12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябченко Ольга Алексеевна50
Педагог дополнительного образования
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нефтеюганск

 

Сценарий тематического мероприятия для школьников при участии родителей:

Деловая игра «Вы нам подходите»

 

Пояснительная записка. Выбор подростками будущей профессии предопределяет: кем быть, где работать, какой стиль жизни выбрать. Можно утверждать, что процесс профессионального самоопределения обусловливает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, основополагающим моментом в деле построения индивидуальной программы будущего является акт принятия решенияо выборе профессии.

В условиях стремительного научно-технического прогресса, быстро меняющегося рынка труда, молодым людям все сложнее воспользоваться опытом старшего поколения. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими историческими периодами развития государства. В свою очередь, инновационные технологии, четвёртая промышленная революция, «наступающий на пятки» человечеству Искусственный интеллект безжалостно ликвидируют ряд профессий, делая их невостребованными.

Наряду с общими целями и задачами по предмету, мною, как педагогом изобразительного искусства, решаются задачи по профориентации. При этом главная задача - формирование личности, способной верно и осознанно осуществить выбор будущей профессии.

В ходе занятий мною решаются следующие задачи:

- обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, непосредственно связанных с творческой деятельностью;

- формирование знания и умения осуществлять самоанализ уровня развития своих профессиональных качеств и соотносить их не только с требованиями профессий, но и с реальными индивидуальными возможностями;

- построение конструктивного общения между родителями и детьми в вопросах профессионального самоопределения;

- воспитание уважения к человеку творческих профессий.

Формы работы в рамках профориентации, предшествующие предлагаемому мероприятию:

- проведение диагностик, тестирований, анкетирования, с целью выявления склонностей, способностей, возможностей обучающихся (тест П. Торренса «Закончи рисунок», анкета "Творческие дела" и др.);

- творческие задания исследовательского характера (проект и др.);

- целевые экскурсии на предприятия города (строительно-архитектурное бюро, типография, художественная студия, галерея);

- организация профориентационных игр, раскрывающих аспекты профессиональной деятельности (имитационные, деловые игры);

- проведение родительских собраний, круглых столов по теме;

- выполнение практических заданий (эскиз дизайна своей комнаты; пейзаж современного города, города будущего; эскиз макияжа, причёски; эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера);

- реализация проектов, связанных с выполнением технологически завершённого изделия макета и т.п., различных уровней сложности.

В рамках профориентационной работы мною было разработано мероприятие с участием родителей деловая профориентационная игра «Вы нам подходите». Мероприятие рассчитано на детей 8-11 классов.

Образовательная ситуация,для решения которой строится взаимодействие с родителями учащихся: согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы - стратегической целью государственной молодежной политики является "создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны". Поэтому работа в области профориентации является одним из важных направлений в работе образовательных организаций различного уровня.

В соответствии с Семейным Кодексом родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.На основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам родители обязаны посещать родительские собрания, а так же взаимодействовать с образовательным учреждением по всем направлениям воспитания и обучения. Поэтому, одним из важнейших направлений в образовательной деятельности педагога является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

Этапы мероприятия

1. Подготовительный (организационный).

2. Практический (реализационный) - проведение мероприятия.

3. Заключительный (рефлексия).

Планируемые результаты мероприятия:

1. Повышение заинтересованности родителей в получении художественного образования своим ребенком.

2. Повышение мотивации обучающихся к освоению предмета ИЗО.

3. Расширение информационного пространства о творческих профессиях участниками мероприятия.

4. Установление отношения партнерства и сотрудничества между родителями и детьми на основе их совместного взаимодействия. Гармонизация взаимоотношений триады: родитель-ребенок-педагог.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ

 

Правовая основа организации мероприятия

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

3. Семейный Кодекс (Права и обязанности родителей)

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

 

Участники мероприятия

Педагог, родители (законные представители) и их дети. Количественный состав учащихся 15 человек.

Место и роль мероприятия в образовательном процессе

Воспитательное мероприятие в рамках плана работы МБУ ДОДДТ на 2017-2018уч. год (приказ от 14.09.2017 №229); плана воспитательной работы педагога на 2017-2018 учебный год; дополнительной образовательной программы «По стопам Леонардо» от 01.09.2017 № 188.

Роль: поиск новых, современных форм и методов совместной деятельности всех участников образовательного процессас целью построения конструктивного общения между родителями и детьми в вопросах профессионального самоопределения.

 

Жанр

Информационно- познавательное, игровое мероприятие.

Цель

Создать условия для формирования у участников мероприятия компетенций в вопросах самоопределения на основе расширения и систематизации знаний в сфере творческих профессий.

Задачи

Педагогические задачи:1. Обучающие: сформировать психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросе профориентации детей. 2. Развивающие: расширить кругозор участников мероприятия в области творческих профессий.3. Воспитывающие:формировать возможность продуктивного диалога между участниками мероприятия. Формировать позитивное отношение и уважение к труду людей разных профессий

Для учащегося:Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели.Развивать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы.

Дляродителей:Формировать психолого-педагогическую компетентность в вопросах профессионального самоопределения детей. Развить интерес семьи к совместному творчеству. Включение в образовательный процесс и в совместную деятельность. Повышение информированностив вопросе самоопределения детей.

Методы, методические приемы

Основные методы проектирования: теоретический (изучение литературы); эмпирический (наблюдение, рефлексия); статистический (количественная и качественная обработка результатов). Приёмы: беседа, рефлексия для определения уровня мотивации учащихся; методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер; открытый диалог, коллективный анализ и оценка, самоанализ и самооценка. Педагогическая диагностика.

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование, видеоматериалы, фотовыставка «Профессия моей семьи»

Технические средства - компьютер, проектор, экран. Методическое обеспечение - материалы к деловой игре, тестовые бланки, образовательная программа, выставка фоторабот, презентация.

Место проведения

Учебный кабинет

Продолжительность

50 мин

Психолого- педагогические основы коммуникации с родителями

В основе лежат субъект-субъектные отношения сотрудничества и взаимодействия - совместная деятельность преподавателя, учащихся и их родителей на творческой основе, духовном равенстве и гуманистическом межличностном общении.

Механизм (алгоритм) включения родителей в мероприятие

1.Привлечение родителей для проведения мероприятия.

2.Включение родителей в деловую игру в качестве экстпертов-работодателей.

3.Мониторинг эффективности мероприятия.

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс

1. Помощь в организации выставки: «Профессия моей семьи», в формировании призового фонда. Организация фото и видеосъемки мероприятия.

2. Открытый диалог, анализ и оценка, самоанализ и самооценка.

3.Анкетирование для определения уровня заинтересованности к проблеме профориентации.

Инструментарий обратной связи

Анкетирование. Рефлексия. Открытый диалог.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Подготовительный этап (организационный). Разработка сценария мероприятия. Включение родителей в подготовку к мероприятию. Разработка диагностического инструментария (показатели эффективности, анкеты). Изучение психолого-педагогических основ коммуникации с родителями. Экскурсии, беседы, рассказы о профессиях, оформление проектов и выставок по теме. Оформление учебного кабинета.

 

2. Основной этап – проведение мероприятия.

Ведущий(педагог):Здравствуйте, ребята, добрый вечер, уважаемые гости. Хочу начать наше мероприятие со слов древнего китайского мыслителя и философа Конфуция: Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. Еще есть фраза: лучшая работа - это хорошо оплачиваемое хобби. Так ли это на самом деле- попробуем разобраться.Многим из вас нравится рисовать, у многих получается это делать хорошо, и вы ходите в изостудию, чтобы научиться разнообразным техникам и приемам рисования. А знаете ли вы, что есть профессии, в которых умение хорошо рисовать- необходимое условие успеха?Многие профессии вы знаете, возможно, некоторые будут для вас вновинку. На экран выводится список творческих профессий. (Приложение 1)

Сегодня мы с вами поиграем в деловую игру: «Вы нам подходите!»Родители будут работодателями, а ребята-соискателями работы. Выигрывает тот соискатель, кто смог устроится на работу и договориться о самой высокой зарплате. Всего 1 победитель в каждой профессии. В то время, когда первый игрок будет проходить собеседование, остальные могут ознакомится с выставкой «Профессия моей семьи».

(Заранее, методом жеребьевки, ребята вытягивают одну из творческих профессий. Так же ребятам дано домашнее задание: написать резюме, пользуясь ресурсами сети интернет; сделать портфолио в соответствии с доставшейся профессией.

Родителям выдается список критериев и вопросов, по которым они будут отбирать претендентов на работу. А так же задается верхняя и нижняя планка заработной платы.

Всего в игровом пространстве 5 творческих профессий. Родители делятся на 5 групп. В данной игре 3 игрока-соискателя претендует на 1 профессию. Задача родителей выбрать лучшего претендента.

После прослушивания всех кандидатов, родители подсчитывают баллы, подводят итоги, и выбирают победителей. Время проведения деловой игры 30 минут.)

Ведущий (педагог):Итак, у нас наметились победители. На вакансию архитектора принимается… на вакансию художника-модельера принимается…итп (награждение победивших игроков поощрительными призами)

Нам всем очень интересно послушать, как проходил отбор соискателей на вакансии. Слово предоставляется работодателям: (выступление родителей, анализ сильных и слабых сторон игроков)

3. Заключительный этап – рефлексия.

Ведущий (педагог):Надеюсь, дорогие друзья, что наша встреча была не напрасной. И у вас стало больше понимания, какие усилия нужно приложить, чтобы найти работу, на которойвам будет комфортно и радостно. Посмотрите, какое разнообразие профессий, в которых требуется навык рисования. Возможно, одна из них станет для вас той самой, в которой вы сможете раскрыть все ваши таланты, сделать счастливыми себя и быть полезными обществу.Хочется, чтобы диалог, начатый на этом мероприятии, вы продолжили дома. Чтобы вы обсудили с родителями ваш будущий выбор профессии и они стали вам союзниками в этом нелегком деле.

Закончить наше мероприятие мне хотелось бы притчей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по один вопрос.

У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с недовольной ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот равнодушно ответил: “ Я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами!Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие.Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение!

 

Анализ результативности мероприятия

Педагог просит всех участников заполнить экспресс - анкеты.

Экспресс-анкета для родителей

п/п

Вопросы

да

нет

Затрудняюсь ответить

1

Понравилось ли Вам мероприятие?

 

 

 

2

Много ли Вы открыли нового для себя?

 

 

 

3

Как Вы считаете, необходимо ли проводить совместные мероприятия (родители, педагоги, дети)?

 

 

 

4

Содействует ли мероприятие укреплению взаимодействия между Вами, Вашим ребенком и преподавателем?

 

 

 

5

Вы заинтересованы, чтобы ваш ребенок получил предпрофессиональное художественное образование?

 

 

 

Анализ анкетирования родителей показал, что мероприятие им понравилось, все отметили необходимость совместных мероприятий. Ответили утвердительно на то, что мероприятие содействует укреплению взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Экспресс-анкета для учащихся

№ п/п

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Понравилось ли тебе мероприятие?

 

 

 

2.

Как ты считаешь, нужно ли проводить совместные мероприятия (родители, педагоги, дети)?

 

 

 

3.

Много ли интересного ты узнал (а) для себя?

 

 

 

4.

Считаешь ли ты уместным присутствие родителей на подобном мероприятии?

 

 

 

5.

Пригодятся ли тебе знания, полученные на мероприятии при выборе будущей профессии?

 

 

 

Всем учащимся мероприятие понравилось, ребята отметили, что узнали много нового, и у них появилась пища для размышления. Многие отметили, что информация,полученная в ходе мероприятии пригодиться им при выборе будущей профессии.

 

Самодиагностика преподавателя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках мероприятия

п/п

Направление деятельности

Да

Нет

отчасти

1

Разработка плана мероприятия.

 

 

 

2

Привлечение родителей к организации мероприятия.

 

 

 

3

Использование различных форм организации внеурочной деятельности.

 

 

 

4

Использование педагогически обоснованных форм, средств, методов работы для проведения данного мероприятия

 

 

 

5

Организация совместной деятельности участников мероприятия.

 

 

 

6

Обеспечение обоснованного выбора инструментария.

 

 

 


 


 


 

Список используемой литературы:


 

. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»


 

. Семейный кодекс Российской Федерации в последней редакции от 20.0

4.2015


 

. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).


 

. Марина Шевченко: Тренинг "Профориентация для старшеклассников"

Речь, 2007


 

. Резапкина Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга

профессионального самоопределения для учащихся 8-9-х классов //

` Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 2.- С. 13-36.


 

. Бедарева Т.. Грецов А. 100 популярных профессий. Психология

успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.


 


 


 


 


 


 


 

Приложения

Приложение 1. Список творческих профессий.

Архитектор, педагог-художник, иллюстратор, мультипликатор, художник-оформитель, художник-модельер, дизайнер, моушен-дизайнер, Digital-художник, художник по костюмам, гример, реставратор, художник-сценограф, искусствовед.


 

 

9

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.