Статья «Профессиональная компетентность современного воспитателя детского сада»

4
0
Материал опубликован 28 August 2022 в группе

Горшкова Наталья Владимировна

воспитатель

МБДОУ Д/С №157

г. Тверь, Тверская область



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация: в статье дан анализ понимания понятия «компетентность», уточняется содержание профессиональной компетентности воспитателя, рассматриваются основные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в ДОУ.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, педагогическое образование, воспитатель дошкольного образования, критерии компетентности, формы методической работы.

На современном этапе в России происходят большие изменения в области образования. Развитие современного общества диктует особые условия организации образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Я работаю воспитателем в детском саду. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения является одной из актуальных тем, ведь от нее и зависит качество образования. Учитывая специфику дошкольного образования, следует отметить важную роль педагога в развитии базиса личностной культуры ребенка, обеспечении его эмоционального благополучия, создании психолого-педагогических условий для развития индивидуальных склонностей и способностей детей. Поэтому очень важно, чтобы на этом возрастном этапе с детьми работали профессионально-компетентные педагоги, в полной мере осознающие самоценность периода дошкольного детства. Важно отметить, что в силу ряда причин (обновление нормативной базы дошкольного образования, увеличение численности детей дошкольного возраста, старение педагогических кадров и нехватка новых педагогических кадров дошкольных образовательных организаций) проблемы кадрового обеспечения дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования становятся еще более актуальными. Именно развитие кадрового потенциала является приоритетным направлением в развитии образования, что фиксируется в Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации. В условиях модернизации в системе образования очевидна потребность в новых компонентах работы с детьми, в соответствии со временем и его задачами – а это значит, что накопленные педагогические умения тоже должны трансформироваться.

Понятие «компетентность» шире понятий «знания», «умения», «навыки». Оно включает их в себя. Понятие компетентности включает в себя результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычек и т.д.

Исследования профессиональной компетентности педагога нашли отражения в трудах Выготского Л.С., Зимней И.А., Леонтьева А.Н., Яковлевой Г.В. и других.

В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется по-разному: «квалификационная характеристика», «профессиональная готовность», «профессиональное мастерство» и т.д. Таким образом, характеризуя одну и ту же проблему, эти педагогические критерии имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Таким образом, видно, что в настоящее время нет однозначного определения понятия «компетентность», что связано с тем, что сам термин еще окончательно не устоялся в науке и в большинстве случаев употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста.

Проблему формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования на современном этапе рассматривали ученые Майер А.А., Лукьянова М.И., Яковлева Г.В., Захарова Г.И. и другие.

Я придерживаюсь точки зрения Захаровой Г.И., которая рассматривает «профессиональную компетентность» как интегративное свойство личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом важно, чтобы педагог был уверен в себе, нацелен на перспективность и профессиональный результат в работе.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетенции относятся: интеллектуально-педагогическая компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность, рефлексивная компетентность.

«Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г., призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования и уточняет содержание профессиональной компетентности воспитателя.

Личность педагога на современном этапе выступает одним из важных факторов развития ребенка. Меняются роль и функции педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, которые характеризуются высоким уровнем мобильности. Профессия воспитателя становится более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, которые востребованы современным обществом. Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания работы в следующих видах деятельности:

а) воспитательно-образовательная;

б) учебно-методическая;

в) социально-педагогическая.

Воспитательно-образовательное направление в работе воспитателя предполагает следующие критерии компетентности педагога: осуществление целостного педагогического процесса, создание предметно-развивающей среды, обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическое направление в работе воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы, проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются такими показателями компетентности педагога, как: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение создавать проекты, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для адаптации и социализации детей; защита интересов и прав ребенка.

Эти критерии подкрепляются такими показателями, как знание основных документов о правах ребенка, об обязанностях взрослых по отношению к нему; умение вести разъяснительную работу с родителями, специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении, являются:

а) организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);

б) организация деятельности «творческой группы» по введению ФГОС ДО;

в) постоянно действующий обучающий семинар по вопросам перехода с ФГТ на ФГОС (обучающие семинары являются, на мой взгляд, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов, на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки);

г) самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний в области внедрения образовательных стандартов);

д) прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом);

е) проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами своего района, города (изучение передового опыта педагогов позволяет решить ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанности работы по определенному направлению).

Подводя итог, скажу, что профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не сможет воспитать творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализм педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Список литературы

1. Захарова Г.И. Развитие профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. – 180 с.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2019 года: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва: Эксмо, 2019. – 144 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.