12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Терехина Елена18

Автор: Терехина Елена Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №19 г. Воронеж

Воронеж 2016

Программа факультативного курса

«Холокост в новейшей истории Европы»

 

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов. На данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.

Цели и задачи курса:

Формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;

формирование у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;

привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.

Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.

Данные занятия являют собой дополнительное образование как:

дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;

знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.

В рамках факультатива предусмотрена практическая часть, которая может быть проведена как запланированный субботник в конце факультативного курса, либо по возникшей необходимости. Детям предлагается убрать (закрасить) неонацистские, антисемитские лозунги, символы, рисунки, если они имеются, в общедоступных местах микрорайона школы или проживания учащихся.

Текущий контроль включает: опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях, написание реферата, подготовку тематических презентаций.

Темы факультативного курса

темы

Название темы

Количество

часов

1

Холокост в истории ХХ столетия.

1

2

Причины появления антисемитизма.

2

3

Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. 

2

4

Периодизация Холокоста

6

5

Евреи Западной и Центральной Европы в период Второй мировой войны

4

6

Положение евреев в СССР в годы Великой Отечественной войны..

4

7

Дети и Холокост

2

8

Праведники Народов Мира. Яд-Вашем.

4

9

Нюрнбергский процесс

2

10

Военные преступники

2

11

Холокост в искусстве

4

12

Отрицание Холокоста как проявление неонацизма

1

Всего

 

34 часа

Тема 1.

Понятия «Холокост», «Шоа», «еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века.

Тема 2.

Основные вехи истории еврейского народа. Взаимоотношение евреев и населения европейских стран в различные исторические периоды. Христианство и иудаизм.

Тема 3.

Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.

Тема 4.

Первый период холокоста (1938–1942 гг.).

«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.

Второй период холокоста (1942–1945 гг.).

Конференция в Ванзее и «Окончательное решение». Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.

Тема 5.

Положение евреев в странах Европы в годы Второй мировой войны. Гетто. Депортация в лагеря смерти. Уничтожение евреев в лагерях смерти. Крупнейшие нацистские концлагеря. Сопротивление в концлагерях и гетто.

Тема 6.

Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники.

Тема 7.

Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. Анна Франк и ее дневник.

Тема 8.

Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие. Яд ва-Шем -- Национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Тема 9. Цели, участники, ход, итоги, историческое значение Нюрнбергского процесса. Малые Нюрнбергские процессы. Тема 10. Понятие «военное преступление», «военный преступник». Кадровые военные, нацистские партийные лидеры, «фюреры экономики», администрация и охранники концлагерей, коллаборационисты. Тема 11. Холокост в изобразительном искусстве: Борис Лурье, Илья Клейнер, Самуэль Бак. Холокост в литературе: документальные материалы «Черной книги» (И.Эренбург, В. Гроссман, В. Каверин), Э. Визель «Ночь», А. Вознесенский «Ров», К. Живульска «Я пережила Освенцим», Анна Франк, Убежище. Дневник в письмах, М. Рольникайте, Я должна рассказать. Холокост в кинематографе: Без судьбы, Пианист, Помни имя своё, Страна игрушек, Колыбельная (Э. Севела). Холокост в поэзии: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Ш. Чепела, А. Галич, А. Дементьев. Тема 12. Понятие «неонацизм». Причины роста неонацистских настроений в современном обществе. Пути нейтрализации и противодействия неонацизму. Литература:

Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.

Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.

Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.

Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.

Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009

Книга Праведников / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2005.

Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.

Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.

Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.