Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Физикон» для обучающихся 7 классов

7
0
Материал опубликован 17 May 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Алексашкино Питерского района Саратовской области»

«Согласовано»

ЗДУВР ______ /Шишкалиева Л В/

«____» ________201 г

«Утверждаю»

Директор школы________/Панышева И Н/

Приказ №____ от

«_____» _______201 г

Рабочая программа

педагога

Анохиной Галины Ивановны,

1 квалификационная категория

кружка

«ФИЗИКОН»

7 класс, ФГОС

201 -201 учебный год


 


 


 


 


 

Пояснительная записка.

"Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны"
Эсхил

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Программа кружка «ФИЗИКОН» относится к социально-педагогическому направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Программа кружка рассчитана на обучающихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физика. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.

Цели программы

Образовательная:

развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

выдвигать гипотезы и строить модели;

применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

на практике использовать физические знания.

Просветительская:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

расширение кругозора обучающихся.

Воспитательная:

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;

необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.

Отличительная особенность: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки.

Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут. Численный состав группы 13 человек. В начале года и во втором полугодии с обучающимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность, консультация с учителем; работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Сроки проведения

План/факт

Цель занятия

Содержание занятия

1

Что изучает физика

 

Изучить содержание физической науки, виды физических явлений.

Знакомство с содержанием курса кружка, с его особенностями и отличиями от обычных уроков физики. Заводится «Тетрадь открытий».

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Измерение длины спички, указательного пальца, длины окружности головы.

Отметить на глаз длины 1дм, 1см, 1мм.

Измерение длины ступни от конца пятки до конца большого пальца.

Измерение площади дна чайного стакана.

Измерение объема 50 горошин гороха.

Определение цены деления приборов (по карточкам).

2

Качественные задачи на движение

 

Получить навыки в решении задач.

Качественные задачи по физике дорожного движения и автомобиля.

3

Решение экспериментальных задач на движение

 

Получить навыки в решении задач

Экспериментальные задачи по физике дорожного движения Пример одной из задач: Взрослому и ребёнку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, второму – в противоположном направлении. На обоих берегах имеется доска, но каждая из них несколько короче расстояния между берегами. Каким образом взрослый и ребёнок смогут перебраться с одного берега на другой?

4

Физика и биология

 

Укрепить межпредметные связи «физика - биология».

Физика в живой и неживой природе.

5

Физика и литература

 

Укрепить межпредметные связи «физика - литература»

И физика, и лирика: анализ стихов Пушкина с естественнонаучных позиций.

6

Физика и медицина

 

Показать значение

Физики в медицине

Применение знаний физики в медицине.

7

Физика в народных приметах погоды

 

Объяснить народные приметы с точки зрения физики

Прогноз погоды. Объяснение народных примет, используя знания физики.

8-9

Физика и времена года: физика осенью, физика зимой, физика весной, физика летом

 

Объяснить связь между временами года и физикой

Изучение физики на основе опыта и наблюдений физических явлений

10

Физика в загадках

 

Развитие сообразительности, смекалки.

Загадки о физических явлениях и технических объектах.

11

Физика в бане

 

Объяснить физические явления в бане

Рассмотреть физику явлений в бане

12-13

Сделай и исследуй сам.

 

Провести исследования

Изготовление приборов, самостоятельное проведение исследований

14

Час занимательных опытов

 

Провести занимательные опыты

Проведение опытов Огонь-художник, фокус с шариком, слоёный пирог из воды и масла и т.д. Перед учащимися стоит проблема разгадать фокус

15

«Почемучкины задачи»

 

Получить навыки в решении качественных задач

Решение задач

16

Праздничная" физика

 

Изучить праздник в мире физики

Рассмотреть физику явлений в праздничных ситуациях

17

Физика в весёлых картинках

 

Объяснить физическое понятие или явление, изображённое на картинках.

Физические явления в весёлых картинках. Лабораторные работы-шутки:

Убеждение самого себя в существовании атмосферного давления.

Измерения способом рядов.

Определение цены деления прибора для измерения трусости.

Творческая экспериментальная работа «Определение плотности воздуха в кабинете физики».

18

Турнир "Житейские тесты".

 

Развитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний

Проведение турнира

19

Физическая игра «Счастливый случай»

 

Закрепление знаний, развитие интереса к физике.

игра (в форме презентации) на применение знаний, полученных в курсе физики

20

«Денежная" физика

 

Провести исследования

Использование монет, денежных купюр для проведения опытов

21

Физика в сказках, легендах и мифах

 

Развитие интереса к физике.

Произведения народного эпоса - сказки, легенды и мифы, отражающие те или иные физические явления.

22

Физическая игра «Устами младенца»

 

Развитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.

Проведение игры «Устами младенца».

23

Физика и техника

 

Показать использование знаний по физике в технике.

Знакомство с характеристиками различных видов транспорта.

24

Решение задач на смекалку

 

Получить навыки в решении задач.

Физические задачи на смекалку.

25

Физика человека.

 

Рассмотреть физические свойства и особенности человека

Объяснение жизненных ситуаций, проблем человеческого организма

26-27

Физика и электричество.

 

Рассмотреть электрические явления

Решение задач, проведение опытов

28

Физика на кухне

 

Рассмотреть полезные народные советы, выполнить практические работы.

Определение массы вещества без весов. Нахождение плотности вещества.

29-30

Дюжина кухонных экспериментов.

 

Развитие интереса к физике.

Проведение опытов

31-32

Защита презентаций-проектов

 

Развитие интереса к физике.

Защита проектов, моделей, исследовательских работ.

33-34

Экспериментальная физика

 

Провести занимательные опыты

Наблюдение за объектами природного окружения

35

Итоговое занятие «Без знания физики удачи не видать!»

 

Заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни.

игра (в форме презентации) на применение знаний, полученных в курсе физики

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные результаты

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

развитие мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметные результаты

овладение способами самоорганизации учебной и внеурочной деятельности;

освоение приемов исследовательской деятельности;

формирование приемов работы с информацией;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Воспитательные результаты:

Первый уровень

формирование у подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним;

формирование экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению);

Второй уровень

активное участие в природосберегающей деятельности;

осознанный выбор здорового образа жизни;

развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, состраданию;

Третий уровень

развитие настойчивости и воли в достижении целей самообразования и улучшения состояния окружающей природной среды.

ЛИТЕРАТУРА:

Абдурахманов С. Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах
сельских школ. М.: «Просвещение», 1990

В. И. Елькин Оригинальные уроки физики и приёмы обучения. Кн. 2. М.«Школа-Пресс», 2001

В. И. Елькин Необычные учебные материалы по физике.
М. «Школа-Пресс», 2000

Ланге В. П. Экспериментальные физические задачи на смекалку.

Перельман Я. И. Занимательная физика. Кн. 1-2. -М. ,1976

Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М.: Школьная Пресса, 2002

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации