12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусевская Виктория Вячеславовна20
Россия, Алтайский край, Барнаул
1

Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 180» (МБДОУ «Детский сад 180»)













Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»













Выполнила:

Гусевская Виктория Вячеславовна















Барнаул 2024

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст участников: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

В мире остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей. Любовь к Родине – одна из основных основ современных педагогических принципов. Родина в первый раз перед ребенком предстает в образе, звуке, краске, игре. Современным детям мало знакома народная культура своего государства. Именно детство дошкольного возраста – это период, когда ребенку нужно погрузиться в исторические истоки национальных культур. Русский народ способствует глубокому влиянию на жизнь ребенка, имеет нравственную, эстетическую, познавательную ценность, является воплощением исторических опытов многих столетий и считается частью материальных культур. Поэтому нужно уделять особенное внимание приобщению детей к древней народной культуре: старинному празднику, традиции, фольклору, игре, художественному промыслу, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самые ценные наши культурные достижения.

Таким образом, мы с детьми, родителями старшей группы решили организовать проект «Культура народа» для того, чтобы детям было известно о культуре, истории, традициях и привычках своего государства.

Проблема:

Сейчас у детей слабо развит интерес к народным культурам и их традициям, народным игрушкам, к истории их возникновения. И если ребенка в дошкольное время не знакомить с народным творчеством, то он не будет полностью ознакомлен с историей и культурой своего народа, что впоследствии приведет к обострению его нравственно-патриотических чувств.



Цель:

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

1. Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

8. Развивать интерес к изучению русского народного творчества.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

6. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

7. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

8. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта:


Образовательная область

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

НОД Беседа с детьми: «Традиции Россиян» (русские народные праздники).

Цель: познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных Масленице: В. И. Суриков «Взятие снежного города».

Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве», С.  Кожин «Масленица. Проводы».




Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка».

Настольные театры: «Теремок», «Репка», Заюшкина избушка», «Колобок»

Игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка», потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары».

Познавательное развитие

НОД Беседа с детьми "Русская изба".

Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар; развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;

обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Рассматривание картинок по теме: «Обычаи и традиции русского народа»

Дидактическая игра – «Найди вещь», «Что сначала - что потом», «Составь картинку», «Угадай игрушку», «Что изменилось?», «Обед для матрешек»

Беседа на тему «Русские народные инструменты».

Обогащать словарный запас новыми словами: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

Познакомить детей с русским декоративно - прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

Речевое развитие

Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».

Загадки о народных праздниках России.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Чтение потешек, пословиц и поговорок

Цель: использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.

НОД Викторина «По сказочным дорожкам»

Художественно-эстетическое развитие



НОД Рисование на тему: «Русская матрешка».

Цель: познакомить детей с историей создания русской матрешки;

- вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;

- развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;

- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;

- воспитывать любовь к народному искусству.

Раскрашивание узора. «Посуда и хохлома».

Цель: приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.


НОД Лепка на тему: «Дымковская лошадка».

Цель: формировать умение лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки;

развивать желание лепить игрушки своими руками;

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать интерес к народно - прикладному творчеству.

Прослушивание русской народной песни «Ах, вы, сени…» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

Музыка. Разучивание русских народных песен: «Во поле береза стояла», «На горе – то калина», «Лапти».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит».

Хороводые игры: «Ровным кругом»; «Вставай, вставай Иванушка». «Колпачок».

Физкультминутки на народную тематику

Утренняя гимнастика: «Как котик в гости ходил»; «Матрешки».

Игра малой подвижности «Камешек».

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Работа с родителями

Выставка – музей предметов народного быта и культуры.

Консультации: «Русская народная культура, как средство

патриотического воспитания дошкольного возраста», «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»,

«О значимости фольклора в развитии дошкольников», «Патриотическое воспитание в семье».

Ширма «Русские забавы на Руси»

Памятка для родителей «Нравственное воспитание детей в семье»

3 этап – заключительный

Итоговое занятие:

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Цель: приобщение детей к народной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Полученные результаты:

1. Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.

3. Расширили словарный запас по теме.

4. Расширились понятия о народном искусстве.

Список литературы:


1. Батурина, Г. И, Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

2. Гришина, Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. – С. 67-73.

3. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2013 – N 2 – С. 21-26.

4. Детям – о традициях народного творчества. Осень [Текст] // под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 Ч. 2 – 272 с.

5. Князева, О. А., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

6. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине: насколько готовы педагоги к решению этой задачи ? [Текст] / Е. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2015 – № 4 – С. 90-94.

7. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор [Текст] / М. Н. Мельников. – М : Академия, 2013 – 240 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.