12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Марина Анатольевна41
Россия, Хакасия респ., Таштыпский район, с.Арбаты
0

Программа курса внеурочной деятельности в 4 классе «Занимательная грамматика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арбатская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/Смирнова М.А../

Протокол №____ от

« ____»________2016г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/ Кокина Н.П.

«____»__________2016г

«Утверждено"

Приказом №_____

от «___»________2016г

Директор МБОУ

________/Сипкина А.А.

 

Программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

4 класс

 

Автор – составитель:

Смирнова М.А., учитель

начальных классов

МБОУ «Арбатская СОШ»

Категория: 1 к/к

Стаж работы:28 лет

Арбаты 2016-17 г

 

I. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании следующих документов:

Учебного плана МБОУ Арбатская СОШ на 2016- 2017 уч.год.

Авторской программы учителей начальных классов МОУ СОШ № 11 Курского муниципального района Г.И.Беркутовой и Т.И.Пантелеевой.

Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. В 4 классе – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

 

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с дидактическим материалом.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе, в библиотеке, в кабинете русского языка.

Формы подведения итогов работы.

Формой подведения итога курса «Занимательная грамматика» является проведение олимпиады по русскому языку.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе изучения курса «Занимательная грамматика» в 3 классе предполагает:

Использование мультимедийных презентаций.

Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях;

Использование электронных тренажеров.

Межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, музыка, ИКТ) прослеживаются через включение в содержание тем отрывков из произведений Б. Заходера, сказки Р.Киплинга , Антуана де Сент-Экзюпери и др с музыкальным сопровождением.

Этнокультурный компонент (НРК) представлен текстами из произведений хакасских писателей, поэтов.

 

II. Планируемые результаты освоения курса «Занимательная грамматика»

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Занимательная грамматика» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

производить звукобуквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);

III. Тематическое планирование.

На изучение курса «Занимательная грамматика» в 4 классе отводится 34 часа,

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Как обходились без письма?

1

20 мин

20 мин

2

Древние письмена.

1

10 мин

30 мин

3

Как возникла наша письменность?

1

20 мин

20 мин

4-5

Меня зовут Фонема.

2

20 мин

20 мин

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

3

20 мин

20 мин

9-10

«Ошибкоопасные» места

2

10 мин

30 мин

11

Тайны фонемы

1

 

40мин

12-13

Опасные согласные

2

10 мин

30мин

14

На сцене гласные

1

15 мин

25мин

15

«Фонемы повелевают буквами»

1

15 мин

25 мин

16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

1

 

40 мин

17-18

Правила о непроизносимых согласных

2

15 мин

25 мин

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

15 мин

25 мин

21

Память и грамотность.

1

15 мин.

25 мин

22

Строительная работа морфем

1

10 мин

30мин

23

Где же хранятся слова?

1

 

40 мин

24-26

Поговорим о всех приставках сразу

3

10 мин

30 мин

27

Слова – «родственники»

1

10 мин

30 мин

28- 29

Кто командует корнями?

2

15 мин

25 мин

30-31

«Не лезьте за словом в карман!»

2

 

40 мин

32-33

«Пересаженные» корни

2

10 мин

30 мин

34

Итоговое занятие

1

15 мин

25 мин

Итого:

34часа

   

 

IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.Компьютер с мультимедийной установкой.

2.Наличие лингвистических словарей;

3.Динамические раздаточные пособия по русскому языку.

V .Календарно-тематический план

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

план

факт .

1

Как обходились без письма?

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

1

игры,

легенда,

заучивание песенок

фронтальная,

групповая

   

2

Древние письмена.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. НРК (наскальные рисунки)

1

игры,

разгадывание иероглифов, чтение рассказа

парная

   

3-

Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица?

Хакасский алфавит. НРК. Творческое задание «Придумай свой алфавит».

1

Творческое задание, просмотр презентации

фронтальная,

парная

   

4

Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные.

1

Прослушивание стихотворения, игры, .

индивдуальная

   

5

Меня зовут Фонема.

Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

1

разыгрывание стихотворения

фронтальная,

групповая

   

6

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». Звонкие и глухие согл. в хакасском алфавите. НРК

1

разгадывание головоломки,

беседа, игры, знакомство со словарем.

фронтальная,

парная

   

7

Для всех ли фонем есть буквы?

Стихотворение Б.Заходера «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки».

1

беседа, игры, знакомство со словарем.

индивдуальная

   

8

Для всех ли фонем есть буквы?

Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

1

беседа, игры, знакомство со словарем.

индивдуальная

   

9

«Ошибкоопас

ные» места.

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1

прослушивание сказки, игры,

 

фронтальная,

групповая

   

10

«Ошибкоопас

ные» места.

Развитие орфографической зоркости. (НРК-рассказ И.Кызласова «Хакасия – земля,где я живу». Тренировочные упражнения.

1

тренировочные упражнения.

индивдуальная

   

11

Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

1

чтение, игры, прослушивание и заучивание песенки.

парная

   

12-

Опасные согласные.

НРК. Разгадывание хакасских загадок. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи».

1

разгадывание загадок, игры, тренировочные упражнения

фронтальная,

парная

   

13

Опасные согласные.

Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

1

разгадывание загадок, игры, тренировочные упражнения

фронтальная,

групповая

   

14

На сцене гласные

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

1

рассматривание картины, прослушивание сказки, игры, иллюстрирование.

индивдуальная

   

15

«Фонемы повелевают буквами».

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

1

рассказ учителя, разгадывание ребусов, игры, тренировочные упражнения

парная

   

16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

1

рассказ учителя, разгадывание ребусов, игры, тренировочные упражнения

фронтальная,

парная

   

17-

Правила о непроизносимых согласных.

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило.

1

прослушивание стихов и рассказов,

фронтальная,

групповая

   

18

Правила о непроизносимых согласных

Игра «Вставь слова». НРК. Разбор стихотворения «Думы о степи» М.Баинова.

1

игры, тренировочные упражнения

индивдуальная

   

19-

Волшебное средство – «самоинструкция».

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик».

1

игры на внимание, Хоровое декларирование

парная

   

20

Волшебное средство – «самоинструкция».

Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

1

тренировочные упражнения

фронтальная,

парная

   

21

Память и грамотность.

Виды памяти. НРК- тренировка памяти на отрывках из произведений хакасских авторов.. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

1

игры на внимание, разучивание песенки..

фронтальная,

групповая

   

22

Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

1

работа со словарём. инсценировк. рассказа, игры, разгадывание загадок.

индивдуальная

   

23

Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Разбор стихотворения «Мороз» Н.Доможакова. НРК.

1

разгадывание ребусов, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломка

парная

   

24-

Поговорим обо всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок.

1

разгадывание загадок, шарад, ребусов, игры, разгадывание головоломки.

фронтальная,

парная

   

15

Поговорим обо всех приставках сразу

Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил.

1

разгадывание загадок, шарад, ребусов, игры, разгадывание головоломки

фронтальная,

групповая

   

26

Поговорим обо всех приставках сразу.

Коварная приставка с-. Самые трудные пре- и при- . Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

1

разгадывание загадок, шарад, ребусов, игры, разгадывание головоломки

индивдуальная

   

27

Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. НРК. Хакасская игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

1

рассказ учителя, прослушивание стихов, игры, тренировочные упражнения.

парная

   

28-

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. НРК. Стих.Н.Доможакова «Цветок»

1

головоломка работа со словарём, шутки – каламбуры. сценки, конкурс загадок, игры.

фронтальная,

групповая

   

29

Кто командует корнями?

Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

1

головоломка работа со словарём, шутки – каламбуры. сценки, конкурс загадок, игры.

парная

   

30-

«Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».

1

кроссворд, головоломка, игры, тренировочные упражнения.

индивдуальная

   

31

«Не лезьте за словом в карман!»

Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

1

кроссворд, головоломка, игры, тренировочные упражнения

фронтальная,

групповая

   

32-

«Пересаженные» корни

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. НРК. Разбор сказки «Жадный глухарь»

1

инсценировка, игра, работа со словарём. тренировочные упражнения

фронтальная,

парная

   

33

«Пересаженные» корни

Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

1

инсценировка, игра, работа со словарём. тренировочные упражнения

парная

   

34

Итоговое занятие.

Олимпиада.

1

 

индивдуальная

   

 

VII. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения . М.: Просвещение, 2011

2.Примерные программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

4.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.1 класс. М.: Владос, 2004г.

5. «Занимательная грамматика».Составитель Е.Е. Семенова_ М., Омега, 1995

6. И.Д.Агеева «Веселые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы)- М.: ТЦ Сфера, 2002

7..Б.Т. Панов, А.В.Текучев Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка- М.: Просвещение.1991

8. Л.П. Николаева, И.В.Иванова Работа со словарными словами Изд. «Экзамен» М., 2008

9. Е.А. Левчук «Грамматика в сказках и историях» Санкт – Петербург «Детство – пресс»

10. Электронный носитель Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 2 класс

11. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.