Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Профессия — повар» (1–4 классы)
«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛÖЗЫМСКÖЙ ФИЛИАЛ
ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
Технологическая карта внеурочного занятия по теме
«Профессия - повар»
(1-4 классы)
Автор материала: Остапова Елена Васильевна,
учитель начальных классов,
Лозымский филиал ГОУ РК «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкар
2023 г.
Аннотация
В данной методической работе учащимся предоставляется информация о профессии - повар: места работы, значимости профессии, необходимых умениях, важности специальной формы. Идет работа по формированию позитивного отношения к профессии - повар.
Методическая работа предназначена для использования учителями начальных классов.
Формы и приёмы работы способствуют самостоятельному поиску учащимися ответов на проблемные вопросы и задания, подготовлены карточки, презентация, таблицы для формулировки рассуждений и умозаключений. Учитывая быструю утомляемость детей, задания подобраны на доступном материале, ученики постоянно видят результат своей деятельности.
Основной акцент – развитие речи: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме в процессе анализа объектов с целью выделения признаков, выбора оснований для классификации объектов, подведения под понятие.
Технологическая карта занятия по теме
«Профессия - повар»
Тип занятия: открытие нового знания | ||||
Тема | Профессия-повар | |||
Цель, задачи | Цель: Организация творческой деятельности, в ходе которой учащиеся уточняют и расширяют представление о профессии – повар. Задачи: 1. Формировать позитивное отношение к профессии повара; 2. Познакомить с основными компонентами профессиональной деятельности повара; 3. Раскрыть значимость профессии повара для других людей. | |||
Основное содержание темы, термины и понятия | Профессия – повар, место работы повара, значимость профессии. Термины и понятия: повар, форма, крупа, столовая, кок. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | Метапредметные и личностные УУД | ||
Предметные: Знать: - профессия – повар; - место работы повара. Уметь: - определять профессии людей по их специализированной форме одежды; - называть место работы повара; | Познавательные: Общеучебные - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические - анализ объектов с целью выделения признаков; - выбор оснований для классификации объектов; - подведение под понятие; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - инициативное сотрудничество. Личностные: - формируется учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и потребность к деятельности. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - соблюдать последовательность действий на уроке, как залог успешного достижения результата. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Основные технологии, методы и формы работы | Ресурсы | ||
"Окружающий мир" (профессия повар) Профориентация | Технология проблемного обучения, игровая технология. Словесные (беседа, объяснение, разъяснение, инструктаж); наглядные (таблица, ТСО). Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Мультимедийный проектор, компьютер Материалы и инструменты: раздаточные карточки: таблица «Место работы повара», «Каша – пища наша», «Варим борщ», «Готовим компот», ручки или простые карандаши, крупы в банках. |
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||
Организационный момент. | Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим, Не мешаем, не галдим. | Рассаживаются, готовятся к занятию. | Настрой на занятие, на взаимное общение, чёткие ответы. | ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксация затруднения | На картинках (слайд 1) люди разных профессий в форме. - Люди, каких профессий изображены на картинках? - Как вы догадались? (по одежде, по форме) Словарная работа Вывешивается опорная карточка «Форма» Форма - одинаковая по покрою и цвету одежда (Толковый словарь Ожегова) Форма – одежда установленного образца (Ефремова Т. Ф. «Толковый словарь русского языка») Специальная одежда для людей разных профессий, называется – форма. - Определите по форме (одежде) повара. Вывешивается опорная карточка «Повар». | Ведут учебный диалог, формулируют ответы, возможно по образцу: н/р Это – врач, потому, что… Ищут ответ на проблемный вопрос № 1. Усваивают новое понятие: Форма. Формулируют вывод своими словами: Форма – это ... | Л: формируется учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и потребность к деятельности П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство К: слушать и понимать речь других; | ||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи. | Слайд 2 Изображение поваров в разных формах одежды. - Опишите форму повара. Что общего в форме повара? - Халат, рубашка (бывают разного цвета). - Для чего повара надевают халат, рубашку? (не испачкать свою одежду, носить форму своей организации, показать, что каждый день она чистая). - Что на голове у повара и для чего? (Колпак, платок. Покрывают голову, чтобы волосы не попали в еду; показать чистоту и порядок). - Какая должна быть форма повара вне зависимости от цвета и покроя? Почему? Вывод: Там, где повар в чистой красивой форме, приятно посещать такое заведение. - О какой профессии мы сегодня будем говорить? - Что можно узнать об этой профессии? План: 1. Где работает повар? 2. Какие блюда может приготовить? | Формулируют ответы, сравнивают, делают обобщения. Определяют основные элементы одежды повара. Определяют тематику и задачи занятия. Осознают необходимость применения специальной формы для профессии – повар. | Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для классификации объектов К: слушать и понимать речь других; | ||||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) | Профессия повара – одна из древнейших в мире. От поколения к поколению люди передавали опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища – это основа жизни, здоровья и благополучия. - Где работает повар? Беседа по картинкам (слайд 3): Столовая, Кафе, Ресторан, Буфет… Мы поговорим о столовых. - Где и для кого организуют столовые? Заполним таблицу.
- Как вы думаете: в самолёте, на поезде, на корабле работают повара? Дети дополняют таблицу: на поезде и корабле – для пассажиров и членов команды. Словарная работа Повар на корабле – кок. - Как вы считаете, повар нужная профессия для нас, людей? Вывод: Повар – очень важная и нужная профессия. | Рассматривают изображения, формулируют ответы. Участвуют в проблемном подводящем диалоге. Выявляют проблему по теме занятия. Проговаривают затруднения при заполнении таблицы. Заполняют таблицу «Место работы повара». Формулируют выводы, где и для кого организуют столовые. Приходят к осознанию значимости профессии – повар. | Р: соблюдать последовательность действий на уроке, как залог успешного достижения результата П: структурирование знаний П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: слушать и понимать речь других; | ||||||||||||||||||||
Первичное закрепление во внешней речи | - Чем же занимается повар? (Повар готовит разнообразные блюда, кулинарные изделия, определяет готовность блюд, производит их художественное оформление…) - Что каждый день готовит повар на завтрак в детском саду и школе, на заводе и фабрике? Отгадайте загадку. Наш повар достанет банку С гречкой, рисом или манкой. Вскипятит потом наш повар С молоком крупу в кастрюле. Ешьте, ешьте утром, дети, Лучшую еду на свете! (Каша) - Из чего варят кашу? (из крупы) Словарная работа Крупа - цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемых в пищу (Толковый словарь Ожегова) - Какая каша, из какой крупы получается? Заполним таблицу.
| Выделяют существенные признаки, указанные в загадке, делают умозаключение (отгадывают загадку). Знакомятся со значением слова «крупа». Заполняют таблицу «Каша – пища наша». | Л: формируется учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и потребность к деятельности. Р: соблюдать последовательность действий на уроке, как залог успешного достижения результата П: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор оснований для классификации объектов построение логической цепи рассуждений; доказательство К: слушать и понимать речь других; | ||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Подберите к банке с крупой название. Каждой группе выдаются в баночках крупы разных сортов. Ученики подбирают карточки с названиями круп к предложенным банкам с крупой. Учитель консультирует, направляет работу в группах. В конце задания озвучивает результаты той группы, которая выполнила задание верно. Ученики группы, правильно выполнившие задание, консультируют учащихся других групп. Учитель контролирует правильность. | Практическая работа в группах: ученики подбирают к банкам с крупами карточки с названиями круп. Обсуждают, доказывают, договариваются. Определяют название крупы. Выступают в роли консультантов для других групп. | Л: - формируется учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и потребность к деятельности П: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера К: слушать и понимать речь других; инициативное сотрудничество | ||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение | 1 задание Проблемный вопрос: Если вдруг, вы рассыпали крупу, что делать? (собрать, сварить домашним животным, насыпать в кормушку, сделать поделку (слайд 5) - Какая каша для вас самая вкусная/ полезная? В. В. Путин ответил на вопрос девочки про кашу в прямом эфире - https://smotrim.ru/article/1685668 Владимир Владимирович ответил, что с удовольствием ест перловую кашу. Вывод: Есть много разных сортов каши и все они полезные. 2 задание Варим обед: борщ и компот (слайд 6) Практическое задание: 1. Покажи и назови овощи для борща и фрукты, из которых получится ароматный компот. Закончи предложение: Повар сварит борщ из … Закончи предложение: Повар сварит компот из …. Вывод: повар должен знать ингредиенты для приготовления разнообразных блюд. 3 задание Скороговорка Повар Пётр пёк пироги. Реши задачу: 38 пирожков
Вывод: повару необходимо рассчитать, сколько продуктов потребуется для приготовления определенного количества порций. | Участвуют в проблемном подводящем диалоге. Формулируют ответы, сравнивают, делают обобщения. | Л: - формируется учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и потребность к деятельности П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор оснований для классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; доказательство | ||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности/итог занятия | Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? - О людях, какой профессии мы сегодня говорили? - Что должен уметь повар? Вывод: готовить разнообразные блюда, кулинарные изделия, знать ингредиенты для их приготовления, рассчитывать количество продуктов, определять готовность блюд, производить их художественное оформление… - Что ещё нового узнали вы о профессии повар? (где работает; для чего повару форма…) - Что на занятии у нас хорошо получилось? - О чём хотелось ещё узнать? | Выделяют существенные признаки, указанные в загадке, делают умозаключение (отгадывают загадку). Подводят итоги занятия. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Источники:
1. Загадка «Каша», «Повар» Познавательно-развлекательный сайт «Загадки для детей и взрослых» - https://po-ymy.ru/zagadki-pro-vkusnuyu-i-poleznuyu-kashu.html
2. Словарь «что-означает.рф» - http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/
3. И. В. Скворцова «Логопедические игры» - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 128с.
4. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников. Методические рекомендации. - Под редакцией: Е. В. Попова, директор ГАУ РК «РИЦОКО» - Сыктывкар, 2011. – 66с - http://cdod-usinsk.ucoz.ru/2016-2017/proforient/pervye_shagi_v_proforientacionnoj_podgotovke_mlads.pdf