12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Соловей106
Россия, Выкса
5

Проект по безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №27 «Сказка» 

 

ПРОЕКТ

по пожарной безопасности  

старшей группы

«Азбука пожарной безопасности» 

 

                                                                                     Воспитатель:  

1 квалификационной категории

Соловей Ю.А.

Стаж работы – 7 лет.

 

г.о.г. Выкса 2021гг. 

 

Содержание

Пояснительная записка

Описание проекта

Программное содержание

Актуальность проекта

Объект проекта

Проблема

Предмет проекта 

Цель

Задачи

Необходимые материалы

Время выполнения

Предполагаемый продукт

Литература

План реализации проекта

Выводы

Результат проекта

 

Пояснительная записка 

Мы живем в мире приборов, техники и огнеопасных предметов, где у ребенка с малых лет есть свободный доступ к различным предметам и вещам, которые могут спровоцировать или способствовать возникновению пожара, как в природе, так и в быту. Иногда приходится видеть ситуации возникновения пожара, где виновниками являются как дети, так и родители, которые не предупредили развитие данной ситуации по вине ребенка: оставленные без присмотра огнеопасные предметы, бытовые приборы и техника.

Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

Дети­­ – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной пожара являются, именно, дети. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность.

Избежать опасности можно лишь обучая детей Правилам пожарной безопасности и безопасного обращения с электроприборами, с дошкольного возраста, воспитывая ответственных граждан.

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, формировать у них навыки правильного поведения в быту, в природе, в игровой деятельности, необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека. Необходима повседневная тренировка внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. 

Работа над данным проектом будет способствовать профилактике пожароопасных ситуаций, так как она остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.

 

Описание проекта 

Данный проект направлен на социально-коммуникативное развитие детей старшей группы, через формирование основ пожарной безопасности.

Пожарная безопасность – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником социальной жизни, встает проблема его обучения основам безопасного поведения в быту и игровой деятельности, обучению правильного использования бытовой техники и электроприборов, необходимость сознательного выполнения им противопожарных требований.

Главные задачи воспитателя и родителей научить ребёнка соблюдать правила пожарной безопасности, научить дошкольника навыкам безопасного обращения с приборами и электрооборудованием, опасными предметами. В процессе проекта «Азбука пожарной безопасности» будут привлечены родители и дети к совместной деятельности.

Детство любого из нас проходит в мире игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в разнообразных ролях.   

Данную задачу можно реализовать через беседы, проведения различных мероприятий, через игровую и театральную деятельность.

 

Знания норм и правил пожарной безопасности помогают детям: 

сформировать правильную модель поведения в современном мире;   

повысить общую культуру ребенка, привить ППБ;  

познакомить с детской литературой по данной теме;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. 

С социально-коммуникативным развитием тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над усвоением норм и правил ППБ совершенствуется звуковая культура речи, связная речь и фонематический строй речи.  

Поэтому проект может быть рекомендован как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как он является необходимым звеном по профилактике пожарной безопасности детей и речевого развития детей.

 

Программное содержание 

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Зачастую виновниками пожара являются сами дети, которые играют огнеопасными предметами, неправильно без присмотра взрослых пользуются электроприборами и разнообразной техникой, не знают номера экстренных служб и не умеют правильно сообщить о произошедшем, что приводит к трагедиям со смертельными случаями.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория граждан нашего общества. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил пожарной безопасности неприемлема, а нормативное изложение обязанностей на недоступной для них лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

В современных условиях проблема пожарной безопасности уделяется мало времени и часто ребенку приходится учится на своих собственных ошибках, которые могут привести к необратимым последствиям, что продиктовано следующими обстоятельствами:

- увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человеческого фактора;

- наличие игровой деятельности детей пожароопасными предметами;

- недостаточная компетентность и халатное отношение к данной проблеме родителей.

Я считаю, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Программа Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения. Правила пожарной безопасности едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель. Но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению.  

Проблема пожарной безопасности волнует родителей, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила, оставляя в доступных местах огнеопасные предметы или оставляя детей без присмотра. Знания о пожарной безопасности, дают детям не регулярно, а от случая к случаю и не в полном объёме, не всегда контролируют использование детьми опасных предметов в быту и на улице.

Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

 

Актуальность проекта 

Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на разнообразные опасные ситуации, которая свойственна взрослым. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил безопасности и безучастное отношение взрослых к поведению детей на отношение взрослых к поведению детей.

Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно играют с огнеопасными предметами. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Дошкольники не понимают опасности, ситуация возникновения пожара, поэтому и является потенциальными участниками возгорания.

Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским садам. Избежать опасностей при обращении с огнеопасными предметами можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к предупреждению возникновения данных опасных ситуаций.

Во многом противопожарная безопасность зависит от соблюдения им правил поведения и знание основ безопасности. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети дошкольного возраста не обладают этими качествами в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей основам безопасного поведения и пожарной безопасности, но анализ ситуации показывает, что принимаемых мер недостаточно.

Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике пожарной безопасности, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий таких, как проектная деятельность поэтому в нашей группе в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме «Азбука пожарной безопасности».

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении пожарной безопасности является просветительская работа в дошкольных учреждениях.

Поэтому изучение Правил пожарной безопасности, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению пожарной безопасности, а также необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения в быту и игровой деятельности через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, беседы и занятия, просмотр презентаций и образовательных мультфильмов.

   

Объект

Развитие основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста.

Проблема

Если при воспитании детей, быть ответственным за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдать противопожарные нормы и правила- это является постоянным процессом, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.

Предмет

развитие основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста, посредством социально-коммуникативного и речевого развития, развития игровой деятельности.

Цель проекта 

формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта 

Познакомить с правилами поведения в быту, природе и в игровой деятельности, познакомить детей с огнеопасными предметами и правилами обращения с электроприборами.

Формировать навыки безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, знаний пожарной безопасности, правильную модель поведения в современном мире, прививать практические навыки поведения детей при возникновении экстремальных ситуаций, через практическую деятельность, элементарные знания о службах спасения.

Создавать необходимые условия для сознательного изучения детьми правил и норм пожарной безопасности и развивать практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

Систематизировать знаний о правилах пожарной безопасности. Познакомить с детской литературой по данной теме, совершенствовать речь.

Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ППБ, развивать память, речь, логическое мышление, внимание.

Воспитывать в детях культуру поведения и нормы пожарной безопасности, дисциплинированность и сознательное соблюдение ПБ.

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей (разработать информационные листы, консультации для родителей с рекомендациями по ПДД).

Привлечь родителей воспитанников к реализации данного проекта, повышать их сознательность в постоянном соблюдении правил пожарной безопасности – быть примером для детей (подготовить и разработать материал к проекту).

Разработать перспективный план выполнения проекта «Азбука пожарной безопасности»

Систематизировать материал по теме:

«Лепбук по ПБ»

изготовить презентацию «ПБ»

Оформить картотеки:

сюжетно-ролевых игр по ПБ

стихов

загадок

дидактических игр по ПБ

бесед по ПБ с детьми

Провести заключительное мероприятие:

театрализованное представление «Кошкин дом»

Работа с родителями:

«Изготовление пожарного костюма, огнетушителей»,

«изготовление разнообразных картотек»

Изготовление лепбука и материала к нему

Оформить обобщенный материал и представить в методическом кабинете ДОО: Презентация по ПБ

Разработать памятки и консультации для родителей по теме ПБ.

Время выполнения

 творческо-информационный, коллективный, практический, среднесрочный (15 марта – 30 апреля 2021г).

 

Участники проекта

дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.

 

Необходимые материалы

Дидактические игры и материал; 

Картотеки

Справочная и художественная литература;

Наглядный иллюстрированный материал;

Игровые ситуации

Атрибуты для обыгрывания сюжетно-ролевых игр и театрализованных игр.

 

Предполагаемый продукт проекта

Сформированные навыки детей безопасного поведения.

Разработаны картотеки дидактических игр по ПБ

Разработаны картотеки сюжетно-ролевых игр по безопасности

Разработаны картотеки стихов, загадок, бесед по ПБ

Подобран материала по ПБ (книги, наглядный, демонстрационный)

Разработан перспективный план выполнения проекта «Азбука пожарной безопасности»

Проведены занятия и мероприятия по теме: рисование, лепка, аппликация, развлечение, викторина.

Систематизирован материал по ПБ: Создан «Лепбук по ПБ «Пожарная машина»; Изготовлена презентация «ПБ»

Дети учувствовали в театрализованном представлении «Кошкин дом»

Проведена работа с родителями по обогащению РППС:

«Пожарные костюмы и огнетушители»,

«Разработан сценарий театрализованного представления «Кошкин дом»

Изготовление лепбука и материала к нему

Изготовлена: Презентация по ПБ

Разработаны памятки и консультации для родителей по теме ПБ.

Участие в смотре-конкурсе по безопасности на базе ДОУ.

 

Список литературы

Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007г.

Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий 2003,2007

Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры.

Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.:Сфера, 2008

Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008

Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников».

Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки. Безопасность для малышей».

Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008

Маршак С.Я. Кошкин дом. Ростов-на-Дону:Проф-Пресс, 2010

Житков Б.С.Что я видел. М.: Эксмо,2010

Маршак С.Я.Пожар. М.:Астрель,2005

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.М.:Детская литература,1984

Паустовский К.Г. Барсучий нос.М.:Малыш,1977

Паустовский К.Г. Заячьи лапы.М.:Детская литература,2010

Пермяк Е. Рассказы.М.:Стрекоза,2010

Фетисов Т. Куда спешат пожарные машины.м.:Малыш, 1979

Циферов Г.М. Жил на свете слонёнок.М.:Малыш, 1975

Чуковский К.И. Путаница.М.:Самовар, 2003

Подольный Р. Как человек огонь приручил.М.:Малыш, 1981

Толстой Л.Н. Пожарные собаки.М.:Малыш, 1986

 

 

Вывод:

Таким образом, реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки пожарной безопасности.

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Пожарная безопасность, «Спецтранспорт», «Противопожарные знаки».

2. Систематизированы представления о различных видах противопожарного транспорта, о правилах безопасного обращение с огнеопасными предметами и электроприборами, пожарных знаках.

3. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил пожарной безопасности и безопасного поведения ребенка жлма, на улице и в игровой деятельности.

Дети знают и называют:

-Правила пожарной безопасности,

-противопожарных знаках,

-правилах обращения с огнеопасными предметами, бытовыми и электроприборами, правилах безопасного поведения.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности.

Результатом работы стало пополнение группы материалами по ПБ.

 

Результат проекта

 

Дети в соответствии с возрастом знают правила пожарной безопасности, противопожарные знаки, умеют применять эти знания в различных ситуациях; предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;

В группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта;

Родители воспитанников владеют знаниями об особенностях обучения дошкольников правилам пожарной безопасности, повысилась сознательность родителей в соблюдении норм и правил пожарной безопасности.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.