12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павкина Галина Геннадьевна1761
Работаю в МБОУ Школе №42 уже 24 года, до этого работала инженером-технологом на предприятии легкой промышленности. Люблю заниматься творчеством, создаю эксклюзивные вещи для себя и членов своей семьи.
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
3

Проектно-исследовательская работа учащейся 7 класса «Кипа на каждый день и для праздника»

МБОУ «Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.о. Самары

Предмет: Технология

П Р О Е К Т

на тему: Кипа на каждый день и для праздника

Выполнила:

Ученица 7 «Н» класса

Петрова Ульяна

Учитель технологии

Павкина Г.Г.

Самара

2017 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Постановка проблемы 3

Зеркало прогрессивных преобразований 3

Из истории кипы. Исследование существующих решений 4–6

Традиции использования кипы. Виды ермолок 7–10

Техническое задание на проектирование 10

Разработка идей повседневной кипы 11

Выбор оптимального решения. Описание и эскизы 12–13

Описание способа изготовления. Схема 13

Выбор материала для изготовления 13–14

Технологическая карта изделия 14–15

Экономическая составляющая проекта 15–16

Оценка проекта. Выводы 16

Информационные источники 17

Приложения 18

Постановка проблемы

На еврейские праздники и при посещении синагоги необходимо иметь «кипу», простая кипа – это не красиво и просто, а «hand made» очень дорого. Почему бы не сделать кипу самому? 

Цель проекта: Мы хотим получить кипу, связанную вручную, с узором в виде «Звезда Давида»

Результат или продукт проектирования: Нарядная кипа для мальчика или мужчины. 

Из истории кипы

Традиционный головной убор религиозного еврея называется кипа или ермолка. Согласно изысканиям правоверной лингвистики, последнее название происходит от словосочетания йерей малка – «боящиеся Царя». Прочие, однако, считают, что слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном.
Заповеди покрывать голову, нет ни в Писании, ни в Талмуде. Но некоторые выводят ее из стиха: «И вышел Иаков из Беер – Шевы…» (Быт 28:10).
– Где же тут сказано о головном уборе? – Да разве можно предположить, что такой праведный еврей, как праотец Иаков, вышел из дома, не покрыв голову?!
Форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность ортодоксального еврея мужского пола: Вязаная кипа – первичный признак религиозного сиониста. Черная кожаная – американского нео ортодокса. Большая белая кипа с пимпочкой – последователя рабби Нахмана из Брацлава. И так далее. Черная матерчатая кипа – признак либо ультра ортодокса, либо религиозного сиониста пенсионного возраста, родившегося задолго до того, как кипа стала отражать партийную принадлежность. Чтобы отличить первых от вторых, необходимо проверять другие признаки, например костюм или наличие светского образования. Многие ультра ортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво. И требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор или, по крайней мере, накинут талит.
Маленькая кипа, размером с «пятак», обычно теряющаяся в густой шевелюре или, наоборот, сверкающая на свежевыбритой голове, называется кипат–груш. И нередко свидетельствует о том, что ее носитель думает снять кипу совсем. Но пока стесняется. Когда светский человек должен пойти в синагогу или принять участие в религиозной церемонии, он нередко надевает так называемую праздничную кипу белого цвета из плотной материи. На какую голову рассчитаны эти кипы – неизвестно, поскольку они ужасно сидят практически на любой. Религиозные евреи носят кипу на голове. Светские – где придется: в кармане, «напузнике» или просто в бардачке машины, – поскольку в повседневной жизни она им не нужна. Но это позволяет светскому человеку быть всегда готовым на случай попадания в эпицентр непредвиденного религиозного действа. Отдельные воинствующие атеисты утверждают, что не носят кипу, поскольку головным убором им служит небесный свод – кипат га – шамаим. Согласно романтической версии, вязаные кипы придумали девушки из молодежных религиозных движений. Они вязали их для молодых людей, к коим испытывали не только дружеские чувства. Вязание кип – по сей день любимый вид женского религиозного рукоделия. Кипы вяжут везде – в автобусах, на лекциях, в очереди к врачу или чиновнику. В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета. Периодически звучат предложения обязать носить подобные кипы всех религиозных солдат. Из соображений единообразия одежды. Пока, слава Богу, дальше газетных полос эти планы не пошли. В наше время все чаще ермолку может надеть не только мужчина, но и женщина. Но тогда это не ортодоксальная женщина, а реформистская (или хотя бы консервативная). «На встрече Папы Римского и президента Израиля, как вы думаете, кто из них был в кипе?» Израильская политическая шутка, впервые прозвучавшая еще в 60-е годы прошлого века. Она до сих пор сохраняет свою актуальность. Кипат га–села (Купол скалы). Еще о политике: встречаясь с влиятельными израильскими раввинами, здешние министры и депутаты обычно надевают ермолку, как будто идут к Стене Плача. Зачем этот маскарад нужен раввинам и какое удовольствие они от него получают, неизвестно. Но можно, наверное, пофантазировать. Самая известная израильская кипа – это Кипат га–села, которая не головной убор, а вообще купол. Правда, красивый и из золота. Еще есть кипа адума («красная кипа»). Это не головной убор кардинала. А всем нам с детства знакомая Красная Шапочка. Кстати, о детях, В последнее время в моду вошли веселые детские кипы с разнообразными рисунками и надписями совершенно нерелигиозного содержания – от Микки Мауса до покемонов. Правда, на живых детях такую кипу встретишь нечасто. Все больше в витринах. И если уж речь зашла о витринах. В наше время кипа – это не только предмет культа, но и товар, цена на который нередко зависит от обстоятельств, времени и места. Так что изделие, стоящее на иерусалимском рынке 5 шекелей, на соседней туристической улице Бен–Иегуды может обойтись вам в 50, причем «по особой скидке и только для вас». Чтобы кипу не сдувало ветром, ее обычно прикрепляют к волосам специальными заколками.

Традиции и использование кипы

Обычай использовать ермолку (кипу) в качестве головного убора и носить ее постоянно сформировался, ориентировочно, в раннее Средневековье и преследовал две цели. Первая (возможно, вопреки распространившемуся к тому времени христианскому мировоззрению): декларировать, публично выразить отношение евреев к служению Б-гу – оно не ограничивается присутствием в синагоге или духовным саном, каждый еврей контактирует с Ним в каждом своем поступке. Вторая цель, несет в себе идею «желтого магендавида», но с положительным оттенком – отличительный признак, чтоб узнать «своих».

В наше время (в силу различных обстоятельств) ермолка стала не просто «еврейским обычаем», она играет роль лакмусовой бумаги. Сегодня ношение кипы означает приобщение к традиции нашего народа, а снятие ее – уход... Несмотря на то, что кипа не является однозначной «юридической обязанностью» еврея, как, например, законы кошера или соблюдения субботы, порой ее роль значительней.

Кипа — традиционный еврейский мужской головной убор. В словаре Даля ермолка — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особ. того вида, как нашивали её евреи».

В Энциклопедии «Религия» Яндекса кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним.

Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку». Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой обычай ношения кипы и его истоки

В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор.

Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение.

Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая шапку, у иудеев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом.

Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным. Не религиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар–мицве (праздновании совершеннолетия). Не евреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают. Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа–Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные.

Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер.

Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Виды ермолок

Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку.

Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой.

Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.

Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим).

Иногда такая кипа имеет помпончик. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки.

Течение «современных ортодоксов» предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки.

Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.

Техническое задание на проектирование

Проведем мини–исследование в рамках проекта:

Определимся, для какого случая нам необходима кипа.

Выясним, какой размер кипы подойдет (диаметр).

Какой цвет кипы для мужчины является праздничным?

Какой узор может понравиться обладателю подарка?

Как мужчина относится к расшитым или вязаным ермолкам?

Результатом проведенного мини–исследования явилось техническое задание на проектирование:

Кипа нужна для торжественных случаев.

Диаметр кипы ориентировочно 14–15 см.

Праздничная кипа белого цвета или с голубыми полосками, как на флаге Израиля.

Узор традиционный: надпись на иврите или звезда «Давида».

К расшитым и вязаным кипам отношение положительное, главное, чтобы она была выполнена собственными руками и с «душой».

Разработка идей повседневной кипы

Кипу украсить можно по–разному.

Можно вывязать разноцветные полоски.

Можно приложить большее усилие и трудолюбие и вывязать рисунок. Для этого необходимо считать количество петель и составить рисунок узора или позаимствовать его в журнале или во всемирной сети интернет.

Можно сшить кипу из ткани и расшить её различными узорами, используя, например, звезды Давида или цветы.


 

Выбор оптимального решения. Описание и эскизы

1 вариант – белая кипа с полосками зеленого и красного цвета. Может быть повседневной или нарядной.

2 вариант – разноцветная кипа выполненная в голубой тональности. Сложный рисунок кипы делает её нарядной, поэтому она может использоваться как повседневная, так и праздничная.

3 вариант – белая кипа, оформленная звездами Давида очень красива, но маленькие звездочки вывязать практически невозможно, поэтому их нужно вышивать. Большую звезду можно вывязать, а можно вышить.

4, 5 варианты – очень похожи, но звезды по центру кипы могут иметь разную толщину и выглядеть по-разному, полоса по краю может быть одна, а можно сделать несколько полос.

 

Для того чтобы определить какой вариант может быть наилучшим, заполним таблицу, оценив достоинства и недостатки каждой модели.

варианта

Достоинства

Недостатки

Обоснование лучшего варианта

 

Эстетичная модель, легко вывязывать

Не очень праздничная модель

Модель праздничная, имеет цвета еврейского национального флага, легка в изготовлении.

 

Эстетичная модель, красивая колористика

Модель сложная в изготовлении

 

Эстетичная модель, цвета еврейского флага

Очень сложно сделать по краю множество маленьких звездочек

 

Эстетичная модель, достаточно легко вывязывать рисунок

Модель белого цвета, поэтому может легко пачкаться.

 

Описание способа изготовления, схема.

Выбор материала для изготовления.

Для изготовления кипы необходимо выбрать экологически нейтральный или экологически чистый материал. Лучшим выбором будет являться хлопчатобумажная нить для вязания. У меня была белая детская кофточка, которая стала мне мала. Я решила, что можно её распустить и использовать нитки вторично. Во-первых не нужно покупать нитки, и тратить деньги, а во-вторых вторичное использование материалов наименьшим образом влияет на экологию Земли. Для вывязывания разноцветных полос я купила нитки «Ирис», они вырабатываются из хлопка. Связанная мною кипа будет из хлопчатой пряжи.

Технологическая карта изготовления праздничной кипы

№ п/п

Последова-тельность выполнения операций

Графическое изображение операции (эскиз или фото)

Оборудование инструменты, приспособления

 

Выполнить петлю из нити

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Придерживая большую петлю, протягиваем сквозь нее следующую

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Обвязываем большую петлю следующими петлями поэтапно до получения замкнутого круга

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Обвязываем большую петлю следующими петлями до получения замкнутого круга

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Вывязываем по кругу белую часть кипы до нужного размера

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Используя нитки другого цвета оформляем край кипы

Нитки, крючок для вязания № 2,5

 

Наносим рисунок на кипу

Кипа, простой карандаш

 

Вышиваем «Звезду Давида» в верхней части кипы строго по центру

Кипа, нитки голубого цвета, игла швейная


 

Экономическая составляющая проекта.

Чтобы знать насколько много средств мы затратили для выполнения изделий, необходимо произвести экономический расчет материалов для изготовления праздничной кипы, и определить среднюю себестоимость. Для этого представим все сведения в таблицу.

Наименование

Цена за единицу (1 моток)

Необходимое количество продукта

Стоимость

 

Нитки белого цвета

Есть в наличии

1 моток

0 руб.

 

Нитки голубого цвета

58 руб.

0,5 мотка

29 руб.

 

Крючок для вязания

Есть в наличии

1

0

 

   

Итого:

29 руб.

В ходе экономического расчета получилось, что на выполнение одной кипы мною было затрачено 29 руб. 00 коп. Кипа белого цвета без оформления получилась бесплатной, в ней был затрачен только мой труд и время. Учитывая, что стоимость кипы (ермолки), которую можно купить в магазине, значительно выше той, которая получилась у меня, и изделие, изготовленное собственными руками. Тем более, я связала несколько кип самостоятельно, и теперь их можно использовать в зависимости от настроения.

Оценка проекта.

Цель проекта была выполнена. Связанные мною несколько кип выглядят по–разному, поэтому могут быть применены как для повседневного, так и для праздничного использования. Диаметр кипы получился несколько меньше, так как больший размер не очень красиво смотрится на голове. Праздничная кипа белого цвета с голубыми полосками, как на флаге Израиля. Был использован традиционный для головного убора узор – звезда «Давида». А самое главное, чтобы кипа была выполнена собственными руками и с «душой».

Выводы.

Работая над проектом я получила много положительных эмоций.

Информационные источники.

 

Эйшес Хаиль. Ночь перед пшерниш, Израиль, 2016г., с.16, Иллюстрации братьев Саллиган.

Шмуэль Агнон. До сих пор., :Текст, 2012 г., с. 352.

Мартин Нот, История Древнего Израиля., :Дмитрий Буланин, 2014 г.,

с. 496.

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://www.syl.ru/article/

https://yandex.ru/images/search

http://fb.ru/article/170267/kipa---chto-takoe-eto-vidyi-evreyskogo-golovnogo-ubora

http://znachenie-tajna-imeni.ru/znachenie-imeni-Kip/

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.