12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена Яковлева606
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Дошкольники»
6

Проектирование развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей


В соответствии с действующим законодательством федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают требования к объему и правильной организации образовательного процесса. Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Нельзя сказать, что самостоятельная деятельность дошкольников не требует руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Взрослый заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельной деятельности; обучает приемами способами взаимодействия друг с другом.

Задача педагога – создать условия для самостоятельной деятельности ребенка.

Самостоятельность и способность к самоорганизации у ребенка появляется по мере освоения разных видов деятельности, а также в процессе выполнения требований взрослых.

Анализ анкет по использованию детьми развивающей среды в самостоятельной деятельности позволил обозначить некоторые условия, необходимые для успешного протекания ситуаций свободного выбора в процессе развивающего взаимодействия взрослого и ребенка:

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для организации какого-либо вида детской деятельности, могут быть использованы и для организации других видов деятельности. Так, например, игра может быть использована не только для организации игровой деятельности. В форме игры частично осуществляется и организация двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.

Соответственно, помимо форм работы для организации конкретного вида деятельности, в качестве дополнительных использованы и формы работы других видов деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Физкультурно-игровая – в ней созданы условия для беспрепятственного удовлетворения естественной потребности в движении.

Наличие соответствующего спортивного оборудования уже является стимулом для самостоятельной двигательной деятельности воспитанников. Но для этого еще и необходимо предоставление свободного пребывания на спортивной площадке, а также внимание и поощрение.

Разметка на полу в самостоятельной игре служит ориентиром и подсказкой для спортивных игр.

Наиболее насыщенная самостоятельная игра возникает тогда, когда дети могут комбинировать в ней любые средства, доступные им: модули, схемы, традиционные игрушки, бросовый материал, мелкие предметы-заместители, разнообразную атрибутику и пр.

Самостоятельная организация игровой среды, подбор атрибутики, дополняющей настоящую самодеятельную игру, в которой дети сами придумывают сюжет, сами моделируют и разыгрывают свои роли, способствуют развитию игры и их творчества, а также их активности, инициативности и воображения

Установлено, что чем разнообразнее отображаемые в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, поэтому наряду с игрушками, предлагаются крупные и мелкие предметы-заместители

В процессе свободной самостоятельной деятельности каждый ребенок вправе сам выбирать для себя вид занятий и изменять его в случае необходимости. Но это не значит, что педагог только наблюдает за детьми. Он не рядом, а вместе с детьми, а следовательно, он сам участвует в деятельности.

Игры «Коробочка примирения» - это один из способов примирения после ссоры.

«Зеркальный кубик» - он служит для отработки мимической реакции, передачу эмоций через вхождение в образ героя – персонаж.

«Желанница», «Кукла желаний» - ребенок может доверить самое сокровенное, пришив пуговицу или завязав узелок на кукле, он загадывает свое желание.

«Коврик эмоций», «Калейдоскоп эмоций» и «Забавные гномики» - не только знакомят детей с разнообразием человеческих эмоций, но и развивают речь, дают возможность найти себе занятие как индивидуально, так и в группе.

«Доска чемпионов», «Наша гордость», «Стул именинника», «Уголок именинника» - направлены на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

«Раз, два, три – в окошко посмотри!» - это вид эмоциональной гимнастики для детей, так же служит для организации самостоятельных театральных действий.

Для развития продуктивной деятельности детей, несомненно, первостепенное значение имеет организация работы мастерской, в которой будут изготавливаться в соответствии с конкретными задачами психолого-педагогической работы украшения для группового помещения к праздникам, атрибуты для сюжетных игр, сувениры родителям или детям младшего возраста, предметы личного пользования. Но при этом актуальным остается также и беседа, и рассматривание, и наблюдение, и экскурсия, и другие формы.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Созданы творческие уголки «Я молодец, я научился», «Я умею, я люблю, хочу научиться», «Наши руки не для скуки», выставки индивидуальные и коллективные, тематические – это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества. Активно привлекается семья. Организуются небольшие выставки работ семьи, которые помогают ребенку приобрести уверенность в группе сверстников, показать свои умения, деловые качества, речевые умения (ребенок имеет возможность рассказать о том, как готовилась мини-выставка).

Самостоятельная трудовая деятельность формирует первичные представления о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека, формирует ценностное отношение к собственному труду и его результатам

«Мои дела и достижения», «Панорама добрых дел», Деловые хлопоты» «Дежурство» - воспитывают чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки. Эти уголки содержат в себе схемы- подсказки: правила этикета, правила пользования вилкой, ложкой, правила и последовательность накрывания на стол.

(Д.Б. Эльконин)

Целенаправленное наблюдение предметов и явлений в системе, выделение в них разных свойств и на основе этого установление взаимосвязей и зависимостей способствуют высокому уровню развития образного мышления и отдельных логических операций. Обобщение способов в "специфически детских видах деятельности" в результате их самостоятельного нахождения и творческого использования приводят детей к осознанию самих способов, что является важным компонентом учебной деятельности

В Уголках экспериментирования ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Для самостоятельной деятельности в уголках экспериментирования имеются схемы- правила и познавательные схемы для самостоятельного изучения или закрепления полученных знаний.

Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Портфолио доступно для рассматривания детьми, что помогает осознавать свое взросление и рост личностных качеств и интеллектуальный рост.

Детское коллекционирование «Сокровищницы» - в процессе ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.

Участвуя в разных мероприятиях, ребенок имеет возможность показать не только свои достижения, но и возможности, раскрыть способности, развить рефлексивные навыки.

Музыкальные уголки служат для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе, развития музыкально-художественной деятельности, закрепления материала, полученного на музыкальных занятиях, для исполнения и импровизации.

Книжные уголки служат для формирования целостной картины мира, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. В книжных уголках имеются схемы-правила поведения в читальном зале и обращения с книгой.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается.

В развивающей среде для самостоятельной деятельности созданы пособия: правила дружной игры, проблемные ситуации, игровые кубы, при входе в группу схематично обозначены правила поведения в группе, в приемной, помимо алгоритмов одевания и раздевания ребенка, размещены схемы- подсказки поведения в социуме (на улице и в помещениях), которые косвенно подсказывают детям нормы поведения, а значит нравственно их развивают, мои дела и достижения (дети выбирают деятельность, обозначенную картинкой, имеют возможность посмотреть, кто еще выбрал ту же деятельность и наладить общение в микрогруппе, либо построить игру индивидуально)- это в подготовительной группе.

В старшей группе ребенок выбирает деятельность, обозначенную картинкой, устанавливая ее на дверцу шкафчика. Это развивает у ребенка умение планировать и осознавать осуществляемую им деятельность, проследить результат деятельности, оценить то, как прошел день. Имеющиеся обозначения уголков группы по разным видам деятельности помогают ребенку освоить пространство, выявить интересы и склонности ребенка, педагогу всегда есть тема для разговора, беседы с детьми и включения в совместную деятельность.

Среда дает возможность самому ребенку планировать свои действия. Педагог имеет возможность построить работу с детьми в совместной деятельности, в соответствии с интересами детей, а ребенку очень важно понимание и принятие взрослым выбранной им деятельности, также можно отследить уровень коммуникативного и интеллектуального развития, и сделать вывод о необходимости усложнения содержания развивающей среды.

Наша среда интересна тем, что ребенок имеет возможность выбора своих действий, педагогу опосредованно решать поставленные педагогические задачи. И, самое главное, развивающая среда должна иметь компоненты рассчитанные на зону ближайшего развития ребенка. Также созданная развивающая среда предъявляет определенные требования к работе педагога, а именно нацеливает его на осуществление образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка. Среда - это инструмент развития ребенка, а для педагога – это инструмент работы педагога.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (1)

Сазонова Оксана Сергеевна, 14.11.19 в 06:29 0Ответить Пожаловаться
спасибо за подборку материала, за ваш опыт, возьмем на заметку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.