12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Брылякова146
Россия, Смоленская обл., Гагарин
Материал размещён в группе «Материалы для студентов»
9

Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков

Профилактика стрессов и укрепление эмоционального

здоровья подростков

Девиантное поведение – это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называется поведение школьников, вызванное неспецифическими (то есть враждебными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушение дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершать, а не внутренними причинами, психическими расстройствами. Такое поведение – обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющего поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижением самоконтроля, неспособностями правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение – это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

Кроме главной и всеобъемлющей причины, вызывающей потаенную тревожность у людей и деформирующей их поведение, нарастание напряженности жизни.

Школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева и страха и только с годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Сиюминутные эмоции вызывают конкретные действия, поступки. А общее поведение, в том числе и отклоняющееся, определяют эмоциональные состояния. Их можно определить как продолжительное пребывание на определенном эмоциональном уровне, как подверженность одним и тем же эмоциям. В состояниях эмоции как бы зациклены, бесконечно повторяются в различных вариантах, образуют комплексы. Все отклонения в поведении школьника первоначально провоцируются и «запускаются» его эмоциональными состояниями. Поэтому и понять, и скорректировать поведение ребенка можно только тогда, когда известны его эмоциональное состояние, а так же конкретная ситуация, вызванная освобождением эмоций.

Американский психолог Д. Келли (1905 – 1967) выделил четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность. Каждое из них способно «запустить» девиантное и даже деструктивное поведение. Если педагог научится их хотя бы отделять, дифференцировать, то получит реальные возможности помочь ребенку.

Сегодня физиологами и гигиенистами основным фактором риска нарушения здоровья детей и подрост­ков в школе видится стресс, который переживают школьники. При этом не­обходимо ясно осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность ребёнка позитивно пережить отрица­тельные эмоции. Длительное пребыва­ние в состояние стресса может послу­жить толчком к развитию различных болезней. Особенно высока вероят­ность развития такого заболевания, ес­ли ребёнок страдает хроническими не­дугами. Другое свойство негативных аффективных состояний состоит в том, что отрицательными эмоции могут на­капливаться, в результате чего может случиться «аффективный взрыв». Это происходит в результате повторения травмирующей ситуации или отсутст­вия внешних раздражителей, на кото­рые негативные эмоции могут получить разрядку. Таким образом, профилакти­ка психосоматических расстройств и «аффективных взрывов» заключает­ся в формировании готовности «переадресовывания» нега­тивных аффективных импульсов нежи­вым объектам или «отыгрывания» без ущерба для своего здоровья и для здоровья окружающих.

В основе коррекционной работы не препятствие его действиям, а изменение внутренней установки, «взрыв» неправильных отношений и представлений. Если диагноз «враждебность» установлен, необходима система личностно-сориентированных, последовательно нарастающих упражнений, чтобы постепенно снимать эмоциональное напряжение, или мощный разовый «взрыв», способный сразу разрушить скверную установку. Взрыв этот выдержит не каждый, поэтому воспитателю нужно быть осторожным.

Такая профилактика должна быть связана с формированием речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний. Человек, обладающий небогатым арсеналом средств для выражения эмоции, вы­нужден будет подавлять их. Это, в свою очередь, приводит к нарушениям взаи­моотношений, страхам, депрессиям, психосоматическим расстройствам. Функциональное назначение эмо­ций — информационное. Посредством эмоций, которые испытывает человек по отношению к тому или иному явле­нию, он может оценить его с точки зре­ния полезности или вредности для се­бя. Иными словами, эмоции дают воз­можность сформировать субъективную картину мира и осознать своё место в ней. Но это произойдёт только в том случае, если человек сможет отрефлексировать собственные эмоциональные переживания. Также эмоции играют роль «сил быстрого реагирования» (особенно в стрессовых ситуациях). В случае, если стресс достаточно силь­ный, а человек не в состоянии выра­зить переживания, есть вероятность, что они перерастут в депрессию. По­требность в выражении эмоций суще­ствует у человека с самого раннего детства, и начинать учить ребёнка вы­ражению своих эмоций следует как можно раньше. Однако наиболее акту­альной эта потребность становится в подростковом возрасте. Связана она с тем, что подросток по-новому начи­нает осознавать себя в мире; на него обрушивается огромное количество новых чувств и переживаний которые ему необходимо как-то осознать. Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников, как реагировать на эмоции других людей, как вести себя, чтобы быть правильно понятым? Все эти вопросы рано или поздно при­ходится решать каждому подростку. Задача педагога — помочь ему в этом. В данной работе мы проводим серию классных часов, основная цель которых состоит в улучше­нии способности подростков к эмоциональному самовыра­жению; они направлены на повышение осо­знание эмоциональных переживаний. Дидактически каждое занятие включает в себя два основных этапа: переживание эмоционального состоя­ния (опыт) и осознание (отражение) эмоционального опыта. Первый этап состоит из игр, а второй — из вербали­зации своих переживаний, их «проиг­рывания», рисования и т.д.

Коррекционно-развивающие задачи:

Расширить представления подрост­ков об эмоциональных состояниях.

Расширить эмоциональный опыт подростков.

Расширить арсенал проявления эмо­циональных переживаний.

Важно создать усло­вия, где подростки смогут отрешиться от школьной ситуации. Необходимо создать такую обстановку, в которой ребята смо­гут настроиться на свои переживания, открыто рассказывать о них. Определяю­щую роль в этом будет играть мастерство педагога. Принципиальный момент тре­нинга — опора на личный опыт каждого участника по переживанию различных эмоциональных состояний.

Ожидаемый результат: предпо­лагается, что у подростков расширится опыт рефлек­сии эмоциональных состояний, арсенал способов выражения эмоциональных состояний и появится возможность го­ворить о них.

Занятие 1. Вводное занятие.

Задачи:

Знакомство педагога с участниками занятий.

Знакомство учащихся между собой.

Установление правил работы в группе.

I. Вводная часть

Сначала необходимо познакомиться с участниками занятий — учащиеся дела­ют «визитки» и в свободном порядке го­ворят о себе, своих увлечениях о том, что им нравится и не нравится в этой жизни.

В ходе беседы уточняется на­значение создания группы, необходи­мость установления общих правил по­ведения.

Ознакомление с информацией о правилах работы в группе:

Каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру.

Всё, что происходит в группе, не вы­носится за её «границы».

Нельзя критиковать точку зрения другого.

Нельзя перебивать говорящего.

Высказываться можно только от сво­его имени — «Я считаю», «Я чувствую» и т.д.

Санкции, предъявляемые к нару­шителям, исходят от самих учащихся. На каждом занятии педагог выбирает «помощника», который наблюдает за соблюдением правил, и «аналитика», который в конце занятия сообщает всем остальным о проделанной работе.

Групповая игра «Компли­мент». Педагог даёт следующее задание: «Каждый из участников (по ча­совой стрелке) должен сделать ком­плимент своему соседу в форме при­лагательного, который бы начинался на одну из букв его имени этого. Вам сделали комплимент, а затем вы, в свою очередь, должны преподнести комплимент своему соседу по левую руку».

П. Основная часть

Как и для чего люди знакомились друг с другом на разных этапах развития общества? Привете примеры, когда и почему лю­дям бывает трудно познакомиться? Как можно эти трудности преодолеть?


 


 

Ролевая игра « Давайте познакомимся». Группа разбивается на па­ры. Перед этим педагог говорит о зада­че игры — познакомиться, не имея об­щего языка. При этом каждый участник сам выбирает себе эпоху, народность, профессию (ремесло). В ходе игры учащиеся должны представить себя и назвать своё имя. Затем проигрыва­ется та же ситуация, но применительно к «нашему времени».

Ролевая игра «Необычные приветствия». Игра тоже проводится в парах. Учащиеся приветствуют друг друга при помощи всех частей тела (необходимо предупредить о том, что недопустимо причинять друг другу боль). Поощряется любая выдумка.

Групповая игра «Ассоциация». По выбранной теме ассоциаций добро­волец должен отгадать одного из уча­стников занятий. Остальные члены группы в свободном порядке говорят ему, с чем или с кем ассоциируется за­данный ими человек.

Рисунок «Эмблема группы». Подгруппы должны нарисовать эскиз предполагаемой эмблемы группы. По­сле завершения работы участники под­групп определяют, что из этих эскизов войдёт в окончательный вариант эмб­лемы всей группы (коллектива).

III. Заключительная часть.

Занятие 2. «Эмоции. Функции эмоций»

Задачи:

Актуализировать представления о раз­личных эмоциональных состояниях.

Улучшить способность к самонаблю­дению.


 

I. Вводная часть

Упражнение-разогрев «Взаимные презентации». Учащиеся разбивают­ся на пары по принципу объедине­ния с соседом, который оказался справа после первого упражнения. Его задача состоит в том, чтобы в тече­ние трёх минут участники как можно больше узнали о своём партнёре. Затем ребята меняются ролями. Через 5 минут каждый участник (по кругу) представляет своего соседа: рассказы­вает всё, что ему далось узнать о нём за это время.

II. Основная часть

Групповая дискуссия на тему «Эмоции». Сообщение, посвященное эмоци­ями их проявлениям. Вопросы для беседы: Что такое эмоции? Какие эмоции вы знаете? Как часто человек испытывает эмоции? Для чего нужны эмоции? Какие эмоции вы испытыва­ли сегодня и чем они были вызваны? Важно ли осознавать какие эмоции ты испытываешь, и что является их причиной? По каким признакам мы замечаем, что испытываем какие-то эмоции?

Упражнение «Калейдоскоп эмоций». Педагог предлагает подрост­кам разбиться на 4 команды (по любому признаку). Каждая команда получает карточку, на которой описана ситуация. Задача каждой команды — разыграть её в соответствии с заданной на карточ­ке эмоцией. При обсуждении действий каждой группы педагог должен под­черкнуть, что одно и то же событие мо­жет вызвать у разных людей разные эмоции, т.е. эмоции зависят не от собы­тий, а от отношения к ним человека.

Домашнее задание: до следую­щего занятия попытаться испытать как можно больше эмоций и выписать их на лист. Можно учащимся предложить заполнить в личных тетрадях-дневниках следующие страницы (ответы на вопросы).

Мои ценности

Ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни. Для некоторых людей ценности — это быть честным, не красть, не говорить у других за спи­ной гадости. А какие ценности у меня? Делаю я что-нибудь, что противоречит моим ценностям? Что я думаю и чувст­вую по этому поводу?

Ещё немного обо мне

Что я думаю о себе, как я себя воспри­нимаю? Что я люблю в себе? Что дру­гим нравится во мне (родителям, учи­телям, друзьям)? Что мне очень не нра­вится в себе? Есть ли различия в моём внешнем поведении и тем, как я на са­мом деле отношусь к этой жизни, к се­бе, к друзьям?

Мои чувства

Мне хорошо Мне плохо

Последний раз, когда я себя так чувст­вовал...

В моём теле я ощущал... Я реагировал так... Появление этих чувств связано с...

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Опишите эмоции, которые вы испытали на занятии.

Задание на дом. Опишите в дневнике эмоции, которые вы испытали в течении дня и как они выражались.

Занятие 3. Способы выражения эмоций

Задачи:

Актуализировать имеющийся арсе­нал выражения эмоций.

Развивать способности к рефлексии.

Освоить разные формы выражения эмоционального состояния.

Материалы: два конверта с кар­точками (два комплекта). Название карточек для первого конверта: «Ра­дость», «Гнев», «Обида», «Стыд», «Ин­терес», «Страх», «Удивление», «Пе­чаль», «Любовь», «Разочарование». Название карточек для второго кон­верта: «Смех», «Слёзы», «Учащённое сердцебиение», «Покраснение лица», «Широко раскрытые глаза», «Потли­вость», «Вот это да!», «Поцелуй», «Битьё посуды», «Хлопанье дверьми», «Сжатие кулаков», «Задержка дыха­ния», «Подпрыгивание», «Отказ от об­щения», «Преподнесение подарка», «Желание встречи», «Непоседливость», «Распевание песен», «Отключение те­лефона», «Употребление алкоголя, си­гарет, наркотиков».

I. Вводная часть.

Разбор домашнего задания. Какие эмоции испытывали школьники в тече­ние дня, и как они выражались. Беседа о способах проявления эмоций. Вопросы для беседы: В каких ситуа­циях мы сдерживаем эмоции? В каких ситуациях мы проявляем эмоции более открыто? Что происходит с нами, когда мы долго сдерживаем эмоции? Какие существуют опасные и неопасные спо­собы выражения эмоций?

II. Основная часть

Упражнение «Проявление эмоций» (см. материалы к данному занятию). Педагог предлагает подросткам разделиться на две команды. Обе получают по два одинаковых конверта. Задача команд — подобрать к каждой эмоции из первого конверта соответствующее ей проявление из второго конверта.

Упражнение «Крокодил». Группа разбивается на две команды. Одна команда загадывает какую-то эмоцию. Участник противоположной команды должен изобразить её так, чтобы члены его команды смогли на­звать эту эмоцию. Условие — показы­вающий не имеет права говорить. По­беждает команда, которая смогла отга­дать наибольшее количество эмоций.

Упражнение «Картина эмо­ций». Педагог должен подготовить к упражнению альбомные листы, фло­мастеры, карандаши. Во время работы может звучать спокойная музыка. Педа­гог раздаёт листы, фломастеры и пред­лагает нарисовать контур человека. Ин­струкция для подростков: «Вспомните, как обычно вы ощущаете радость, в чём это проявляется, какие ощущения при этом возникают в теле. Постарайтесь вспомнить какое-нибудь радостное со­бытие. Попробуйте окунуться в состоя­ние, в котором вы тогда находились. Представьте себе это чувство — чувст­во радости. В какой части тела радость чувствуется наиболее сильно? Попытай­тесь почувствовать это «место» — «место концентрации радости». Теперь за­красьте это место на своём рисунке подходящим цветом». Эта же последо­вательность действий воспроизводится и с другими эмоциями (злостью, интере­сом, стыдом, удивлением, отвращением, удовольствием, виной). Все рисунки (контуры человека) выполняются на од­ной стороне листа — в итоге получает­ся разноцветная картинка. Затем педа­гог предлагает перевернуть лист на дру­гую сторону (рисуется такой же контур человека). Инструкция: «Сейчас попы­тайтесь почувствовать своё состояние в данный момент. Какие эмоции вы ис­пытываете? Наполните контур человека своим эмоциональным состоянием, ко­торое вы испытываете сейчас». Обсуж­дение. Педагог предлагает сравнить картинки всех учащихся между собой. Для удобства можно положить картинки перед собой, чтобы подростки увидели, что все картинки получились разные. Вопросы для обсуждения: Почему все они разные? Все находились в одной и той же ситуации, а испытывали раз-,,' ные эмоции — и даже похожие состоя­ния у разных людей выражаются по-разному. Важно ли чувствовать эмоцио­нальное состояние другого человека? Ш. Заключительная часть.

Домашнее задание: выбрать ка­кую-то эмоцию и попытаться её выра­зить наибольшим количеством способов. Заполнение страницы в тетрадях-дневниках.

Мои эмоции в разных ситуациях

Ситуация 1. (краткое описание)

Моё внутреннее состояние было следующим...

Ситуация 2. (краткое описание)

Моё внутреннее состояние было следующим...

Ситуация 3. (краткое описание)

Моё внутреннее состояние было следующим...

Занятие 3. Стресс

Задачи:

Познакомить учащихся с понятиями «стресс» и «саморегуляция» как черта сильного характера.

Сформировать навыки расслабления

Материал: релаксационная музыка.

Вводная часть.

Беседа «Стресс и здоровье человека». Вопросы для обсуждения: Кто может я. объяснить понятие слова «стресс»? Кто испытывает стресс? При каких обстоя­тельствах? Знаете ли вы, чем чаще все­го вызывается стресс? (Тревога, страх, неуверенность в себе, длительное на­пряжение). Как вы думаете, стресс — это хорошо или плохо?

Учитель обобщает ответы и даёт определение понятию стресса: «Стресс — реакция организма при рез­ких и сильных воздействиях на него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащает­ся, иногда может возникать дрожь и»т.д. В состояние стресса человек плохо контролирует себя и действует неэффективно». Можно привести изве­стное латинское изречение: «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает». И ещё: «Сильнее всех — владеющий собой».

Сообщение ученика «Симптомы стресса»

Физиологические симптомы стресса:

покрываться потом от несварения в желудке, головная боль, слабость, окаменение, учащённое/трудное дыха­ние, боли в животе, боли в спине, диа­рея, холодные руки/ноги, чрезмерная сонливость, подёргивания, судороги, тошнота, боль в сердце, высокое давле­ние, боль в запястьях, бессонница, час­тое мочеиспускание, язва, раздраже­ние на языке, во рту, головокружение, потеря веса, простуда, случайные голо­вокружения (обмороки).

Эмоциональные симптомы стресса: раздражительность, потеря концентрации, смущение, депрессия, плач, скачки мыслей, беспокойство, тре­вога, ночные кошмары, мысли о само­убийстве, мысли о несчастливой жизни, крушение надежд, расстройство планов частые перепады настроения, злость, самобичевание, паника, неугомонность, нетерпеливость, ощущение своей не­нужности, ненависть к себе, к другим.

Поведенческие симптомы стресса: барабанит пальцами, грызёт ногти, шагает по комнате, расхаживает, нервный смех, опоздания, агрессив­ность, суетливость, употребление алко­голя, употребление наркотиков, чрез­мерная еда (жор), чрезмерная диета, скрипит зубами, теребит волосы.

Основная часть

Беседа «Как справляться со стрессом?». Вопросы для обсуждения: Знаете ли вы, как люди пытаются побо­роть тревогу и справиться с неприят­ными ощущениями? Какие способы позволяют быстро восстановить кон­троль над собой?

Если среди ответов учащихся бу­дет названо употребление алкоголя и других ПАВ как способа снятия стрес­са, то учитель должен найти яркие при­меры и убедить учащихся, что употреб­ление алкоголя и других ПАВ — это /добровольное» безумие и только ил­люзия ухода от действительности. Ос­новный вывод, к которому должны прийти учащиеся: справляться со стрессом позволяет саморегуляция как особая черта характера. Человек с сильным характером обязательно об­ладает саморегуляцией, которая позво­ляет ему не только эффективно дейст­вовать в ситуациях стресса, но и быть уверенным себе и в своих силах.

Очень эффективным методом, снимающим напряжение и утомление, является аутогенная тренировка. Прак­тически каждый человек может по соб­ственной воле совершенно расслабить­ся и погрузиться на любое время в со­стояние спокойствия. Эти навыки отно­сятся к элементам нашей культуры, умению быть здоровым.

Обучение расслаблению в форме совместных действий под контролем педагога. Учащиеся повторяют действия, которые им показывает педагог. Могут хором (но не громко!) повторять за ним слова. Обучение про­водится под музыку. Предлагаются два варианта аутогенной тренировки, рас­считанные на учащихся младшего школьного и более старшего возраста.

1. Сядьте поудобнее в кресло, руки положите на колени, закройте глаза. Формула внушения: «На счёт «десять» мои руки станут тяжёлыми, крепко-накрепко прилипнут к ногам, и я не смогу их поднять. Раз — руки начинают прилипать к ногам. Два — руки отяжелели. Три, четыре — руки плотно прижаты. Пять, шесть — руки крепко-накрепко прилипли. Семь, во­семь — я не могу оторвать их от ног. Чем больше я отрываю руки, тем креп­че они прилипают. Девять, десять — руки крепко-накрепко притянуты к но­гам, и я не могу их поднять. (Пауза.) Раз, два — руки лёгкие; три, четыре — руки лёгкие, свободные и подвижные. А теперь на счёт «пять» руки станут лёгкими, подвижными и отлипнут от ног. Я открываю глаза: у меня хорошее настроение. Я могу управлять своим настроением и своими эмоциями».

Поза та же, глаза закрыты. Фор­мула внушения: «На счёт «тринадцать» моя нервная система укрепится, тело станет лёгким, свежим и подвижным. Раз, два — каждая клетка моей цент­ральной нервной системы сильная, спокойная и управляемая мною. Три, четыре — нервная система укрепилась и успокоилась. Пять, шесть — нервная система сильная, спокойная и управля­емая мною. Семь, восемь — я спокойный, сильный и уверенный в себе чело­век. Девять, десять — любой мой мыс­ленный приказ будет мгновенно реали­зован моей психикой. Одиннадцать, двенадцать — я всегда, везде, даже в экстремальной ситуации, найду пра­вильное решение. Тринадцать — моя психика сильная, спокойная и управля­емая мною. В любой момент любой мой мысленный приказ будет всегда, везде и всюду реализован моей психи­кой. На счёт «пять» моё тело станет свежим, лёгким, спокойным; я заканчи­ваю упражнение. Раз — тело лёгкое, свежее, спокойное. Два — руки и ноги лёгкие. Три — туловище лёгкое. Четы­ре — мысли приятные, свежие, спокой­ные. Пять — голова чистая, свежая, яс­ная. Я открываю глаза».

После окончания упражнения необходимо встать, встряхнуться, про­гулять по комнате.

Ш. Заключительная часть.

5 минутное эссе «Могу ли я собой управлять?».

Домашнее задание: Учащиеся заполняют страничку в тет­радях-дневниках.

Мой стресс

Для каждого направления из списка вы­пишите ситуации, которые вы считаете стрессовыми. Направления: «Родствен­ники», «С друзьями», «В школе», «Здоро­вье», «В обществе», «Милиция», «День­ги», «Алкоголь, наркотики», другое.

Для любых двух ситуаций запол­ните табличку

Ситуация 1.

(краткое описание)

Почему это был стресс?

Как я поступил?

Что нужно было сделать, чтобы ситуация стала менее стрессовой?

Ситуация 1.

(краткое описание)

Почему это был стресс?

Как я поступил?

Что нужно было сделать, чтобы ситуация стала менее стрессовой?


 


 


 


 

Занятие 4. Способы борьбы со стрессом

Задачи:

Закрепление понятия «стресс» и «стрессовая ситуация»; знакомство с понятием «приобретённая беспомощ­ность».

Продолжение обучения способам снятия стресса; развитие саморегуля­ции как черты характера.

Материал: релаксационная му­зыка, тетради для записи.

Ход занятия.

Вводная часть

Игра-активатор «Море волнуется».

Учитель говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — на месте за­мри!». Вместо слов «морская фигура» он, вставляет названия разных эмоций, чувств, например, «фигура страха», «фигура обиды», «фигура гнева» и т.д. Дети должны замирать, изображая на названия названную эмоцию. Выбираются самые удачные фигуры.

Основная часть.

Обобщающая беседа «Способы снятия стресса». Педагог спрашивает учеников, смогли ли они воспользоваться методом расслабления, с которым познакомились на прошлом занятии. Могут ли они рас­сказать, чем была вызвана потребность расслабиться? Педагог предлагает по­знакомиться с другими эффективными способами борьбы со стрессом: «Хоро­шо, когда вы знаете, что где-то в мире есть кто-то, кто вас понимает и готов вы­слушать. Очень показателен девиз одно­го известного психолога — заслужи лю­бовь ближнего! Это и дружба, и любовь, и расположение. Для любого человека лучший способ достигнуть этой цели — стараться быть как можно полезнее для окружающих людей, постарайтесь стать поддержкой друг для друга».

Работа в тетрадях. Учащимся предлагается заполнить следующую таблицу.

Любовь к себе

Я должен чувствовать свою привязанность к кому-то, стремиться сделать для кого-то хорошее

Я чувствую себя частью (указать кого и почему).

Я хочу быть частью (указать кого и почему).

Я могу стать частью (указать кого и почему).

Мне необходимо почувствовать свою уникальность. Всем людям необходимо осознать её и понимать: у нас есть что-то, чего нету других. Нам необходимо знать, наша уникальность правильно воспринимается окружающими людьми

Я уникален, потому что (указать почему).

Я талантлив, так как (указать почему).

Я могу воспринимать новое (указать почему).

Окружающие правильно воспринимают мою что уникальность (указать почему).

Для того, чтобы окружающие правильно воспринимали мою неповторимость, я должен (указать почему)

Мне необходимо чувствовать себя способным. Всем людям нужно верить в свои силы — в то, что мы можем что-то сделать. Нам необходимо держать себя под контролем. Мы должны чувствовать себя комфортно, когда говорим «Нет».

Я считаю себя способным человеком (указать почему)

Я могу контролировать себя (указать почему).

Я считаю, что могу сказать «Нет» (указать почему)

Чтобы чувствовать себя более способным, я должен (указать, что и почему)

У всех людей должна быть цель в жизни. Каждому необходимо представлять, каким он хочет быть; знать: жизнь состоит из этапов; иметь представление о том, что такое хорошо и что такое плохо

1.Я бы хотел, чтобы через 5 лет...
(указать, что и почему).

2.Что я могу сделать, чтобы двигаться в этом
направлении (указать, что и почему)


 

Забота о себе

У меня есть волшебная коробочка, в ко­торую я сложу то хорошее, что в состоя­нии сказать о себе — все добрые слова и те дела, которые я могу сделать для себя. Время от времени я буду подсмат­ривать в эту коробочку, чтобы поддер­жать себя в трудную минуту или осве­жить в памяти, что мне нужно сделать.

ХОРОШИЕ СЛОВА ОБО МНЕ.

МОИ ХОРОШИЕ ДЕЛА ДЛЯ МЕНЯ.

Я—ХОРОШИЙ, УМНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ!

Обсуждение таблицы возможно только при добровольном согласии уча­щихся. При этом никаких оценок не выносится. Учащиеся делятся той ин­формацией, которой сочтут нужной. За­вершая эту часть, педагог делает следу­ющий вывод: «Чаще говорите себе при­ятные слова о себе самом. Практикуй­тесь в говорении себе приятного каж­дый день. Постарайтесь найти и под­держивать в себе хорошие черты».

После этого необходимо перейти ко второй части — формированию представления о приобретённой бес­помощности. Педагог предлагает следующее определение: «Приобре­тённая беспомощность — особое со­стояние человека, вызванное неспо­собностью принять (попросить) эмоци­ональную поддержку от окружающих или неготовностью найти данную эмо­циональную помощь в окружающем мире. В результате такой человек оста­ётся один на один со своими отрица­тельными эмоциями; он не способен к позитивному проживанию жизни».

Работа в тетрадях. Педагог предлагает выбрать из текста на доске те тезисы, которые, как кажется уча­щимся, помогут им справиться с пло­хим настроением, победить «приобре­тённую беспомощность».

Возможные тезисы:

Настраивайтесь только на хо­рошие мысли, и тогда они помогут вам справиться с плохим настроением и, как магнит, будут притягивать к вам людей.

Окружайте себя приятным цве­том и цветами: чтобы погасить раздраже­ние и гнев, избегайте красного цвета; ес­ли у вас плохое настроение или депрес­сия, не окружайте себя чёрной и тёмно-синей цветовой гаммой; выбирайте тёп­лые, яркие, чистые цвета; для снятия напряжения лучше подойдут нейтральные тона (мягкие синие и зеленоватые).

Растения способны вызывать различные ассоциации. Существенную роль играет зелёный тон, светло- и тём­но-зелёная листва хорошо успокаивает.

Важная роль в снятии напря­жения и стресса принадлежит музыке, которую следует подбирать соответст­венно настроению, а затем — посте­пенно — менять её характер с минор­ного на мажорный. Не стоит брать сложных, объёмных произведений.

Правильный режим дня, пол­ноценное питание, чередование актив­ной работы с периодами отдыха, про­гулки на природе, достаточный по дли­тельности сон, общение с друзьями, за­нятия спортом, игры.

III. Заключительная часть.

Учитель предлагает сыграть в одну из игр — «Помогу другу»: «Поговорите с близким человеком, попытайтесь с ним «проиграть» то или иное непри­ятное для него событие. Найдите вы­ход и помните: «Худа без добра не бы­вает». Если человек не научился рас­слабляться, то постепенно теряется смысл жизни, у него обедняются чувст­ва. Он становится неуверенным в себе, живёт с постоянным ощущением трево­ги; у него появляется «приобретенная беспомощность». Жизненная стойкость человека — это способность преодо­левать стрессы без ущерба для здоро­вья». Затем ученики проигрывают си­туации «После двойки», «Предательст­во друга», «Проигрыш команды» и т.п.


 

Занятие 5. Неприятные эмоции и способы их преодоления

Задачи:

Проследить механизмы возникнове­ния неприятных эмоций.

Освоить способы преодоления не­приятных эмоций.

I. Вводная часть

Педагог предлагает желающим привести примеры стрессовых ситуаций, которые они испытывали в течение дня, и каким образом пытались их преодолеть.

II: Основная часть

Беседа «Нужно ли понимать эмо­циональное состояние окружаю­щих?». Вопросы для беседы. Насколько важно, чтобы другие люди по­нимали, что ты чувствуешь? Какие проблемы могут возникнуть, если другие не понимают, какие эмоции ты испытыва­ешь (обида, прекращение взаимоотно­шений и т.д.)? Как показать другому че­ловеку, что ты на самом деле ощущаешь?

Педагог должен особо подчерк­нуть, что наиболее эффективный способ в таких ситуациях — разговор о своих чувствах. Причём говорить нужно от первого лица (Я-высказывание): «Я чувствую, что...», «У меня такое ощуще­ние, что...», «Мне кажется, что...».

Упражнение «Выход из кон­фликта». Педагог предлагает разбить­ся на пары. Одна пара разыгрывает обычное для подростков развитие кон­фликта, другая обыгрывает ту же ситу­ацию, но с Я-высказываниями. Можно предложить нескольким парам создать одну и ту же ситуацию. При обсужде­нии необходимо выяснить, какой паре удалось наиболее удачным способом выйти из конфликтной ситуации.

Упражнение «Прости меня...». Учащиеся разбиваются на две группы, образуя два круга — внешний и внут­ренний. Круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой — против. По сигналу педагога подростки останавливаются и поворачиваются друг к другу лицом. Участники, оказав­шиеся во внутреннем круге, должны по­просить за что-то прощения у тех, кто находится во внешнем круге. При этом подростки внешнего круга либо ничего не говорят, либо прощают. Затем внеш­ний и внутренний круги меняются мес­тами. При обсуждении необходимо ак­туализироваться на том, что именно чувствовали учащиеся. «Зачем вообще просить прощение? Что это нам даёт?» (возможность начать обсуждать пробле­му, налаживание взаимоотношений).

III. Заключительная часть.

Домашнее задание: заполнить страничку в тет­радях-дневниках следующую таб­лицу.


 

Моя злость

Ситуация 1. (краткое описание)

Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я ног бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему).

Ситуация 2. (краткое описание)

Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему).

Ситуация 3. (краткое описание)

Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему).


 

Занятие 6. Я и взрослые. Я и сверстники

Задачи:

Формирование представления о тер­пимом отношении к людям, чьи взгляды не совпадают с мнением большинства.

Формирование уважительного отно­шения к точке зрения другого человека.

Формирование навыков дипломати­ческого разрешения спорных вопросов между сверстниками.


 


 

I. Вводная часть

Игра-активатор «Крокодил». Группа разбивается на две команды, одна из которых загадывает какую-то эмоцию. Участник другой команды должен изо­бразить её так, чтобы члены его коман­ды смогли назвать эту эмоцию. Усло­вие — показывающий не имеет права говорить. Побеждает команда, которая смогла отгадать наибольшее количест­во эмоций.

Игра-активатор «Море волнуется».

Учитель говорит слова: «Море волнует­ся раз, море волнуется два, море вол­нуется три... Морская фигура на месте замри!». Вместо слов «морская фигу­ра» он вставляет названия разных эмо­ций, чувств, например, «фигура страха», «фигура обиды», «фигура гнева» и т.д. Дети должны замирать, изображая названную эмоцию. Выбираются I самые удачные фигуры.

II. Основная часть

Дискуссия «Я и взрослые». Вопросы для обсуждения: С кем из взрослых людей вам приходится общаться изо дня в день? Чем отличаются манера обращения и содержание беседы с пе­речисленными вами взрослыми людь­ми? Что о вас думают и как относятся к вам эти взрослые люди? Нет ли про­тиворечия между тем, что они думают о вас и как ведут себя с вами? Нет ли такого противоречивого отношения со взрослыми у вас?

Упражнение «Я хочу попро­сить...». Участники занятия делятся на подгруппы из пяти человек и распре­деляют между собой роли: подросток, папа (мама), преподаватель, незнако­мый взрослый человек, хорошо знако­мый взрослый человек (например, со­сед). Участник игры, исполняющий роль «подростка», должен по очереди попросить у остальных участников по­мочь нарисовать ему в полный рост те­ло человека. (Для проведения игры ис­пользуются карандаши, маркеры, однотонные обои.) При обсуждении необ­ходимо обратить внимание на то, как взрослые отреагировали на столь нео­бычную просьбу — о чём подумали и как себя повели в такой ситуации. Обязательно следует попросить «актё­ров» объяснить выбранную им трак­товку роли.

Информация для размышления и обсуждения. Понятие о форме обра­щения к различным категориям взрос­лых людей. Рассмотрение атрибутов взрослой и подростковой «картины ми­ра» (интересы, заботы, род занятий и т.п.). Вопросы для обсуждения: Чем похожи и чем отличаются в отношении к жизни подростки и взрослые? Чему «во взрослых действиях» можно и чему не следует подражать подростку?

Упражнение «Стенка на стенку».

Участники занятий делятся на две под­группы. Одна представляет интересы
взрослых, другая защищает интересы подростков. Игра проходит в форме вопросов-ответов. «Подростки» задают какой-либо каверзный вопрос касающийся взаимоотношений со взрослы­ми, а команда «взрослых» должна на него ответить. Затем в качестве «ответ­чиков» выступает команда «подрост­ков» и т.д. Желательно, чтобы каждый из участников игры имел возможность задать и ответить на вопрос. Пример­ные вопросы: Зачем подростки носят такие широкие (узкие) штаны? Почему взрослые постоянно учат нас, как надо жить? (Возможны варианты.) При об­суждении целесообразно акцентиро­вать внимание учащихся на том, когда было трудно, а когда — легко прини­мать участие в обсуждении проблемы взаимоотношений со взрослыми. Поче­му возникли эти трудности? Обсуждение проблемы формирова­ния групп в подростковой среде. Во­просы для беседы. Каким образом можно поделить ребят вашего возрас­та, с которыми вы общаетесь изо дня в день? По каким признакам ребята объединяются в различного рода группы? Чем отличаются ваши отношения со сверстниками, которых вы отнесли в разные группы?

Упражнение «Подписание мир­ного договора». Учащиеся делятся на четыре подгруппы: «металлисты», «рэп­перы», «ботаники», «футбольные фана­ты». Командам предлагается написать историю возникновения их группы, правила, по которым они живут в мире, девиз, а также то, кто может стать уча­стником их «тусовки». Затем один из представителей каждой команды зачи­тывает этот своеобразный «устав» группы. Далее участники высказывают­ся о том, что их больше всего раздра­жает в поведении ребят, которые при­надлежат к другой группе. Заканчива­ется игра совместным сочинением мир­ного договора, под которым должны согласиться подписаться все участники игры. При обсуждении игры желатель­но акцентировать внимание участников на примерах реальных ситуаций проти­воборства между различными нефор­мальными объединениями молодёжи.

Вопросы для обсуждения: Поче­му важно терпимо относиться к людям, чьи взгляды на жизнь и интересы не совпадают с мнением других людей? Почему подростки с негодованием от­носятся к сверстникам, которые каким-либо образом отличаются от них?

Упражнение «Сказка для взрослых».

Участники делятся на две команды, каж­дая из которой определяет сказку, кото­рая станет основой для создания новой «сказки для взрослых». Педагог даёт следующее задание: «Придумайте но­вый сценарий сказки, которую вы вы­брали. Для этого положительные герои должны примерить на себя маску злоде­яния, а отрицательные — маску добро­детели. В связи с этим, конечно, изме­нится сюжет сказки. Для начала опреде­лите, кто в команде будет исполнять роль перечисленных вами сказочных ге­роев. Постарайтесь наполнить сюжет многочисленными выяснениями отноше­ний между «сильными» и «слабыми», «умными» и «глупыми». Отношения могут принимать характер унижения, оскорбления, глумления, издеватель­ства и т.п.». После того как учащиеся придумали сюжет, команды по оче­реди показывают свою «новую сказ­ку». При обсуждении важно услы­шать не только впечатление учащихся от игры, но и ощущения, которые они ис­пытывали в ситуации «выяснения отно­шений». Возможно, кто-то приведёт примеры из жизни, когда он сталкивался с недоброжелательным отношением со стороны сверстников или взрослых лю­дей. Вопросы для организации дискус­сии: как себя вести в ситуации вымога­ния денег, придирок, шантажа и других козней сверстников? Какие черты харак­тера, особенности личности человека, определяют уживчивый и конфликтный стиль отношений с людьми?

Упражнение «Наезд». Участни­ки делятся на три группы: первая и вто­рая команды, а также два эксперта. Пе­ред началом игры педагог просит, что­бы внутри обеих команд учащиеся по­делились на пары. Игра состоит из не­скольких раундов (по числу пар в игра­ющих командах). Педагог на каждый раунд задаёт проблемную ситуацию, связанную с «острыми» коммуникация­ми между подростками («выбивание» денег, шантаж, угроза физической рас­правы, вовлечение в драку, оскорбле­ние и т.п.). От каждой команды в игре принимает участие по одной паре, т.е. раунд состоит из «выяснения отноше­ний» между двумя парами, защищаю­щими интересы своих команд. Перед началом «выяснения отношений» педа­гог определяет, какая из пар будет «на­езжать» (кто нападающий и кто защи­щающийся в инсценируемой ситуации). Игру оценивают два эксперта, которые засчитывают баллы по двум пунктам: «за конструктивный способ разреше­ния проблемы» и «за находчивость в деле обострения конфликта».

 

Первая команда

Вторая команда

«Нападение

«Защита

«Нападение

«Защита»

       
 

 


 


 

В начале игры только один пред­ставитель от каждой пары принимает участие в «завязке» проблемы. Интрига игры состоит в том, что эксперт в любой момент разыгрывания ситуации может хлопнуть в ладоши, и участники пар сме­нят друг друга. Эксперты договариваются между собой о том, какой из команд они будут сигнализировать о смене участника игры. Таким образом, сюжетная линия «выяснения отношений» может состоять из взлетов и падений, успехов и неудач. При каждом новом раунде команды ме­няются ролевыми позициями — кто был нападающим, теперь должен отразить противоположный характер «выяснения отношений». В конце игры эксперты сум­мируют баллы, полученные командами, и определяют победителя. При обсужде­нии основными вопросами должны стать трудности в выполнении задания.

III. Заключительная часть.

Домашнее задание: заполнить в тетрадях-дневниках следующую таблицу:

Мои неудачные встречи со взрослыми

Ситуация 1. (краткое описание)

Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему).

Ситуация 2. (краткое описание)

Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему).

Ситуация 3. (краткое описание)

Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему).


 

 

Конспект

родительского собрания

проведенного в __ классе «__»

средней школы № __

г._________________

 

Дата: __________________

Оценка: __________________

Учитель: _________________

Методист:________________

 

Тема собрания: «Эмоции положительные и отрицательные».

Задачи собрания:

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Знакомство родителей с самооценкой учащихся класса и причинами преобладания у детей негативных или позитивных эмоций.

Подготовительная работа.

Изучение психолого-педагогической и специальной литературы.

Изучение самооценки учащихся. Методика «Десять моих «Я».

Изучение причин, влияющих на появление положительных и отрицательных эмоций.

Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:

Все, что я делаю

Все, что я делаю

Все, что

Все, что

по собственному

по собственному

допускается мне

запрещено всегда

желанию и

выбору, но в

в особых

 

усмотрению

определенных границах

обстоятельствах

 
       

Таблица состоит из четырех колонок.

В первой колонке ребята должны перечислить действия, которые они могут делать по собственному желанию и усмотрению. Например, покапать интересующие их диски, смотреть телепередачи и т.д.

Во второй колонке они перечисляют действия, которые они делают по собственному выбору, но в определенных границах дозволенного. Ты можешь пойти гулять, но вернуться не позднее 22 часов, ты можешь надеть куртку только с шапкой и т.д.

В третью колонку помещаются лишь те действия, которые возможны лишь в особых случаях. Например, только потому что Новый год ты ляжешь спать позже и т.д.

В четвертую колонку помещают ребята те действия, которые запрещены всегда, при любых обстоятельствах. Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.д.

Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.

2) Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания. Вопросы могут быть такими:

Что стоит за словом «трудный» ребенок? (портрет трудности)

Какие причины приводят к тому, что ребенок становится трудным?

Как решать проблемы взросления без конфликтов?

Как можно избежать появления негативных эмоций у детей? и подобные.

Проведение родительского собрания

Вступительное слово учителя.

Общение - это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведет к жизненному успеху.

Это набор следующих характеристик:

1)активность (желание вступать в контакт).

2)умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, поддерживать диалог).

3)знания (правил по взаимодействию)

Нарушение взаимодействия, возникновение барьеров в общении -показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выражается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных эмоций и эмоциональных состояний: тревожности, агрессии, страха.

Давайте с вами изучим данную проблему, а также подумаем, как этого можно избежать при общении с ребенком.

Выступление учителя по теме.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания — боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

гнев злоба агрессия

Эмоции

боль, страх, обида

Боль, страх, обида — эмоции страдания.

Гнев, злоба, агрессия - эмоции разрушения.

Анализ изучения самооценки учащихся и причин, влияющих на появление негативных эмоций ( см. подготовительную работу)

Обмен мнениями.

По результатам анализа анкет родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.

Родительский тренинг

Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положитель­ными эмоциями.

Можете ли вы сказать, что в ответах ребят па- вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его лю­бят, понимают , признают, уважают, принимают, а отрицательные — при неудовлетворении потребностей). Как формировать положитель­ные эмоции? С чего начинать?

Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуемые и же­лательные.

Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.

Как вы думаете, какие выражения не следует употреблять при общении с детьми?

А какие выражения следует использовать?

При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:

я тысячу раз говорил тебе, что...

сколько раз надо повторять...

о чем ты только думаешь...

неужели тебе трудно запомнить, что..

ты становишься...

ты такой же, как...

отстань, некогда мне...

почему Лена ( Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет...

При общении с детьми желательно употребление следующих вы­ражений:

ты у меня самый умный (красивый и т. д.)

как хорошо, что у меня есть ты

ты у меня молодец...

я тебя очень люблю

как ты хорошо это сделал, научи меня

спасибо тебе, я тебе очень благодарна

если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

5. Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске, как можно чаще.

Анкета для родителей

Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?

Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведи­те примеры.

Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10-15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, кото­рый использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

В родительский дневник

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите

друг другу письма и записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Домашнее задание родителям

Напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы. В конце родительского собрания родители получают памятку «Способы регулирования негативных эмоций»


 

Способы регулирования негативных эмоций.

«Груша» - в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напряжение.

«Силовик» - выполните любое из силовых упражнений, например, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.

3. «Символ» - на листе бумаги изобразите в цвете (цветным
карандашом) символически свои негативные переживания. Затем
рассмотрите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.

4. «Штрихи» - на листе бумаги, думая о негативных переживаниях,
рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью
заштрихуйте его.

Опубликовано в группе «Материалы для студентов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.