- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - слушать и понимать других. - договариваться о правилах общения в паре и соблюдать их.
Личностные:
- развивать личную ответственность за сохранение природы;
- развивать этические чувства;
- уметь вести себя в дискуссии;
- ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
- Воспитание гражданственности;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Оборудование для учащихся:
Учебник: А.В, Кураев «Основы православной культуры» 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение. комплект заданий в конвертах для работы в парах, листочки дерева (вырезаны из бумаги) для записей. Оборудование для учителя: комплект оборудования для мультимедийной презентации, презентация, карточки со словами. Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Виды деятельности: фронтальная, парная.
Структура урока:
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Организационный момент.
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
Слово учителя:
-Садитесь. Осанка!
-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…
- Уши внимательно слушают и всё…
- Голова ясно и хорошо…
Настраиваются на активную работу на уроке.
-Видят!
-Слышат!
-Думает!
Личностные: ориентироваться на успешную деятельность
Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.
2
Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Слайд 1.
- Как вы понимаете эти слова? - Что значит прикоснись к природе сердцем?
- Откройте учебники, прочитайте тему урока.
«Отношение христианина к природе»
Выдвигает проблему.
К концу урока вы должны понять и сделать вывод:
Отношение (какое?)
Какими качествами он (христианин) должен обладать?
(Предложения на доске)
Принимают учебную задачу.
Предлагают варианты своих ответов.
Познавательные: выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать других.
3
Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель рассказывает притчу. Однажды в природе произошёл такой спор: - Если б не я, - похвастался дождь, обильно поливший сад и поле, - то на земле ничего не росло бы! - Если б не я, - обиженно возразила земля, - то и расти было бы не на чем! - А если бы не я…- с вызовом начало солнце. Но тут послышались звуки церковного колокола, зовущего людей в храм на службу. И все они пристыжено замолчали. Учитель: Почему они замолчали?(Потому что вспомнили, что если б не Бог, то вообще ничего б нигде не было!)
- Кем является Бог? (Творцом для всего мира).
Слайд 2. Ученики читают стихотворение.
В этой чуткой тишине,
В этой шири полевой,
В этой синей вышине
У меня над головой,
В серебре текущих вод,
В ветре, тихом, словно вздох,
Чую сердцем, что живёт
Всюду всё создавший Бог!
Виктор Афанасьев
Слайд 3.
После чтения 5 абзаца учитель задаёт вопрос: - Что значит, люди перестали видеть в природе прекрасный храм Божий?
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
- Предлагаю сегодня на уроке подготовить плакат с советами, каким должно быть отношение христианина к природе.
Цель сегодняшнего урока.
Слушают, анализируют.
Работают с учебником.
Чтение статьи в учебнике (1 абзац)
Чтение статьи в учебнике (2, 3, 4, 5 абзацы)
Определяют причины.
Ответы уч-ся.
Уч-ся проговаривают цель урока. Оформить плакат с советами.
Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу, учебная мотивация.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
4.
Этап изучения нового материала.
Самостоятельная работа.
Физминутка
- Кто может давать советы?
(Советы должен давать человек, который разбирается в этой теме.)
- Совершенно верно. Советы будут подготовлены на основе информации, которую мы изучим.
Учитель заранее готовит плакат с названием «Как христианин должен относиться к природе».
Объясняет работу в парах.
Обратимся к статье учебника с. 84-85. Уч-ся работают в парах (у нас в классе 8 человек), каждая пара получает начало совета. Задача уч-ся, найти информацию в учебнике и дописать совет. Пишут крупно фломастером (то, что выделено жёлтым).
Учитель контролирует работу.
Совет № 1. Постарайтесь видеть в природе прекрасный храм Божий.
Совет № 2. Нельзя вести хозяйство жадно и бездумно, не отравляйте планету.
Совет № 3. Берегите воду, воздух, почву.
Совет № 4. Сохраняйте исчезающие виды животных.
Совет № 5. Приумножайте красоту окружающего мира.
Совет № 6. Ищите способы защиты природы.
Совет № 7. Нельзя сорить, оставлять за собой грязь, рвать бездумно цветы, ломать ветки деревьев.
Совет № 8. Милосердно относитесь к животным.
Если считаете, что это неправильно, то грозите пальцем «Нельзя!»; если считаете, что верно, то хлопаете в ладоши. Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать из дома старого кота; покормить бездомного котёнка; бросать фантики от конфет где придётся, найти нового хозяина брошенному котёнку; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; морить голодом домашнего питомца; ломать ветки деревьев; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята
Участвуют в учебном диалоге.
Работают в парах. Анализируют, делают выводы.
Познавательные: ориентироваться в материале учебника;
осуществлять поиск и выделение информации.
Коммуникативные:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать других; договариваться о правилах общения в паре и соблюдать их.
5
6
Этап первичного закрепления во внешней речи.
Домашнее задание.
- У вас готовы советы.
Организует коллективную проверку, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
- Какая поговорка из Библии вошла в русскую речь?
В Библии сказано: «Блажен человек, который и животных милует». Человек не научившийся любить животных не умеет, не способен любить людей.
- Какая наука занимается охраной природы? (Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы и ищет способы защитить её.)
Слайд 8.
- Бог выше человека, но человек выше природы. - А почему человек выше природы? (У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится).
Однажды мир уже пострадал из-за безответственного отношения человека к природе. О том, как Бог решил наказать людей за бессердечие, говорится в Библейской истории. Прочитайте эту историю дома и ответте на вопросы: - Что сделал Ной для современного человека? - О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе? (Вопросы учитель каждому ученику даёт на листке.)
Если позволяет время, то можно это сделать на уроке.
Даёт комментарии к домашнему заданию.
Вопросы и задания стр. 85 рассказы о домашних питомцах.
Приклеивают на плакат составленные советы и подкрепляют словами из текста.
Находят ответ в статье.
Ответы детей.
Записывают домашнее задание.
Познавательные: развивать познавательный интерес. Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
.
7
Итог урока.
Подведение итога урока. Создать условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока.
Отношение (какое?)ответственное
Какими качествами он (христианин) должен обладать?
доброта любовь милосердие
(Учитель вывешивает слова на доску.)
Проанализируйте, какими качествами вы обладаете.
Контроль своей деятельности.
Уч-ся дают ответы.
Осуществляют самооценку.
Личностные:
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.
Регулятивные:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
8
Рефлексия.
– Проанализируйте свою работу на уроке. Продолжите предложение: Я понял (а), что… Предложение написано на листке. На доске плакат с деревом. Уч-ся по очереди выходят, зачитывают ответ и прикрепляют листочек на дерево.