12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарабыкина Евгения Сергеевна775
Тьютор
Россия, Томская обл., Томск

Департамент образования Администрации Города Томска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска

(МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска)


 

Программа элективного курса «Мировая художественная культура»

(10 -11 класс)

Составила:

Старший вожатый и учитель МХК

МАОУ СОШ №14

Имени А.Ф. Лебедева

Г. Томска

Тарабыкина Е.С.

Томск 2016

Пояснительная записка

Главная идея, которая лежит в основе современной школы - поиск путей развития личности в процессе гуманизации образования, а цель воспитания - формирование потребности обучающихся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.

Новая структура и содержание образования в средней школе направлены на выполнение основной миссии современного образования – создание необходимых условий для самореализации и самоопределения личности школьника. В формировании духовного климата современной школы важное значение имеют предметы эстетического цикла.

На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективный курс по предмету «Мировоая художественная культурф» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал данного курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Элективный курс содержит объём знаний за четыре года (ХIII–ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части.

 

Целью элективного курса «Мировая художественная культура» является – формирование в сознании школьников целостной картины мира, основанное на принципе интеграции с другими образовательными областями.

Образовательные задачи элективного курса «Мировая художественная культура»:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные задачи курса:

помочь обучающемуся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства

Содержание программы элективного курса «Мировая художественная культура» 10 класс

Программа элективного курса «Мировая художественная культура» рассчитана на учащихся 10 классов в объеме 33 часов и направлена формирование основых эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художествення культура возрождения».

Учебно – тематический план

Тема урока

Требования стандарта .

Базовый уровень

Знания и умения

Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта

 

I ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Первые художники Земли

Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

Уметь узнавать изученные произведения

   

Архитектура страны фараонов.

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта

Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Художественная культура Древней и Передней Азии.

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Искусство доколумбовской Америки

Знать шедевры искусства ацтеков и майя.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры искусства доколумбовской Америки

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Эгейское искусство.

Истоки крито- мекенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Контрольный срез по теме «Древние цивилизации»

     

II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ

 

Золотой век Афин

Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.

Уметь узнавать изученные произведения

   

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма

Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей

 

Архитектура императорского Рима.

Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения.

Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Изобразительное искусство Римской империи

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Театральное и музыкальное искусство античности

Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.

Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра.

 

III СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Мир византийской культуры

Знать достижения византийской архитектуры;

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка византийской архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Архитектурный облик Древней Руси

Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Архитектура западноевропейского средневековья

Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья;

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Изобразительное искусство средних веков

Знать особенности скульптуры романского и готического стиля

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Театральное искусство и музыка средних веков

Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

 

Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»

     

IV КУЛЬТУРА ВОСТОКА

 

Индия — «страна чудес»

Самобытность и неповторимость ху­дожественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

   

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер ки­тайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.

Значение и уникальный характер ки­тайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой.

 

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость ис­кусства Японии. Шедевры японской ар­хитектуры.

Своеобразие и неповторимость ис­кусства Японии. Шедевры японской ар­хитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры.

 

Художественная культура ислама

Исторические корни и значение ис­кусства ислама. Шедевры архитекту­ры.

Исторические корни и значение ис­кусства ислама. Шедевры архитекту­ры

 

V ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Флоренция —

«колыбель» италь­янского Возрож­дения

Эстетика итальянского Возрожде­ния. Воплощение идеалов Ренес­санса в архитектуре Флоренции.

   

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло.О бращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета

Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения

 

«Золотой век» Воз­рождения.

Судьба Леонардо да Винчи и основ­ные этапы его творческой деятель­ности. Прославленные шедевры ху­дожника

Судьба Леонардо да Винчи и основ­ные этапы его творческой деятель­ности. Прославленные шедевры ху­дожника

 

«Золотой век» Воз­рождения.

Судьба художника, основные эта­пы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника

Судьба художника, основные эта­пы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника

 

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Ос­новные вехи творческой биогра­фии Тициана. Мифологическая и библейская тематика

Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Ос­новные вехи творческой биогра­фии Тициана.

 

Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Музыкальная культура Возрожде­ния. Роль полифонии в развитии свет­ских и культовых музыкальных жан­ров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры

Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

 

Учебно-методический комплекс для обучающихся

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Формы контроля:

зачет по теме « Культура Древних цивилизаций»

Вариант I

1. Культура это…

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Шумер.

Вариант II

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетского пантеона богов.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Ассирии.

Вариант III

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Первые культовые строения первобытного периода.

3. Особенности Египетской философии.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Вавилона.

Вариант IV

1. Культура это…

2. Виды искусства в первобытный период. Их назначения.

3. Древний Египет, декоративно-прикладное искусство.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Майя.

Вариант V

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Ацтеков.

Вариант VI

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности устройства Древнеегипетского общества.

4. . Доколумбовская Америка. Искусство Ольмеков, Теотиуакан.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Работа в группах, творческое задание: экскурсия по виртуальному музею античной культуры по теме «Культура античного мира».

Задания:

Работа в группах по подготовке экспозиции одного из залов музея:

1-й зал: Достижения науки и техники

2-й зал: Театр и музыка

3-й зал: Великие личности

4-й зал: Пантеон богов

5-й зал Архитектура, скульптура.

Распределение ролей в группе:

1. Искусствоведы: находят и отбирают материал по заданным темам.

2. Художник оформитель: готовит экспозицию своего зала.

3. Экскурсовод: проводит яркую экскурсию по своему залу.

Критерии оценок.

«5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.

«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.

«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.

«2» - формальное отношение к выполнению задания.

Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура Средневековья»

Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. Значение христианства в развитии культуры.

2. Театральное искусство Средневековья, новое слово в театре или шаг назад.

3. С чем связан небывалый взлет в развитии архитектуры.

4. Культура Средневековья – тупиковая ветвь, или трамплин для развития мировой культуры.

Критерии оценок.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Проверка знаний умений и навыков теме: «Возрождение»

тестирование

Вариант №1

А.1. Примерные хронологические рамки эпохи:

а) XIV—XVI века.

б) IXXII века

в) XVIXVII века

А.2. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3. В живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) А́льбрехт Дю́рер

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Леонардо да Винчи

С.1. Какова основная идея эпохи Возрождения

Вариант №2

А. 1. Примерные хронологические рамки Северного Возрождения:

а) XIV—XVI века.

б) 1500 по 1580 год

в) XVIXVII века

А.2. Скульптор Раннего Возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3 В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Все его картины кажутся легкими и воздушными

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Рогир ван дер Вейден

С.1. Особенности Северного Возрождения

Вариант №3

А.1. Примерные хронологические рамки Раннего Возрождения:

а) 1420 по 1500

б) 1500 по 1580 год

в) XVIXVII века

А.2. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Время самого пышного развития стиля. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла.

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Фламандский живописец. Оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи.

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Ян ван Эйк

С.1. Особенности Высокого Возрождения

Вариант №4

А.1. Примерные хронологические рамки Высокого Возрождения:

а) 1420 по 1500

б) 1500 по 1580 год

в) XVIXVII века

А.2. один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

а) Ян ван Эйк

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Отличительная черта эпохи — светский характер культуры и её антропоцентризм:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение.

г) Эпоха Возрождения

А.4. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Иероним Босх

С.1. Особенности Раннего Возрождения.

Творческая мастерская. Темы проектов, творческих работ:

«Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека», «Художественные комплексы первобытной культуры», «Образы и символы первобытного искусства», «Шедевры художественной культуры Древней Передней Азии», «Роль эгейской культуры в формировании античной цивилизации», «Мастера древнегреческой вазописи», «На форуме древнего Рима», «Рождение античного театра. Греческая комедия и трагедия», «Роль христианства в становлении и развитии художественного языка византийского искусства», «Архитектурный облик западноевропейского Средневековья», «Шедевры французской готики», «Особенности романского стиля в изобразительном искусстве», «Театральное искусство средних веков», «Творчество Андрей Рублева в контексте нашего времени», «Истоки русского театра», «Музыкальная культура древней Руси», «Шедевры китайской архитектуры», «Шедевры средневековой архитектуры стран арабского Востока», «Эпоха Возрождения и новый взгляд на мир человека», «Художественные принципы искусства Высокого Возрождения», «Шедевры искусства Северного Возрождения», «Музыкальная культура эпохи Возрождения».

Содержание программы элективного курса «Мировая художественная культура» 11 класс

Программа элективного курса «Мировая художественная культура» рассчитана на учащихся 11 классов в объеме 33 часов и направлена формирование основых эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII века», «Художественная культура XIX - XX века».

Учебно – тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Требования стандарта .

Базовый уровень

Знания и умения

Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта

I. Художественная культура XVII- XVIII в.в

Стилевое многообразие искусства

XVII- XVIII в.в

2 ч

Знать художественные стили и направления в искусстве

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма

 

Архитектура барокко

Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко,

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Изобразительное искусство барокко

Знать особенности живописи барокко, основную тематику

Уметь узнавать изученные произведения.

Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини.

Уметь узнавать изученные произведения

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Знать характерные черты архитектуры классицизма

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Знать происхождение термина «классицизм».

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Знать шедевры классицизма в архитектуре России

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Изобразительное искусство классицизма и рококо

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо

Уметь узнавать изученные произведения.

Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Реалистическая живопись Голландии

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров

Уметь узнавать изученные произведения

Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев

Русский портрет

XVIII в.

Знать шедевры русских портретистов

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой

Музыкальная культура барокко

Знать шедевры музыкальной культуры барокко

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Композиторы Венской классической школы

Знать разнообразие наследия Венской классической школы

Уметь узнавать изученные произведения

Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена

Театральное искусство XVIIXVIII вв.

Знать шедевры театрального искусства XVIIXVIII вв.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Контрольная работа по теме «Художественная культура 17-18 веков».

   

II. Художественная культура XIX века

Романтизм.

Знать особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Знать национальное своеобразие

романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Изобразительное искусство романтизма

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников.

Уметь узнавать изученные произведения

Реализм – художественный стиль эпохи

Знать особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Изобразительное искусство реализма

Знать шедевры изобразительного искусства реализма

Уметь узнавать изученные произведения

Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма

«Живописцы счастья»

(художники импрессиониз­а)

Художественные искания импрессио­нистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведени­ях Э. Дега, О. Ренуара.

Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности

Многообразие стилей зарубежной музыки

Западноевропейская музыка роман­тизма. Романтический идеал и его отобра­анне в музыке Р. Вагнера и Ф. Шу­берта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчест­во К. Дебюсси и М. Равеля.

Музыка как выражение эмоцио­нальной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универ­сальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкаль­ной изобразительности в творчест­ве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шо­пена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки ро­мантизма. Связь музыки с произве­дениями изобразительного искусст­ва.

Русская музыкальная культура

Русская музыка романтизма. Зарож­дение русской классической музы­кальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкаль­ной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.

Русская музыка XIX в. – яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Героико-патриотический дух рус­ского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за ца­ря», ее историческая основа, глуби­на проникновения в суть русского характера, особая роль хора в орга­низации сценического действия Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение наци­ональных представлений о сущнос­ти жизни, добре и зле.

Пути развития западноевро­пейского театра

«Порывы духа и страсти души» в те­атре романтизма. В. Гюго как теоре­тик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в ре­алистическом театре. Э. Золя как те­оретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в на­циональном драматическом театре

«Порывы духа и страсти души» в те­атре романтизма. В. Гюго как теоре­тик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в ре­алистическом театре. Э. Золя как те­оретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в на­циональном драматическом театре

Русский драматический театр

Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор рус­ской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Остров­ского. Особенности театра А. П. Че­хова. Рождение МХТ

Театр романтизма. Разрушение
канонов классицизма. Переводные
мелодрамы основа репертуара русского романтического теат­ра.

Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характер­ные особенности.

III. Художественная культура XX века.

Искусство символизма

Художественные принципы сим­волизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Сим­вол и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Вру­беля и В. Э. Борисова- Мусатова

 

Триумф модернизма

Модерн — «последняя фаза искусст­ва прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернаци­онального стиля в искусстве. Осо­бенности модерна в различных ви­дах искусства.

Стремление выразить красоту окру­жающей природы с помощью деко­ративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метропо­литена. Интерес художников к экзо­тике Востока и традициям японско­го искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. Ее практиче­ское воплощение в творчестве Анри анн де Велде. Функциональность, ориентированность на использова­ние и применение в быту — харак­терная примета стиля модерн

Архитектура: от модерна до конструкти­визма

Идеи и принципы архитектуры на­чала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и разви­тия архитектуры конструктивизма

Идеи рационализма и конструк­тивизма и их воплощение в произ­ведениях зодчества. Интернаци­ональный характер функциональ­ной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий.

Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее разви­тии.

Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (вит ражи, панно, скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой

Стили и направления зарубежного изобразитель­ного искусства

Разнообразие художественных на­правлений и стилей изобразитель­ного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали

Разнообразие художественных на­правлений изобразительного искусст­ва. Программность искусства XX в (манифесты и декларации художников) Мастера зарубежной живописи. Фовизм А. Матисса. «Чистота худо­жественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности жи­вописной манеры, задачи творчест­ва (эссе «Заметки художника»). Про­тивопоставление живительных сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счаст­ливого бытия человека. «Солнечные полотна» в жанре портрета, ин­терьера, натюрморта и пейзажа.

Мастера русского авангарда

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналити­ческое искусство» П. Филонова. В. Тат­лин — основоположник живописного конструктивизма

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналити­ческое искусство» П. Филонова. В. Тат­лин — основоположник живописного конструктивизма

Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир XX в., разнород­ность его стилей и направлений. Но­вые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера.

Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Ком­позиторы новой Венской школы. Становление национальных школ музыки.

Русская музыка XX столетия

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравин­ского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке

Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепи­анных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня» — обобщение ранее изученного). Музыкальное творчество С. В. Рахма­нинова – органичное соединение русских и европейских традиций Красота мелодий, их неповторимы! Образный строй. Создание стиля фортепианной музыки

Зарубежный те­атр XX в.

Основные пути развития зарубежно­го театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрре­ализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет

Творческие новации, сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда и эпический театр Брехта. Зарубежный театр современности, выдающиеся режиссёры современности.

Русский театр XX в.

К. С. Станиславский и В. И. Неми­рович-Данченко как основополож­ники русского театрального искусст­ва. Понятие о «системе Станислав­ского». Театральный авангард В. Э. Мей­ерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественно­го театра

История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность.

Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20в».

   

Учебно-методический комплекс для обучающихся

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Формы контроля:

Проверка остаточных знаний умений и навыков по теме: «Художественная культура 17 -18 века»

Вариант 1.

А.1. – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

а) Триптих

б) Витраж

в) Моза́ика

г) апсида

А.2. . - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

а) Ико́на

б) Фре́ска

в) Витраж

А.3. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»

а) Готика

б) Романский стиль

в) Барроко

А.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления

а) реализм

б) романтизм

в) маньеризм

г) классицизм

д) импрессионизм

В.2

С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.

С. 2. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.

Вариант 2.

А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

а) Фре́ска

б) Триптих

в) Витраж

г) Икона

А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

А.3. Кариатида…

а) Древнегреческая богиня

б) Колонна в виде женской фигуры

в) Героиня Древнегреческого мифа

А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство – замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна

а) Готика

б) Романский стиль

в) Барроко

А.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.

а) В.Л. Боровиковский

б) М.Ф. Казаков

в) Андрей Рублев

В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления

а) рококо

б) барокко

в) классицизм

г) готика

д) романский стиль

В.2

С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.

С. 2. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.

Оценивание:

Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ

Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ

Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ

Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.

От 1 до 2 баллов – «2»

От 3 до 8 баллов – «3» Класс: 11

Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.», «Художественная культура 19 века».

Контрольная работа

Вариант 1

1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.

2. Особенности творчества Гюстава Малера

3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.

Вариант 2

1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.

2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта

3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

От 9 до 15 баллов –«4»

От 16 до 21 баллов – «5»

Напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.

Творческая мастерская. Темы проектов, творческих работ:

«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко»,

«Искусство барокко и средневековья»,

«Изобразительное искусство барокко»,

«Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини», «Своеобразие музыкальной культуры барокко»,

«Формирование классицизма во французской архитектуре 17 – 18 вв.»,

«Музыка барокко и классицизма»,

«Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена», «академическая живопись в России»,

«Историко – политические предпосылки возникновения романтизма»,

«Природа и человек в произведениях романтизма», «Герой романтической эпохи в портретной живописи»,

«Многообразие стилей западноевропейской музыки 19в.»,

«Содружество искусств в музыке романтизма»,

«Реализм – художественное направление в искусстве второй половины 19в.»,

«Реализм и натурализм»,

«Социальная тематика в творчестве русских художников - передвижников»,

«Музыкальные достижения композиторов «Могучей кучки»,

«Художественные искания импрессионистов»,

«Художники русского импрессиониста»,

«Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа 19-20вв»,

«Модерн и проблема принципа синтеза искусств»,

Проблемы жизни и смерти в произведениях Врубеля,

«Символика цвета в картинах Врубеля»,

«Кубизм как одно из направлений авангарда в искусстве начала 20вв»,

«Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства»,

«Рождение и истоки русского авангарда»,

«архитектурный конструктивизм одного из городов России»,

«реформа режиссёрского искусства»,

«Шедевры итальянского неореализма»,

«Мой любимый отечественный фильм»,

«История джаза и его истоки».

Список дополнительной литературы для учителя

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Семенов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб., 2008.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М.,1999.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. СПб., 2007.

Дмитриева Н. А. краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Вощина А. И. римский портрет. М., 1974.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Сопоцинский О. И. искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.

Кирнарская Д. К. классическая музыка для всех. М., 1997.

Еремина Т. С. Мир иконописцев. М., 2005.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Лазарев В. Н. старые итальянские мастера. М., 1972.

Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977.

Кирнарская Д. К. классическая музыка для всех.

Прусс И. Е. западноевропейское искусство 17в. М., 1991.

Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

Рапацкая Л. А. История русской музыки. М., 2001.

Федотова Е. Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.

Вентури Л. Художники Нового времени. СПб.. 2007.

Раздольская В. И. искусство Франции второй половины 19 века. Л., 1981.

Чегодаев А. Д. импрессионисты. М., 1971.

Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Клиентов А. Е. Пять встреч с музой кино. М., 2001.

Кумиры западной рок- и поп- музыки. М., 1994.

Приложения:

Полезные медиаресурсы:

«Архитектура России» http://www.archi.ru

Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/ 
Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru

Замки Европы http://www.castles.narod.ru 
Импрессионизм http://www.impressionism.ru

История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/ 
Московский Кремль: виртуальная экскурсия http://www.moscowkremlin.ru 
Музеи Московского Кремля http://www.kremlin.museum.ru 
Народы и религии мира http://www.cbook.ru/peoples/ 
Репин Илья Ефимович http://www.ilyarepin.org.ru 
Российская история в зеркале изобразительного искусства http://www.sgu.ru/rus_hist/ 
Современная мировая живопись http://www.wm-painting.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.