12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клячина Ирина Валерьевна2142
Учитель-технолог. Веду уроки технологии, черчения, кружковые занятия у детей в средней и начальной школе. Педагог-организатор, лектор краевых и городских семинаров и конференций. Работаю с детьми с ОВЗ, их родителями, педагогами коррекции и инклюзии.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Программа изучения

Правил Дорожного Движения

(1-11 классы)

 


                                                                                                                 Автор:

Клячина Ирина Валерьевна

 

г. Пермь, 2016 г.

Пояснительная записка

В условиях интенсивно-транспортной среды увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Попадание человека в дорожно-транспортное происшествие — всегда большое несчастье. Попадание ребенка — это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил тяжелой травмы, - ведь это морально-психическое потрясение, какое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Поэтому одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих людей и машин.

Программа базируется на системном подходе к решению про­блемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД.

Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый инте­рес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

 

Обучающие задачи:

 расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

 изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

 формирование практических умений пешеходов;

 формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

 освоение детьми и подростками, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Воспитательные задачи:

 формирование культуры участника дорожного движения;

 воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

 профессиональная ориентация детей и подростков на выбор профессии водителя автотранспортного средства или сотрудника ГИБДД.

Развивающие задачи:

 развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

 развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

При работе с учащимися, следует придерживаться несколько простых, но очень важных принципов:

- речь идет не столько о заучивании обучающихся правил, сколько о воспитании школьников. Главное не заучивать правила, сколько их понять (принять), превратить в прочные навыки;

- обучение идет не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;

- учителя, классные руководители и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой;

- занятия нужно проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно!), в процессе игр, прогулок, экскурсий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;

- развивать ребенка: его координацию внимания, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны для безопасного поведения на улице;

- как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях; по определению расстояния (далеко — близко, дальше — ближе), скорости (быстрее — медленнее), размеров (больше — меньше);

- использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. Рассказ и игра, беседа и видео- DVD фильмы, чтение книги и прогулка - все необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения;

- исходить из того, что в школьном возрасте детей нужно приучать к безопасному поведению вообще.

Программа включает в себя:

проведение тематических классных часов;

беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися и учителями;

участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;

проведение «Месячника безопасности дорожного движения»;

участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции «Внимание – дети!»;

ознакомление обучающихся с аналитическими данными о дорожно-транспортных происшествиях;

ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места.

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 ­класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 40 минут, в I классе – 35 минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.

Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.

Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

На занятиях учащиеся

приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);

усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);

учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;

усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;

учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги).


 

Обучение правилам дорожного движения происходит с первого класса по одиннадцатый. Учебные занятия проводятся один раз в месяц. Программа рассчитана на 9 часов в каждом классе. В планирование не включены экскурсии и инструктажи, которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей своего класса.


 

                                                        Тематическое планирование по ПДД

Название месяца

Тема

Количество часов

1 класс

Сентябрь

Безопасность на улице. Как правильно переходить улицу.

1

Октябрь

Наиболее безопасный путь в школу и домой.

1

Ноябрь

Светофор и его сигналы.

1

Декабрь

Знакомство с дорожными знаками: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «движение пешеходов запрещено», «дети», «подземный переход».

1

Январь

Будь внимателен и осторожен! Движение группами.

1

Февраль

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

Март

Где можно,а где нельзя играть?

1

Апрель

Знакомство с транспортом города.

1

Май

Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей.

1

2 класс

Сентябрь

Почему на улицах опасно?

1

Октябрь

Причины ДТП (разбор конкретных ситуаций).

1

Ноябрь

Безопасный маршрут на стадион, в парк, кинотеатр.

1

Декабрь

Места игр и катания на, санках, лыжах и коньках.

1

Январь

Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Въезд запрещен», «Место стоянки», «Наземный переход» и т.д.

1

Февраль

Разметка улиц и дорог. Светофоры. Регулировщик движения.

1

Март

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

Апрель

Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

1

Май

Пешеходы. Движения группами. Правила перехода улицы

1

3 класс

Сентябрь

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.

1

Октябрь

Разбор конкретных случаев ДТП и их причины.

1

Ноябрь

Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги.

 

Декабрь

Дорога и ее главные составляющие: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная дорожка и велосипедная дорожка.

1

Январь

Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

1

Февраль

Переход улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение.

1

Март

Обязанности пассажиров. Правила перехода улиц и дорог при выходе из общественного транспорта.

1

Апрель

Сигналы, подаваемые водителем транспортных средств.

1

Май

Особенности движения пешеходов на загородных дорогах

1


 

4 класс

Сентябрь

Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, троллейбус) сразу остановиться?

1

Октябрь

Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека

1

Ноябрь

Тормозной путь. Тормозное расстояние. Как обходить стоящий (останавливающийся) транспорт?

1

Декабрь

Предупредительные сигналы водителей.

1

Январь

Разбор конкретных случаев ДТП и их причины.

1

Февраль

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них.

1

Март

Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.

1

Апрель

Когда ты становишься водителем. Езда на велосипеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности

1

Май

Итоговое занятие. Выполнение тестов по ПДД.

1

5 класс

Сентябрь

Причины возникновения и возможные последствия ДТП

1

Октябрь

Современный транспорт –зона повышенной опасности

1

Ноябрь

Опасности, подстерегающие пассажира.

1

Декабрь

Сигналы светофора с дополнительными секциями.

1

Январь

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

Февраль

Правила поведения в аварийных ситуациях.

 

Март

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила.

1

Апрель

Перекрестки и их виды. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

1

Май

Итоговое занятие. Викторина «Знатоки ПДД»

1

6 класс

Сентябрь

Современный транспорт. Основные правила безопасности в общественном транспорте. Правила поведения в аварийных ситуациях.

1

Октябрь

Причины дорожно -транспортных проишествий.

1

Ноябрь

Назначение дорожной разметки.

1

Декабрь

Дорожные знаки.

1

Январь

Остановочный путь транспорта.

1

Февраль

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

Март

Технические требования, предъявляемые велосипеду.

1

Апрель

Движение групп велосипедистов.

1

Май

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

1

7 класс

Сентябрь

Правила безопасного движения.

1

Октябрь

Поведение человека при ДТП.

1

Ноябрь

Движение транспортных средств.

1

Декабрь

Остановочный путь транспортных средств.

1

Январь

Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

Февраль

Правила безопасного поведения на водоемах зимой.

1

Март

Технические требования к движению велосипедистов.

1

Апрель

Движение групп велосипедистов.

1

Май

Итоговое занятие. Викторина «Знатоки ПДД»

1


 

8 класс

Сентябрь

Правила движения – законы улиц и дорог.

1

Октябрь

Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

1

Ноябрь

Разметка улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в коллективах.

1

Декабрь

Правила поведения и меры безопасности на водоеме зимой.

1

Январь

Опасность движения транспорта по обледенелой дороге.

1

Февраль

Сигналы регулировщика, обеспечивающие движение автотранспорта.

1

Март

Правостороннее и левостороннее движение.

1

Апрель

Велосипеды, мопеды , мотоциклы в городе и на загородной дороге.

1

Май

Проверка знаний по ПДД

1


 

9 класс

Сентябрь

Правила движения – законы улиц и дорог.

1

Октябрь

Начало движения и маневрирования.

1

Ноябрь

Опасность движения транспорта по обледенелой дороге.

1

Декабрь

Правила поведения и меры безопасности на водоеме зимой.

1

Январь

Применение аварийной сигнализации и знаки аварийной остановки.

1

Февраль

Основные требования по допуску велосипедов, мопедов, мотоциклов.

1

Март

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах Проезд по железнодорожным переездам.

1

Апрель

Поведение участников и очевидцев ДТП. Оказание первой медицинской помощи при ДТП.

1

Май

Проверка знаний по ПДД

1

10-11 класс

Сентябрь

Правила безопасного движения.

1

Октябрь

Ответственность за нарушение ПДД.

1

Ноябрь

Опасность движения транспорта по обледенелой дороге.

1

Декабрь

Правила поведения и меры безопасности на водоеме зимой.

1

Январь

Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Предупредительные знаки водителей.

1

Февраль

Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.

1

Март

Поведение участников и очевидцев ДТП. Оказание первой медицинской помощи при ДТП

1

Апрель

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах Проезд по железнодорожным переездам.

1

Май

Проверка знаний по ПДД

1

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.