12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурмакина Татьяна Радьевна62
Россия, Иркутская обл., Черемхово
2

ПРОЕКТ «Развитие эмоционального интеллекта детей через включение телесно-ориентированных методов в образовательную деятельность ДОУ»


ПРОЕКТ

«Развитие эмоционального интеллекта детей через включение телесно-ориентированных методов в образовательную деятельность ДОУ»


Актуальность проекта:

Играя и общаясь с дошколятами, воспитанниками детского сада, я часто замечаю, что многие ребята постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, напряженности, конфликтуют друг с другом, не могут расслабиться и успокоиться. Как научить детей лучше понимать себя, свой внутренний мир, других людей и всё то, что составляет основу эмоционального интеллекта дошкольника?

В основе эмоционального интеллекта лежит способность человека управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. В дошкольном возрасте ребенок активно учится взаимодействию с окружающими его людьми, осваивает навыки общения и построения отношений. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения со сверстниками.

Результаты психологической диагностики, проводившейся в нашем детском саду, показали рост эмоциональной напряженности и конфликтности детских отношений в группах. Это выражается в проявлении повышенной агрессии детей друг к другу, в частых и, порой, затяжных истериках, в плохом настроении и нежелании общаться. Анализ причин психологического дискомфорта детей позволил выявить, что в группах ДОУ не уделяется достаточно внимания формированию у дошкольников умений регулировать собственные эмоциональные состояния и выражать свои переживания в социально приемлемой форме. Эта проблема побудила наш педагогический коллектив к поиску новых, эффективных методов и приемов развития эмоциональной сферы, способствующих умению детей регулировать свои эмоции, выражать их, не причиняя вреда другим.

Одним из современных направлений в развитии навыков управления эмоциями считается телесно-ориентированная терапия. Её основателем является австрийский психолог Вильгельм Райх. Телесная терапия отличается от других методов тем, что общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения). Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, таким образом, развивая чувство эмпатии и приятия, что является особенно ценным в детской среде.

Изучив теоретическое обоснование телесно-ориентированной терапии, был разработан проект, основанный на включении телесно-ориентированных техник в образовательную деятельность ДОУ.

Цель проекта: оптимизация взаимоотношений детей в группах ДОУ через развитие у дошкольников навыков управления эмоциями с использованием телесно-ориентированных техник.

Задачи проекта:

1. Способствовать осознанию детьми собственной телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установления различных способов контакта;

2. Развивать у детей средства невербальной коммуникации, включающих мимику, пантомимику, жесты;

3. Создавать условия для переживания детьми совместных эмоциональных состояний, полноценного проживания каждым ребенком всего спектра чувств;

4. Способствовать развитию у детей самоконтроля за эмоциональными проявлениями, пониманию собственных эмоциональных реакций и способов реагирования;

5. Способствовать снижению психоэмоционального напряжения;

6. Развивать у детей умение поддерживать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, отзывчивость в ходе совместной деятельности.

Наш проект является практико-ориентированным, коллективным, долгосрочным. Систематически ведется мониторинг эмоционального развития детей в ДОУ.

Руководитель проекта: педагог-психолог.

Целевая группа: дошкольники от 3 до 7 лет, педагоги, родители.

Планируемые результаты:

- создание эмоционально комфортной атмосферы в группах ДОУ;

- оптимизация взаимоотношений между детьми за счет усвоения приемов самоконтроля эмоций, а также снижения случаев аффектов и эмоциональной напряженности.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Содержание проектной деятельности/ мероприятия

1 этап – диагностико-организационный

(сентябрь-декабрь

2018 г.)

1.  Поиск информации, работа с интернет-ресурсами, изучение литературы по теме.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Психологическая диагностика:

- Карта наблюдения за поведением детей в группах (модификация методики Д. Стотта)

- Игра «Секрет» (методика «Социометрия»

Я.Л. Коломнинского в модификации Т.А. Репиной).

4. Консультации для педагогов «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста», «Как научить ребенка управлять своими эмоциями».

5. Разработка программы курса коррекционно-развивающих занятий по теме «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей через применение телесно-ориентированных техник» для старших дошкольников.

6. Составление картотеки игр и упражнений с включением телесно-ориентированных техник по возрастам.

2 этап – организационно-практический

(октябрь 2018 г. -

май 2021 г.)

1. Внедрение в модель организации образовательной деятельности ДОУ телесно-ориентированных форм работы, обеспечивающих приобретение каждым ребенком опыта произвольной регуляции собственных эмоций и поведения.

2. Реализация программы коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков саморегуляции эмоций дошкольников, которые имеют определенные трудности в данной сфере (педагог-психолог).

3. Проведение психологических акций «День объятий», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Поделись улыбкою своей», «Неделя доброты»

3 этап – итоговый

(май 2021 г.)

Подведение итогов проектной

деятельности, составление аналитического отчёта. Учет пожеланий и рекомендаций всех участников проекта в дальнейшей организации совместной деятельности

Краткое описание работы над проектом.

В процессе работы над проектом была разработана модель применения телесно-ориентированных техник в образовательной деятельности детского сада. Реализация данной модели строится на включении разнообразных игровых телесных техник в режим дня дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста и на протяжении всего периода пребывания в ДОУ:

Режимный момент

Мероприятия

Утро











Игры на телесный контакт:

- игры-приветствия, эмоциональные игры «Хлопаем в ладоши!», «Дай ручку!», «Это я», «Имя и движение», «Поприветствуем друг друга», «Возьмёмся за руки, друзья», «Прикосновения», «Поделись своим теплом», «Рисунок на спине» и др.

- коммуникативные игры «Продолжи фразу и покажи», «Угадай, кто я», «Зеркало», «Тень», «Где мы были, мы не скажем», «Магазин игрушек», «Угадай, кто позвал», «Прыг - скок», «Раздувайся пузырь» и др.

Утренняя гимнастика: дыхательные упражнения, самомассаж, направленные на создание позитивного настроя, увеличение энергетического потенциала.

Организованная образовательная деятельность

Кинезиологические упражнения «Гимнастика ума»

Динамические паузы на сброс психомышечного и психоэмоционального напряжения

Релаксационные упражнения

Психогимнастические упражнения, этюды (дети выражают мимикой, жестами позами смену настроений, описываемых в стихотворении, отображают поведение в разных ситуациях)

Рефлексия – отображение своего эмоционального состояния

Прогулка

Подвижные игры различной интенсивности, самостоятельная двигательная активность.

Игры-установки «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Сбрось усталость», «Стойкий оловянный солдатик», «Ты- лев», «Просыпайся, третий глаз!», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Замри» и др.

Перед обедом

«Минутки общения» - «Расскажи стихи руками», «Если нравится тебе, то делай так», «Дружный круг», «Слышу-вижу-понимаю», «Солнечный зайчик» (Развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения).

Сон


Ритуалы засыпания и пробуждения (тихий голос, положительные установки, легкий расслабляющий массаж и поглаживания при необходимости/бодрящая гимнастика).

2 половина дня

«Минутки радости, удовольствия и пользы»: включают в себя массаж в парах, самомассаж, дыхательную гимнастику, звуковые прослушивания (аудиосказки, звуки природы), игровой стретчинг (упражнения на растяжку мышц); сочетаются с веселыми и забавными стихами, песенками.

Общение в кругу.

В таблице видно, какие игры, упражнения, игровые задания для детей используются воспитателями в разные режимные моменты. Данное соотнесение телесно-ориентированных техник в режимных моментах условно, и может меняться и дополняться в течение дня в зависимости от возраста детей, цели и задач, тематической направленности, разных видов деятельности.

Много радости и позитива приносят детям и взрослым наши совместные акции «День объятий», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Поделись улыбкою своей». Отмечено, что в дни проведения акций в группах проявляется меньше конфликтов между детьми.

Проводившиеся мероприятия позволили добиться того, что дети стали чаще объединяться на основе общих эмоциональных переживаний, проявлять эмпатию (берутся за руки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу, уступают место, что раньше проявлялось значительно реже).

Ещё одним направлением работы в рамках проекта является реализация программы курса коррекционно-развивающих занятий по теме «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей через применение телесно-ориентированных техник» для старших дошкольников. Курс занятий проводит педагог-психолог в сотрудничестве с воспитателями и родителями. Занятия посещают дети с трудностями эмоциональной сферы, нарушениями поведения и общения.

Целью программы является формирование основ саморегуляции эмоциональной сферы ребенка.

Задачи: 1. Способствовать формированию у детей положительного образа своего тела; 2. Формировать умение осознавать и отображать эмоциональные состояния свои и других людей, адекватно на них реагировать; 3.Формировать механизмы и способности произвольной психической регуляции своими психическими и эмоциональными состояниями; 3. Воспитывать у детей дружеские, доверительные отношения, умение сопереживать, сочувствовать.

Программа содержит следующие тематические разделы: «Я и моё тело», «Я и мои эмоции», «Я учусь владеть собой», «Я и другие». Особенностью проведения занятий является включение телесных техник в процесс познания мира чувств и эмоций.

Игры и этюды по теме «Я и моё тело», способствуют позитивному отношению детей к своему телу, ребята говорят о помощниках – его частях, приобретают навыки ими произвольно управлять, тренируют выразительность движений. Этому служат игровые задания с движениями, игры и упражнения на контакт с телом, например, «Солнечный зайчик», «Спина к спине», «Лодочка», «Рисунок на спине», «Тряпичная кукла», «Найди на ощупь названную часть тела», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и другие.

В тематическом разделе «Я и мои чувства» дети знакомятся с базовыми эмоциями человека, учатся их дифференцировать и отображать в мимике, жестах, пантомимике, в интонациях. Этому служит и рассматривание собственной мимики перед зеркалом, и работа с пиктограммами эмоций, и проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций.

Задача раздела «Я учусь владеть собой» – формировать у детей умения управлять некоторыми своими эмоциями и чувствами с использованием телесно-ориентированных техник. Поскольку любые эмоции так или иначе проецируются на тело, то управляя или каким-либо образом манипулируя с телом, мы учим детей контролировать эмоцию. Большинство игр и упражнений включают психогимнастику, где дети усваивают элементы техники выразительных движений, психомышечную тренировку (упражнения на расслабление мышц), самомассаж.

При работе с детьми по теме «Я и другие» проводятся подвижные игры, общеукрепляющие и парные упражнения, игры на развитие навыков общения, которые помогают детям научиться действовать сообща, подчинять свои интересы интересам других, развивают навыки самоконтроля поведения в процессе межличностного взаимодействия.

Одним из условий реализации программы является то, что игры и упражнения, проводившиеся на занятиях, закрепляются воспитателями с детьми в группе (передаются через тетради взаимосвязи воспитателя с педагогом-психологом). Игры на эмоции и телесный контакт также рекомендованы родителям для совместного проведения с детьми дома (в виде папок передвижек и памяток).

Практическое применение продукта проектной деятельности. 

В результате проводившейся работы были созданы и применяются в практической деятельности следующие виды методических продуктов для педагогов и родителей:

- Сборники игр и упражнений с включением телесно-ориентированных техник, разработанные по возрастам. Они выглядят как перекидной настенный календарь «Обнимашки каждый день».

- Папки-передвижки для родителей, содержащие советы по общению с ребенком, подборки игр, развлечений, занятий дома, дополненные яркими иллюстрациями. Папки-передвижки размещены в приёмных, постоянно обновляются новым материалом, в зависимости от тематического планирования группы.

- Электронные сборники игр и упражнений, размещенные на сайте ДОУ.

Динамика эмоционально-личностного развития детей выражается в следующем: наши воспитанники гораздо чаще проявляют эмпатию, лучше устанавливают более крепкие взаимоотношения с родителями и сверстниками; проявляют лидерские навыки; умеют выражать эмоции социально приемлемым способом

Реализация данного проекта продолжается, а многие идеи и мероприятия уже стали добрыми традициями в организации образовательного пространства детского сада.


Используемая литература:

1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.

2. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Генезис, 2000.

4. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. – Ярославль : Академия развития, 1996.

5. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г., №1155.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.