12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анисимова Наталия Васильевна71
C 2003 года социальный педагог Реабилитационного Центра дополнительного образования для инвалидов трудоспособного возраста УСО ПНИ-10.Высшая квалификационная категория, 5 методических разработок, есть публикации, свой мини-сайт на сайте ИНФОУРОК.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
4

Применение технологий «Проектная деятельность, как фактор становления социальной активности лиц трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Для реабилитантов стационарного Реабилитационного центра УСО ПНИ-10, где проходят реабилитацию граждане трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья, неприемлема оценка с помощью стандартизированных тестов: она не может отражать в полной мере реальный уровень достижений реабилитантов, а достижений у них достаточно много и находятся они в разных областях деятельности. Каждый внутри достаточно замкнутой системы стационарного учреждения знает о том, что тот или иной воспитанник занимается тем или иным делом. Но эти знания носят разрозненный характер. Обобщить индивидуальные достижения воспитанника поможет реабилитационное портфолио или папка достижений.

Проблема – фиксация достижений реабилитантов.

Гипотеза: социально -педагогические проекты могут быть средством повышения эффективности реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, если

- соответствуют социальному заказу (отвечают потребностям всех участников реабилитационного процесса;

- активизируют инициативу педагога и реабилитанта;

- позволяют объединиться различным специалистам РЦ;

- позволяют всем участникам проектов развивать свои проектные способности;

если проект решает педагогические задачи, направленные на

- развитие коммуникативных способностей реабилитантов, активизацию познавательного интереса к событиям своей жизни, к событиям в жизни коллектива; овладение навыками пользоваться компьютером/планшетом/фотоаппаратом;

- содействие процессам самоопределения и самовыражения личности реабилитанта;

- развитие представления воспитанников о возможных вариантах выстраивания жизненного пути;

- повышение самооценки воспитанника; помощь в осознании (им самим и окружением) ценности его индивидуальности;

Формирование реабилитационного портфолио – задача практико-ориентированная, и для ее решения я выбираю в качестве методологической основы диалоговую концепцию М.М. Бахтина –В.С. Библера, коммуникативную парадигму развития личности Н.Б. Жиенбаевой. Парадигма межличностного общения (с ориентацией социального педагога на собеседника-реабилитанта) вместе с парадигмой педагогического сотрудничества (когда реабилитант получает социально-педагогическую поддержку в решении социально значимых для него проблемах) образуют фундамент того процесса, который обозначается термином «личностно-ориентированное обучение» (Жиенбаева Н.Б., 2006).

Примером проектной деятельности в РЦ УСО ПНИ-10 может быть:

-Технология формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника социального педагога Анисимовой НВ. (утверждена методсоветом, реализуется социальным педагогом с 2011 года).

Реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ позволяет показать все его достижения в социальной, коммуникативной, трудовой и досуговой сферах. Педагогическая значимость реабилитационного портфолио состоит в смещении акцента с того, что реабилитант не умеет и не знает, на то, что он умеет в различных сферах жизнедеятельности.

В обобщенном виде реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ – форма сбора информации об учебно-познавательной, трудовой и досуговой деятельности реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на протяжении какого-либо периода (например, учеба в каком-то конкретном классе) или всех лет реабилитации.

Всесторонний индивидуальный мониторинг комплексной реабилитации воспитанника РЦ позволяет выполнить:

- оценку динамики формирования социальных компетентностей и статусов, освоения социальных ролей;

- интеграцию качественных и количественных оценок деятельности воспитанника.

Задачи Технологии формирования реабилитационного портфолио

(папки достижений) воспитанника РЦ

- поиск зон успешности воспитанника; предварительный мониторинг индивидуальных достижений воспитанника;

- адаптация субъекта в социально-педагогическом взаимодействии;

- вовлечение воспитанника в работу по сбору материалов для портфолио; формирование (либо закрепление) компетентностей ДПС (действенно-практической сферы личности), СУМ (самоуправляющих механизмов личности воспитанника: потребности в самоутверждении), СЭН (сферы эстетических и нравственных качеств личности: нравственного отношения к результатам и стимулам);

- фиксация (мониторинг) индивидуальных достижений воспитанника;

- представление воспитанникам возможных вариантов выстраивания жизненного пути;

- повышение самооценки воспитанника; помощь в осознании (им самим и окружением) ценности его индивидуальности;

- содействие процессам самоопределения и самовыражения личности реабилитанта;

- повышение активности воспитанника и его окружения (педагогов, проживающих, родственников, друзей, работодателей и т.д.).

Разделы (рубрики) реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ:

Официальные документы (свидетельства об окончании Лицея, школы и пр.);

Учебная деятельность (фотоматериалы);

Досуговая деятельность (фотоматериалы)

Трудовая деятельность (фотоматериалы);

Ромашка социальных ролей и статусов;

Отзывы и характеристики (могут вкрапляться разделы учебная, трудовая, досуговая деятельность);

Для души (мой знак зодиака, любимый учитель, любимый цветок, мои друзья, мой портрет и т.д.).

Для реабилитантов с ограниченными возможностями наиболее подходящей будет модель комплексного реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ.

Структура Технологии формирования реабилитационного портфолио:

Подготовительно-диагностический этап реализуется как совместное дело реабилитанта и социального педагога;

Деятельностный этап также реализуется как совместное дело реабилитанта и социального педагога;

Констатирующий этап: портфолио может быть представлено группе реабилитантов как вариант выстраивания жизненного пути; или Врачебной Комиссии как результат реабилитации и свидетельство готовности реабилитанта к самостоятельному проживанию; или как наглядный методический материал на педагогическом совете, семинаре.


 

АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Апробация Технологии формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ УКСО ПНИ-10 проводится в период с 2008 года на базе реабилитационного центра УКСО ПНИ-10 социальным педагогом с привлечением воспитанников, педагогов РЦ и работодателей воспитанниц, которые трудятся в открытом рынке труда.

Основной метод фиксации результатов (включенное наблюдение) позволил сделать следующие выводы:

- степень помощи социального педагога реабилитантам при формировании может быть различной, она зависит от уровня самостоятельности реабилитанта;

- наблюдалось повышение самооценки реабилитантов (изменение оценки собственного труда со стороны реабилитантов, осознание необходимости и важности своего труда), формирование новых компетентностей у воспитанников РЦ;

Таблица 1

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАБИЛИТАНТОВ

№№

Имя реабилитанта

Период формирования

портфолио

Где было (или будет) представлено

портфолио

1

Екатерина В.

2011-2012

2 года

Самопрезентация в программе комплексного занятия для обучающихся швейной и учебной групп РЦ;

В РЦ УСО ПНИ-10 на семинаре для специалистов «Личностно-ориентированное обучение и его методики».

2

Наталья З.

2012-2014

3 года

На открытии персональной выставки творческих работ (вышивки в различных техниках), организованной в холле УСО ПНИ-10.

3

Наталья И.

2014-2017

4 года

Будет

представлено на ВК

4

Наталья М.

2011-2013

3 года

Самопрезентация на праздновании дня рождения, и в связи с переводом в ПНИ-1

5

Елена О.

2015-2017

3 года

Будет представлено на ВК

6

Наталья П.

2015-2017

3 года

Для участия в конкурсе «Вы – лучшие!»

7

Ирина Ч.

2014-2016

3 года

Для участия в конкурсе «Вы – лучшие!»

8

Наталья Ч.

2015-2017

3 года

Как итог реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.

9

Оксана Ф.

2012-2013

2 года

Как итог реабилитации, в связи с 40-летием

10

Ирина А.

2015-2017

3 года

Как итог реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.

11

Людмила В.

2016-2018

3 года

Как итог реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.


 

ВЫВОДЫ

Основным результатом применения Технологии формирования реабилитационного портфолио являются личностные качественные изменения реабилитанта в СЭН (сфере эстетических и нравственных качеств личности): отношение к результатам своей трудовой и досуговой деятельности как к значимым - «Я могу», «Я нужен», «Мои творческие работы нравятся», «Мой труд важен»; в СПД (действенно-практической сфере): активное взаимодействие со специалистами РЦ в процессе сбора документов и материалов для портфолио; закрепление потребности в труде, усердного отношения к выполняемой работе; формирование СУМ (самоуправляющих механизмов личности): повышение самооценки, удовлетворение потребности в самоутверждении; закрепление социальных установок на добросовестный труд, приобретение новых социальных компетентностей и освоение новых социальных ролей.

Отмечены новые социальные навыки, которые формируются у воспитанника на этапах сбора материала, формирования реабилитационного портфолио (папки достижений), презентации портфолио.

Степень участия того или иного воспитанника в формировании портфолио может быть различной, также как и степень самостоятельности в подготовке и проведении презентации: это может быть монологический (заранее подготовленный с помощью социального педагога) рассказ о себе либо ответы на вопросы социального педагога и других участников презентации.

Каждый из участников апробации освоил (или освоит) новую социальную роль – презентующего свои достижения, осознал (или получит такую возможность) ценность своей индивидуальности, а участники презентации получили (либо получат) представление о возможных вариантах выстраивания жизненного пути и реабилитационного маршрута. Немаловажным является мотивация воспитанников РЦ на овладение ЗУН (навыками самоценки результатов своей трудовой деятельности, знаниями о важности своего труда и т.д.), обеспечивающими в дальнейшем успешность в трудовой общественно значимой практической (трудовой либо художественно-прикладной) деятельности, в том числе при трудоустройстве на работу в штат ПНИ-10 или в открытый рынок труда, для поступления в ПРЛ и получения специальности, а также для самостоятельного проживания вне стационарного учреждения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.