12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рогачёва Татьяна Александровна910
Россия, Красноярский край, Красноярск
18

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе является :

в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем

зарождаются основы системного мышления

развиваются творческие способности, воображение, фантазия

воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться по ситуации

происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

В будущем наше общество будет заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

Проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Работа над проектом проводится поэтапно.

Этапы работы над проектом:

подготовительный (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы)

аналитический ( определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение обязанностей между членами рабочей группы)

практический ( сбор и уточнение информации-интервью, опросы, наблюдения, эксперимент ; выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач)

презентационный ( планирование презентации и подготовка презентационных материалов; защита проекта- включает в себя демонстрацию результатов исследовательской деятельности, предложения по разрешению проблем)

контрольный (оценивание планирования процесса, деятельности; самооценку; определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов )


 


 

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

практические задания ( измерения, разрезания, сгибания, рисование…)

практические задачи ( задачи прикладного характера)

проблемные (ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)

теоретические (задания на поиск и конспектирование информации, её анализ, обобщение )

изготовление наглядных пособий по геометрии ( из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.)

Деятельность учащихся в рамках предполагаемого объекта обеспечивает им возможность пройти все этапы формирования умственной деятельности. Дети не боятся совершить ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательств и решения задач, стараются найти несколько решений.

Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника.

Проанализировать успешность этого результата можно с помощью анкеты


Анкета

1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью?

А) нравится

Б) равнодушен

В) не нравится

2 . Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта?

А) умею

Б) сомневаюсь

В) не умею

3. Умеешь ли ты искать нужную информацию?

А) умею

Б) не всегда получается

В) не умею

4. Можешь ли ты составить план своей деятельности?

А) могу

Б) могу с затруднениями

В) не могу

5. Легко ли тебе общаться с коллегами по группе?

А) легко

Б) не очень

В) трудно

6. Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?

А) боюсь

Б) сомневаюсь

В) не боюсь

Типы проектов могут быть разными. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям.

Автор У.Х.Килпатрик ( по виду целевой установки)

созидательный( цель- практическое выполнение и использование)

потребительский (цель-развитие потребительских качеств личности)

интеллектуальный ( цель- развитие мышления)

проект-упражнение ( направленное на выработку определенных умений и навыков)

По длительности проекта

долгосрочный

среднесрочный

краткосрочный

Н.В. Матяш ( по уровню сложности проектных заданий)

репродуктивные задания на воспроизведение по образцу

поисковые задания

творческие задания, направленные на создание новых объектов

По содержанию

проекты для решения конструктивно-технических задач

проекты для разработки новых видов технологий

проекты как решение задач производственно-коммерческого характера

пректы как решение дизайн-задач


 

Критерии оценки оформления и выполнения проекта:

актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы

объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию

уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость

качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий

При защите проекта оценивается:

качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность

объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи

педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории

ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы

деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность

Примерные темы проектов и творческих работ

по математике для 5 класса:

(в которых предполагаются исследования, связанные с обыкновенными и десятичными дробями, с площадью и объемом простейших геометрических фигур, процентами)

Магия чисел

Почему нельзя делить на ноль?

Системы счисления

Цифры разных народов мира

Русские учителя С.А. Рачинский и Л.Ф.Магницкий и их « Арифметика»

Старинные меры ( русские и зарубежные)

Сумма углов треугольника на плоскости

Совершенные числа

« Поход в ...»

Четыре действия математики

Древние меры длины

Возникновение чисел

« Правильное питание на один день»

Магические квадраты

Из истории возникновения обыкновенных дробей

Старинные задачи с обыкновенными дробями

Занимательные задачи с обыкновенными дробями

История геометрических инструментов

История возникновения геометрии

Геометрические сказки

Биографии великих геометров

Геометрия в архитектуре и искусстве

Геометрия и мода

В мире процентов

Задачи на проценты в жизни человека

Задачи с экономическим содержанием в 5 классе

Зарождение и распространение понятия « проценты»

Процентные вычисления и расчеты

Проценты в современном мире

Путешествие в страну процентов

Значение числа в судьбе человека

Из истории числа ноль

Искусство отгадывать числа

Комбинаторика в лоскутной техники

Математика в живописи

Оригами и математика

Орнамент- отпечаток души народа

Ох, уж эти дроби!

Ох, уж эти проценты!

Фигурные числа ( история возникновения чисел)

Опубликовано в группе «Проектная деятельность при изучении математики»


Комментарии (3)

Сидорова Зоя Григорьевна, 17.01.17 в 22:55 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Александровна!
Представленная Вами публикация поэтапно позволяет решить поставленные задачи проектной деятельности. Подробно разработаны формы и методы для реализации задуманного. Думаю, что многим педагогам пригодится данный богатый материал.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.

Столярова Инна Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 16 фев 2018 в 16:42
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.