12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дементьева Олеся Валентиновна36
Россия, Пермский край, Губаха

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» городского округа «Город Губаха»


 

Программа дополнительного образования

«Сказки Фиолетового Леса»

(игры В.В. Воскобовича) для детей 3 - 7 лет

автор Дементьева О. В.


 


 

2016 год


 


 


 

Пояснительная записка

Изменения в социально-экономической сфере обществен­ной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Рос­сию, перед необходимостью реформирования образователь­ной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является раз­витие дополнительного образования де­тей. Допол­нительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объек­тивно задается множество отношений, где осуществляется специальная обра­зовательная деятельность различных систем по обуче­нию, воспитанию и разви­тию индивида, где форми­руются процессы самообу­чения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореа­лизация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоян­но изменяющиеся индивидуальные соци­окультурные и образовательные потребно­сти детей.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, срав­нивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Направленность данной программы:

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным, придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Актуальность программы.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Новизна программы заключается в том, что на протяжении всего дошкольного детства развивается интересная, не ограниченная во времени, сказка. Путешествуя по «Фиолетовому лесу», ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Сказочные приключения служат стимулом для развития познавательной активности.

Педагогическая целесообразность

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого - то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Сказки Фиолетового леса» по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Фиолетовый Лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей посредством развивающих игр В.Воскобовича

Задачи программы:

развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

развитие воображения, креативность мышления;

развитие эмоциональной отзывчивости через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими» лес;

актуализация сенсорных анализаторов как условие и основополагающая база благоприятного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста;

социально — личностное развитие детей.

Основные принципы программы

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда — Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Возраст детей, участников данной программы: от 3 до 7 лет

Формы и режим занятий данной программы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев, 27 занятий.

В соответствии с требованиями СанПиН (а), проводится во второй половине дня:

3-4 года: 15 минут.

4-5 лет: 25 минут.

5-6лет: 25 минут.

6-7лет: 30 минут.

Ожидаемые результаты

Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный. Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

Мониторинг достижений детьми итоговых результатов

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая

предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При

этом:

- на 1 этапе - удерживает внимание на 10-15 мин.

- на 2 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин.

- на 3 этапе - удерживает внимание на 20-25 мин.

- на 4 этапе - удерживает внимание на 25-30 мин.

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

2. Развитие памяти.

Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать:

- на 1 этапе – 3-4 из них;

- на 2 этапе – 4-5 из них;

- на 3 этапе – 5-6 из них;

- на 4 этап – 6-7 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

3. Развитие восприятия.

Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

4. Развитие воображения.

Ребенку предлагается выполнить:

на 1 этапе – «Преврати кружочек»,

на 2 этапе – «Придумай игру»,

на 3 этапе – «Дорисуй элемент»,

на 4 этапе – «Сочини сказку».

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

5. Развитие мышления.

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6. «Продолжи ряд»

7. «Заплатки к коврикам»

8. «Что сначала, что потом?»

9. «Так бывает или нет?»

Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации

программы, при этом их количество не сокращается.

Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 этапе предлагается составить картинку из 4

частей, на втором – из 6 частей, на 3 – из 8 частей, на 4 – из 10 частей.

Оценивание проходит по трехбалльной системе:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Общий уровень усвоения программы:

2,45 – 3 балла – высокий уровень

1,9 – 2,4 – средний уровень

1,85 и ниже – низкий уровень

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых

результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации

программы.

ФИ ребенка

внимание

память

восприятие

воображение

мышление

09.

04.

09.

04.

09.

04.

09.

04.

09.

04.

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Организация и содержание деятельности

Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка.

Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Перспективный план работы

Октябрь

I неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как мы оказались в необычном лесу»

Познакомить детей с необычным Фиолетовым лесом, некоторыми его сказочными областями и населяющими их персонажами, вызвать у детей интерес к необычной игровой обстановке и развивающим играм, развивать умение выбирать

заданный цвет.

«Геоконт Великан», Паук Юк, «Забавные цифры», «Игровое

поле», Лопушок, «Лепестки»

средняя (4-5 лет)

«Как друзья подарили друг другу по конфете»

Развивать умения составлять фигуру-головоломку по определенному алгоритму (пространственное положение и цвет), понимать пространственные характеристики «слева наверху» и «слева внизу», «справа наверху» и «справа внизу», самостоятельно складывать фигуру «конфета» путем перемещения частей в пространстве, придумывать и составлять

силуэт «конфета», находить отрицательные и положительные стороны в конфетах (технология ТРИЗ).

«Чудо-соты 1» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по

количеству детей), пособие «Коврограф «Ларчик», персонажи

Пчелка Жужа и Галчонок Каррчик

старшая (5-6 лет)

«Как Малыш Гео узнал о волшебной считалочке»

Развивать умения определять пространственное

положение предметов, составлять фигуру-головоломку из частей по алгоритму «цвета радуги»,

придумывать предметы заданного цвета,

конструировать их контуры, называть эти предметы,

высказывать различные предположения.

«Чудо-крестики 2», «Геоконт Малыш», «Геоконт Великан»,

пособия «Коврограф Ларчик», «Цветные квадраты», персонажи

Малыш Гео, Паучок, Луч Владыка

подготовительная (6-7 лет)

«Как друзья развлекались на «Чудо – островах»

Развивать умения различать и называть дополнительные цвета и оттенки цветов, решать логические задачи на поиск предметов по признакам, придумывать и составлять из частей

предметные силуэты, называть их и рассказывать о них, конструировать букву из деталей, придумывать предметы на заданную букву, называть прилагательные, характеризующие проявление черт характера, показывать движения, которые могут делать сказочные персонажи.

«Чудо-крестики 3» и «Конструктор букв», пособия «Коврограф

Ларчик», схема буквы «К», персонажи Галчонок Каррчик,

Медвежонок Мишик, Китенок Тимошка, Краб Крабыч, Пчелка Жужа

II неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как черепашки прошли через пещеру»

Развивать умения определять пространственное положение предметов, составлять фигуру-головоломку из частей по алгоритму «цвета радуги », придумывать предметы заданного цвета, конструировать их контуры, называть эти предметы высказывать различные предположения

«Черепашки» Пирамидка,

«Фонарики», персонаж Магнолик

средняя (4-5 лет)

«Как Малыш Гео оказался на «Чудо – островах»

Развивать умения вышивать узор, придумывать, на что он похож, называть цвета радуги, составлять целое из частей по простому алгоритму (цвета радуги), видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения, тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз-рука».

«Шнур-Затейник» и «Чудо-крестики 2», пособия «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты», персонажи Малыш Гео, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.

старшая (5-6 лет)

«Как у Девочки Дольки появились цветы»

Развивать умения составлять целое из разного количества частей, определять количество полученных фигур, располагать их в заданных пространственных характеристиках, рассказывать об условиях, необходимых для роста растений,

составлять силуэт из частей по составной схеме, придумывать, на что он похож, как можно использовать предмет, обводить силуэт на листе бумаги, дорисовывать изображение до сюжетной картинки.

«Чудо-цветик», «Чудо-крестики 2», альбомные листы, фломастеры или

карандаши (все - по количеству детей), пособия «Коврограф

Ларчик», составная схема силуэта, персонаж Девочка Долька.

подготовительная (6-7 лет)

«Как друзья Паучка прыгали с парашютом»

Развивать умения рисовать изображение по заданной площади (количество клеточек в высоту и ширину), составлять силуэт по силуэтной схеме и условиям, видоизменять его, предлагать варианты решения проблемной ситуации, придумывать, рисовать и конструировать приспособление,

рассказывать о нем, беседовать на нравственные темы «Ценность подарка для окружающих».

«Прозрачный квадрат» и «Геоконт Малыш», пособия «Игровизор + маркер», «Коврограф Ларчик»,

силуэтная схема «самолет», персонажи Паучок, Лопушок,

Гусеница Фифа, Незримка Всюсь.

III неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как Крутик По пришел в гости»

Развивать умения понимать пространственные характеристики, составлять целое из частей, складывать силуэты «машина» путем наложения частей на схему и «конфета» путем перемещения частей в пространстве

«Чудо – соты 1», «Логоформочки 3»,

персонажи Пчелка Жужа, Медвежонок Мишик и Крутик По,

схема «машина».

средняя (4-5 лет)

«Как друзья разгадывал и загадки Краб Крабыча»

Развивать умения отгадывать загадки о геометрических фигурах, находить фигуры по количеству углов и сторон (квадрат и прямоугольник), по описанию их признаков (цвет и

размер), придумывать и составлять из фигур силуэты, рассказывать о них, решать простые задачи на выкладывание фигур в ряд, выполнять физические упражнения.

«Чудо-крестики 2» и «Фонарики» (по количеству детей), «Фонарики «Ларчик», пособие «Коврограф

«Ларчик», персонажи Малыш Гео, Галчонок Каррчик, Краб Крабыч

старшая (5-6 лет)

«Как друзья делили фигуры»

развивать умения находить фигуры по признакам (цвет и форма), решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера), вышивать контур геометрической фигуры по схеме, исправлять ошибку, придумывать и доделывать

геометрическую фигуру до предметного силуэта и контура, называть предмет, придумывать как можно больше вариантов его использования (технология ТРИЗ).

«Чудо-крестики 2», «Шнур-затейник» (все - по количеству детей), «Чудо-крестики 2 Ларчик», пособия «Коврограф Ларчик»,

персонажи Галчонок, Каррчик, Медвежонок Мишик, Китенок

Тимошка, Пчелка Жужа

подготовительная (6-7 лет)

«Как зверята-цифрята нашли не только грибы»

Развивать умения понимать порядковые числительные, образовывать числа путем присчитывания по одному, понимать отношения между числами (на три больше), соотносить число и цифру, складывать геометрическую фигуру по схеме путем трансформации, видоизменять ее в другую по

цвету, придумывать положительные и отрицательные стороны в предмете после смены его функции на противоположную.

«Математические корзинки 10» и «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный) (все - по количеству детей), любые игры по выбору детей, пособия «Коврограф «Ларчик» и «Забавные цифры» (все

персонажи, кроме Магнолика

IV неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как друзья попали в аварию»

Развивать умения составлять силуэт «машина» по образцу, различать и называть геометрические фигуры, соотносить фигуры по форме, решать проблемную ситуацию

«Чудо-соты 1», «Чудо-крестики 1»,

«Фонарики», персонажи Крутик По, Медвежонок Мишик, Пчелка Жужа и Магнолик, схема «машина».

средняя (4-5 лет)

«Как зверята выступали

на арене Цифроцирка»

Развивать умения составлять числовой ряд от одного до пяти, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор, придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу, поддерживать беседу на тему

«Выступление в цирке», придумывать и показывать действия сказочных артистов

«Чудо-соты 1», пособия «Коврограф «Ларчик», «Забавные цифры»

(персонажи Магнолик, Ежик Наездник, Зайка Укротитель, Мышка

Гимнастка, Крыска Силачка, Пес Жонглер

старшая (5-6 лет)

«Как Медвежонок и Китенок

играли»

Развивать умения составлять силуэты из частей по схеме, конструировать контур геометрических фигур по точкам координатной сетки, называть геометрические фигуры (четырехугольник, пятиугольник), рассказывать о том, как надо ухаживать за домашними животными, называть как

можно больше частей одного предмета (технология ТРИЗ).

«Чудо-крестики 2», «Геоконт Малыш», «Геоконт Великан»,

пособие «Коврограф Ларчик», персонажи Пчелка Жужа,

Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик, Китенок Тимошка, Краб

Крабыч.

подготовительная (6-7 лет)

«Как Лиса и Мышка несли

грибы домой»

Развивать умения понимать отношения между числами (меньше), составлять число из меньших чисел, предлагать варианты решения проблемной ситуации, придумывать и составлять картинку, иллюстрирующей это решение, конструировать предметный силуэт по схеме, придумывать ему положительные характеристики

«Математические корзинки 10» и «Чудо-крестики 3», любые игры по выбору детей, пособия «Коврограф

«Ларчик», «Забавные цифры» (персонажи Мышка Гимнастка и

Лиса Фокусница).

Ноябрь

I неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как Девочка Долька дарила цветы Пчелке

Жуже»

Развивать умения делить предмет на две части,

сравнивать количество частей, понимать

характеристику «поровну», составлять силуэт «растение» по схеме, определять и называть

существенные признаки растений

«Чудо-цветик», «Чудо-соты 1», предметная картинка с

изображением растения «цветок», персонажи Девочка Долька и Пчелка Жужа, схема

«цветок»

средняя (4-5 лет)

     

старшая (5-6 лет)

«Как Краб Крабыч украшал «Чудо-острова»

Развивать умения придумывать и оставлять из

палочек разные предметные силуэты, называть их,

составлять цифру из палочек по алгоритму (цвет),

определять геометрическую фигуру по признакам

(количество сторон и углов) и вышивать ее контур,

обводить геометрическую фигуру на листе бумаги,

придумывать и дорисовывать изображение до

картинки, рассказывать ее содержание.

«Волшебная восьмерка 1», «Шнур-затейник», «Чудо-соты 1», листы бумаги, фломастеры или карандаши, «Волшебная

восьмерка 3», пособие «Коврограф Ларчик», персонаж Краб Крабыч.

подготовительная (6-7 лет)

     

II неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как Гусь и лягушки

украшали Кораблик

флажками»

Развивать умения определять высоту предметов,

сортировать предметы по цвету, мелкую моторику

пальцев и кисти, координацию «глаз-рука»

Кораблик ПЛЮХ-ПЛЮХ», персонажи Гусь и Лягушки

средняя (4-5 лет)

«Как Малыш Гео увидел

волшебный цветок»

Развивать умения называть геометрические фигуры,

сравнивать их по форме, конструировать квадрат из

двух других геометрических фигур путем

наложения пластинок друг на друга, составлять силуэт «цветок» по образцу, понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «над».

«Чудо-соты 1» и «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты «Ларчик»,

пособия «Коврограф «Ларчик», «Кружки и зажимы», схема

«цветок», персонажи Малыш Гео и Ворон Метр.

старшая (5-6 лет)

«Как друзья гостили на

«Чудо-островах»

Развивать умения складывать фигуру «домик» по

схеме путем перемещения частей в пространстве,

решать задачи на поиск геометрических фигур по

признакам (форма и цвет), определять на ощупь

геометрическую фигуру, вышивать ее контур,

достраивать до предметного, называть предмет,

определять алгоритм расположения фигур на игровом поле (пространственное положение общей части), придумывать и рассказывать, что может быть подарком

«Квадрат Воскобовича»

(двухцветный), «Шнурзатейник»,

«Логоформочки 5», «Чудо-соты 1», пособия «Коврограф Ларчик», чудесный мешочек,

персонажи Краб Крабыч, Китенок Тимошка, Галчонок

Каррчик, Медвежонок Мишик, Пчелка Жужа, Лопушок, Гусеница

Фифа, Девочка Долька, Крутик По.

подготовительная (6-7 лет)

«Как Магнолик проводил

аукцион»

Развивать умения решать арифметические и

логические задачи на поиск предмета по признакам,

определять алгоритм расположения фигур на игровом поле, придумывать и высказывать как можно больше вариантов использования одного предмета (технология ТРИЗ), придумывать и выполнять упражнения только названной частью тела

«Логоформочки 5», пособия «Коврограф «Ларчик» и «Забавные цифры» (все

персонажи), персонаж Крутик По.

III неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как Кораблик Плюх-Плюх путешествовал»

Развивать умения определять высоту предметов,

поворачивать предметы справа налево, сортировать

и сравнивать их по цвету, конструировать предметные силуэты «цветы» по собственному замыслу

«Кораблик ПЛЮХ-ПЛЮХ», «Черепашки» Пирамидка, «Чудо-цветик», персонажи Гусь и Лягушки.

средняя (4-5 лет)

«Как Малыш Гео узнал

тайну волшебного цветка»

Развивать умения определять квадрат по признакам,

конструировать фигуру «шапка-невидимка» путем

перемещения частей в пространстве, придумывать и

составлять силуэт «угощение», придумывать рассказ

«Что увидели друзья во время путешествия»,

поддерживать беседу на предложенные темы

Игры «Квадрат Воскобовича»

(двухцветный), «Прозрачный квадрат», «Фонарики», «Чудо-соты «Ларчик», по выбору детей, пособие «Коврограф «Ларчик», персонажи Ворон Метр и Малыш Гео

старшая (5-6 лет)

«Как команда кораблика

опоздала в гости»

Развивать координацию «глаз-рука», глазомер,

умения группировать флажки по цвету и

пространственному положению, предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

конструировать и рассказывать о нем, придумывать

и участвовать в предложенных играх.

«Кораблик БРЫЗГ-БРЫЗГ» (один или по количеству детей),

любые игры по выбору, пособие «Коврограф Ларчик», персонажи

Краб Крабыч, Китенок Тимошка, Галчонок Каррчик, Медвежонок

Мишик, Пчелка Жужа, Лопушок, Гусеница Фифа, Девочка Долька,

Крутик По, Гусь и Лягушки

подготовительная (6-7 лет)

«Как Малыш Гео потерял

льдинки»

Развивать умения находить среди множества фигур

заданные по форме, называть геометрические

фигуры, составлять квадрат из разного количества

частей путем наложения пластинок друг на друга,

определять количество частей, составлять силуэт по

силуэтной схеме путем наложения, предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

конструировать картинки, иллюстрирующих эти

предложения, раскрывать значение слова

«Прозрачный квадрат» и

«Чудо-крестики 3» (все -по количеству детей), любые игры по выбору детей, персонажи

Малыш Гео и Незримка Всюсь.

IV неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«Как Гусь и лягушки гостили на «Чудо островах»

Развивать умения сортировать и называть фигуры по форме, составлять силуэт «бабочка» по схеме, не

используя прием наложения, складывать фигуру

«мышка» за счет перемещения частей в пространстве

«Чудо соты 1», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный),

персонажи Китенок Тимошка, Краб Крабыч, Гусь и Лягушки, схема «бабочка».

средняя (4-5 лет)

«Как Магнолик удивил

Крутика По»

Развивать умения «вышивать» контуры

геометрических фигур (квадрат, треугольник),

решать задачу на определение фигуры по признакам

(количество сторон и углов), анализировать

окружающую обстановку и находить предметы

заданной формы, определять фигуры по части,

сочинять рассказ на тему «Зачем нужен этот предмет»

«Логоформочки 3» и «Шнур-Затейник», персонажи Магнолик

(пособие «Забавные цифры») и Крутик По

старшая (5-6 лет)

«Как Гусеница Фифа

нашла украшение»

Развивать умения определять порядковый номер,

ориентироваться на плоскости, понимать предлоги,

которые отражают в речи пространственное

положение предметов, составлять по схеме силуэт

путем наложения пластинок друг на друга,

придумывать, на что похож силуэт, составлять букву из частей, называть предметы, которые начинаются на эту букву, придумывать и конструировать украшения для персонажа

«Прозрачная цифра»,

«Конструктор букв», схема буквы «Б» (по количеству детей),

любые игры по выбору детей, пособия «Лепестки», «Коврограф

Ларчик», схема силуэта «шкатулка», персонаж Гусеница Фифа.

подготовительная (6-7 лет)

«Как Малыш Гео нашел

льдинки»

Развивать умения понимать вертикальную линию

симметрии, воссоздавать вторую половину

симметричной фигуры, конструировать контур по

точкам координатной сетки, составлять буквы из

частей по схеме, из них – слово, конструировать

квадраты из других геометрических фигур путем

наложения пластинок друг на друга, высказывать

предположения, работать в команде (слушать и

слышать друг друга, приходить к единому мнению)

«Геоконт Малыш», «Конструктор букв», «Прозрачный квадрат»,

пособия «Коврограф Ларчик», все персонажи Фиолетового Леса, кроме зверят-цифрят и

Магнолика.

Декабрь

I неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«КАК ПЧЕЛКА ЖУЖА

ПОЛУЧИЛА ПОДАРОК»

Развивать умения составлять силуэт «медвежонок»

из частей по схеме путем наложения, понимать

пространственную характеристику «справа», определять длину предметов

«Чудо-соты 1», пособия

«Лепестки», «Разноцветные

веревочки», персонажи Пчелка Жужа и Гусеница Фифа, схема

«медвежонок»

средняя (4-5 лет)

«КАК В ФИОЛЕТОВОМ

ЛЕСУ ВЫПАЛ СНЕГ»

Развивать умения находить геометрические фигуры

по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и

конструировать из них узор, составлять фигуру из разного количества меньших частей (от одного до пяти), придумывать и конструировать контуры разных силуэтов, сортировать фигуры по форме

«Чудо-крестики 2», «Чудо-цветик»,

«Геоконт Малыш», «Прозрачный квадрат» (все - по количеству

детей), пособие «Коврограф «Ларчик», схема «пятидолька».

старшая (5-6 лет)

«КАК В БУКВОЦИРКЕ

ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ

АРТИСТЫ»

Развивать умения определять первую букву в слове,

находить зеркально написанную букву, складывать

фигуру по схеме путем перемещения частей в

пространстве, придумывать и составлять из частей

предметный силуэт, называть его, рассказывать о

предполагаемых действия персонажа, придумывать

и выполнять движения (поза «буквы», «парадоксальная гимнастика» - технология ТРИЗ)

Конструктор букв», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по

количеству детей), пособия «Коврограф Ларчик», «Прозрачные буквы, цифры», персонажи Арлекин, Орлекин, Урлекин, 70 Ырлекин, Эрлекин (пособие «Забавные буквы»), Филимон Коттерфильд.

подготовительная (6-7 лет)

«КАК ГУСЕНИЦА ФИФА

ЛЕПИЛА СНЕГОВИКА»

Развивать умения выкладывать контур геометрических фигур заданной площади, составлять разные слова из букв, высказывать предположения, аргументировать свои доводы,

придумывать положительные и отрицательные стороны в явлении (технология ТРИЗ), придумывать

и конструировать различные предметные силуэты,

рассказывать о них

«Снеговик» (по количеству детей),

любые игры по выбору детей, пособия «Коврограф Ларчик»,

«Разноцветные веревочки», персонажи Гусеница Фифа, Лопушок


 

II неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«КАК ДЕВОЧКА ДОЛЬКА ГОТОВИЛАСЬ К

НОВОМУ ГОДУ»

Развивать умения составлять силуэты «елочка» по

образцу, сравнивать их по высоте и ширине,

складывать «конфету» путем перемещения частей в

пространстве.

.«Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), персонаж Девочка Долька, схема «елочка».

средняя (4-5 лет)

«КАК МЕДВЕЖОНОК И

ГАЛЧОНОК ПОССОРИЛИСЬ И

ПОМИРИЛИСЬ»

Развивать умения находить геометрические фигуры

по признакам (цвет и форма), решать задачи на

пересечение множеств (круги Эйлера), предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

конструировать фигуры «башмачок» и «самолет»

путем перемещения частей в пространстве

«Чудо-крестики 2» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по

количеству детей), «Чудо-крестики 2» «Ларчик», пособия

«Коврограф «Ларчик»,«Разноцветные

веревочки», «Круговерт

и стрелочка», персонажи

Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.

старшая (5-6 лет)

«КАК ЗВЕРЯТА НАШЛИ И

ПРИНЕСЛИ ГРИБЫ В

ЦИФРОЦИРК»

Развивать умения составлять цифру из частей путем

накладывания пластинок на образец и друг на друга,

конструировать цифру по модели, понимать

алгоритм расположения частей на игровом поле

(цвет и пространственное положение), придумывать,

на что похожи геометрические фигуры (квадрат и

трапеция), определять состав числа «10» из

меньших чисел, ориентироваться на плоскости и

называть пространственные характеристики

«Прозрачная цифра»,

«Волшебная восьмерка

1», «Математические

корзинки 10» (по количеству детей), «Чудо-крестики 2»

Ларчик», пособия «Коврограф Ларчик», «Цветные квадраты»,

«Разноцветные веревочки», «Кружки и зажимы», «Кармашки», «Забавные цифры»

подготовительная (6-7 лет)

«КАК МАГНОЛИК

ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО

ЗАСНЕЖЕННОМУ ЛЕСУ»

Развивать умения определять цифры по словесной

модели, сравнивать числа и действовать с ними

(сложение, вычитание), предлагать варианты

решения проблемной ситуации, решать задачи на

определение геометрических фигур, рисовать их по

точкам координатной сетки, называть

геометрические фигуры и дорисовывать их до

названного предмета, придумывать и называть

предметы, которые можно найти в заснеженном

лесу, высказывать предположения

«Счетовозик», «Волшебная восьмерка 1» и «Геовизор» (по

количеству детей), листы бумаги (по два накаждого ребенка),

пособия «Коврограф Ларчик», «Забавные цифры» (персонажи

Магнолик, Кот Акробат,Обезьяна

Заклинательница Змей)

III неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«КАК УКРАШАЛИ ЕЛОЧКУ

НА ЧУДО-ОСТРОВАХ»

Развивать умения составлять фигуры-головоломки

вне игрового поля по заданному алгоритму (цвет,

количество и название частей).

«Чудо-соты 1», «Чудо-соты 1» Ларчик, «Чудо-крестики 1»,

«Коврограф «Ларчик»,

персонажи Пчелка Жужа, Галчонок Каррчик и Краб Крабыч.

средняя (4-5 лет)

«КАК ГУСЕНИЦА ФИФА

НАШЛА ЛЬДИНКИ»

Развивать умения ориентироваться на плоскости,

понимать пространственные характеристики

«влево», «вправо», «вверх», «вниз», отсчитывать

необходимое количество клеток, называть

геометрические фигуры, составлять предметный

силуэт, путем наложения пластинок на схему.

«Прозрачный квадрат» (по количеству детей), пособия «Коврограф «Ларчик», «Цветные

квадраты», «Кружки и зажимы», схема предметного силуэта (по

количеству детей), персонаж Гусеница Фифа.

старшая (5-6 лет)

«КАК ПАУЧОК ПИЛ ЧАЙ

И СЛУШАЛ ИСТОРИИ»

Развивать умения конструировать контур по

координатным точкам, придумывать, на что похоже

изображение после перемещения его в пространстве,

составлять силуэт «чайник» по схеме, описывать

его, называя прилагательные, сочинять сюжетный

рассказ, анализировать ряд геометрических фигур и

находить изменения.

«Геоконт Малыш» и «Чудо-крестики 2» (по количеству детей), «Прозрачный квадрат»,

пособия «Коврограф Ларчик», «Кармашки», персонаж Паучок.

подготовительная (6-7 лет)

«КАК В ЗАМКЕ

ПРЕВРАЩЕНИЙ НАРЯЖАЛ

И ЕЛКУ»

Развивать умения придумывать и составлять из

частей силуэт необычного дерева, складывать по

схеме предмет путем трансформации, видоизменять

его, придумывать обычные и фантастические

предметы на заданные буквы, конструировать

придуманный силуэт придуманного предмета,

рассказывать о составленных силуэтах

«Чудо-крестики 3» и «Змейка» (по количеству детей),

любые игры по выбору детей, пособия «Коврограф «Ларчик»,

«Забавные буквы» (персонажи Арлекин, Орлекин, Урлекин,

Ырлекин, Эрлекин).

IV неделя

группа

тема занятия

задачи

игры и игровой материал

2 младшая (3-4 года)

«КАК ПРАЗДНОВАЛИ

НОВЫЙ ГОД В

ЦИФРОЦИРК»

Развивать умения сортировать предметы по цветам

радуги, выкладывать горизонтальные ряды,

составлять силуэт «клоун» путем наложения частей

на схему, беседовать на предложенные темы

«Фонарики», «Черепашки»

Пирамидка, «Черепашки» Ларчик, пособие «Коврограф

«Ларчик», карточка с изображением Магнолика, схема «клоун».

средняя (4-5 лет)

«КАК ДРУЗЬЯ УКРАШАЛИ ЕЛКУ В ЦИФРОЦИРКЕ»

Развивать умения обозначать числа цифрами,

придумывать и конструировать силуэт «елочка»,

составлять силуэт «гантель» по образцу, решать

задачи с противоречием (технология ТРИЗ),

находить геометрические фигуры по признакам (цвет, размер, форма), составлять из них ряд с учетом пространственного положения относительно

друг друга.

«Фонарики», «Математические

корзинки 10», «Чудо-крестики 2» (все - по количеству детей), пособия «Коврограф «Ларчик», «Забавные цифры» (персонажи

Магнолик, Ежик Наездник, Зайка

Укротитель, Мышка Гимнастка, Крыска Силачка и Пес Жонглер).

старшая (5-6 лет)

«КАК КОМАНДА

КОРАБЛИКА И КРУТИК

ПОГОТОВИЛИСЬ К

ПРАЗДНОВАНИЮ

НОВОГО ГОДА»

Развивать координацию действий «глаз-рука»,

умения группировать флажки по цвету и

пространственному положению, понимать

пространственные характеристики, составлять целое

из двух частей, находить среди множества фигур

заданные по признакам, называть придуманные и

составленные предметные силуэты, предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

предлагать игры и участвовать в них

«Кораблик БРЫЗГ-БРЫЗГ»,

«Логоформочки 5» (по

количеству детей), пособие «Коврограф Ларчик», персонажи

Гусь и Лягушки, Крутик По, Малыш Гео, Девочка Долька,

Незримка Всюсь.

подготовительная (6-7 лет)

«КАК В ШКОЛЕ

ВОЛШЕБСТВА

ГОТОВИЛИСЬ К НОВОМУ

ГОДУ»

Развивать умения рисовать изображение по точкам

координатной сетки, дорисовывать его,

восстанавливать вторую половину симметричного

изображения, понимать отношение «целое-часть»

(определять семь частей из десяти), придумывать и

конструировать предметный силуэт из заданного

количества частей, мысленно преобразовывать

предмет (увеличение-уменьшение частей),

придумывать хорошие и плохие характеристики

такого предмета (технология ТРИЗ), придумывать

действия персонажа и рассказывать о них,

высказывать предположения.

«Геовизор» и «Чудо-цветик», листы бумаги (все - по количеству детей), любые игры по выбору детей, персонаж

Околесик.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.