12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Lelas96 В школе работаю 28 лет.Мне 47 лет.Зовут Ольга. Россия, Курская обл., Курск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа кружка «Корригирующая гимнастика»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В. З. Петрашова» г. Курска
« Рассмотрено» на заседании МО учителей художественно-эстетического и спортивно- оздоровительного цикла Протокол № 5 от « 30 » мая 2016 г. Руководитель МО ____________/ Симеонова О.В | « Принято» на заседании педагогического совета Протокол № от « » июня 2016 г. Председатель МС _________ / Прокопова Е.В. | «Утверждено» Приказ № От « » июня 2016 г. Директор МБОУ «СОШ №2 имени В.З. Петрашова» ________/ Бойтман Т.Д. |
Программа внеурочной деятельности
«КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА »
Направление: спортивно-оздоровительное.
Возраст детей: 7 - 11 лет
2016 год
Пояснительная записка
Программа «Коррегирующая гимнастика» составлена на основе “ Программы внеурочной спортивно- оздоровительной деятельности” ( корригирующая гимнастика для 1-4 классов) В.П. Степанов С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов “ Программа внеурочной деятельности”, Москва- “ Просвещение”, 2011 год.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся на-
чальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спор-
тивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.
Цели и задачи
- Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач:
- Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
- Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
- Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
- Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.
Программа ориентирована на школьников 1-4 класс и имеет общий объем – 135 часов.
Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой - 15человек.
Режим занятий:
1 час в неделю: в 1классе по 35 мин, 2,3,4 классы - 40 мин.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды: мальчики – футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты);
девочки – гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги – гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так
и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ожидаемые результаты:
Личностных УУД:
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивных УУД
- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативных УУД
- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;
- формирование умения планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- умений конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата
Познавательных УУД
- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физи-
ческое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Пить-
евой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы . Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и
после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и
этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окру-жающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (12 часов).
3.1. Упражнения в ходьбе и беге (2 часа). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с
соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра;
захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук (2 часа). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в
движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища (2 часов). На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (2 часа). На месте в различных исходных
положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (12 часов).
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (2 часа). Упражнения в
различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета (2 часа). Упражнения на месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (2 часа). Упражнения у
опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие (3часа). На месте в различных исходных положениях ту-
ловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость (3 часа). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и дина-мических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения (2 часа). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (2 часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания;
упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (1 часа).
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные,дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (1 часа)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка
организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (2 часа).
9.1. Физкультурный праздник (1 час).
Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание
ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке
одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы
мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (1 час).
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимна-
стике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ.
Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые вы-
ступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Формы контроля
1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).
2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с
предметами и без).
3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз-
ни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.1 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2.2 | Влияние питания на здоровье | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Общая физическая подготовка | 48 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
3.1 | Упражнения в ходьбе и беге | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.2 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.3 | Упражнения для ног | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.4 | Упражнения для туловища | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3.5 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Специальная физическая подготовка | 48 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
4.1 | Формирование навыка правильной осанки. | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.2 | Укрепление мышечного корсета | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.3 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 10 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
4.4 | Упражнения на равновесие | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.5 | Упражнения на гибкость | 6 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
4.6 | Акробатические упражнения | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5 | Дыхательные упражнения | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
6 | Упражнения на расслабление | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
7 | Самоконтроль и психорегуляция | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Самомассаж | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Контрольные испытания и показательные выступления | 3 | - | 1 | 1 | 1 | |
9.1 | Физкультурный праздник | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9.2 | Праздник здоровья | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, тем | Кол-во часов | Дата (неделя) |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | 1 |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 2 | |
3 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | 0,5 | 2 |
4 | Влияние питания на здоровье | 0,5 | |
5 | Гигиенические и этические нормы | 1 | 3 |
Общая физическая подготовка | 12 | ||
6 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 4 | 4-7 |
7 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 2 | 8-9 |
8 | Упражнения для ног | 2 | 10-11 |
9 | Упражнения для туловища | 2 | 12-13 |
10 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 2 | 14-15 |
Специальная физическая подготовка | 12 | ||
11 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 2 | 16-17 |
12 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | ||
13 | Укрепление мышечного корсета | 2 | 18-19 |
14 | Укрепление мышечного корсета | ||
15 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 2 | 20-21 |
16 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | ||
17 | Упражнения на равновесие | 2 | 22-23 |
18 | Упражнения на гибкость | 2 | 24-25 |
19 | Акробатические упражнения | 2 2 | 26-27 |
20 | Дыхательные упражнения | 1 | 28 |
21 | Упражнения на расслабление | 1 | 29 |
22 | Самоконтроль и психорегуляция | 1 | 30 |
23 | Самомассаж | 1 | 31 |
24 | Контрольные испытания и показательные выступления | - | |
25 | Физкультурный праздник | 1 | 32 |
26 | Праздник здоровья | 1 | 33 |
27 | Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п | Название раздела, тем | Кол-во часов | Дата (неделя) |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | В процессе |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 | В процессе |
3 | Общая физическая подготовка | 12 | |
4 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 4 | 1-4 |
5 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 2 | 5-6 |
6 | Упражнения для ног | 2 | 7-8 |
7 | Упражнения для туловища | 2 | 9-10 |
8 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 2 | 11-12 |
9 | Специальная физическая подготовка | 14 | |
10 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 2 | 13-14 |
11 | Укрепление мышечного корсета | 2 | 15-16 |
12 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 2 | 17-18 |
13 | Упражнения на равновесие | 2 | 19-20 |
14 | Упражнения на гибкость | 2 | 21-22 |
15 | Акробатические упражнения | 4 | 23-26 |
16 | Дыхательные упражнения | 1 | 27 |
17 | Упражнения на расслабление | 1 | 28 |
18 | Самоконтроль и психорегуляция | 1 | 29 |
19 | Самомассаж | 1 | 30 |
20 | Контрольные испытания и показательные выступления | 2 | 31-32 |
21 | Физкультурный праздник | 1 | 33 |
22 | Праздник здоровья | 1 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п | Название раздела, тем | Кол-во часов | Дата (неделя) |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | В процессе |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 | В процессе |
3 | Общая физическая подготовка | 12 | |
4 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 4 | 1-4 |
5 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 2 | 5-6 |
6 | Упражнения для ног | 2 | 7-8 |
7 | Упражнения для туловища | 2 | 9-10 |
8 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 2 | 11-12 |
9 | Специальная физическая подготовка | 14 | |
10 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 2 | 13-14 |
11 | Укрепление мышечного корсета | 2 | 15-16 |
12 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 2 | 17-18 |
13 | Упражнения на равновесие | 2 | 19-20 |
14 | Упражнения на гибкость | 2 | 21-22 |
15 | Акробатические упражнения | 4 | 23-26 |
16 | Дыхательные упражнения | 1 | 27 |
17 | Упражнения на расслабление | 1 | 28 |
18 | Самоконтроль и психорегуляция | 1 | 29 |
19 | Самомассаж | 1 | 30 |
20 | Контрольные испытания и показательные выступления | 2 | 31-32 |
21 | Физкультурный праздник | 1 | 33 |
22 | Праздник здоровья | 1 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п | Название раздела, тем | Кол-во часов | Дата (неделя) |
1 | Вводное занятие (правила техники безопасности) | 1 | В процессе |
2 | Теоретические сведения (основы знаний) | 1 | В процессе |
3 | Общая физическая подготовка | 12 | |
4 | Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения | 4 | 1-4 |
5 | Упражнения для плечевого пояса и рук | 2 | 5-6 |
6 | Упражнения для ног | 2 | 7-8 |
7 | Упражнения для туловища | 2 | 9-10 |
8 | Комплексы общеразвивающих упражнений | 2 | 11-12 |
9 | Специальная физическая подготовка | 14 | |
10 | Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж | 2 | 13-14 |
11 | Укрепление мышечного корсета | 2 | 15-16 |
12 | Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени | 2 | 17-18 |
13 | Упражнения на равновесие | 2 | 19-20 |
14 | Упражнения на гибкость | 2 | 21-22 |
15 | Акробатические упражнения | 4 | 23-26 |
16 | Дыхательные упражнения | 1 | 27 |
17 | Упражнения на расслабление | 1 | 28 |
18 | Самоконтроль и психорегуляция | 1 | 29 |
19 | Самомассаж | 1 | 30 |
20 | Контрольные испытания и показательные выступления | 2 | 31-32 |
21 | Физкультурный праздник | 1 | 33 |
22 | Праздник здоровья | 1 | 34 |