12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
2

Проектная мастерская «Математический калейдоскоп». Рабочая программа по внеурочной деятельности

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ТОМСКА

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей …………………….

Протокол № __ от.____2016 г.

Согласовано на заседании методического совета МАОУ СОШ № 40 г. Томска

Протокол № … от…. 2016 г.

«Утверждаю»

«___»____________2016 г.

Директор МАОУ СОШ № 40

______Л.Н. Шалыгина

Проектная мастерская «Математический калейдоскоп»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Направление «Общеинтеллектульное»

База реализации:

Обучающиеся 6 классов

Составитель:

Железнякова Татьяна Владимировна

Учитель математики

Томск – 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа проектной мастерской «Математический калейдоскоп» составлена на основе нормативных документов:

Закон РФ «Об образовании».

Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 18 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа

Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2080 . Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный N 19776 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).

Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

Приказ от 31 декабря 2015 г. № 1577о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Цель и задачи проектной мастерской.

Целью проектной мастерской  является приобретение учащимися опыта проектной деятельности.

Задачи проектной деятельности:

  • формирование способности ориентироваться в проблемном поле (обучающийся должен видеть проблему, формулировать её и соответствующую ей тему проекта);
  • обучение планированию (обучающийся должен уметь определять цель, задачи для достижения поставленной цели, спланировать свою деятельность для достижения цели, корректировать свою работу);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и материалы, систематизировать их, обрабатывать, использовать по назначению);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • обучение способам создания разного типа продукта (обучающийся должен знать каким может быть продукт, планировать его создание на первоначальном этапе, использовать различные, в том числе и компьютерные технологии, для его создания);
  • умение составлять отчет (обучающийся должен уметь составлять письменный отчёт, планировать и презентовать информацию, планировать дальнейшее использование проекта);
  • формирование позитивного отношения к проектной деятельности (проект должен вызывать интерес, должно быть стремление выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком).

Психологическим механизмом овладения проектной деятельностью учащихся на проектной мастерской является развернутое, поэлементное усвоение её содержания, обеспечивающее его широкий перенос и глубокое усвоение, овладение элементами проектной культуры. Вместе с тем такое развернутое, поэлементное усвоение содержания проектной деятельности обеспечивает необходимые психологические условия процесса интериоризации1 усваиваемых знаний.

Деятельность на проектной мастерской, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение), имеющим свою специфику. Специфической особенностью проектной деятельности является её активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. В качестве учебной деятельности проектная деятельность обеспечивает более полноценное усвоение учебных ситуаций и действий, контроля и оценки; принятие внешнезаданных учебных целей и их интериоризацию.

Работа в проектной мастерской является в полной мере личностно-ориентированной деятельностью. Проектная деятельность, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует личностному развитию. Проектная деятельность как метод и средство обучения включает в себя направленность обучения посредством метода проектов на значимую практическую цель, в роли которой выступают конкретные проекты, примерные направления и тематика которых задаются с ориентацией на общественную значимость и полезность для общества. Выполняя проекты, связанные с решением проблем, имеющих практическую значимость, ученик приобретает знания, выходящие по своему личностному смыслу за рамки отдельной учебной дисциплины, а по значению – за рамки привычного школьного окружения, связывающие школьника с реальными социальными проблемами. Метод индивидуальных проектов, позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями, с учетом личностных возможностей и потребностей.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, конструирование, наполненное математическим содержанием. В процессе обучения на проектной мастерской происходит становление двух взаимосвязанных сторон психической реальности – усвоение учебных знаний внутри отдельных предметных дисциплин, с одной стороны, и развитие личности учащихся – с другой. Приобретение научных знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе осуществления деятельности. Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная задача учебной деятельности выступает перед субъектами учения в опосредованной форме, неявно. И необходимость её достижения осознается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность. Обоснование проблемы, заявленной в творческом проекте, планирование технологических процессов, выполнение технологических операций, корректировка объекта деятельности и другие элементы проектной деятельности побуждают ученика приобретать и усваивать новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого отдельного этапа проектной деятельности. Поэтому усвоение знаний как задача учебного процесса конституируется и присваивается школьниками без всякого нажима сверху и обретает личностную значимость.

В качестве учебной деятельности проектная деятельность представляет собой не только форму усвоения знаний, умений и навыков, но и влияет на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности. Все стадии выполнения проекта: обоснование, осознание и принятие идеи, технологическая разработка идеи, практическая работа над ней, апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи, отстаивание полученного результата представляют собой последовательные развернутые этапы саморегуляции деятельности в целом

Проектная мастерская «Математический калейдоскоп» относится к профильному направлению «математика», направлена на формирование, закрепление и расширение предметных (геометрические фигуры, математическая иллюзия) и базовых компетенций. Программа мастерской «Математический калейдоскоп» удовлетворяет требованиям федерального Государственного образовательного стандарта для 5 - 7 классов, соответствует образовательным тенденциям нового поколения, основанным на формировании компетентностного подхода в организации проектной деятельности и овладения УУД.

Возрастная категория

Проектная мастерская «Математический калейдоскоп» рассчитана для учащихся 6 классов.

Количество часов

Занятия проектной мастерской проводятся во внеурочное время. Пять этапов разработки проекта: аналитический, поисковый, практический, контрольный и презентационный осуществляются на 18 внеурочных занятиях и консультациях, возникающих по мере необходимости. Длительность занятия варьируется, в зависимости от потребности обучающегося - разработчика проекта от 30 минут до 1 часа.

1. Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

1. Исследовательская функция проектной мастерской сориентирует ученика на анализ процессуальной, динамической стороны окружающего мира. Проектная деятельность, осуществляясь как целостный процесс, постоянно имеет дело с переплетением этих функций, реализует их в различных сторонах выполняемого проекта.

2. В ходе занятий проектной мастерской «Математический калейдоскоп» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

3. Деятельность на проектной мастерской не только будет способствовать снижению уровня тревожности школьников, но и уменьшит страх самовыражения, страха несоответствия ожиданиям окружающих.

4. Проектная мастерская позволит преодолеть одно из существенных противоречий традиционного обучения - отсутствие достаточной меры индивидуализации и дифференциации.

5. Проектная деятельность приведет к активизации познавательной мотивации и интеллектуальной инициативы всех школьников вне зависимости от их успеваемости. Главный ее критерий - наличие самостоятельного творческого результата деятельности учеников. Таким образом, мерой эффективности обучения становится сам ученик, обогащение его индивидуального опыта, переход внешне-заданных учебных целей во внутренний план, их присвоение, развитие его личности и познавательных процессов.

В основу построения модели педагогического процесса заложено развитие четырех важнейших компонентов самоконтроля:

  • умение организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
  • умение оценивать результаты своей деятельности;
  • умение корректировать проделанную работу в интересах повышения её эффективности;
  • умение прогнозировать соответствующую деятельность.

2. Содержание курса проектной мастерской Темы занятий проектной мастерской соответствуют определённым этапам разработки проекта.

Содержание курса

(перечень основных разделов программы)

Количество часов

Перечень формируемых и развиваемых универсальных действий обучающихся

Аналитический этап

2 часа

Познавательные: анализировать полученную информацию, определять проблему, формулировать тему, цель и задачи проекта, определять источники информации и ресурсы, планировать продукт проекта.

Коммуникативные: ставить вопросы, формировать собственное мнение, формулировать свои затруднения, предлагать помощь, проявлять активность во взаимодействии.

Регулятивные: адекватно использовать речь, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, стремление следовать социальным нормам поведения.

Поисковый этап

2 часа

Познавательные: осуществлять поиск, выделение, сбор, обработку, анализ информации из разных источников в разных формах, ориентироваться в разнообразии способов достижения цели и решения задач проекта.

Коммуникативные: формировать и отстаивать собственное мнение, задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества, определять цели, функции участников взаимодействия, договариваться о распределении функций и ролей.

Регулятивные: грамотно формулировать высказывания, составлять план последовательности действий.

Личностные: информационная культура, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Практический этап

8 часов

Познавательные: интерпретация информации, применение, представление и оценка информации, умение строить письменное и устное высказывание, выделение информации и объектов необходимых для наблюдения и экспериментов, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, вести устный и письменный диалог, слушать собеседника.

Регулятивные: составлять план последовательности действий и действовать по нему, предвидеть возможность получения конкретного результата, вносить необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: потребность в совместной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Контрольный этап

2 часа

Познавательные: умение контролировать процесс и результат деятельности, способы её коррекции, выделение существенных признаков информации, объекта и процесса, владение анализом, синтезом, сравнением, оценкой, классификацией по критериям, установлением аналогий, установлением причинно-следственных связей, построением рассуждений, обобщением.

Коммуникативные: формировать и формулировать собственное мнение и прислушиваться к мнению других, разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Регулятивные: составлять план последовательности действий, выделять и формулировать то, что сделано и что нужно сделать, определять качество работы, устанавливать соответствие полученного результата с поставленной целью, соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок.

Личностные: потребность самоанализа, рефлексии, самооценка на основе критериев успешной деятельности, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Презентационный этап

4 часа

Познавательные: знать способы защиты проекта, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, умение принимать позицию других, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, строить понятные для партнера высказывания, вести устный и письменный диалог, слушать собеседника, свободно строить монологическое высказывание.

Регулятивные: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния, активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации конфликта.

Личностные: ответственность за свои поступки, готовность и способность к саморазвитию, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

 

Итого:

18 часов

Формы организации и виды деятельности.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения

Занятия

Виды деятельности обучающихся

Средства наглядности

Примечание

 

Аналити-ческий этап

2

Беседа.

Анализирует полученную информацию,Определяется с выбором темы проекта.

Презентация.

Используется метод :

«Если бы».

 

Поисковый этап

2

Беседа.

Поиск источников информации по выбранной теме.

Геометрические тела.

Используется метод конструирования вопросов.

 

Практичес-кий этап

8

Практическое занятие

Моделирование, создают математические модели.

Развертки геометрических фигур.

 
 

Контроль-ный этап

2

Диалог.

Самооценка выполненной работы.

Оценочные листы.

Метод смыслового видения.

 

Презента-ционный этап

4

Выступление, защита проекта.

Демонстрация модели.

Готовый макет.

Метод вживания.

3. Тематическое планирование

Учебно-тематический план проектной мастерской

№ раздела,

Темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе, часы

Теория

Практика

Контроль

1.

Аналитический этап

2

1

1

Рефлексия, самоконтроль

2.

Поисковый этап

2

-

2

Рефлексия, самоконтроль

3.

Практический этап

8

-

8

Рефлексия, самоконтроль

4

Контрольный этап

2

-

2

Рефлексия, самоконтроль

5

Презентационный этап

4

-

4

Рефлексия, самоконтроль

 

ИТОГО:

18

1

17

 

Приложение 1 Этапы внеурочной деятельности.

Приложение 2. Информационно-методическое обеспечение

1 Интериоризация  — (от лат. interior внутренний) переход извне внутрь. Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные процессы. 

8

Этапы внеурочной деятельности

Аналитический этап

Особенности методики аналитического этапа основаны на технологии творческой мастерской, игровом проектировании, кейс методе, мозговом штурме.

Используемые методы:                          

1.      Метод опоры на опыт. Используются письменные задания, карточки З-И-У, упражнения на развитие навыков мышления, обсуждения.

2.      Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

3.     Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или
нарисовать картину того, что произойдет, если решить проблему.

Предметная область: геометрия.

Тематическое поле: 1) геометрические фигуры вокруг нас;

                                  2) в стране геометрических фигур;

                                  3) геометрические фигуры в повседневной жизни;

                                  4) город из геометрических фигур;

                                  5) дом геометрии.

Продукт: макет из геометрических фигур.

Результат аналитического этапа – определение проблемы, выбор темы проекта, выбор вида проекта по доминирующей деятельности, самоопределение в количестве участников, определение цели и задач проекта.

Рефлексия аналитического этапа:

Для выявления уже имеющихся знаний:

  • Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?
  • Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме? Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?
  • Какие способы решения этой проблемы вы знаете? Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?
  • Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения этой проблемы?

Для выявления склонности  и интересов обучающихся:

  • Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?
  • В чем вы хотели бы лучше разобраться?
  • Ваше любимое занятие вне школы?
  • Чему вы больше всего хотели бы научиться?
  • Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы разбираться профессионально?
  • Что бы вы хотели предпринять для осуществления вашего замысла? При каких условиях это было бы возможно?

Для выявления затруднений у обучающихся:

  • О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию? Что нового вам было бы интересно узнать?
  • В каких вопросах вы бы хотели стать более компетентными?

Для определения темы проекта:

  • Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?
  • Почему вы предпочли именно эту тему?
  • Каким образом вы могли бы помочь (группе) раскрыть эту тему?
  • Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой оценки работы над проектом? Как  можно определить «программу-максимум» и «программу-минимум»?
  • Что изменится, когда проблема будет решена?

Поисковый этап.

Особенности методики поискового этапа – тьюторская поддержка разработчиков проекта.

Используемые методы:

1.      Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика). Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

2.      Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках.

3.      Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:

·         предъявление объекта изучения; 

·         индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;

·         озвучивание вопросов в группе;

·         фиксация всех вопросов на общем листочке;

·         обмен листочками между группами;

·         экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);

·         выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

·         отбор вопросов;

·         отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

4.      Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода: - учащиеся выполняют привычные для них действия; - мастер ставит перед участниками вопрос, который носит неожиданный, пародоксальный характер (с узкопредметной точки зрения) характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом к дальнейшему поиску.

5.     Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно- историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

План реализации проекта лучше оформить графически, например, в виде временной ленты, например, описание каждого последовательного шага, с указанием даты.

Источники информации:

http://rus.ans4.com/28904033/kakie-est-nazvaniya-obemnyh-geometricheskih-figur/

http://modelmen.ru/p1112/razvjortki-geometricheskikh-figur

http://2x2business.ru/razf.htm

http://pustunchik.ua/treasure/tools/obyemnyye-geometricheskiye-figury-iz-bumagi

http://mymansion.ru/tsvet-v-interere/tablitsa-sochetaniya-tsvetov-v-interere.html

http://www.babyblog.ru/user/mari-maklakova/3009567

 

Результат поискового этапа – утверждение источников информации, ресурсов получения информации, плана реализации проекта.

Рефлексия поискового этапа:

Соотнесение с задачами проекта:

·         Какие ресурсы могут быть использованы для разработки вашего проекта?

·         Какая информация заинтересовала больше всего и почему?

·         Есть ли другие точки зрения на рассматриваемую проблему?

Поиск и сбор информации:

·         Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

·         Где можно найти необходимую информацию? Кто может в этом помочь? Кого можно пригласить для консультации? 

·         В какие организации можно обратиться за консультацией? Какие конкретно сведения вы там запросите?

·         Как вы будете использовать средства интернета для организации исследований, общения и сотрудничества в рамках вашего проекта?

·         Как организовать ответственное и надежное использование Интернета?

·         Какие документы могут содержать нужную вам информацию? Где их можно найти?

Планирование работы:

·         Какие работы могут выполняться параллельно?

·         Какие исследования требуют больше (меньше) времени?

·         Чем необходимо заняться в первую очередь?

·         В каком порядке будет выполняться работа?

·         Как распределить работу между членами группы?

·         Кто и за что будет отвечать?

·         Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Интерпретация полученных данных:

·         Какая информация необходима для решения поставленной задачи?

·         Без какой информации можно обойтись? Обоснуйте ваше мнение.

·         Каковы критерии оценки полученной информации?

·         Установите связь (если она есть) между собранными данными.

Практический этап.

Особенности методики практического этапа – использование математических методов и приёмов, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использование  естественно-научных методов и приёмов, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использование методов получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.[1]

 

Используемые методы:

1.              Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

2.              Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)

3.   Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

 

Рефлексия практического этапа:

Исследовательская деятельность

·         Какие планируете провести исследования? С какой целью?

·         Какой объект и предмет исследования вы выбрали? Почему?

·         Какие прогнозируете результаты исследования?

·         Какую гипотезу выдвигали? Подтвердилась ли она? Почему?

·         Какие действия помогли в проведения исследования?

·         Что получилось и что не получилось? Почему?

·         Можете описать процесс исследования?

·         Как будете оформлять результаты исследования?

·         Как должны оценивать полученные результаты?

·         Где могут быть применены сферы найденные решения?

·         Какая нужна помощь? Кто её может оказать?

Выполнение плана разработки проекта

·         Как выполняется план проекта?

·         Какие проблемы возникли при создании проекта?

·         Какие способы устранения проблемной ситуации?

·         Помогли ли эти способы? Есть ли другие варианты?

Продукт проекта

·         Каким будет продукта проекта?

·         Будет ли этот продукт доказательством достижения цели и решения проблемы проекта?

·         Что нужно для разработки продукта?

·         Какие знания и умения пригодятся для создания продукта;

·         Чему необходимо научиться?

·         Какая нужна помощь? Кто её может оказать?

Контрольный этап.

Особенности методики контрольного этапастиль управления фасилитация[2], преобразующий процессинг.

Содержанием контрольного этапа является осмысление учащимся хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность.

Фасилитация как психологическая техника  использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны педагога к ребёнку, помогает раскрыть в нём оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. 

Основа педагогического руководства – преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят. Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает ребёнку, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для ученика.

Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду, например, через организацию групповой дискуссии, постановку вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, раскрытие противоречий в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации.

Используемые методы:

1.      Использование графических инструментов визуализации знаний. Для этого используются:

·      концептуальные карты. Концептуальная карта поможет организовать свои мысли и удачные идеи для любого творческого проекта. Концептуальные карты – отличное наглядное пособие, потому что дает возможность увидеть, как множество тем и процессов связаны друг с другом. Концептуальные карты обычно делаются так: слово обводится в квадрат или овал, от него рисуются стрелки, связывающие его с другими словами, показывая взаимоотношения между этими предметами. Самые распространенный типы концептуальных карт – карта иерархий, карта связей («паук»), карта схемы потоков.

·      установление последовательности событий. Предназначен для обучающихся, которым легче оперировать знаками. Ученик рисует или собирает из готовых, заготовленных учителем знаков последовательность выполненных действий. На наиболее удачных и неудачных способах действий рисуются и рефлексируются соответствующие смайлики;

·      схемы классификаций. Т-таблицы и диаграммы Венна представляют собой таблицы, которые позволяют учащимся организовать информацию для сравнения, противопоставления и обнаружения сходств и различий;

Контроль проектной деятельности осуществляется через:

·         анализ результатов выполнения проекта;

·         оценку качества выполнения проекта.

На этом этапе систематизируется весь разработанный материал. Анализируется, прежде всего, сам процесс создания проекта. Следует отметить, что на проектных мастерских оценка проекта должна быть качественная, а не количественная. Не следует на основании качества продукта выставлять внешнюю оценку. Продукт является средством решения значимой для ученика проблемы. Главная задача педагога – работать на формирование универсальных способов действия при достижении цели проекта, а не оценку по формальным признакам. Основной целью этапа является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Для самооценки, в качестве опоры, используются «Контрольные листы самооценки».

Оценочный лист 1

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои  обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++  у меня всё получилось

-+  были затруднения, но я справился

-    у меня не получилось работать в группе

++  у тебя всё получилось

 -+  у тебя возникли затруднения,

       но ты справился

-      у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Оценочный лист 2

Фамилия, имя__________________________________________

Критерии

Очень хорошо

Хорошо

Мне нужно постараться

                                Начальный этап

Я внимательно выслушал сообщение учителя

 

 

 

Я понял задание и смогу рассказать о нём друзьям и родителям

 

 

 

Основной этап

Я участвовал в сборе информации по своей теме

 

 

 

Я представил доказательства из своего собственного опыта.

 

 

 

Я оформил результаты своей работы

 

 

 

Я принимал участие в создании продукта групповой работы

 

 

 

Я заранее готовлюсь к выступлению в другой группе о нашей совместной работе

 

 

 

Итоговый этап

Я ответил на вопросы проекта

 

 

 

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе

 

 

 

Я принял участие в разработке сценария праздника

 

 

 

Я принял участие в проведении праздника

 

 

 

 

Результаты контрольного этапа: самооценка выполненной работы, анализ плана выполнения.

Рефлексия контрольного этапа:

 Вопросы, направленные на анализ проектной работы:

  • Удачно ли была выбрана тема проекта?
  • Правильно ли были определены цель проекта и его задачи?
  • Глубоко ли вы исследовали проблему?
  • Какие «белые пятна» в ней еще остались?
  • Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?
  • Рационально ли использовали имеющиеся средства?
  • Какие этапы реализации проекта были наиболее интересны?
  • Какие знания и умения приобрели в процессе работы над проектом?
  • Какие свои способности развивали?
  • Насколько эффективно был выбранный продукт?

Вопросы, направленные на анализ навыков сотрудничества:

  • Был ли должный психологический комфорт в группе, реализовавшей данный проект?
  • Каков был характер общения между участниками проекта?
  • Хотели бы вы поменять состав своей группы?
  • Все ли участники были достаточно активны?
  • Все ли смогли проявить свои способности?
  • Удовлетворены ли вы своей работой в группе?

Презентационный этап.

Особенности методики презентационного этапа – тренинг.

Используемые методы:

1. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в различные категории слушателей: учащиеся младших классов, ровесники, старшеклассники, учителя, педагоги других школ, родители, учёные, а затем в различные по количеству слушателей аудитории: до 10 человек, 50 человек, актовый зал. Его задача – настроиться на аудиторию, перестроить своё выступление для каждой аудитории.

2. Прием «Закончи предложение». Его цель – организовать диалог выступающего с защитой проекта с авторитетным мнением. Мастер предлагает автору проекта представить  жюри и просит закончить предложение, которое может быть сформулировано члена жюри, или ответить на их вопросы.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.[3]

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;

2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

     Защита проекта будет проходить в форме:демонстрации моделей.

В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов. Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и других учащихся (из других классов). Критерии оценивания выполненных проектов разрабатываются совместно и должны включать в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта.

Предполагаемые средства и формы презентации проекта: проект представляется ученикам школы,в виде презентации или демонстрации моделей.

Написать примерные критерии оценивания выполненных проектов.

  1. Аргументированность выбора темы, значимость выполненной работы.
  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение.
  3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
  4. Уровень творчества, оригинальность темы, найденных решений, своеобразие материального воплощения и представления проекта.
  5. Качество изделия, оригинальность.

Результаты презентационного этапа: пояснительная записка, тезисы к выступлению, способы демонстрации, итоговое заключение о качестве выполнения проекта, планирование дальнейшего развития, использования и представления проекта.

Рефлексия презентационного этапа:

Для обсуждения качества текстового документа:

  • Достаточно ли грамотно составлен текстовый вариант работы?
  • Написание какой части вызвало наибольший интерес?
  • Что оказалось самым трудным в написание текстового документа?
  • Как сумели преодолеть трудности?
  • Достигли ли намеченной цели?

Для подготовки презентации:

  • Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?
  • Кому, по – вашему, будет интересна проблема над которой вы работали?
  • В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.
  • В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта?
  • В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации?
  • Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?
  • Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?
  • Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?
  • Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?

Для обсуждения эффективности работы над проектом и проведенных исследований:

  • Что нового вы узнали в ходе предъявления результатов над проектом?
  • Какие вопросы к участникам проекта у вас возникли?
  • Каким образом вы получили результаты? Пришли к таким выводам?
  • Кому и для какой цели могут быть интересны полученные вами результаты (выводы)?
  • Если продолжить работу над этой темой, что ещё вам было бы интересно узнать, какие исследования провести?
  • Что, по – вашему, особенно удалось? Что не совсем получилось? Почему?
  • Как вы считаете, что в проведенной работе можно было бы улучшить, усовершенствовать? Каким образом?
  • Что из проделанной работы принесло вам наибольший успех и наибольшее удовлетворение? Почему?
  • Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории? 
     Удачно ли Вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты? 
    Как вы относитесь  к проективным методам работы?
  • Где  и зачем в будущем Вам может пригодиться приобретенный опыт?
  • Какая проблема интересует вас сейчас?
  1. Формы защиты проекта
  1. Доклад с наглядными материалами;
  2. Выставка- презентация;
  3. Экскурсия.

 

[1]  Из Примерной образовательной программы

[2] Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Учитель должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики.

[3] Из Примерной образовательной программы

Приложение № 2

Информационно-методическое обеспечение

http://rus.ans4.com/28904033/kakie-est-nazvaniya-obemnyh-geometricheskih-figur/

http://modelmen.ru/p1112/razvjortki-geometricheskikh-figur

http://2x2business.ru/razf.htm

http://pustunchik.ua/treasure/tools/obyemnyye-geometricheskiye-figury-iz-bumagi

http://mymansion.ru/tsvet-v-interere/tablitsa-sochetaniya-tsvetov-v-interere.html

http://www.babyblog.ru/user/mari-maklakova/3009567

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Интерактивная доска.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.