12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шпирна Елена Ивановна40
Украина, ДНР, город Донецк, город Донецк

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ ШКОЛА № 101

Согласовано Утверждено

Протокол заседания Ученого совета Приказом Министерства

Донецкого института последипломного и науки Донецкой Народной

Педагогического образования Республики

___________ 20__-№ ____ _______________20___№__

 

 

Программа факультативного курса

СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ

5-6 классы

(34 часа в год)

Донецк – 2016

«Одобрено к использованию

в образовательных организациях»

комиссией _________________________

______________________________________

Министерства образования и науки ДНР

Протокол № _____________________

Рецензенты:

Глинченко Светлана Александровна, руководитель районного методического объединения, учитель русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы № 100

Краткая аннотация к программе:

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 5 – 6 классах. Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 год. 

Благодаря данному курсу обучающиеся смогут лучше усвоить основные правила орфографии, выработать систему работы над словом как объектом словесности, что позволит им значительно улучшить орфографическую грамотность. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых знаний основных правил орфографии. Немаловажным также является ориентация на создание собственных алгоритмов запоминания правил. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку учащихся к ГИА в новой форме.     

 

Автор: Шпирна Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы № 101, высшая категория, Старший учитель

Рецензенты:

Глинченко Светлана Александровна, руководитель районного методического объединения, учитель русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы № 100

Утверждено педагогическим советом школы

(протокол № _1____ от “_28_____” __августа__________ 2016г.)

Директор _______________ Кубракова В.С.

 

Согласовано с методическим кабинетом

Заведующий ___________________ Горшовенко Е.Н.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 5 – 6 классах. Благодаря данному курсу обучающиеся смогут лучше усвоить основные правила орфографии, выработать систему работы над словом как объектом словесности, что позволит им значительно улучшить орфографическую грамотность. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых знаний основных правил орфографии. Немаловажным также является ориентация на создание собственных алгоритмов запоминания правил. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку учащихся к ГИА в новой форме.     Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 год. Курс рассчитан на учащихся с разной степенью мотивации и обученности.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию навыков грамотного письма учащихся. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Программа включает разделы, которые содержат сведения о правилах орфографии в занимательной форме, что позволит учащимся с интересом воспринимать новые знания. Часть заданий направлена на отдых от серьезной работы. Во-первых, чтобы немного отвлечь детей от сложных заданий, во-вторых, чтобы привлечь их к чтению хороших книг. Ведь чтение книг напрямую связано с грамотностью, а в содержании занятий курса есть специальные упражнения, направленные на запоминание правописания сложных слов.

На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

Современный русский язык

Культура речи

Историческая грамматика

Диалектология

Введение в языкознание

Стилистика

Программа курса построена таким образом, что дети приучаются самостоятельно создавать алгоритмы запоминания, искать свои секреты орфографии. И, самое главное, курс прививает обучающимся желание быть грамотными людьми, воспитывает культуру речи.

Цель: помочь учащимся 5- 6 класса разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации с помощью изучения истории языка, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеть  родным языком.

Задачи:

расширение знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

овладение основными правилами орфографии в занимательной форме;

развитие орфографических умений и навыков;

формирование умения анализировать слова, выделять в них проблему;

составление собственных самоинструкций при работе со словом;

повышение уровня логического мышления учащихся;

создание условий для формирования языковой компетенции;

развитие интереса к истории своего народа через историю языка.


 Развивающие задачи курса:

развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

способствовать развитию  речи учащихся;

совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой).

 

 Воспитательные задачи курса:

формировать ключевые компетенции;

повышать интерес к гуманитарному образованию;

воспитывать грамотного гражданина Донецкой Народной Республики.

Формы работы:

теоретические и практические занятия

групповая и индивидуальная работа

игровые занятия и упражнения


 

Методы и приемы:

лекция

беседа

объяснение учителя

исследование

наблюдение

сопоставление и анализ

создание проблемной ситуации 

анализ текстов различных стилей и типов 

работа с тестами

различные виды грамматического разбора 

 

Виды деятельности учащихся:

работа со словарем

исследование слов

составление инструкций

создание таблиц, схем, алгоритмов

самостоятельное составление правил

работа с текстом

работа с таблицами, схемами, алгоритмами 

обсуждение, диалог

анализ орфограмм

составление таблиц

развитие умений видеть орфограмму в слове

самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий

написание и редактирование орфографических диктантов 

Основные методы и приёмы работы: 

Использованы следующие методы, способы обучения, педагогические технологии:

информационно-коммуникативные технологии

технология проблемного обучения

технология дифференцированного обучения

технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)


 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

Раздел 1. Дорога к письменности

1.1. Как обходились без письма

1.2. Древние письмена

Итого по разделу: 2

2

1

1

Реферат

Раздел 2. Кто – кто в алфавите живет?

2.1. Как возникла наша письменность

2.2. Меня зовут Фонема

2.3. Для всех ли фонем есть буквы

Итого по разделу: 3

3

1

2

Проект

Раздел 3.

В путь за «главным» правилом

3.1. «Ошибкоопасные места»

3.2. Тайна фонемы

3.3. Опасные согласные

3.4. На сцене – гласные

3.5. Выходим на «главное» правило про сильные позиции гласных и согласных фонем

Итого по разделу: 5

5

2

3

Составление кроссвордов

Раздел 4.

«Фонемные» и «нефонемные» правила

4.1. Фонемы повелевают буквами

4.2. Когда ь пишется, а когда не пишется

4.3. Ваши старые знакомые: всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные

4.4. Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!

4.5. «Нефонемное» правило о правописании ь после шипящих в конце слова

Итого по разделу: 5

5

1

4

Тестовые задания

Раздел 5.

Как «оседлать» правило?

5.1. Волшебное средство – «самоинструкция»

5.2. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

Итого по разделу: 2

1

1

1

Составление инструкций - правил

Раздел 6.

Память и грамотность

6.1. Волшебные качества памяти

6.2. Способы запоминания

Итого по разделу: 2

2

1

1

Составление памяток

Раздел 7.

Из чего строятся слова?

7.1. Строительная работа морфем.

7.2. Где же хранятся слова?

Итого по разделу: 2

1

1

1

Задания по морфемному анализу

Раздел 8.

Приставки – труженицы

8.1.Поговорим обо всех приставках сразу.

8.2. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы)

8.3. Нарушители главного правила (приставки второй группы)

8.4. Самые трудные (приставки третьей группы)

8.5. Что означает приставка при-?

8.6. Что означает приставка пре-?

8.7. Тренируемся все вместе.

Итого по разделу: 7

7

2

5

Тестовые задания

Раздел 9.

Смотри в корень!

9.1. Слова – «родственники»

9.2. Кто командует корнями

9.3. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

9.4. «Пересаженные» корни

Итого по разделу: 4

4

1

3

Составление тестовых заданий

Резерв: 2 часа

       

Всего: 34 часа

34

11

23

 

 

Программа факультативного курса «Секреты орфографии»

Название раздела, темы

Содержание учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся)

1.

Дорога к письменности

1. Как обходились без письма.

2. Древние письмена.

2

Знания о письменах и письменности.

Умение расшифровывать древние письмена.

2.

Кто – кто в алфавите живет?

 

1. Как возникла наша письменность?

2. Меня зовут Фонема.

3. Для всех ли фонем есть буквы?

 

3

Умение распознавать морфемы в словах

3

В путь за «главным» правилом

1. «Ошибкоопасные места».

2. Тайна фонемы.

3. Опасные согласные.

4. На сцене – гласные.

5. Выходим на «главное» правило про сильные позиции гласных и согласных фонем

5

Умение распознавать фонемы в сильной и слабой позиции.

Умение находить в тексте слова с безударной гласной, непроизносимой согласной.

4

«Фонемные» и «нефонемные» правила

1. Фонемы повелевают буквами.

2. Когда ь пишется, а когда не пишется?

3. Ваши старые знакомые.

4. Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»!

5. «Нефонемное» правило о правописании ь после шипящих в конце слова

5

Навыки правописания ь в зависимости от частей речи.

Умение распознавать случаи правописания непроизносимых согласных

5

Как «оседлать» правило?

1. Волшебное средство – «самоинструкция»

2. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

2

Умение применять самоинструкцию при сложных случаях правописания.

6

Память и грамотность

1. Волшебные качества памяти

2. Способы запоминания

2

Привитие навыка умения «видеть» слова « в уме».

Умение использовать речедвигательную память

7

Из чего строятся слова?

1. Строительная работа морфем.

2. Где же хранятся слова?

2

Развитие умений работать со словарями

8

Приставки – труженицы

1.Поговорим обо всех приставках сразу.

2. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (приставки первой группы)

3. Нарушители главного правила (приставки второй группы)

4. Самые трудные (приставки третьей группы)

5. Что означает приставка при-?

6. Что означает приставка пре-?

7. Тренируемся на все вместе.

7

Развитие умений правильно применять приставки, а так же правильно их писать

9

Смотри в корень!

1. Слова – «родственники»

2. Кто командует корнями

3. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

4. «Пересаженные» корни

4

Умение распознавать родственные слова.

Развитие умений правильно применять правило «ИРА»

 

Ожидаемые результаты:

1) В результате изучения курса учащиеся:

- получат новые знания из области орфографии;

- овладеют умением анализировать текст с точки зрения трудных случаев правописания;

- научатся работать с трудными словами;

- смогут проводить различные виды анализа слов;

- приобщатся к чтению художественной литературы.

2)  По окончании курса учащиеся должны знать:

-принципы русской орфографии и пунктуации;

-исторически сложившиеся закономерности языка;

-основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность.

  3) По окончании курса учащиеся должны уметь:

-использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

-применять теоретические знания на практике;

-грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

-владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

 

     Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


 

Литература, использованная для составления программы:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Просвещение. 2013г.

В. В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение, 1997.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.


 

Рецензия на программу
факультативного курса «Секреты орфографии»,
разработанную учителем русского языка и литературы ДОШ № 101 Шпирной Е.И. Предлагаемая программа предназначена для занятий по русскому языку с учащимися 5-6 классов.

Программа разработана учителем русского языка и литературы ДОШ №

101 Шпирной Еленой Ивановной.

Программа факультатива рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).

В структурном отношении в программе представлены:

объяснительная записка,

определены цели и задачи курса,

содержание курса,

наиболее эффективные методы проведения занятий,

требования к выработке умений и навыков учащихся. Представлен список используемой и рекомендуемой литературы для

учителя.

Содержание курса подтверждает главную цель обучения русскому языку – формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся и развитие орфографической грамотности, которая предполагает совершенствование языковых навыков учащихся, развитие межпредметных связей, повышение уровня общей культуры и образованности, повышение мотивации к овладению навыками грамотного письма. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых знаний основных правил орфографии. Немаловажным также является ориентация на создание собственных алгоритмов запоминания правил. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку учащихся к ГИА в новой форме.  

Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость проведения факультативного курса с учащимися 5-6 классов.

Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе.

 

Рецензент: руководитель районного методического объединения, учитель русского языка и литературы ДОШ № 100 Глинченко Светлана Александровна.


 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.