12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Константиновна Фролова2130 Россия, Ярославская обл., Углич |
Программа элективного курса «География Ярославской области»
Учитель: Фролова Ирина Константиновна
Программа элективного курса по географии Ярославской области в 8, 9 классах. 32 часа.
Объяснительная записка.
В курсе географии 6-9 классов много внимания уделяется вопросам краеведения, но отдельных часов программе по географии на изучение данных тем не выделено, поэтому приходится включать краеведческий материал вкраплениями в качестве примеров, практических задач, проблемных опросов. В 8-9 классах программа предусматривает увеличение краеведческого компонента, кроме того, материалы олимпиадных заданий муниципального и областного уровней содержат вопросы по данной тематике. В результате необходимо использовать этот материал во внеурочной деятельности. В связи с введением в школе профильного обучения в 8-9 классах – был выделен туристско-краеведческий профиль, появилась возможность учащимся больше узнать о географии своего края.
Цели и задачи:
- более глубокое знакомство с географией родного края;
- путешествия по родному краю заочные и туристические;
- самостоятельная работа с научной и художественной литературой о Ярославской области;
- выполнение практических работ в ходе экскурсий с целью изучения природы родного края;
- исследовательская работа, подготовка к участию в туристско-краеведческих соревнованиях и конференциях, написание рефератов о родном крае;
- выполнение конкретных полезных дел, связанных с улучшением экологии родного края и др.
Тема | Тема урока | Виды работ |
1. Географическое положение Ярославской области | Урок №1. Физико-географическое положение Ярославской области. Урок №2. Ярославская область на планете Земля. Занимательная география. | Самостоятельная работа с картами атласа. Практическая работа по определению координат крайних точек, географического положения. Работа с картами атласа. Практическая работа по определению антиподов, расстояний и т.п. |
2. Географическая история развития территории | Урок №3. Геологическая история развития территории. Урок №4. Породы, слагающие территорию Ярославской области. Урок №5. Полезные ископаемые Ярославской области. Подарки древних морей. | Работа с геохронометрической таблицей. Изменение климата в разные геологические эпохи. Знакомство с горными породами. Описание горных пород, слагающих нашу территорию. Знакомство с полезными ископаемыми. Описание полезных ископаемых и их хозяйственное использование. |
3. Рельеф Ярославской области. | Урок №6. Рельеф Ярославской области. Урок №7. Роль ледника в формировании территории Ярославской области. | Анализ физической и тектонической карты Ярославской области. Выявление связи между рельефом и тектоническим строением. Знакомство с горными породами, принесёнными ледником. |
4. Топонимика. | Урок №8-9. Названия на карте Ярославской области. | Работа с атласом. Самостоятельная работа с литературой. |
5. Климат | Урок №10. Климат Ярославской области. Урок №11. Сезоны года в Ярославской области. Фенологические, астрономические сроки. Урок 12. Народные приметы. Праздники, связанные с изменениями природы. | Анализ карт. Сравнительная характеристика климата ЯО с климатом других территорий. Знакомство с литературой по фенологии. Работа со специальной литературой. Сбор сведений о народных приметах. |
6. Внутренние воды | Урок №13. Реки Ярославской области. Урок №14. Озёра Ярославской области. Урок №15. Водохранилища Ярославской области. | Знакомство с реками. Работа с литературой. Поиск интересной информации о водах области. Сообщение об озёрах. Поиск интересной информации о водах области. Сообщения о водохранилищах. |
7. Растительный и животный мир | Урок №16. Растительный мир области. Урок №17. Растительные сообщества области. Лесные богатства Ярославской области. Урок №18. Животный мир области. Урок №19. Редкие и исчезающие растения и животные. | Работа с литературой. Работа с литературой. Знакомство с Красной книгой Ярославской области. |
8. Население Ярославской области | Урок №20. Численность и размещение населения. Урок №21. Проблемы населения. Область набирает обороты снижения численности населения. Урок №22. История заселения и состав населения. | Знакомство с картами атласа. Знакомство с литературой. Анализ карт и исторических документов. Работа с литературой. |
9. Города Ярославской области | Урок №23. Ярославль – город древний, город славный. Урок №24. Другие города, входящие в Золотое Кольцо России. Урок №25. Углич – моя родина. | Сообщения. Путешествие. Работа с литературой. Сообщения. Путешествие. Работа с литературой. Впечатления. Работа с литературой. |
10. Охрана окружающей среды. | Урок №26. Экологические проблемы Ярославской области. Урок №27. Особоохраняемые территории Ярославской области. Урок №28. Дарвинский заповедник. Урок №29. Переславский историко-архитектурный заповедник. | Сообщения. Анализ карт. Работа с литературой. Сообщения. Работа с литературой. Сообщения. Работа с литературой Сообщения. Работа с литературой |
11. Экскурсии | Урок №30. Экскурсия на берег Волги в район березовой рощи. Урок №31. Экскурсия в природный комплекс. Урок №32. Экскурсия в с. Улейма (экологическая тропа). | Изучение горных слоев, слагающих территорию нашей области. Поиск остатков окаменелостей, сбор горных пород. Изучение растительного и животного мира. Описание природного комплекса. |