12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина11165
Гришина Валентина Иосифовна. Педагогический стаж - 34 года. Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Россия, Мурманская обл., Апатиты

«Программа элективного курса «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Ф. И.О. АВТОРА Гришина Валентина Иосифовна

ДОЛЖНОСТЬ учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла…

Сергей Есенин.

Любовь к Отчизне начинается с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и вырос.

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

В общем объеме человеческой культуры пусть незначи­тельную, но важную часть занимает культура того региона, где живет и трудится человек. Особенность региональной культуры Кольского Севера со­стоит в том, что в малом географическом пространстве сосуще­ствует несколько культур: самая древняя саамская; берущая свое начало в ХIIIII веках поморская; культура и литература Мурманской области, которая в каждой стадии своего развития находится в сфере влияния, образуемого единством экономи­ческой и политической жизни страны. Культура края должна стать для школьников данного ре­гиона составляющей их образованности. Образованность есть результат как школьного обучения, так и личностного самораз­вития, самообразования.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».

Глубоким знанием природы, быта, литературы, культуры мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. Любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью. Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле.

Цели элективного курса «Литературное краеведение» сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями:

воспитание духовно развитой личности, ее ценностных ориентаций, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры на основе чтения и изучения лучших произведений о крае, любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни края;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории и теории литературы, навыками исследовательской работы и собственно художе­ственного творчества; выявления в произведениях конкретно-исторического, регионального и общечеловеческого содержания.

Предлагаемая программа от первого знакомства с произ­ведениями, отражающими родную природу, историю края, его сегодняшний день, до завершающе-обобщающих занятий по курсу «Литературное краеведение» направлена на сотворчество учителя и ученика, что обеспечит знания и сформирует необхо­димые умения.

Учащиеся должны знать:

  • содержание изученных произведений;
  • основные факты жизни и творчества известных писателей, поэтов Мурманской области, тематику их произведений;
  • культурное пространство Кольского Севера;
  • периоды историко-литературного процесса, знаковые произведения каждого периода;

уметь:

  • раскрывать общечеловеческое, общенациональное, конкретно-историческое и региональное содержание изученных литературных произведений,
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой края;
  • характеризовать культурное пространство Кольского Се­вера;
  • видеть различные особенности писателей и поэтов Мур­манской области, проявляющиеся в их художественном стиле;
  • формулировать свое отношение к авторской позиции, ге­роям;
  • пользоваться источниками информации о литературно-художественном процессе в нашем крае, владеть необходимы­ми библиографическими навыками;
  • давать рецензию на самостоятельно прочитанное произ­ведение о родном крае.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры родного края и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки региональных литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по региональной литературе, формирования культуры межнациональных отношений.

Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей истории и культуре Кольского края.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий элективного могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

Возраст детей: 9 класс.

Срок реализации: 1 год

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Вид

деятельности

Форма

контроля

 

Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения.

1

Лекция, беседа

Тезисы лекции.

 

Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие.

1

Лекция, беседа

Тезисы лекции, таблица

 

Мифы, предания Коль­ского полуострова.

2

Литературная обработка сказания, легенды. Сравнение сказаний о Гирвасе и Мяндаше.

Работа с подстрочником.

Придумать сюжет сказки по предложенному на­чалу.

Викторина по саамским сказкам, легендам

 

Фольклор Терского бере­га Белого моря.

4

Прослушивание музыки Я. Сибелиуса "Дочь Се­вера"

Обращение к циклу кар­тин В. Васнецова, наве­янного знакомством с фольклором Поморья: "Ковер-самолет", "Бога­тырский скок". Сравнение поморских и общерусских сказок.

Прослушивание лирических песен в исполнении варзужского хора. Просмотр фильма "Варзуга".

Ролевая игра. Посиделки.

Создание книжек-малышек,

Сочинение "О чем рас­сказала береза" (валуны, осенняя сопка).

Конкурсное рассказыва­ние сказок. Сочинение сказок.

Сообщения обучающихся

 

Культура саами

3

Лекция, заочная экскурсия, выразительное чтение произведений.

Сочинение-миниатюра либо пейзаж­ный рисунок «Какой представляешь Лаплан­дию по сказкам?»

Игра «Что? Где? Когда?» (обобщение по фолькло­ру и Кольской старине)

 

Кольский край в очерковой литературе.

4

Проблемная беседа, сочетание лекции учителя с элементами семинара.

Сопоставление разножанровых произведений (очерки С. Максимова и стихотворный цикл К. Случевского)

Сообщения обучающихся.

Чтение фрагментов произведений, 
викторина

 

16-19

На Мурманском направлении.

4

Просмотр документального фильма о К. Симонове.

Читательская конференция.

Устный журнал – литературный портрет.

Сочинение:

«Земля, взрастившая героев…», «Время ставит, ставит обелиски…», «О чем поет стела? «

20-23

Поэзия Кольской земли

4

Обзор с анализом нескольких стихотворений в тематическом блоке (по выбору).

Конкурс чтецов. Литера­турные игры (составь стихотворение, найди рифмы); викторина, со­ставление сборника «Избранная лирика», оформление сборника.

24-26

Проза мурманских писателей

3

Лекция с элементами беседы, заочная экскурсия

Составление плана, тезисов, конспекта занятия (по выбору).

Размышление (эссе) "Без родины – нет в человеке главного", "… и в мире мы не гости, и не безродны, если память есть!".

27-30

Литературный Мурман сегодня.

4

Дискуссия "Город формирует сознание ничуть не меньше, чем опытный педагог" (Б. Блинов). Чтение фрагментов произведений. 

Читательская конференция на основе самостоятельного исследования литературы Кольского края.

Сочинение "Мой город".

Викторина.
 

31

Литература и искусство в жизни Мурманской области.

1

Ознакомительное чтение, обзор.

Художественные выставки и встречи с художниками. Встречи с писателями и поэтами.

Экскурсия в библиотеку-музей имени Л.А.Гладиной

32

Дни славянской письменности и Дни Баренцева моря в об­ласти.

1

Лекция, беседа, презентация праздника в Апатитах

Участие в праздниках и региональных конкурсах " Берег России" и " Храмы России".

34

Рубцовские и Масловские чтения

1

Литературная гостиная.

Встречи с поэтами и писателями Заполярья.

Участие в Рубцовской неделе и муниципальном конкурсе " Россия, Русь! Храни себя, храни! "

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.

Тема 2. Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие. Общее понятие об истории литературы Кольского Севера, являющейся частью общерусского литературного процесса. Культурное пространство региона. Ос­новные этапы развития литературы и культуры Мурманской об­ласти.

Тема 3. Мифы, предания Коль­ского полуострова: саам­ская кровь; Остров Кильдин, Кит-камень на Имандре, Сага об озере Сейдъявр. "Олень златорогий" Ловт "О начале челове­ка", "Саам-богатырь", "Ляйне", "Каменный че­ловек", легенды о Гирвасе и Мяндаше, сага о старом Няле и его сыновьях (по выбору)

Легенды, сказания, мифы - живая летопись минув­ших событий; соединение исторического факта с волшебным вымыслом как средство борьбы за добро и справедливость. Талантливость саамского народа. Выражение любви к род­ной земле. Олицетворе­ния и их роль в поэзии саамов.

Тема 4. Фольклор Терского бере­га Белого моря. Фольклорные произведе­ния малых форм: байки, считалки, загадки, песни - потешки... Собиратели поморского фольклора: Д. Балашов, И. Меркурьев.

Отражение народного педагогическо­го опыта. Поэтика мест­ного фольклора.

Волшебные и бытовые сказки: "Как в триста три травы рассыпался", "Морской царь", "Пульница - слинница"; "Соль", "Степка-рыбак" и др. (по выбору). Особенности сказочного повествования. Местный колорит. Отражение в сказках нравственного и эстетического опыта по­моров. Традиция говоре­ния сказок.

Северная свадьба, ее элементы. Обрядовые и лирические песни. Отражение в обрядовой поэзии нравственных идеалов народа. Семья в Поморье, ее традиции: место человека в семейных отношениях. Высокая поэтичность обрядовых и лирических песен.

Тема 5. Культура саами. Саамские сказки: "Сказка о солнце", "Волшебный котел", "Олень-дикарь" ("Мяндаш"), "Чахкли"... Литературная сказка Б. Шергин. «Поморские сказки», «Ворон»

Исследователи саамского фольклора В. Чарнолуский, Г. Керт. Творчество саамских по­этов. О. Воронова. "Над весенней тундрой", "Рисунки на камне", "Вирма..." А. Бажанов. "Солнце над тундрой", "В саамском нашем поселе­нье", "Лыжня". Г. Василь­ева. "Растет на болоте морошка"...

Поэтизация картин при­роды. Единство реально­го и фантастического. Олицетворение окру­жающего мира.

Особенно­сти выразительно-изобразительных средств.

Тема 6. Кольский край в очерковой литературе.

Концепция русского национального характера в очерках С. В. Максимова "Год на Севере" ("Кола", "Мурман", "Терский бе­рег Белого моря").

Внимание русских писателей к северной окраине России. Изображение картин народной жизни в очерковой литературе.

К. К. Случевский. Стихотворный цикл "Мурманские отголо­ски". Очерки «По северо-западу России»

Север - мир древний, холодный, неприступный. Противо­стояние человека и природы. Драматизм повседневной жизни северян. Философские обобщения поэта. (По выбору).

М. Пришвин "За волшебным колобком". Легенды и правда о жизни лопарей.

М. Горький. "На краю земли". Увиденное в строя­щемся городе и "воспоминания о будущем".

Философские раз­думья о быстротечности жизни, о природной стихии и разумной воле человека. Новые традиции в изображении Крайнего Севе­ра.

Очерковая литература 60-90 гг. В. Сорокожердьев "Не вернулись из боя", "Тайну хранило море", М. Орешета - новый этап изображения войны на Севере. Морально-этический аспект в изображении героического характера. В.Смирнов "Поворотная вода" социально-нравственный аспект взаимоотношений человека и природы. Б.Блинов "Мой Мурманск. Памятные страницы в жизни города".

Тема 7. На Мурманском направлении. А. Бескоровайный "Герои ря­дом", Н. Букин "Рыбачий", Ю. Герман "Далеко на Севере", К. Си­монов "Мурманское направление", В. Тихомиров "Подвиг "Тумана", М. Орешета "О чем молчат скалы". (По выбору). Картины всенародного сопротивления, подвиг и его бес­смертие в очерковой литературе.

Лирика о войне В. Смирнова, В. Семенова, В. Тимофеева, А. Миланова.

Мурманские поэты о вой­не: А. Подстаницкий, О. Воронова, Человек и время. В. Каверин "Два капита­на". Ю. Герман "Дорогой мой человек" (по выбору). Современный взгляд на события Великой Отече­ственной войны.

Осмысление подвига и трагедии народа в лирике.

Тема 8. Поэзия Кольской земли. Творчество современных мурманских поэтов: А. Миланов (сб. «Посадочные костры); В. Семенов (сб. «Вместо сладкого созвучия»); В. Смирнов (сб. «Поветерие»); В. Тимофеев (Сб. «Ночной вагон»); Т. Агапова (сб. «Облаков купель»); П. Беспрозванная (сб. «Смальта»); И. Козлов (сб. "С нежностью к уходящим") и др.

Традиции русской классики в лирике Н. Колычева.

Художественное время и пространство в лирике Н. Колычева.

Отражение драматизма эпохи. Темы природы, родины, на­значения поэзии. Идея личной ответственности каждого за про­исходящее на земле. Философские раздумья о времени и о се­бе. Стихотворения как самохарактеристика поэтов.

Тема 9. Проза мурманских писателей. В. Маслов. "Крутая Дресва" (сборник повестей и рассказов), "Круговая порука", "Внутренний рынок", "Проклятой памяти" (Од­но-два произведения на выбор).

Смелость в постановке соци­альных и нравственных проблем. Проявление проблем нашего времени и всего комплекса сложных человеческих отношений в деревне. Поиск героями путей возрождения деревни, нравст­венной жизни. Человек и природа.

Тема 9. Литературный Мурман сегодня. Успехи мурманских писателей-прозаиков. Б. Блинов. "Мой город" (очерк), "Личное дело", "Эти теплые дни", "Порт" (сборник рассказов), "Последний бич". Выбрать од­но-два произведения для анализа.

Исследование человеческого характера в момент жизненной катастрофы; сопротивление судьбе; право человека на выбор; стремление найти себя и от­дать долг людям.

Тема 11. Литература и искусство в жизни Мурманской области.

Литературный альманах "Мурманский берег"; литературно-художественный и общественно-политический альманах "Площадь Первоучителей".

Тема 12. Дни славянской письменности и Дни Баренцева моря в об­ласти. Праздник славянской письменности в Апатитах.

Тема 13. Рубцовские и Масловские чтения. Праздник поэзии в городе Апатиты.

Количество часов - 34 (1 час в неделю)

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

I. 1. Их имена на карте нашей области.

2. Твой город в творчестве писателей и поэтов.

3. Их имена носят улицы города (имена писателей, поэтов, героев, воспетых в литературе).

4. Тайна волшебных камней Кольского полуострова (культ сеидов и его отражение в литературе).

II. 1. Карта бытования поморского фольклора, ее научный комментарий.

2. По маршруту М. Пришвина. Встреча прошлого и совре­менности.

3. Космологические сказки народа саами: смысл, образ­ность, символика.

4. Поморский фольклор, его функциональное значение и художественная речь в произведении С. Максимова "Год на Севере".

III. 1. Родной край в творчестве О. Вороновой, В. Смирнова и других поэтов, писателей - наших земляков.

2. Два взгляда на мир поморов: сравнительный анализ про­изведений С. Максимова и К. Случевского.

3. Художественное пространство и время в лирике Н. Колыче­ва.

4. Слово и образ в поэзии Т. Агаповой.

5. Тема моря в творчестве поэтов... (Поэты и произведения по выбору).

6. Время и судьбы героев В. Маслова. (Герои и произведе­ния по выбору).

7. Народно-поэтическая традиция в повествовании В. Мас­лова.

8. Мотив сопротивления судьбе в повести Б. Блинова "Последний бич".

IV. 1. Песни на стихи В. Тимофеева.

2. Творческий портрет. (По выбору).

3. Северные мотивы в лирике и живописи.

4. Пьеса ... и ее сценарное воплощение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Худ. лит., 1984.
  2. Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.: Сов. Россия, 1985.
  3. Базпров Э., Бицадзе Н. Культура русских поморов: опыт системного исследования.- М.,2004.
  4. Балашов Д. М. Терский берег. Очерки народной культуры Рус­ского Севера // Молодая гвардия. 1989. № 8, 9.
  5. Балашов Д. М. Как собирать фольклор. Л.: Знание, 1999.
  6. Большакова Н. Подарок чайки. Сказки о Лапландии. Кола: Рус­ский Север, 1994.
  7. Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Из истории древних лапландцев. Мурманск, 1992.
  8. Керт Н.М. Там, где ночует солнце // Север. 1991. № 11.
  9. Киселев А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, эко­номика, культура. Мурманск, 1987.
  10. Красовская Ю. Е., Балашов Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1989.
  11. Кольский край в литературе / Сост. В. Н. Шейнкер. Мурманск, 1992.
  12. Меркурьев И. С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск, 1979.
  13. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л.: Наука, 1978. Мурман - край Российский / Сост. Сорокажердьев. М.: Совре­менник, 1985.
  14. Мурманский берег. Литературный альманах. Мурманск, 1998, № 4.
  15. Пантелеева Л. Т. Ради жизни на Земле. Мурманск: Кн. изд-во, 1985.
  16. Пантелеева Л. Т. С любовью к родному краю. Мурманск, 1998.
  17. Пантелеева Л.Т. Урок литературы – дело творческое: Национально-региональный компонент: Литература Кольской земли в школьном изучении: Методическое пособие для учителей. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.
  18. Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. Мурманск, 1994.
  19. Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общест­венно-полит, альманах . Мурманск, 2001-2013гг.
  20. Саамские сказки / Под ред. Г. М. Керта. Мурманск, 1980.
  21. Сказки Терского берега Белого моря / Сост. Д. М. Балашов. Л.: Наука, 1990.
  22. Сказки поморов Мурманской области / Сост. И. С. Меркурьев. СПб, 1997.
  23. Сорокажердьев В. Сорок стихотворений: Сб. стихов.- Мурманск: Кн. изд-во, 2002
  24. Симонов К. Мурманское направление. Мурманск: Кн. изд-во, 1992.
  25. Халдей Е. От Мурманска до Берлина. Мурманск, 1984.
  26. Этих дней не смолкнет слава / Сост. В. В. Дранишников. Мур­манск, 1995.
  27. Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. Записки этнографа. – М., 1992.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.