12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево

Пояснительная записка

 

Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания, чувства дружбы между народами. Сегодня – это приоритетные задачи школьного исторического образования. Развитие исторического краеведения стимулируют современные социально-политические перемены. Интерес к вопросам обучения исторического краеведения обусловлен возрастанием роли регионов, пробуждением интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. В школьном курсе истории вопросы краеведения рассматриваются интегрировано и зачастую заслоняются значимостью событий Российского и мирового масштаба, между тем важность формирования причастности к истории каждого и ощущение творца истории очень важно.

Не менее значимо краеведение и для развития личности, его социализации. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем регионе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности. Знание и понимание истории своего края, города или села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

Предмет «Краеведение» заложен в инвариантную часть Базисного учебного плана и предлагается для изучения в 5-8 классах.

В основе данной программы используется опыт педагогов России, лично преподавательский и исследовательский опыт. Базой данного курса являются программы по предмету «Историческое краеведение» и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных управлением образования Самарской области.

Программа отвечает интересам учащихся, расширяет их кругозор, позволяет развивать общие и специальные способности. Курс дает возможность осуществлять межпредметные связи, так как обучение учащихся происходит на основе знаний и умений, полученных в школьных курсах истории, географии и других дисциплин.

Программа адресована учащимся 5-8 класса. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по истории.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: истории Похвистнево и Похвистневского района Самарской области, прошлого своего народа, истории его расселения в данной местности, особенностях экономической жизни, культуры и обычаев.

Знает: личности знаменитых земляков; достижения культуры, культурные традиции народов населяющих малую родину; виды исторических источников.

Умеет: работать с документами, с картами, с литературой; соотносить события Отечественной и региональной истории; давать описание исторических событий и памятников культуры; выявлять и объяснять общность и различия важнейших общероссийских и региональных событий и процессов.

Владеет: умением исследовательской деятельности

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.

В ходе ее достижения решаются:

Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своей малой родины; рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию.

Развивающие задачи: развивать у учащихся познавательный процесс к селу и району, к его изучению, интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать способность детей анализировать и оценивать факты, явления, события, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории малой родины.

Воспитательные задачи: воспитывать патриотизм, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре, укреплению связи поколений; раскрывать и развивать творческие способности личности, формировать коммуникативную культуру.

Данный курс должен помочь школьникам познакомиться и частично овладеть способами исследовательской деятельности.

В структуре изучаемой программы выделяются 4 раздела, в которых представлена история малой родины: «Похвистнево: время и люди», «История и современность Похвистневского района», «История школы», «История моей семьи в истории Похвистнево и района».

Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий: лекция, фотовыставка, экскурсия, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, работа с картами, практические занятия, игровые ситуации.

Формы контроля: беседы, тесты, викторины, игры, рефераты, составление таблиц, кроссвордов, тестов, проекты.

 

Программа по краеведению

«Город на 150-й версте…»

Программа по краеведению «Город на 150-й версте…» рассчитана на 4 года обучения (5-8 классы). В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала. Изучение истории Самарского края – это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых жителей города Похвистнево и Похвистневского района.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, проведение самостоятельных исследований, проектов.

Данная программа может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы, учителями основной школы, педагогами дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы № 1, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.

Цели:

пробудить интерес к историческим и культурным ценностям Самарского края, учит бережно к ним относиться;

способствовать формированию патриотического сознания учащихся;

формировать чувство гордости за достижения своих земляков;

воспитывать стремление к творческой деятельности по изучению родного края.

 

Задачи программы:

совершенствование организации воспитательной работы, используя современные педагогические технологии;

развитие творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей;

включение семьи в единое воспитательное пространство школы, создав творческий союз семьи и школы;

установление тесных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

Принципы, лежащие в основе программы:

принцип личностно ориентированного подхода;

принцип гуманизма;

принцип креативности;

принцип практической направленности.

Образовательные результаты программы:

интерес к истории Самарского края;

знания по истории и культуре Самарского края;

умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

способность творчески мыслить и рассуждать;

способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в группах.

Формы работы:

коллективно-творческие дела, праздники, фестивали;

устные журналы, беседы;

уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;

сбор и оформление материалов для школьного музея;

проектная и исследовательская деятельность;

участие в научно-практических конференциях, краеведческих фестивалях.

Мониторинг уровня овладения программой:

диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

участие в краеведческих играх, веб-квестах города, Похвистневского района;

презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.

 

Учебно-тематический план

1-й год обучения.

Основы знаний об истории и традициях города Похвистнево.

 

 

 

наименование темы

количество часов

из них

 

итоговая работа

учебная

деятельность

экскурсии

внеклассные мероприятия

классные часы

1. Город, в котором

мы живём (достопримечательности, памятные места города)

 

 

 

8

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

Конкурс рисунков и фотографий

2. Рождение города

 

4

1

1

1

1

Создание макета города

3. Люди города:

жизнь

знаменитых

земляков

 

 

6

 

 

1

 

 

1

 

 

2

 

 

2

 

Оформление фотовыставки

4. Традиции

Похвистнева

 

6

2

2

1

2

Конкурс детского творчества

Итого:

24

6

6

6

7

 

 

 

2-й год обучения

Историко—географическое изучение

Похвистнева и Похвистневского района

 

 

 

наименование темы

количество часов

из них

 

итоговая работа

учебная

деятельность

экскурсии

внеклассные мероприятия

классные часы

 

1. Природа

Похвистневского

Края

 

 

8

 

1

 

3

 

2

 

2

Проект: «Красная Книга Похвистневского района»

 

 

2. Традиционные

ремёсла нашего

края

 

 

6

 

1

 

3

 

1

 

1

КТД «Традиционные ремёсла нашего края»

 

 

3. Улицы

Похвистнева

 

 

7

 

1

 

3

 

1

 

2

Создание фотоколлажа «Улицы родного города»

4. Достопримечательности сёл Похвистневского района

 

 

 

6

 

 

 

1

 

 

3

 

 

1

 

 

2

 

Викторина «Знаешь ли ты?»

Итого:

 

27

4

11

5

7

 

 

3-й год обучения

Страницы истории города

 

 

 

наименование темы

количество часов

из них

 

итоговая работа

учебная

деятельность

экскурсии

внеклассные мероприятия

классные часы

 

1. Родословие

 

 

4

 

1

 

-

 

2

 

1

Проект: «Моя родословная»

 

 

2. Летопись города

1888 – 1929 гг.

 

 

6

 

1

 

3

 

1

 

1

Проекты: «Город на 150-й версте»

 

 

3. Летопись города

1930 – 1940 гг.

 

 

6

 

1

 

2

 

1

 

2

Фотоколлажи, слайдовые презентации

 

4. Похвистнево в

годы Великой

Отечественной

Войны

 

 

 

8

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

2

Проекты: «Спасибо деду за Победу!»

 

5. Город, который

люблю

 

 

4

 

1

 

1

 

1

 

1

Интерактивная игра: «Знаешь ли ты свой город?»

 

Итого:

 

28

 

5

 

8

 

8

 

7

 

 

 

4-й год обучения

Жизнь знаменитых земляков

 

 

 

наименование темы

количество часов

из них

 

итоговая работа

учебная

деятельность

экскурсии

внеклассные мероприятия

классные часы

 

1. Летописцы

родного края

 

 

4

 

1

 

1

 

-

 

2

Проекты

 

2. Похвистневцы

в искусстве

 

 

6

 

2

 

1

 

1

 

2

Проекты

 

 

3. Похвистневцы –

участники и

герои Великой

Отечественной

войны

 

 

 

10

 

 

2

 

 

3

 

 

3

 

 

2

Создание рукописной книги «Истории о войне, которых нет в учебнике»

 

 

4. Похвистневцы –

Почётные

граждане города

и района

 

 

8

 

1

 

2

 

2

 

3

Создание книжки-раскладушки и слайдовые презентации к ней

 

Итого:

 

28

 

6

 

9

 

6

 

9

 

 

 

Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.

Организация исследовательской деятельности учащихся

 

Тема внеурочной деятельности

Примерная тематика исследований

 

1. Твои родные в потоке

времени

 

1. Моя родословная.

2. Судьба моей семьи в истории города Похвистнево.

 

2. Древняя Русь – страна

городов

 

1. «Город Ветра» (история возникновения города

Похвистнево).

2. О чём рассказал герб города.

3. Значение тарханной грамоты в истории поселения

Старопохвистнево.

 

3. Начало всех начал

 

1. Археология города Похвистнево и

Похвистневского района

 

 

4. «Вставай, страна

огромная…»

 

1. «Навечно ушёл в небо…» (А.А. Бурденюк,

штурман экипажа Николая Гастелло, наш земляк».

2. «Забытый памятник незабытой войны» (история

эвакогоспиталя № 2799).

3. Школа и война.

4. «Война в судьбе семьи Панюшевых» (история

подвига бывшего директора школы № 1

Е.И. Панюшева).

5. «Мы не можем остановить время, но мы можем

сохранить память» (создание в рекреации истории

школы № 1 Зала Боевой Славы).

6. «Имена на Аллее Славы».

7. «Спасибо деду за Победу!»

 

 

5. Сокровища российской

культуры

 

1. Архитектурные памятники города Похвистнево.

2. Дом-музей Артура Моро в селе Красные Ключи.

3. Храм Иконы Табынской Божьей Матери

 

 

Учебно-тематический план

Содержание программы

1-й год обучения.

«Основы знаний об истории и традициях города» (24 часа)

 

Тема: «Город, в котором мы живём»(8 часов)

Ознакомить учащихся с происхождением названия города Похвистнево. Объяснить территориальное деление Похвистнева, ознакомить с картой Похвистневского района.

 

Тема: «Рождение города» (4 часа)

Ознакомить учащихся с Краеведческим музеем города. Дать представление о версиях рождения города, о гербе города, гимне города.

 

Тема: «Люди города» (6 часов)

Познакомить со знаменитыми земляками, с именем которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.

 

Тема: «Традиции Похвистнева» (6 часов)

Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями похвистневцев, праздниками и обычаями.

 

2-й год обучения

«Историко-географическое изучение Похвистнева

и Похвистневского района» (27 часов)

 

Тема: «Природа Похвистневского края» (8 часов)

Ознакомить учащихся с географическим положением Похвистнево и района. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края. Видеть красоту родного края и стремиться к сохранению природных богатств.

 

Тема: «Традиционные ремёсла нашего края» (6 часов)

Продолжить знакомство с жизнью и бытом похвистневцев. Начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в Краеведческом музее города. Побывать на экскурсии в Доме ремёсел.

 

Тема: «Улицы Похвистнево» (7 часов)

Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию. Установить связь с названием улицы.

 

Тема: «Достопримечательности сёл Похвистневского района» (6 часов)

Ознакомить с картой Похвистневского района. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Похвистневского района.

3-й год обучения

«Страницы истории города» (30 часов)

 

Тема: «Родословие» (4 часа)

Родословная человека, поколения предков, родословное древо. Связь поколений и времён в истории родного города.

 

Тема: «Летопись города 1888 – 1929 годов» (6 часов)

Знакомство с документальными материалами по истории города данного периода. История появления железнодорожной станции Похвистнево. События революции 1917 года, Гражданской войны. События 1920-х годов, происходившие в уезде через партийные документы Бугурусланского комитета РКП (б).

 

Тема: «Летопись города 1930 – 1940-х годов» (6 часов)

Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.

 

Тема: «Похвистнево в годы Великой Отечественной войны» (8 часов)

Познакомить учащихся с Книгой Памяти Самарской области. Представить материалы, рассказывающие о формировании воинских соединений, работе местных эвакуированных предприятий в годы Великой Отечественной войны, о работе эвакогоспиталя № 2977, который расположился в здании бывшей районной школы № 1.

Рассказать о том, что вблизи посёлка Похвистнево в годы войны были построены два запасных аэродрома, а на полях сражений воевал танк под названием «Похвистневский осоавиахимовец».

Познакомить учащихся с воспоминаниями старожилов Н.Д. Ивановой, Г.Е. Панюшева, Р.Г. Покщаева.

 

Тема: «Город, который люблю» (4 часа)

Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.

Ознакомить с произведениями искусства о Похвистнево. Попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить фотоальбомы и рукописные книги о родном городе.

 

4-й год обучения

«Жизнь знаменитых земляков» (28 часов)

 

Тема: «Летописцы родного края» (4 часа)

Познакомить с историей жизни первого краеведа Похвистневского района В.А. Ендураева и его рукописной книгой.

Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями Похвистнево и Похвистневского района (Т.П. Потапова, И.С. Шахова, Г.Е. Панюшев).

 

Тема: «Похвистневцы в искусстве» (6 часов)

Ознакомить с именами жителей Похвистнево – деятелей культуры, исследовать их жизнь, творческий вклад в историю и культуру города и района.

 

Тема: «Похвистневцы – участники и герои Великой Отечественной войны

1941 – 1945 гг.» (10 часов)

Рассказать о кладе наших земляков в победу над фашисткой Германией. Провести исследовательскую работу по темам: «Школа и война», «Забытый памятник незабытой войны – история эвакогоспиталя № 2977», «Спасибо деду за Победу».

 

Тема: «Похвистневцы – Почётные граждане города и района» (8 часов)

Продолжить знакомство с выдающимися земляками, которые имеют звание «Почётный гражданин города» и «Почётный гражданин Похвистневского района». Изучить их вклад в развитие города и района.

 

Тематика классных часов

(периодичность указана в таблицах по программе)

 

1-й год обучения:

Город, в котором мы живём.

Наша школа.

Наш Похвистневский район.

Предприятия, на которых работают наши родители.

Как рождался Похвистнево.

Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны.

Знаменитые земляки.

Город Ветра – традиция празднования Дня Города.

Праздник Улицы.

 

2-й год обучения:

Природа Похвистневского края.

Памятники природы.

Парки нашего города.

Реки и водоёмы Похвистнево и района.

Старые названия улиц нашего города.

Нашему городу – 125 лет.

 

3-й год обучения:

История моей семьи в истории Похвистнево.

Мифы и легенды о Похвистнево.

Песни и стихи, прославляющие Похвистнево.

История гимна города Похвистнево.

Похвистнево в произведениях художников.

 

4-й год обучения:

Похвистнево и похвистневцы.

Летописцы родного края.

Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны и наша школа.

Летопись нашего города.

 

 

Библиография:

 

Русский биографический словарь. М. – СПб, 1896-1918 г.

РГАДА. (Российский Государственный Архив Древних Актов) ф. 1355 оп. 1 д. 1422, 1879.

Краеведческий сборник Выпуск I к 115-летию города Похвистнево, Краеведческий музей г. Похвистнево, 2003.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.