Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба медиации».
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами:
социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, обострению межнациональных отношений;
усиление миграционных процессов, обострение межнациональных и межконфессиональных проблем;
необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;
ослабление роли семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на образовательные учреждения;
асоциальные проявления в обществе: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения;
переход на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы
с детьми, где хорошо развиты службы медиации и др.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.
Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Цель проекта: Создание школьной службы медиации, обеспечивающей защиту прав детей и создающую условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов, в соответствии со спецификой МБОУ «Ляховская СОШ».
Задачи проекта:
Создать рабочую группу для создания службы медиации.
Разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации.
Развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.
Создание инфраструктуры, необходимой для организации программ примирения.
Организовать рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.
Выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.
Организовать тренинги школьных команд по освоению техник переговоров.
Участники проекта.
Участниками проекта являются:
- рабочая группа для создания службы примирения;
- инициативная группа из добровольцев (родителей, педагогов, учеников 8-11 классов и других специалистов).
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федераци».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка.
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации».
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Задачи службы примирения.
Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:
- при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;
- реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;
- строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;
- дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.
Основные принципы медиации. []
Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
Конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
Самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба медиации» на 2014-2017 г.г.
№
мероприятия
сроки
ответственные
ожидаемые результаты
1
Создание рабочей группы по созданию службы мотивации.
Апрель 2014 г.
Администрация ОУ
Функциональная рабочая группа, готовая к созданию школьной службы медиации
2
Изучение теоретических, методологических и правовых аспектов о медиации.
Апрель 2014 г.
Рабочая группа по созданию школьной службы медиации
Необходимая для создания фундаментальная основа для создания службы
3
Составление нормативно-правовой базы для создания службы.
Апрель
2014г.
Рабочая группа по созданию школьной службы медиации
Набор необходимой документации, необходимой для эффективного функционирования службы.
4
Создание межведомственных взаимодействий для эффективного функционирования службы.
Апрель, май
2014 г.
Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация
Эффективное межведомственное взаимодействие при создании и функционировании службы.
5
Создание инфраструктуры, для проведения программ примирения.
Май, июнь
2014
Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация
Готовая, рабочая инфраструктура (руководитель и участники службы), позволяющая проводить программы примирения.
6
Организация рекламной кампании по осведомлению всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.
В течение всего времени реализации проекта
Руководитель школьной службы медиации, рабочая группа
Просвещение участников ОУ через школьный сайт, специализированные стенды, акции, круглые столы, буклеты и т.д.
7
Выявление специфики конфликтов ОУ
2014-2015 уч.г.
Руководитель и модераторы школьной службы медиации
Прогноз проведения программ примирения, учитывая полученные в ходе мониторинга результатов.
8
Проведение тренингов школьных команд по освоению техник переговоров.
2014-2017 г.г.
Руководитель службы
Подготовленные кадры для проведения программ примирения
9
Проведение программ примирения
2014-2017 г.г.
Руководитель и модераторы
Решение возникающих конфликтов на начальной стадии
10
Анализ результатов создания и функционирования службы
Май 2017г.
Руководитель и модераторы службы
Отчет о результатах работы.
Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»
Недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса.
Недостаточное финансирование.
Недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.
Показатели результативности проекта.
Снижение конфликтных ситуаций, обсуждаемых на школьных советах и т.д.
Эффективно проведенные программы примирения.
Постоянное активное функционирование службы.
Жизнеспособность проекта.
Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.
- оборудование: оргтехника, звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор, ноутбук и экран;
- аренда помещения – аудиторный фонд МБОУ «Ляховская СОШ»;
- расходы на мероприятие в рамках проекта: спонсорские средства, бюджетные средства МБОУ «Ляховская СОШ».
Выделенные средства из бюджетных средств
МБОУ «Ляховская СОШ»
№ п/п
Статья расходов
Всего (руб.)
Канцелярские товары
1 000-00
Разработка и изготовление раздаточного материала
500-00
Стимулирование руководителя службы (ежемесячно)
На усмотрение руководителя ОУ
ИТОГО:
От 1500
Спонсорская поддержка
№ п/п
Статья расходов
Вклад в участие
1.
Участники проекта
Фото и видио техника
2.
Администрация ОУ
Аудитория, оргтехника
3.
Психологическая служба района
Проведение тренингов для модераторов
4.
Комитет по проблемам семьи и молодежи Меленковского района
Информационная пооддержка
Литература.
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая реформа≫, 2012.
Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.
Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.