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3 группа Технологии музыкального воздействия. 

музыкотерапия

сказкотерапия

4 группа Технология коррекции поведения.

Таким образом в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием для: 

-ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек, где происходит массаж стопы ног.

 - развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки.

 -массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.

- массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики: веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки. 

- ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку.

Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. 

Поставленные цели и задачи я  успешно реализую на практике:  динамические паузы я  провожу  во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.  При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Подвижные и спортивные игры проводятся как  часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. 

Релаксация.  Гимнастика пальчиковая проводятся с детьми своей возрастной группы индивидуально, либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а также во время занятий.

 Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. 

 Гимнастика дыхательная в  различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.  

Гимнастика бодрящая ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам.

 Физкультурные занятия – 3 раза в неделю.

Проводятся в хорошо проветренном помещении 2 раза в неделю, в физкультурно-музыкальном зале. Средняя подгруппа – 20/25 мин., старшая подгруппа – 25/30мин.1раз на свежем воздухе. 

СамомассажВ различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.

Психогимнастика1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Технология воздействия через сказки (сказкотерапия) Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизниНа занятиях по сказкотерапии с детьми старшей подгруппы учим составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. 

Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.  Проводим совместно (воспитатели и музыкальный руководитель). Так же  с детьми проводятся разные виды закаливания:

- ходьба босиком по мокрой дорожке проводится после дневного сна.

- обширное умывание.

- ходьба по ребристым дорожкам. 

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями. Перед нами стоит задача:

-ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе. — консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.

- родительское собрание;

- папки-передвижки;

- семинары-практикумы;

-анкетирование;

- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей;

-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);

- выпуск газеты;

Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

Родители являются  примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям  воспитателей по организации режима дня, досуга дома.

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее  адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к  простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.

Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.



ЛИТЕРАТУРА:

1. Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства» //Дошкольное воспитание. – 2004. - N1. - С.114-117.

2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении»// Методист.- 2005.- N4.-С.61-65.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Фотоотчёт о проделанной коррекционно – развивающей работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №10 «Семицветик».



t1643280077ab.jpg t1643280077ac.jpg



t1643280077ad.jpg t1643280077ae.jpg




t1643280077af.jpg t1643280077ag.jpg




t1643280077ah.jpg



t1643280077ai.jpg t1643280077aj.jpg



t1643280077ak.jpg t1643280077al.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.