12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Антипина Ольга Владимировна322
Россия, Иркутская обл., г.Нижнеудинск
Материал размещён в группе «ФГОС НОО»

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25 г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № _____

от «__»___201__.

Руководитель ШМО

_________________

_________________

Рассмотрено на

педагогическом

совете

Протокол № _____

от «__»___201__

Согласовано

Заместитель директора по УВР

от «__» ___ 201__

________________

________________

Утверждено

Приказ № ________

от « __» __ 201 __

Директор

Л.И.Горностаева

_________________
 

Рабочая программа

по окружающему миру

4 класс

Базовый уровень

2014-2015 учебный год

Всего часов в год 68

Всего часов в неделю 2

 

Разработчик программы:

Антипина О.В., учитель начальных классов

Педагогический стаж: 20 лет

Квалификационная категория: первая

Нижнеудинск, 2014 г.

Раздел 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года) на основе авторской программы по окружающему миру под редакцией А.А.Плешакова «Окружающий мир».М.: Просвещение, 2011; УМК «Школа России» под редакцией научного руководителя А. А. Плешакова – М.: Просвещение, 2011.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Раздел 2

Общая характеристика предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Раздел 3

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 4 класса рассчита­на на 68 часов (34 учебные недели).

Раздел 4

Ценностные ориентиры содержания предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Раздел 5

Результаты изучения предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире


 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

Раздел 6

Содержание учебного предмета

IV КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края. •

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIIIXV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIIIXV вв.

Наше Отечество в XVIXVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVIXVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

Раздел 7

Контроль предметных результатов.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится ученику, если он обнаруживает полное незнание программного материала, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.

Раздел 8

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Деятельность об-ся

Вид контроля

дата

 
 

Предметные

Метапредметные

Личностные результаты

План

Факт

 
 

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

     
 

1.

Мир глазами астронома.

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Целостное отношение к природе.

Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах

Текущий контроль

     
 

2.

Планеты Солнечной системы.

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Целостное отношение к природе.

Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;

Фронтальный опрос

     
 

3.

Звездное небо - великая книга природы.

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Практ. р-та

     
 

4.

Мир глазами географа.

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий;

Практ. р-та

     
 

5.

Мир глазами историка.

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого

Фронтальный опрос

     
 

6.

Когда и где?

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

Текущий тест

     
 

7.

Мир глазами эколога.

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;предлагать свои меры по решению экологических проблем;

рассказывать о мире с точки зрения эколога;

Фронтальный опрос

     
 

8.

Сокровищница Земли под охраной человека.

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям

Фронтальный опрос

     
 

9.

Презентация проектов (по выбору).

«Всемирное наследие в России», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга», «Национальные парки мира», «Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае».

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

- готовить иллюстрации с презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

- готовить тексты сообщений;

- выступать с сообщением в классе;

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

проект

     
 

Раздел «Природа России» (10 ч)

 
 

10.

Равнины и горы России.

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

Находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

характеризовать формы рельефа России.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

ПР

Модел-ие

     
 

11.

Моря, озера и реки России.

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.»

     
 

12.

Природные зоны России.

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

Находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами

П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

     
 

13.

Зона арктических пустынь.

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;

выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;

Практ.раб.№7 Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России

     
 

14.

Тундра.

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

Практ.раб.№ 8 Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

     
 

15.

Леса России.

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

развивать самостоятельность

Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги;

Практ.раб.№9 Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

Проверочная работа №1 за 1 четверть.

         

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Арифметический
диктант
(10 мин)

 
 

16.

Лес и человек.

Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

понимать роль труда в создании товаров и услуг

С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

Исследовательская работа по карточкам

Фронтальный опрос

     
 

17.

Зона степей.

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

Характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи;

сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

     
 

18.

Пустыни.

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь.

П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

     
 

19.

У Черного моря.

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

Находить на карте природных зон зону субтропиков;

по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи;

моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны;

П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

     
 

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 ч)

 
 

20.

Наш край.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Целостное отношение к природе.

Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон

Практ.раб. № 13

     
 

21.

Поверхность нашего края.

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми

формирование связи мира природы, культуры окружающих людей

Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение

экскурсия

     
 

22.

Водные богатства нашего края.

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе

формирование связи мира природы, культуры окружающих людей

Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану

       
 

23.

Наши подземные богатства.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о группах ПИ и их применении.

Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств

Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу

Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых» .

     
 

24.

Земля – кормилица.

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Текущий тест №5«Наши подземные богатства»

     
 

25.

Жизнь леса

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану;

выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

Текущий

     
 

26.

Жизнь луга.

Представления о луге, как природном сообществе

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу,

П.р. «Работа с гербарием растений луга»

       

Текущий.

Арифметический диктант

 
 

27.

Жизнь в пресных водах.

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Выявлять экологические связи в пресном водоеме;

рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану;

Текущий Фронтальный опрос

     
 

28-30

Экскурсии в природные сообщества

Родного края

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

   

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

.П.р. «Работа с гербарием растений леса»

     
 

31.

Растениеводство в нашем крае.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

понимать роль труда в создании товаров и услуг

Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе

Практ.раб № 15

Рассматривание гербарных экземпляров

     
 

32.

Животноводство в нашем крае.

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;

выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

Фронтальный опрос.

     
 

33.

Презентация проектов «Мой атлас-определитель», «Мои зелёные страницы», «Чему меня научили уроки экологической этики» (по книге «Великан на поляне»).

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

проект

     
 

34.

Обобщающий урок.

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Целостное отношение к природе.

Обобщать полученную информацию, готовить сообщение.

тест

     
 

Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч)

 
 

35.

Начало истории человечества.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных;

анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

Фронтальный опрос

     
 

36.

Мир древности: далекий и близкий.

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности

Устный опрос

     
 

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;понимать важность изобретения книгопечатания для человечества

Текущий опрос

     
 

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

формировать эстетические ценности и чувства

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

Фронтальный опрос

     
 

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций.

   

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

Фронтальный опрос

     
 

40

Презентация проектов: «Как была открыта пещерная живопись первобытных людей», «Путешествие по городам мира», «Из истории письменности», «Имя на глобусе», «Когда и как появились профессии», «Чудеса света».

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Целостное отношение к природе.

Осуществлять запись выборочной информации

проект

     
 

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

 
 

41.

Жизнь древних славян.

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;

составлять план рассказа на материале учебника

П.р. « Работа с картой»

     
 

42.

Во времена Древней Руси.

Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению.

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории народов,

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

       
 

43.

Страна городов.

Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

П.р. «Работа с картой и схемами»

     
 

44.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

выявлять роль летописей для изучения истории России;

характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

   
 

45.

Трудные времена на Русской земле.

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

развивать самостоятельность

Обсуждать причины

поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия

описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

Практ.раб.№16

Показ на исторической карте расселение древних славян

     
 

46.

Русь расправляет крылья.

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

рассказывать по

иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите;

Практ.раб.№17

Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов

     
 

47.

Куликовская битва.

Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Составлять план рассказа о Куликовской битве;

рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей;

Практ.раб.№20

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

     
 

48.

Иван Третий.

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина.

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Устный опрос.

     
 

49.

Мастера печатных дел.

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний .

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

выделение морального содержания ситуации.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников

Письменный опрос.

     
 

50.

Патриоты России.

Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Работать с различными источниками

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

выделение морального содержания ситуации.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

Фронтальный опрос.

     
 

51.

Пётр Великий.

Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

развивать самостоятельность

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

высказывать свое отношение к личности Петра Великого;

Текущий опрос.

     
 

52.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета.

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах.

Индивидуальный опрос.

     
 

53.

Екатерина Великая.

Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне

Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

Тесты.

     
 

54.

Отечественная война 1812 года.

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной

Фронтальный опрос.

     
 

55.

Страницы истории XIX века.

Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника,

формулировать выводы по изученному материалу;

Тематический

     
 

58.

Великая война и великая Победа.

Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

формировать эстетические ценности и чувства

Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану

Устный опрос

     
 

59.

Страна, открывшая путь в космос.

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

развивать самостоятельность

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов

Фронтальный опрос Проверочная работа №3 за 3четверть

     
 

60.

Презентация проектов: «Открытие берестяных грамот», «Русский первопроходец Семен Дежнев», «Выдающийся человек России», «В дворянской усадьбе», «Быт крестьян», «Из Петербурга во Владивосток», «День горожанина начала ХХ века», «Новые имена революционной эпохи», «ХХ век в истории семьи», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Чему и как учились в школе наши мамы и бабушки».

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

проект

     
 

Раздел «Современная Россия» (8 ч)

       

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

 

61.

Основной закон России и права человека.

Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

Текущий опрос

     
 

62.

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ.

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

развивать самостоятельность

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Фронтальный опрос

     

63.

Славные символы России.

Государственный герб, флаг и гимн.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

формировать эстетические ценности и чувства.

Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, знакомиться с флагом, знать его историю;

выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения,

Устный опрос

     

64.

Понятие о государственных праздниках

Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;

Рассказывать о родной стране и её святынях

Текущий тест №8 «Мы – граждане России. Дети имеют право на особую заботу и помощь»

     

65-66.

Путешествие по России.

Регионы и города России.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

Проверочная работа №4 за 4 четверть

     

67.

Презентация проектов: «Календарь праздников моей семьи», «Повседневная жизнь наших земляков в прошлом», «Выдающиеся люди родного края», «Наш город в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Инженерно-технические сооружения родного края».

Регионы и города России.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

       
     
 

68

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

формирование личного отношения к окр миру

Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Фронтальный опрос

     

 

Раздел 9

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

мультимедийное оборудование

компьютер

телевизор

средства фиксации окружающего мира

фото- и видеокамера

Раздел 10

Список литературы

1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2 ч.

2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.

Опубликовано в группе «ФГОС НОО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.