12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мешкова Марина Владимировна146
Россия, Красноярский край, пгт Шушенское
0

ПРОЕКТ «Зимующие птицы Красноярского края»


t1646649841ab.gif муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка»

ПРОЕКТ

«Зимующие птицы

Красноярского края»



Разработала: Мешкова М.В.,

воспитатель

I квалификационной категории,

МБДОУ детский сад № 4 «Звездочка»



Шушенское

2021 г.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ТИП ПРОЕКТА: исследовательский.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: среднесрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал, удалось установить, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Не все дети в достаточной мере обладают знаниями о зимующих птицах Красноярского края, путают их с перелетными, не знают повадки поведения. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Таким образом, необходимо привлечь внимание детей к тому, что птиц нужно подкармливать, чтобы они выжили.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах Красноярского края и ответственного, бережного отношения к ним.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- стимулировать познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц Красноярского края;

- изучить состав зимующих птиц Красноярского края; показать их красоту и многообразие, значение для человека и окружающей природы;

- выделить существенные признаки птиц, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания;

- выявить основную проблему в жизни зимующих птиц;

- изучить взаимосвязь между температурой воздуха и количеством птиц у кормушки, между птицами и потребляемым ими кормом;

- воспитывать желание оказывать помощь, создавать благоприятные условия для жизни птиц в зимний период.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  

- дети старшего дошкольного возраста научатся узнавать и различать наиболее распространенных зимующих птиц Красноярского края;

- дети научатся подбирать соответствующий корм для птиц;

 - понимание детьми того, что необходимо бережно и заботливо относиться к птицам (изготовление кормушек, подкормка);

- дети старшего дошкольного возраста умеют при помощи взрослых создавать и презентовать исследовательские проекты.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: презентации исследовательских детско-взрослых проектов: «Кто такие птицы?», «Почему зимующие птицы не улетают в теплые края, как перелетные?», «Зимующие птицы нашего края», «Есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат?», «Как заботиться о зимующих птицах?», «Наблюдение за зимующими птицами нашего края у кормушки (изучение взаимосвязи между температурой воздуха и количеством птиц у кормушки; изучение взаимосвязи между птицами и потребляемым кормом)».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

п/п

Этапы

Содержание

Дата

1

Подготовительный

- подбор материала для проекта;

- планирование основных мероприятий.

до

06.12.21

2

Основной

- реализация плановых мероприятий.

06.12.21-

13.12.21

3

Заключительный

- презентации исследовательских детско-взрослых проектов;

- подведение итогов.

13.12.21-

27.12.21



СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Образовательные области

Содержание

Социально-коммуникативное

развитие

- подкормка птиц во время прогулки;

- очистка кормушек от снега;

- сюжетно-ролевая игры: «Магазин» (корм для птиц), «Семья» (папа с ребенком делают кормушки для птиц, мама с детьми насыпает корм в кормушки), игра «Птичье пианино».

Познавательное развитие

- беседы: «Почему зимующие птицы не улетели в теплые края», цикл бесед «Повадки и внешний вид зимующих птиц Красноярского края», «Лесной доктор», Что за птица воробей», «Наши пернатые соседи», «Меню птиц», «Синичка – гостья нашего двора», «Помощь пернатым в зимнее время» и т.п.;

- проблемная ситуация «Почему птиц стало меньше?»;

- исследование различного оперения птиц с помощью лупы», «Какой корм для какой птицы нужно заготовить?»;

- экспериментирование «Кому для чего нужны клювы?»;  

- НОД:  «Наша кормушка», «Птицы – наши друзья»;

- логические загадки про дятла: «Полезная ли птица дятел?» по Ю.Дмитреву (Говорят, что дятел полезная птица, а он вон, сколько деревьев испортил?), «Почему живая роща стала мертвой» по Н.Сладкову (Жалейкин знай охраняй рощу от дятлов. Была живая, веселая роща, а стала мертвый сухостой да валежник);

- викторина «Что мы знаем о зимующих птицах?»;

- ежедневные наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке, за их поведением и повадками (ведение календаря наблюдений);

- дидактические игры: «Счет птиц», «Четвертый лишний», «Разложи марки» (изображения перелетных, зимующих и кочующих птиц Красноярского края);

- народные приметы о зимующих птицах.

Художественно-эстетическое развитие


- конкурс рисунков «Птичье кафе»;

- изготовление шапочек для подвижных игр;

- рисование «Дети кормят птичек», «Клесты»;

- лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!»;

- аппликация «Как розовые яблоки на ветках снегири»;

- инсценировка «Доживем до весны»;

- игра «Птичий концерт»;

- прослушивание аудиозаписи с голосами птиц;

- тематическая выставка в центре  книги «В. Бианки о птицах».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: В.Бианки «Лесная газета» (отрывки), «Птичья столовая», Л.Воронкова «Помощь птицам», М.Горький «Воробьишко», Н. Сладков «Как клесты заставили белок по снегу прыгать», «Курорт сосулька», «Без слов», «Еловая шишка», «Зимние долги», «Жалобы на сугробе», К.Паустовский «Растрепанный воробей», Е.Чарушин «Воробей», В.Чаплина «Пернатые друзья», А.Яшин «Покормите птиц»;

- заучивание стихотворения Ю.Никонова «Зимние гости»;

- составление рассказа по сюжетной картине «Кормушка для птиц»;

- речевые игры и упражнения «Какие бывают клесты: придумай слово»; «Назови ласково», «Чье? Чья? Чьи?», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Закончи предложение», «Голоса птиц»; «Составь загадки о зимующих птицах»;

- произношение скороговорок и чистоговорок о птицах;

- логоритмические игры «Воробей», «Ворона»;

Физическое

развитие

- русская народная игра «Дятел», «Воробушек»;

- подвижные игры: «Совушка», «Третий лишний», «Снегири и синички», «Клесты и куница»;

- игровое упражнение «Смелые воробушки»;

- физминутка «Скачет шустрая синица»;

- подвижные игры: «Совушка», «Воронята»;

- пальчиковые игры «Дятел», «Снегири», «Кормушка».

Взаимодействие с семьями воспитанников

- буклет «Дружно шагаем в проект»;

- подбор иллюстративного материала о зимующих птицах;

- листовка «Чем можем, тем поможем»;

- консультация «Как сделать кормушку для птиц с детьми»;

- участие в конкурсе кормушек;

- рекомендации «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну».















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этапы работы над детско-взрослыми исследовательскими проектами

Этапы

Срок реализации

Действия педагога

Действия детей

Действия родителей (законных представителей)

Место проведения

Формулировка задачи

06.12.21

Педагог создает проблемную ситуацию, в результате которой формируется исследовательские проекты.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел.

Определяют средства реализации.


Группа

Реализация проекта

06.12.21

-

13.12.21

Привлекают родителей к достижению намеченного плана по заранее намеченному алгоритму.

Ребенок самостоятельно проводит опрос членов семьи и других взрослых, ищет информацию в энциклопедиях, телевизионной передаче и т.д. Проверяет с помощью наблюдения, эксперимента полученные знания. С помощью родителей фиксирует полученные результаты.

Отвечают на вопросы ребенка. Оформление исследовательского проекта (фиксация этапы работы и результаты исследования).


Презентация проекта

13.12.21

-

27.12.21

Подготовка к защите проекта.




Презентация проекта, объяснение полученных результатов, их оценка.

Подготовка к защите проекта.

Группа

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ВОСПИТАННИКОВ


Детско-взрослый исследовательский проект «Почему зимующие птицы не улетают в теплые края, как перелетные?»

Я спросила у мамы: «Какие бывают перелетные птицы и почему они улетают?» Мама ответила, что перелетные птицы - это ласточка, лебедь, утка. Они питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся, поэтому птичкам приходится улетать в теплые края.

Потом я спросила у папы: «Какие бывают зимующие птицы и почему они не улетают?». Он ответил: «Синица, воробей, сорока. Не улетают они потому, что питаются не только насекомыми, но и другой пищей, например, семенами, ягодами, почками деревьев, семечками».

Для того, чтобы проверить, действительно ли могут зимующие птицы питаться другим кормом, а не только насекомыми, я решила положить в кормушку разный корм: несоленое сало, нежареные семечки, пшено. К кормушки прилетели воробьи и синички, и стали клевать корм.

Теперь мы знаем, какие птицы остаются зимовать, а какие улетают. И тем птичкам, которые остаются зимовать, нужно помочь пережить зиму. Для этого нужно сделать кормушки и подкармливать птичек.


Детско-взрослый исследовательский проект «Наблюдение за птицами у кормушки»

Сегодня я расскажу вам про наблюдение за птицами у кормушки. В своей работе мы хотели узнать, что любят есть зимующие птицы.

К зимующим птицам относятся синички, свиристель, поползень, галка, дятел, воробей, галка, голубь, сорока, снегирь.

Птиц нельзя кормить соленым салом, ржаным и свежим хлебом, жареными семечками.

Их лучше покормить ягодами, семенами, крошками белого черствого хлеба, семечками, зернами.

На своем балконе мы повесили сало, две кормушки. В одной были хлебные крошки, а в другой семечки. На окно мы положили ягоды шиповника.

Чаще всего к нам прилетали синички. Они ели семечки и сало, воробьи клевами хлебные крошки и семечки. Мы также отправились в лес. Взяли с собой пшено, хлебные крошки, ягоды шиповника. Через некоторое время к нам прилетел поползень. Он клевал пшено.

Из своего наблюдения мы узнали, что синички любят семечки и сало, воробьи – семечки и хлебные крошки, поползень - пшено.

Мы также заметили, что когда на улице ветер или темно, птицы не прилетают к кормушке.



​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.