12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коробейникова Кристина Алексеевна51
Россия, Татарстан респ., Агрыз

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ "ЭКОНОМИКА И ПРАВО"

Класс: 9

Количество часов: 34

Всего 34 часа, в неделю 1 час

Плановых контрольных работ _______, тестов ________, практических работ _______, лабораторных работ _______,

Рабочая программа на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы курса «Экономика и право» для 9 класса (базовый уровень) А.И. Кравченко, с учётом Учебного плана МБОУСОШ № 3 им. Тази Гиззата.

 

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, ее дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Концепция модернизации российского образования требует усиления роли учебных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Русский философ И. А. Ильин считал, что настоящий гражданин обладает такими свойствами, как чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважительное и доверчивое отношение к другим гражданам, способность быть истинным субъектом права и воспринимать свои права как обязанности и обязанности как права. Современное понимание гражданственности сводится к единству правовой, политической и нравственной культуры. Отсюда главная задача обществознания – социализация личности и формирование гражданской позиции. Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием. Позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.

Полученная сумма элементарных экономических знаний важна для учащегося не только с информативной точки зрения. Она дает основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рациональные ценностные дихотомии. Например, изучая проблему ограниченности ресурсов, ученик узнает, что дискриминация является ее неизбежным последствием. Но надо видеть в ней законную и противоправную части: дискриминация по причинам убеждений, возраста, пола, расы должна преследоваться законом, в то время как дискриминация по причинам способностей, мастерства, знаний, трудолюбия должна поощряться.

Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека. Знакомясь с институциональными элементами рынка, ученик узнает, что одним из таких элементов является деловая этика, подрыв которой наносит ущерб эффективности рынка в целом. В рыночной системе соблюдение честного слова может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии. Понятие экономической эффективности рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому. К этой же категории устранявшихся экономических понятий относится и знаменитый оптимум В.Парето: оптимально то решение, которое не ведет к ущербу для любой из сторон.

Школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 8 – 12 лет. Вместе с тем на новое поколение огромное, если не решающее, влияние оказывает информация о традиционно демократических странах с развитой рыночной экономикой. Эта информация мотивирует и родителей, и учеников на получение конвертируемого образования и навыков. Важнейшим элементом последнего являются экономические знания и умение экономически мыслить.

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов.

Рабочая программа составлена на основании требований, указанных в нормативных документах:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.)

Закон РФ «Об образовании»

Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений;

Стандарт основного общего образования по обществознанию;

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию утверждённого приказом МО и Н РФ от 27.12.2011. № 2885;

Учебного плана МБОУ СОШ№ 3 им.Тази Гиззата г.Агрыз.

Основные цели курса:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренне убежденности в необходимости соблюдения норм права;

- освоение знаний об экономической и иных видах деятельности людей; основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, необходимую для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Основные задачи курса – приобретение опыта познавательной и практической деятельности:

- работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмыслении разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

- работа с педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмыслении разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

 

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу¬ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

Инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.

Содержание рабочей программы курса «Право и экономика» 34 часа

Раздел «Экономика» (16 часов).

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства

 

Раздел «Политика как общественное явление» (19 часов).

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭКОНОМИКА И ПРАВО» 9 КЛАСС (34ЧАСА)

занятия

Тема занятия

Кол-во

Дата проведения

примечание

 

план

факт

Раздел "Экономика" (12часов)

1

Экономика, ее роль в жизни общества.

1

6.09

   

2

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

1

13.09

   

3

Экономические системы и собственность.

1

20.09

   

4

Производство, производительность труда.

1

27.09

   

5

Разделение труда и специализация.

1

04.10

   

6

Обмен, торговля.

1

11.10

   

7

Рынок и рыночный механизм.

1

18.10

   

8

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

1

25.10

   

9

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.

1

8.11

   

10

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

1

15.11

   

11

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1

22.11

   

12

Экономические цели и функции государства.

Раздел "Право" (19 часов)

13

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

29.11

   

14

Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений.

1

6.12

   

15

Признаки и виды правонарушений.

1

13.12

   

16

Понятие и виды юридической ответственности

1

20.12

   

17

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1

10.01

   

18

Федеративное устройство Российской Федерации

1

17.01

   

19

Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система.

1

24.01

   

20

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

31.01

   

21

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии

1

7.02

   

22

Конституционные обязанности гражданина.

1

14.02

   

23

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

1

21.02

   

24

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1

28.02

   

25

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

07.03

   

26

Гражданские правоотношения.

1

14.03

   

27

Права собственности. Права потребителей.

1

04.04

   

28

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

1

11.04

   

29

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

1

18.04

   

30

Административные правоотношения, правонарушения и наказания

1

25.04

   

31

Основные понятия и институты уголовного права.

1

2.05

   

32

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

9.05

   

33-34

Итоговые занятия.

1

16.05

   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Результаты изучения курса Право и экономика соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

В результате изучения права ученик должен

знать/понимать

систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; смысл основных теоретических положений экономической науки; основные юридические профессии;

уметь

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

оцениватьповедение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решатьпознавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поисксоциальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлятьпростейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина.

Литература для учащихся

Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка.

Конституция о статусе беженцев.

Конституция Российской Федерации.

Материалы периодических изданий и других видов СМИ.

Литература для учителя

Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2008

Варындин В.А. Право. Схемы, таблицы, определения. Педагогическое общество России. Москва, 2003

Никитин А.Ф. Основы права. 9-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа» 2007

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Москва, «Русское слово» 2007

Рассолов М.М. Основы обществознания: Учебно-методическое пособие для поступающих в юридический вуз. Москва. Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, 2003

Червонюк В.И. Конституционное право России. Учебное пособие. Москва. ИНФРА-М, 2003

Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 9, 10 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.

Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.

Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.

Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 23.11.16 в 21:02 0Ответить Пожаловаться
А чем эта программа отличается от образовательной программы по обществознанию в 9-м классе?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.