12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Елена Николаевна635
Россия, Костромская обл., село Судай
Материал размещён в группе «классные руководители 9 класса»
0

Программа элективного курса «Мой выбор»

Программа элективного курса «Мой выбор»

Пояснительная записка

В настоящее время появилась необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Программа элективного курса предназначена для учащихся  8-9 классов. Начинать изучение курса целесообразно в 8 классе, т.к. именно в этом возрасте подросткам интересно изучать себя. В 9 классе актуальным становится вопрос  профессионального выбора,  поэтому продолжая профориентационную работу мы знакомим учащихся  с профессиями, профессиональным пространством региона.

Содержание элективного курса предполагает  включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.

Данный элективный курс  позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности  и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

·         помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

·         подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

·         расширить знания учащихся о мире профессий;

·         обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

·         сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Форма проведения:

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные  и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.

Продолжительность курса: 12 часов

Периодичность занятий: 2 часа в неделю.

Перечень формируемых знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии
  • Понятие « профессия» и « профессиональная деятельность»
  • Психологические и психофизиологические ресурсы личности   и влияние их на выбор профессии
  • Понятия: темперамент, характер, мышление, память, внимание, понятие об эмоционально- волевой сфере
  • Стили общения и поведение человека
  • Значение творческого потенциала личности, планирование своей карьеры

Учащиеся должны уметь:

  • Соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии
  • Составлять свой личный профессиональный план быстро его менять
  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального  образования

 Ожидаемые результаты:

1.        Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

2.        Знание своих психологических и психофизических особенностей

3.        Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону

4.        Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации

5.        Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

Оборудование:

·         Мультимедийный проектор

·         Компьютер

·         Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование:

занятия

                  Тема занятия

Количество

часов

1

Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика« На распутье»

1

2

Многообразие мира профессий .Понятия: профессия, специальность, должность.

Типы профессий. Классификация по типам профессий (профессии типа: «Человек-техника», «Человек-человек»,

«Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный образ»). Формула профессии.

2

3

Внутренний мир человека и возможности самопознания. Самооценка личности. Склонности и интересы в профессиональном самоопределении. Секреты выбора профессии               

1

 

       

4

 

 

Секреты выбора. Мотивы выбора профессии: «Я хочу». Методика «Карта интересов». Тест  Е.А.Климова «Что вы предпочтете?» Я могу». Заполнение карты развития трудовых психофизиологических качеств. «Я надо». Компромисс трех «Я». Рекомендации по выбору профессии.

2

5

Профессиональная пригодность. Профессиональное самоопределение. Составление профессиограмм.

1

6

Профессиональная перспектива. Рекомендации по выбору профессии. Экскурсии на предприятия.

2

7

Современный рынок труда. Требования рынка труда.  Типичные ошибки при выборе профессии.

1

8

Деловая игра: «Защита профессий»

2

Итого

 

12

Содержание курса

ЗАНЯТИЕ № 1  -  1 час

Тема: Водное занятие. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика

Цель: Создать положительную мотивацию к изучению курса.

Содержание: Знакомство с группой, обзор целей курса , коммуникативные игры , направленные на создание доброжелательной атмосферы, игра «Цепочка профессий», направленная на развитие умений выделять общее в различных видах профессий.

 ЗАНЯТИЕ № 2.  - 2 часа

 Тема: Многообразие мира профессий. Понятия: профессия, специальность, должность.Типы профессий. лассификация по типам профессий (профессии типа: «Человек-техника», «Человек-чеКловек»,

«Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный образ»). Формула профессии.

Цель: Дать понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство с типами, группами, классами, отделами профессий, уточнение образа наиболее привлекательной профессии.

Содержание: Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям  труда.

Работа с дифференциально-диагностическим опросником.

 

 ЗАНЯТИЕ № 3 -1 час  

 Тема: Внутренний мир человека и возможности самопознания. Самооценка личности. Склонности и интересы в профессиональном самоопределении.

Цель: Активизировать размышления о мотивах выбора.

Содержание: Общее представление об интересах и склонностях. Работа с картой интересов, методикой тематических вербальных ассоциаций, способствующих осознанию мотивов в профессиональном самоопределении.

Практическое занятие - диагностика, тренинг

 ЗАНЯТИЕ № 4. - 2 часа

 Тема: Секреты выбора. Мотивы выбора профессии.

Цель: Ознакомить с условиями, необходимыми для оптимального выбора.

Содержание: Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Профориентационная игра «Кто есть кто», развивающая умение соотнести свой образ с различными профессиями.

 ЗАНЯТИЕ № 5. -1 час

 Тема: Профессиональная пригодность. Профессиональное самоопределение.

Цель: Дать понятие о составляющих профессиональной пригодности.

Содержание: Роль здоровья, образования, способностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении. Профориентационная игра «Будь готов», способствует осознанию готовности к различным видам деятельности.

ЗАНЯТИЕ № 6. - 2 часа

Тема:  Профессиональная перспектива. Рекомендации по выбору профессии.

Цель: Осознание основных личностных смыслов.

Содержание: Информация об уровнях и видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП. Профориентационная игра «Эпитафия» и «Звездный  час»,  позволяющая соотнести свое представление о счастье с  определенной профессиональной деятельностью.

 ЗАНЯТИЕ № 7. - 1 час

Тема: Современный рынок труда.

Цель: Дать понятие о ситуации на рынке труда.

Содержание: Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута

ЗАНЯТИЕ № 8. - 2 часа

Тема: Деловая игра: «Защита профессий»

Используемые методические материалы

        Тестовые методики:

1).  Карта интересов (компьютерная).

2).  Методика  тематических вербальных ассоциаций.

3).  Корректурная проба.

4).  Тест Амтхауэра.

5).  Тест Айзенка.

6).  «Кто я»

7).  ДДО (компьютерная).

8).  Опросник Лири и другие

·        Профориентационные психологические игры

1.    «Цепочка профессий»

2.    «Кто есть кто»

3.    «Будь готов»

4.    «Три судьбы»

5.    «Эпитафия»

6.    «Звездный час»

7.    «Торг» и другие

 

Используемая литература.

1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

2. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков” М, 2000 г.

Опубликовано в группе «классные руководители 9 класса»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.