12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихонова Светлана Павловна42
1

Программа по коррекционному курсу «Охрана и развитие остаточного зрительного восприятия»: «Коррекция недостатков зрительного восприятия через развитие пространственного мышления». 7 класс

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа- интернат Костромской области для слепых,

слабовидящих детей»

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР ГКОУ «Школа- интернат КО для слепых, слабовидящих детей»

Директор ГКОУ «Школа- интернат КО для слепых, слабовидящих детей»

__________(С. П. Тихонова)

_________(Е. С. Верховская)

___________(А.Г.Малафеева)

Протокол № ______ от

 

Приказ №______________

«____»________2016

«_____»__________2016

от «_____»________ 2016

 

Учитель математики высшей квалификационной категории: Тихонова Светлана Павловна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __________

от «____»_______2016

Кострома 2016 г.

 

Пояснительная записка

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Из-за отсутствия или снижения зрения дети не могут овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.

Цель- создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики.

Развитие пространственного мышления у слепых и слабовидящих детей, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения, подчеркивая тем самым актуальность данной темы.

По утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и кончая вузом.

Кроме того, опыт работы преподавателей средних и высших учебных заведений показывает, что учащиеся с нарушением зрения часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мыслительной деятельности, обеспечивающего анализ пространственных свойств.

Недостатки в данной области образования сказываются на успеваемости учащихся по различным школьным предметам как, например, геометрия.

Своеобразие геометрии, выделяющее ее среди других разделов математики, да и всех наук вообще, заключается в неразрывном органическом соединении живого воображения со строгой логикой. Геометрия в своей сути и есть пространственное воображение, пронизанное и организованное строгой логикой.

Во всяком подлинно геометрическом предложении, будь то аксиома, теорема или определение, неразрывно присутствуют эти два элемента: наглядная картина и строгая формулировка, строгий логический вывод. Там, где нет одной из двух сторон, нет и подлинной геометрии.

Наглядность, воображение принадлежат больше к искусству, строгая логика – привилегия науки. Сухость точного вывода и живость наглядной картины – “лед и пламень не столь различны меж собой”. Так геометрия соединяет в себе эти две противоположности. Так ее и надо изучать, соединяя живость воображения с логикой, наглядные картины со строгими формулировками и доказательствами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа данного курса неаудиторной занятости разработана в соответствии с требованиями о рабочих программах. Срок реализации программы кружка - один год. Возраст учащихся 13-14 лет. Количество часов – 34 часа в год ( 1час в неделю).

Курс по математике для учащихся 7 класса состоит из трех разделов:

I раздел – «Геометрия вокруг нас»

II раздел – «Задачи на разрезание».

III раздел – «Решение задач».

В этом разделе учащиеся ознакомятся с историей развития науки геометрии, с первыми ученными развивавшими эту науку, где на практики встречаются геометрические фигуры и какова их связь с жизнью. Учащиеся ознакомятся с понятием симметрия и асимметрия, где в природе встречается эти понятия.

При решении задач знание планиметрии учащимся не понадобится, но будет нужна смекалка, геометрическое воображение, знание достаточно простых и общеизвестных геометрических сведений.

В наши дни любители головоломок увлекаются решением задач на разрезание, прежде всего, потому, что универсального метода решения таких задач не существует, и каждый, кто берется за их решение, может в полной мере проявить свою смекалку, интуицию и способности к творческому мышлению. А поскольку здесь не требуется глубокого знания геометрии, то любители иногда могут даже превзойти профессионалов-математиков.

Задачи на разрезание помогают довольно рано сформировать у школьников геометрические представления. При решении таких задач у тех, кто имеет с ними дело, возникает ощущение красоты и порядка в природе.

Цели и задачи программы:

Коррекционно-развивающие занятия подготавливают учащихся с нарушением зрения к освоению учебной программы соответствующего класса, развивают и совершенствуют сохранные функции зрительного анализатора, формируют умения и навыки ориентировки в быту, в социуме, в окружающем пространстве, развивают коммуникативные навыки, корригируют нарушения в физическом развитии, способствуют коррекции недостатков развития. Сочетание этих занятий с основным образовательным процессом создает оптимальные условия для всестороннего развития учащихся со зрительной депривацией, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала.

1. Развивать у учащихся математические способности, интуицию, математическую речь, логическое мышление, владение методами математики, повышать уровень математической подготовки.

2. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся, способствовать развитию у них оперативной памяти, устойчивости внимания, повышать графическую культуру.

3. Укреплять и обогащать знания учащихся посредством решения математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием.

4. Научить участников работать с источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, таблицами и калькуляторами, Интернет.

5. Показать на занятиях связь математики с другими школьными предметами и необходимости ее изучения.

6. Пропагандировать доступными средствами любовь к математике и к учебе в целом.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию пространственного мышления ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Форма организации деятельности:

  • индивидуально-творческая деятельность;
  • творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
  • коллективная творческая деятельность,
  • работа над проектами,
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
  • игровой тренинг;
  • конкурсы, турниры.

 Тематическое планирование

7 класс

п/п

Содержание

Кол –во часов

 
 

Вводное занятие.

1

 

I.

Геометрия вокруг нас.

Круг как самая совершенная геометрическая фигура.

Симметрия.

Повторяющиеся структуры.

Мозаика.

6ч.

Проект «Геометрия вокруг нас»

Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование.

II.

Задачи на разрезание.

Пентамино.

Трудные задачи на разрезание.

Разбиение плоскости.

Танграм.

Задачи на раскраску.

Задачи с раскраской в условии.

11ч.

Проект «Паркеты»

Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

III.

Решение задач.

Решение старинных задач.

Решение задач «Сосчитай фигуры».

Решение задач на проценты.

Решение вероятностных задач.

Задачи на переливание.

Задачи на взвешивание

13ч.

Итоговое занятие. Игра « Геометрический лабиринт»».

Составление закономерностей, решение логических задач.

Оригами.

4ч.

 

Итого

34 ч.

 

Содержание программы

Геометрия вокруг нас.

Круг как самая совершенная геометрическая фигура. Симметрия. Повторяющиеся структуры. Мозаика. Листок Мёбиуса.

Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур. Приобретают понятия «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие». Составление аппликации из плоских геометрических фигур.

Задачи на разрезание.

Задачи на клетчатой бумаге. Пентамино. Трудные задачи на разрезание. Разбиение плоскости. Танграм. Задачи на раскраску. Задачи с раскраской в условии. Итоговое занятие.

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

Решение задач.

В данном разделе учащиеся встретятся с такими видами задач как: «Не отрывая карандаша…», «Задачи со спичками», «Задачи на рисунках»,. «Построение углов по его элементам», «Упражнения с листом бумаги», «Перпендикулярные прямые», «Практические задачи», «Задачи на построение»

При решении задач обращается внимание учащихся на отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Правильно организованная деятельность учащихся на занятиях кружка, активное участие учащихся в процессе занятий, работа над проектом,их работоспособность и творческий настрой как учителя, так и учащихся являются условиями успешности проведения занятий.

Календарно - тематический план

урока

Наименование

тем уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

Основные

понятия и

термины

Образовательные технологии,

эл. ресурсы

по плану

по факту

1

Вводное занятие.

1

       

Геометрия вокруг нас. (6ч.)

2

Круг как самая совершенная геометрическая фигура.

1

   

Окружность, круг, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, сектор круга, симметрия, асимметрия, листок Мёбиуса.

Игровые технологии, исследовательские технологии,проектные технологии, Здоровье сберегающие технологии

3

Окружность и круг

1

   

4

Симметрия.

1

   

5

Симметрия в природе.

1

   

6

Повторяющиеся структуры.

1

   

7

Мозаика.

1

   

Задачи на разрезание. (11ч.)

8

Задачи на клетчатой бумаге.

1

   

Плоскость, полуплоскостьпентамино, паркеты, танграм.

Циркуль, транспортир, виды углов, виды многоугольников

Игровые технологии, исследовательские технологии, проектные технологии, Здоровье сберегающие технологии

9

Задачи на разрезание

1

   

10

Площадь фигур

1

   

11

Что такое пентамино.

1

   

12

Пентамино.

1

   

13

Трудные задачи с дугами.

1

   

14

Трудные задачи на разрезание.

1

   

15

Разбиение плоскости.

1

   

16

Паркеты.

1

   

17

Танграм.

1

   

18

Задачи на раскраску.

1

   

19

Задачи с раскраской в условии.

1

   

20

Игровое занятие.

1

   

21

Трудные задачи на разрезание.

1

   

Решение задач. (13ч.)

22

«измерительные инструменты всегда при тебе»

1

     

Игровые технологии, исследовательские технологии, проектные технологии, Здоровье сберегающие технологии

23

Не отрывая карандаша

1

   

24

Задачи со спичками.

1

   

25

Задачи на рисунках.

1

   

26

Решение задач на дроби.

1

   

27

Решение задач на проценты.

1

   

28

Решение задач на проценты.

1

   

29

Решение вероятностных задач.

1

   

30

Решение вероятностных задач.

1

   

31

Задачи на переливание

1

   

32

Задачи на взвешивание

1

   

33

Задачи на взвешивание

1

   

34

Итоговое занятие. Игра «Числа в нашей жизни».

1

   

Оригами.(4ч.)

Результаты программы

В результате изучения соответствующих тем учащиеся должны: самостоятельно решать нестандартные задачи по математики разной сложности; находить рациональные, нестандартные способы решения. Для получения высокой оценки учебной деятельности, семиклассники должны также проявить сообразительность, показать математическую культуру.

Положительным результатом занятий по программе (для учащихся) является индивидуальная исследовательская работа и выступление на научно– практической конференции по математики.

Личностными результатами изучения курса «Наглядная геометрия» являются:

осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Литература.

  1. Нагибин Ф. Ф. Математическая шкатулка.-учпедгиз,1958г.
  2. Кравченко Т. А. Пошевели мозгами.-Минск.1999.
  3. Заболотнева Н. В. 500 нестандартных задач.Волгоград:Изд-во Учитель.2005г.
  4. Заславски К. Занимательная математика.-Минск.:ООО «Попурри» 2005г.
  5. http://ilib.mccme.ru/pdf/kukin.pdf – Задачи на разрезание. М.А.Екимова, Г.П.Кукин. Серия «секреты преподавания математики».
  6. http://geometry2006.narod.ru/Lessons/Lessons.htm – Наглядная геометрия. И.М.Смирнова, В.А.Смирнов. Учебно-методический комплект по геометрии.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.