12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ромайкина Людмила Петровна124
Россия, Мордовия респ., Зубово Полянский р-он,с.Русский- Лундан

Проектирование современного урока русского языка и литературы в контексте ФГОС

Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока:

  • определение цели и задач;  
  • отбор содержания учебного материала;  
  • подбор методов и приёмов обучения;  
  • определение форм организации деятельности учащихся;    
  • подбор материала для домашней работы;    
  • определение способов контроля;     
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;     
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

Ключом процесса проектирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров:

учет возрастных особенностей

целесообразно выбранный учебник (линия учебников), т.к. он задает алгоритм реализации познавательного процесса

Выбранная технология («Критического мышления», «Портфолио», технология Ильина, технология «Мастерские» и др.

Технологическая карта урока Это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть:

этапы урока, его цели

содержание учебного материала

методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся

деятельность учителя и деятельность обучающегося

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС

 

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье.

1 Спланировать учебный материал;

2 Подобрать учебные задания, целью которых являются:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям

3 Упорядочить учебные задания

4 Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником)

Четвертое.

Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока.

Пятое.

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, вызовет удивление, изумление, восторг учеников.

Шестое.

Разработать структуру урока.

Седьмое.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.