12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Антипина Ольга Владимировна322
Россия, Иркутская обл., г.Нижнеудинск
Материал размещён в группе «ФГОС НОО»

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № _____

от «__»___201__.

Руководитель ШМО

_________________

_________________

Рассмотрено на

педагогическом

совете

Протокол № _____

от «__»___201__

Согласовано

Заместитель директора по УВР

от «__» ___ 201__

________________

________________

Утверждено

Приказ № ________

от « __» __ 201 __

Директор

Л.И.Горностаева

_________________
 

Рабочая программа

по технологии

4 класс

Базовый уровень

2014-2015 учебный год

Всего часов в год 34

Всего часов в неделю 1

 

Разработчик программы:

Антипина О.В., учитель начальных классов

Педагогический стаж: 20 лет

Квалификационная категория: первая

Нижнеудинск, 2014 г.

Раздел 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года) на основе авторской программы по технологии под редакцией Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенкова «Технология», М.: Просвещение, 2011; УМК «Школа России» под редакцией научного руководителя А. А. Плешакова – М.: Просвещение, 2011.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентирован­ную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процес­сов, правил, требований, предъявляемых к технической докумен­тации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске инфор­мации, усвоении новых знаний, выполнении практических зада­ний).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально зна­чимых личностных качеств, а также формирования системы спе­циальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

- приобретение первоначального опыта практической преоб­разовательной деятельности на основе овладения технологически­ми знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Раздел 2

Общая характеристика предмета

 

Теоретической основой данной программы являются;

- системно-деятельностный подход — обучение на основе ре­ализации в образовательном процессе теории деятельности, кото­рое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией;

- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навы­ков, составляющих инструментальную основу компетенций уча­щегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человече­ства, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

- формирование идентичности гражданина России в поликуль­турном многонациональном обществе на основе знакомства с ре­мёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативнос­ти, любознательности на основе связи трудового и технологичес­кого образования с жизненным опытом и системой ценностей ре­бёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действи­ям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- формирование на основе овладения культурой проектной де­ятельности:

- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и при­менять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязан­ности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил тех­ники безопасности, работы с инструментами, организации ра­бочего места;

- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечи­вает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец руко­творного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании ос­новных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представле­ны проектная деятельность и средство для её организации — тех­нологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и при­ёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реали­зуется принцип: от деятельности под контролем учителя к само­стоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим рабо­там, при выполнении которых обучающиеся:

- знакомятся с рабочими технологическими операциями, по­рядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подби­рать необходимые материалы и инструменты;

- овладевают отдельными технологическими операциями (спо­собами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и ма­шинами, помогающими человеку при обработке сырья и созда­нии предметного мира;

- знакомятся с законами природы, знание которых необходи­мо при выполнении работы:

учатся экономно расходовать материалы;

- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятель­ности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать ре­зультаты, корректировать деятельность);

- учатся преимущественно конструкторской деятельности;

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, при­роде и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, пла­нировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществле­ние продуктивной проектной деятельности совершенствует уме­ния находить решения в ситуации затруднения, работать в кол­лективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспи­тывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические уме­ния, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для раз­вития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В програм­ме «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчи­вые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природ­ных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, ма­тематики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируют­ся знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусмат­ривает знакомство с производствами, ни одно из которых не об­ходится без природных ресурсов. Деятельность человека — сози­дателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны приро­ды, что способствует формированию экологической культуры де­тей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности челове­ка также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт ус­ловия для гармонизации развития, сохранения и укрепления пси­хического и физического здоровья учащихся.

 

Раздел 3

Место предмета в учебном плане

На изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа.

№п/п

Разделы

4 класс

1.

Давайте познакомимся (1 класс).

Как работать с учебником (2-4 классы)

1

2

Человек и земля.

21

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

6

6

Заключение

-

Всего за год:

34

Раздел 4

Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Раздел 5

Результаты изучения предмета

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты.

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­ роды, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно­го смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной спра­ведливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на­ ходить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осу­ществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами комму­никации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, постро­ения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной средеобитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно – декоративных и других изделий.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание:

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты:

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование:

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере:

Выпускник научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Раздел 6

Содержание учебного предмета

№п/п

Наименование компетенций

Содержание

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

трудовая деятельность и ее значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды); анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса; элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение); выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия; работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей; культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка); освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение; подготовка материалов к работе и их экономное расходование; инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования; общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России;

3

Конструирование и моделирование.

общее представление о конструировании изделий; конструирование и моделирование изделий из материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу; понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

4

Практика работы на компьютере.

информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; работа с простыми и информационными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Результаты изучения курса.

Предметное содержание технологической грамотности


 

Содержательная область

Средства действия (понятия,

представления)

Технологические

действия

1

2

3

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

трудовая деятельность и ее значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды)

анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса;

освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение;

инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов);

общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.);

общее понятие об особенностях декоративных орнаментов разных народов России.

подготовка материалов к работе и их экономное расходование;

соблюдение правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений;

называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России.

Конструирование и моделирование.

общее представление о конструировании изделий;

понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

конструирование и моделирование изделий из материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере.

Общее понятие о назначении основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.

работа с простыми и информационными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

На основе приведенной таблицы разрабаты­ваются массивы трудовых заданий на трех уровнях.

Первый уровень (формальный) — ориентация на форму способа действия. Предполагает умение действовать по образцу в стандартных условиях. Индикатором достижения этого уровня является выполнение трудового задания, для которого достаточно уметь, опираясь на внешние признаки, опознать его тип и реализовать соответствующий формализованный образец.

Второй уровень (предметно-рефлексивный) — ориен­тация на существенное отношение в основе способа действия. Предполагает умение определять способ действия, ориентируясь не на внешние признаки заданной ситуации, а на лежащее в ее основе существенное отношение.

Третий уровень (функциональный, ресурсный) —ориен­тация на границы способа действия. Предполагает свободное вла­дение способом. Индикатором достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых необходимо переосмыслить (пре­образовать) ситуацию так, чтобы увидеть возможность примене­ния некоторого известного способа (это может быть реализовано в виде некоторого внешнего преобразования модели, а может быть связано с обращением действия или преодолением сильнодейству­ющего стереотипа действий) либо сконструировать из старых но­вый способ применительно к данной ситуации.

Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества:

степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

характер деятельности (репродуктивная, творческая);

качество выполняемых работ и итогового продукта.

При оценке выполнения практических заданий учитель может руководствоваться следующими критериями:

Качество усвоения предмета %

Отметка по 5-ти балльной системе

Отметка УУД

Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; полностью соблюдались правила техники безопасности; работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески: 80-100%

5

8,9,10

Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места, полностью соблюдались правила техники безопасности, работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный: 60-79%

4

5,6,7

Имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места, самостоятельность в работе была низкой, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); не полностью соблюдались правила техники безопасности , изделие оформлено небрежно или не закончено в срок: 35-59%

3

2,3,4

ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, не соблюдались многие правила техники безопасности , при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид: ниже 35%

2

0,1

Результаты творческих мини-проектов (в виде аппликаций, поделок, коллекций, вышивок и т.д.) фиксируются и собираются в портфолио учащихся.

Логико-структурная схема построения материала

Весь материал предмета «Технология» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
      — «Земля» — земное пространство;
      — «Вода» — водное пространство;
      — «Воздух» — воздушное пространство;
      — «Информация» — информационное пространство.
      В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:
      — название темы и постановка задачи;
      — краткое введение «Путешествуем во времени»;
      — основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);
      — практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;
      — информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
      — выводы и обобщения «Подведем итоги»;
      — итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
      Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом.

 

Природа (земля, вода, воздух)

 

 

 

Технологии и инструменты

 

 

 

человек

 

 

Содержание предмета технология в 4 классе

Цель: закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

По итогам обучения в 4 классе обучающиеся должны добиться следующих результатов:

- называть наиболее распространённые в своём регионе тра­диционные народные промыслы и ремёсла, современные профес­сии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их осо­бенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практи­ческих действий;

- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

- на основе полученных представлений о многообразии мате­риалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом при­менении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке ма­териалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной зада­чей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заго­товки, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

- выполнять символические действия моделирования и преоб­разования модели и работать с простейшей технической докумен­тацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их фор­му, определять взаимное расположение, виды соединения дета­лей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по из­менению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные
и сходные по сложности задачи;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;

- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персо­нальным компьютером для воспроизведения и поиска необходи­мой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.

Раздел 7

Контроль предметных результатов.

Для проведения контрольно-оценочных действий по достиже­нию планируемых предметных результатов предметное содержа­ние может быть представлено в виде таблицы. В первом столбце даны названия выделенных областей предметного содер­жания, во втором перечислены технологические средства, овладе­ние которыми определяет меру учебно-предметной компетентности, а в третьем — практические действия, в которых данные средства используются.

Раздел 8

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Деятельность об-ся

Вид контроля

дата

 

Предметные

Метапредметные

Личностные результаты

План

Факт

 

Земля и человек — 21 час

     

1

Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.

Урок «открытия» новых знаний

Ориентирование по разделам учебника. Систематиза­ция знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценива­ния выполнения работы.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

Осознание

необходимости

бережного обращения с

книгой.

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Фронтальный опрос

     
   

2-3

Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с историей развития железных дорог в Рос­сии, с конструкцией вагонов разного назначения. Со­здание модели вагона из бумаги, картона. производственным циклом изготовления вагона.

Находить и отбирать

информацию;

определять этапы проектной

деятельности;

распределять роли и

обязанности при

выполнении проекта;

помогать участникам группы

проводить оценку этапов

работы и на ее основе

контролировать свою

деятельность

Развитие навыков

сотрудничества со

взрослыми и

сверстниками в

различных жизненных

ситуациях.

Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников.

Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля.

Самост.

работа

     

4

Полезные ископаемые. Буровая вышка.

Урок «открытия» новых знаний

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемы­ми, способами их добычи и расположением месторож­дений на территории России.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

применять на практике

алгоритм построения

деятельности в проекте;

распределять роли и

обязанности в ходе

выполнения проекта;

Осмысление

необходимости

бережного

использования

природных богатств.

проводить оценку этапов

работы и на ее основе

контролировать свою

деятельность

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции.

Самост.

работа

     

5

Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с полезными ископаемы­ми, способами их добычи и расположением месторож­дений на территории России.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

применять на практике

алгоритм построения

деятельности в проекте;

распределять роли и

обязанности в ходе

выполнения проекта;

Формирование

уважительного

отношения к истории и

культуре других

народов.

Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета.

Самост.

работа

     

6-7

Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с производственным циклом создания ав­томобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

распределять роли и

обязанности при

выполнении проекта;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации.

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий.

Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ)

Самост.

работа

     

8-9

Монетный вор. Стороны медали. Медаль.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с основами чеканки медалей, особеннос­тями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения за­полнять технологическую карту.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

Воспитание

патриотизма, чувства

гордости за свою Родину.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги.

Самост.

работа

     

10-11

Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдель­ных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной дея­тельности людей, работающих на фабриках по произ­водству фаянса.

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации.

Воспитание

патриотизма, чувства

гордости за свою Родину.

Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий.

Самост.

работа

     

12

Швейная фабрика. Прихватка.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с технологией производственного процес­са на швейной фабрике и профессиональной деятель­ностью людей. Определение размера одежды при ио-моши сантиметра. Создание лекала и изготовление из­делия с повторением элементов технологического про­цесса швейного производства.

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

определять этапы проектной

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации;

Формирование

эстетических

потребностей,

ценностей и чувств.

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства.

Самост.

работа

     

13

Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка.

Урок «открытия» новых знаний

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять разме­ры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помоши него разметку деталей. Соблю­дение правил работы иглой, -ножницами, циркулем.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий;

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.

Самост.

работа

       

14-15

Обувное производство. Модель детской летней обуви.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с историей создания обуви. Виды матери­алов, используемых для производства обуви. Виды'обу-ви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последо­вательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процес­са). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.

определять этапы проектной

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации;

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий;

развитие навыков

сотрудничества.

Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви.

Фронтальный опрос

     

16-17

Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с новым материалом — древесиной, пра­вилами работы столярным ножом и последователь­ностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Зна­комство со свойствами древесины. Осмысление значе­ния древесины для производства и жизни человека.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять назначение

инструментов;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

Осмысление значения

древесины для

производства и жизни

человека;

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий;

развитие навыков

сотрудничества.

Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем.

Фронтальный опрос

     

18-19

Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье»

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шо­колада из какао-бобов. Знакомство с профессиями лю­дей, работающих на кондитерских фабриках. Инфор­мация о производителе и составе продукта на этикет­ке.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

определять этапы проектной

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации;

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий.

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики.

Фронтальный опрос

     

20-21

Бытовая техника. Настольная лампа.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значе­нием в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с бата­рейкой. Сборка простой электрической цепи. Практи­ческое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации бата­реек. Освоение приёмов работы в технике «витраж».

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий.

Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами.

Фронтальный опрос

     

22

Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмыс­ление значения теплиц для жизнедеятельности челове­ка. Выбор семян для выращивания рассады, использо­вание информации на пакетике для определения усло­вий выращивания растения. Уход за растениями. Соз­дание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращи­вание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

определять этапы проектной

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации.

Осмысление значения

теплиц для

жизнедеятельности

человека;

формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий.

Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания.

Фронтальный опрос

     

Человек и вода – 3 часа.

     

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Арифметический
диктант
(10 мин)

23

Водоканал. Фильтр для воды.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с системой водоснабжения города. Значе­ние воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и cnoco6o!vi экономно­го расходования воды, определение количества расхо­дуемой воды при помощи струемера.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

Осмысления значения

воды в жизни человека

и растений,

необходимости

бережного отношения к

воде;

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации о значении

воды и способах её очистки.

Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи.

Самост.

работа

     

24

Порт. Канатная лестница.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с работой порта и профессиями людей, ра­ботающих в порту. Освоение способов крепления пред­метов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морс­кими узлами.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия,

используя текст учебника;

составлять рассказ для

презентации.

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий.

Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания.

Самост.

работа

     

25

Узелковое плетение. Браслет.

Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с правилами работы и последователь­ностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

Формирование

уважительного

отношения к истории и

культуре других

народов.

Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме».

Самост.

работа

     

Человек и воздух – 3 часа

 

27

Ракетостроение. Ракета-носитель.

Урок «открытия» новых знаний

Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструк­ции самолёта и космической ракеты.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

определять этапы проектной

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

отвечать на вопросы по

презентации;

Формирование

уважительного

отношения к истории и

культуре других

народов.

Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр.

Самост.

работа

       

28

Летательный аппарат. Воздушный змей.

Урок «открытия» новых знаний

Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основ­ных знаний о бумаге: свойства, виды, история.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

Самост.

работа

     

Человек и информация – 6 часов..

 

29

Создание титульного листа.

Урок «открытия» новых знаний

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Зна­комство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги.

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

применять на практике

алгоритм деятельности в

проекте;

определять этапы проектной

деятельности;

проводить совместную

оценку этапов работы;

составлять рассказ для

презентации изделия,

Осмысление места и

значения информации в

жизни человека;

Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании.

Самост.

работа

     

30

Работа с таблицами.

Урок «открытия» новых знаний

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.

   

Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word.

Самост.

работа

     

31

Создание содержания книги. Урок «открытия» новых знаний

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги.

Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

Самост.

работа

     

32-33

Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». Урок «открытия» новых знаний

Знакомство с переплётными работами. Способ соеди­нения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иг­лой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура).

Находить и отбирать

информацию;

объяснять новые понятия;

организовывать рабочее

место;

Формирование

уважительного

отношения к людям

различных профессий. Осознание

необходимости

бережного обращения с

книгой.

Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики.

Самост.

работа

     

34

Итоговой урок.

Урок контроля знаний и умений

Анализ своей работы на уроках технологии за год, вы­деление существенного, оценивание своей работы с по­мощью учителя.

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

формировать эстетические ценности и чувства.

Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.

итоговый

       

Текущий.

Арифметический диктант

 

Раздел 9

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства:

Телевизор

Ноутбук

Раздел 10

Список литературы

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Учебник, М. – Просвещение, 2014

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Рабочая тетрадь, М. – Просвещение, 2014

Опубликовано в группе «ФГОС НОО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.