Проект проблемно-эвристического урока математики в 5 классе по теме «Опрос общественного мнения»

2
0
Материал опубликован 19 March 2016

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Опрос общественного мнения.

№ урока в теме: урок № 6 в теме "Таблицы и диаграммы".

Дата : 27.04

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Место урока в теме: урок открытия новых знаний по теме "Опрос общественного мнения".

Вид урока: урок практических работ исследовательского типа.

Цель урока:

  • через создание проблемных ситуаций организовать деятельность учащихся по ознакомлению с методикой проведения опроса общественного мнения.

Задачи урока:

  • содействовать развитию умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения;
  • формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
  • создать условия для развития умений обучающихся пользоваться приобретенными знаниями в организации собственной деятельности;
  • содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
  • создать условия для понимания сущности и социальной значимости темы с целью подготовки к общественной жизни;
  • способствовать формированию умений применять приемы переноса знаний в жизненную ситуацию;
  • способствовать развитию навыков работы в группе;
  • способствовать формированию у учащихся навыков логического, критического и творческого мышления, направленных на поиск решения поставленных задач при индивидуальной, парной и коллективной работе;
  • содействовать повышению интереса к математике путем нахождения способов применения полученных знаний для решения практических задач;
  • содействовать развитию навыков культуры общения, взаимоуважения, взаимоконтроля.

Планируемый результат: иметь представление о методике проведения опроса общественного мнения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, проблемная ситуация, эвристический, исследовательский.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение. создание на уроке ситуации занимательности, удивления;

создание ситуации успеха, позитивная эмоциональная окраска, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, прием сравнения.

Средства обучения: Г.В. Дорофеев и др., Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгина. - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008, компьютер, проектор, экран, электронная презентация (Приложение 6); материалы приложений 1-5.

Девиз урока: Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому. Джордж Пойа.

Структура урока:

Этапы урока

Время

этапа

Деятельность

Методы

Предполагаемый результат

учителя

обучающихся

1. Организационный момент

2

Стимулирование обучающихся к деловому ритму

Подготовка к работе

Словесный, коммуникативный

Сотрудничество с учителем, психологический настрой на работу

2. Целеполагание и мотивация

4

Выявление мотивации к формированию цели занятия и основных задач через решение задач

Активизация способностей, выявление знаний, формулировка темы урока, составление цели и задач

Коммуникативный, познавательный, информационный, иллюстративный

Активизация мыслительного процесса, построение рассуждений. Формулирование темы, цели и задач.

3. Постановка учебной задачи, открытие нового

8

Создание проблемной ситуации, организация деятельности по изучению нового материала, обобщение и уточнение информации

Опознавание материала изучения, самостоятельное формирование содержания

Коммуникативный информационно-рецептивный, частично-поисковый, познавательный, эвристическая беседа, сравнение

Формирование знаний и умений для практической значимости;

осознание усвоения информации

4. Формирование умений и навыков

12

Организация деятельности по формированию умений и навыков в практической деятельности, обобщение и углубление знаний

Опознает информацию и логически выстраивает цепочку ее применения. Взаимопроверка и корректировка текущего результата, соотношение собственной деятельности с эталоном

Взаимоконтроль, информационно-рецептивный, коммуникативный, сравнение

Самостоятельная работа. Формирование знаний и умений, их практическая значимость .

Работа в группах; Осознание уровня усвоенного материала, коррекция, взаимопроверка. Первичная рефлексия.

5. Подведение итогов урока

7

Выявление уровня сформированности знаний и умений

Формирование практического опыта

Коммуникативный познавательный

Рефлексия. Выявление уровня сформированности знаний и умений. Осознание усвоения информации

6. Информация о домашнем задании

5

Подготовка обучающихся к проектной работе

Организация собственной деятельности исходя из цели

Информационный, личностный,
самообразование

Определение практической значимости

7. Рефлексия

3

Организует рефлексию

Самооценка и сравнение результата деятельности

Рефлексия, коммуникативный, словесный

Рефлексия.

Формирование углублённых знаний по теме

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Диалог учителя с классом

Перед началом урока проверяет домашнее задание (учащиеся должны были спросить у родителей об их отношении к введению школьной формы, на основании этих данных перед уроком заполняется таблица (Приложение 1).

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

"Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому", - сказал венгерский и американский математик и педагог прошлого века Джордж Пойа. Надеюсь, что наш сегодняшний урок это подтвердит.

Включаются в деловой ритм урока.

2.

Целеполагание и мотивация

Фронтальная работа, игровая технология

1. Предлагает написать буквенный диктант и расшифровать слово:

Сумма сторон многоугольника (Периметр).

24 часа (Сутки).

Имеет твердую скорлупу (Орех).

Соединяет точку окружности с ее центром (Радиус).

Носят люди с плохим зрением (Очки).

2. Предлагает разгадать ребус "Мнение", относящийся к названию темы урока.

3. Предлагает найти синонимы слова "мнение".

О мнениях существует множество высказываний и афоризмов.

Каким (чьим) может быть мнение?

Выберем два из них:

Иметь свое собственное мнение можно лишь в том случае, если знаешь, как его опровергнуть.(Батлер С.)

Последнее слово всегда остается за общественным мнением.(Наполеон Бонапарт).

Как вы думаете, какое из мнений, собственное или общественное, предстоит нам изучать?

Попробуйте сформулировать тему урока, используя найденные слова.

Пишут диктант и расшифровывают слово. Слово - "опрос".

Решают ребус (мнение).

Отвечают: суждение,

соображение, взгляд,

воззрение, точка зрения,

понятие.

Сообщение учащегося (индивидуальное домашнее задание) (Приложение 2).

Отвечают: собственным, общественным.

Отвечают на вопрос формулируют тему урока.

3.

Постановка учебной задачи, открытие нового

Проблемно-эвристический метод, фронтальная работа, работа по вариантам

А для чего проводятся опросы общественного мнения и что они дают? Обсудите этот вопрос в парах.


 

А как узнать мнения людей?


 

А вы когда-нибудь принимали участие в опросах общественного мнения?


 


 


 


 


 


 

Поднимите руку, кто хотел бы сейчас принять участие в опросе общественного мнения.

Просит одного учащегося записать результат.


 

Как можно оформить результат опроса?


 


 

Задание 1(по вариантам).

Изобразите результат опроса в виде

1 вариант

таблицы;

2 вариант

столбчатой диаграммы.

Задание 2.

Объясните название телепередачи "Сто к одному" (предварительно учащиеся просмотрели одну из телепередач по просьбе учителя).

Задание 3.

а) Вспомните телепередачи, в которых проводится опрос общественного мнения.

б) Когда еще проводятся опросы общественного мнения?

Задание 4.

Используя таблицу (Приложение 1), полученную по результатам ответов ваших родителей на вопрос "Ваше мнение о введении школьной формы", сформулируйте вывод о мнении родителей 5Б класса по поводу введения школьной формы.

А хотели бы вы узнать мнение своих одноклассников по каким-то вопросам? По каким?


 


 


 


 


 

Предлагает разбиться классу на группы. Вызывает к доске 3-х лидеров (класс разбивается на 3 группы). Каждый лидер по очереди приглашает в свою группу одноклассников. Каждая группа занимает место на одном ряду (каждый ряд - группа).

Вопрос к группам:

А как проводится опрос общественного мнения? Ведь для этого нужны какие-то правила, должен быть какой-то порядок. Обсудите в группах и сформулируйте правила проведения опроса.

Правила проведения опроса общественного мнения

1. Распределить обязанности в группе (кто проводит, кто ведет обсчет, кто оформляет).

2. Выбрать тему опроса и обосновать ее актуальность.

3. Выбрать объект опроса (одноклассники, жители города, женщины, молодежь и т.д.).

4. Выбрать место и время опроса.

5. Провести опрос, соблюдая правила хорошего тона.

6. Результаты опроса оформить в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграмм.

7.Сделать выводы.

Ответы учащихся: опрос общественного мнения проводится для того, чтобы узнать мнение людей по разным вопросам.

Спросить у каждого.

Ответы:

Да: в школе проводился опрос о введении школьной формы, о любимом учителе, о любимом предмете (результаты его можно было увидеть на школьной странице в Интернете).

Да: принимал /не принимал

Поднимают руки.

Записывает результат опроса на доске: 13 - "за", 6 - "против".

Используя изученный ранее материал, учащиеся дают ответ: в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.

Взаимопроверка.

Ответы:

Узнается мнение 100

человек по какому-либо вопросу, 6 самых часто встречаемых ответов спрятаны на табло. Участник пытается угадать самые распространенные ответы (100 человек участвуют в опросе, а 1 отвечает)

Ответы:

"Кто хочет стать миллионером" (помощь зала).

Выборы в стране, в школе.

Ответы: мнения родителей разделились, но большая часть относится к этому вопросу положительно.

Ответы: да:

любимая телевизионная передача;

любимый учебный предмет;

любимое занятие в свободное время;

любимый цвет одежды;

любимый вид отдыха.

Формируют группы.

После обсуждения в группах (2 минуты) заслушиваются лидеры групп.

Записывают в тетрадь правила проведения опроса общественного мнения.

4.

Формирование умений и навыков

Проблемно-эвристический метод

Задание 4 (по группам).

Распределите обязанности, проведите опрос общественного мнения, сделайте вывод, оформите результат в виде:

столбчатой диаграммы или круговой диаграммы.

1 группа - Любимая телевизионная передача;

2 группа - Любимый учебный предмет;

3 группа - Любимое занятие в свободное время.


 


 


 

(Если останется время, можно обсудить какие могут возникнуть трудности опроса и выходы из затруднительных ситуаций.)

Каждая группа в течение 3-5 минут проводит опрос по своей теме (группа предлагает на выбор несколько ответов и считает ответы по поднятой руке). Оформляет результаты опроса в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграммы (15 минут).

Каждая группа в течение 2-3 минут знакомит с результатами опроса весь класс. Делает выводы по теме опроса и демонстрирует таблицы и диаграммы.

5.

Подведение итогов урока

Опрос

Подведем итоги урока.

Перед вами вопросник "Пять открытий урока" (Приложение 3).

Ответьте на предложенные вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (как, что)...

2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя...

3. Сегодня на уроке я научился (лась)...

4. Сегодня на уроке меня удивило...

5. Сегодня на уроке я понял (а), что ... пригодится мне в дальнейшей жизни.

Отвечают на вопросы.

6.

Информация о домашнем задании

Эвристическая беседа, комментарий, обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

А чье мнение и по каким вопросам вы бы хотели еще узнать?

Предлагает:

ознакомиться с примерными темами опросов для школьников (Приложение 4) ;

обсудить в группе и выбрать тему опроса;

ознакомиться с результатами школьного опроса "использование Интернет-ресурсов школьниками" (Приложение 5);

в течение недели провести опрос по выбранной теме ;

каждой группе выполнить проект: "Опрос общественного мнения" .

(Эта тема последняя в учебнике, дальше идут уроки повторения, урок на котором учащиеся проводят презентацию проекта, проходит через неделю).

Ответы: мнение родителей, учителей, жителей города.

Записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия

Беседа

Предлагает ответить на вопросы:

на уроке я работал (а) активно (пассивно);

своей работой на уроке я доволен (не доволен);

свой вклад в работу команды я считаю значительным (незначительным);

работа в команде мне помогала (мешала).

Благодарит за урок.

Определяют уровень достижений своих результатов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. - Математика, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008.
  2. С.А. Бокарева, Т.В. Смирнова - Математика. Поурочные разработки для 5 класса, книга для учителя, М.: Просвещение, 2009.

Приложение 1

Отношение к введению школьной формы для обучающихся родителей 5Б класса

№ п/п

Фамилия

Отношение к введению формы

1.

Абрамовы

+

2.

Анчухины

+

3.

Васякины

+

4.

Глебовы

+

5.

Кореньковы

+

6.

Кузнецовы

+

7.

Левакины

-

8.

Макеевы

-

9.

Мангазеевы

-

10.

Муркины

-

11.

Новиковы

+

12.

Пестрецовы

+

13.

Сысоевы

+

14.

Фёдоровы

?

15.

Хайбулловы

+

16.

Чеченины

-

17.

Шаповаловы

-

18.

Шестаковы

-

Итого:

"+"- 10; "-"- 7; не опрошено - 1

Приложение 2

Высказывания и афоризмы о мнениях

Сколько людей, столько и мнений.

Теренций

Каждому надо иметь свое суждение.

Цицерон

Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, — выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.

Честерфилд Ф.

Иметь свое собственное мнение можно лишь в том случае, если знаешь, как его опровергнуть.

Батлер С.

В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь.

Грибоедов А. С.

Последнее слово всегда остается за общественным мнением.

Наполеон Бонапарт

Мнения ведь подсчитывают, а не взвешивают.

Плиний Младший

И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов: ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе мнения многих и более высоких...

Юстиниан

Новая точка зрения всегда оказывается в меньшинстве...

Карлейль Т.

Чем хрупче доводы, тем тверже точка зрения.

Лец С. Е.

Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.

Белинский В. Г.

Доказывая свое мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях.

Честерфилд Ф.

Тот, на чьей стороне большинство, всегда находчив и умен.

Дизраэли Б.

Мнение о человеке, как и почти о каждом существе, зависит от того, с какого расстояния на него смотреть.

Джонсон Б.

Чем хуже знаешь факты, тем легче составить собственное мнение.

Есть две точки зрения на каждый вопрос: неправильная и моя.

Оскар Левант

Каждый человек имеет право на собственное мнение — при условии, что оно совпадает с нашим.

Джордж Бернард Шоу

Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения.

Георг Лихтенберг

Это мое мнение, и я его разделяю.

Анри Монье

Я не всегда разделяю свои взгляды.

Поль Валери

Своего мнения у него не было, но мнения других не принимались в расчет без его подписи.

Мариан Карчмарчик

Кто со всеми согласен, с тем не согласен никто.

Уинстон Черчилль

 

Приложение 3

Пять открытий урока

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (как, что) ...

2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя ...

3. Сегодня на уроке я научился (лась) ...

4. Сегодня на уроке меня удивило ...

5. Сегодня на уроке я понял (а), что ...

пригодится мне в дальнейшей жизни.

 

Приложение 4

Примерные темы опросов школьников

Какие школьные предметы пригодятся в жизни?

Русский язык, литература

Математика, информатика

Физика

Химия, биология

История, обществознание

География

ОБЖ

Технология

Экономика

Физкультура

Иностранный язык

С каким настроением Вы идете в школу?

С радостью!

С хорошим настроением

По привычке

По необходимости

Отправили родители

Иду как на каторгу

Что Вы больше всего любите?

Сладкое

Горькое

Соленое

Острое

Кислое

Что Вы читаете?

Художественную литературу по программе

Художественную литературу вне программы

Газеты и журналы

Фэнтэзи

Только учебники

Книги и журналы о природе и животных

Книги и журналы о науке и технике

Детективы

Сказки

Стихи

Комиксы

Что заставляет вас учиться?

Понимание, что это мне нужно для моей жизни

Мне нужно поступить в институт

Чтобы не ругали за плохие отметки

Чтобы быть не хуже других

Чтобы добиться успеха в жизни

Меня никто не заставит учиться

Я особо не стараюсь - как получается

Мне за хорошую учебу что-нибудь покупают

Люблю, когда меня хвалят

Просто хочу быть умным

Потому, что все учатся

Учиться заставляют родители

Государство требует, чтобы все учились

 

Приложение 5

Результаты опроса "Использование Интернет-ресурсов школьниками"

Имеете ли Вы доступ к компьютеру?

Каким компьютером Вы постоянно пользуетесь?

Подключен ли Ваш компьютер к сети Интернет?

Сколько часов в течение дня Вы работаете на компьютере?

Для каких целей Вы используете компьютер?

В какие компьютерные игры Вы играете?

В каких социальных сетях Вы общаетесь?

Для Вас назначение социальных сетей – это…

9. «Плюсы» и «минусы» социальных сетей,  названные опрошенными.

Плюсы

Минусы

Возможность  общения на расстоянии

Психологическая зависимость

Возможность  поиска  человека

Не видишь того, с кем  общаешься
(виртуальность, нереальность  общения)

Возможность  своевременно  узнавать новости

Несоблюдение  этикета пользователями

Интересно

Опасность вирусов

Быстрота и удобство

Большое количество спама, рекламы

Доступ к базе данных с множеством анкет пользователей

Незащищённость информации

Простота  использования

Вред  для здоровья

 

Для проведения опроса школьников была разработана анкета. В исследовании принимали участие ученики 5 классов МКОУ "СОШ №3" г.Новомосковска (всего 21 школьник).

Вывод: обработав данные анкетирования было выявлено, что доступ к компьютеру имеют все 21 учащихся из них: 8- имеют собственный компьютер, 8 - общий семьи, 5-– в школе. 10 учащихся проводят за компьютером до трех часов в день, 6 учащихся более трех часов в день. На вопрос о назначении социальных сетей большинство учащихся ответило, что это общение и поиск друзей. Обобщая ответы участников анкетирования можно сделать вывод, что использование компьютера и социальных сетей, как в учебных, так и в развлекательных целях составляет значимую часть современного ученика. Поэтому считаю целесообразным и познавательным провести работу по ознакомлению учащихся по вопросу развития социальных сетей и по использованию сетевых сообществ в учебных целях.

 

Приложение 6

Примерные темы опросов школьников

Какие школьные предметы пригодятся в жизни?

Математика

Физика

Химия

Информатика

Обществознание

География

Биология

ОБЖ

Технология

Экономика

Русский язык, родной язык

История

Литература

Физкультура

Иностранный язык

 

С каким настроением Вы идете в школу?

С радостью!

С хорошим настроением

По привычке

По необходимости

Отправили родители

Иду как на каторгу

 

Что Вы больше всего любите?

Сладкое

Горькое

Соленое

Острое

Кислое

 

Что Вы читаете?

Художественную литературу по программе

Художественную литературу вне программы

Газеты и журналы

Фэнтэзи

Только учебники

Книги и журналы о природе и животных

Книги и журналы о науке и технике

Детективы

Сказки

Стихи

Комиксы

 

Что заставляет вас учиться?

Понимание, что это мне нужно для моей жизни

Мне нужно поступить в институт

Чтобы не ругали за плохие отметки

Чтобы быть не хуже других

Чтобы добиться успеха в жизни

Меня никто не заставит учиться

Я особо не стараюсь - как получается

Мне за хорошую учебу что-нибудь покупают

Люблю, когда меня хвалят

Просто хочу быть умным

Потому, что все учатся

Учиться заставляют родители

Государство требует, чтобы все учились

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.