12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мария185 Тобольск |
Программа по литературе 5 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1 | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР _________ Мадьярова И.Г. | УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «31» августа 2016 г. №171 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования
Составитель программы: Душина Мария Игоревна,
учитель русского языка и литературы
п. Прииртышский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с программой к завершенной предметной линии учебников по литературе для 5 класса под редакцией Г.С.Меркина, тематическим планированием к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 5 класс» Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015; рабочей тетрадью к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 5 класс. Часть 1, 2» Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. – М.: ООО «Русское слово», 2015.
Учебный план для МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Предметные результаты
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Основное содержание тем предмета «Литература»
Введение
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Г.Х.Андерсен
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Практическая часть программы (развитие речи) | Основные виды деятельности | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | ||||||||
1. | Введение | 1 | 1 | ||||||
2. | Греческая мифология | 3 | 3 | Составление тезисных и цитатных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагментов художественного текста, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя и учащихся. | |||||
3. | Устное народное творчество | 9 | 9 | 1 | Художественный пересказ, составление таблицы, беседа, исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, сообщения учителя и учащегося. | ||||
4. | Древнерусская литература | 2 | 2 | Составление плана статьи, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление плана художественных произведений, лексическая работа, сообщение учителя и учащихся, редактирование. | |||||
5. | Литература 18 века | 7 | 7 | 1 | Чтение, составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания сообщений, сообщение учителя и учащегося, лексическая и исследовательская работа с текстом, выразительное чтение наизусть, работа с учебником. | ||||
6. | Литература 19 века | 38 | 38 | 8 | Выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальных фрагментов, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблиц, опорных схем, кластеров, беседа, словарная работа, составление ассоциативных рядов, работа с терминами, составление комментариев к портретам писателей, работа с учебником, самостоятельная исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, слайдовая презентация, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев, пересказ-анализ, формулирование письменного ответа на вопрос, выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование, составление вопросов к тексту, выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, чтение по ролям, составление устного высказывания об услышанном. | ||||
7. | Литература 20 века | 29 | 29 | 1 | Самостоятельная исследовательская работа, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, выразительное чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, художественный пересказ, выявление речевых, логических и фактических ошибок, редактирование, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, слайдовая презентация, работа с терминами, отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, чтение по ролям, дискуссия. | ||||
8. | Зарубежная литература | 13 | 13 | Пересказ, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, составление плана статьи, беседа, дискуссия, самостоятельная и коллективная исследовательская работа, создание словесных портретов, обмен впечатлениями об услышанном, лексическая работа, работа с терминами. | |||||
Итого за 1 четверть | 27 | 27 | |||||||
Итого за 2 четверть | 21 | 21 | |||||||
Итого за 3 четверть | 30 | 30 | |||||||
Итого за 4 четверть | 24 | 24 | |||||||
Итого: | 102 | 102 | 11 |
Календарно-тематический план
№ п\п | № в теме | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения |
Планируемые предметные результаты
| ||||
план | факт | ||||||||
Введение (1 ч.) | |||||||||
1 | 1 | Книга – твой друг | Урок «открытия» нового знания беседа с элементами лекции | Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
| |||||
Из мифологии (3 ч.) | |||||||||
2 | 1 | Античный миф. «Рождение Зевса». | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания». | |||||
3. | 2 | Миф «Олимп». | Урок «открытия» нового знания практикум | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; владеть литературоведческим термином «предание»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | |||||
4. | 3 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | Урок «открытия» нового знания семинар | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами - «мифологический герой» и «персонаж»; уметь вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. | |||||
Из устного народного творчества (9 ч.) | |||||||||
5. | 1 | Загадки | Урок общеметодической направленности исследование | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческим термином «загадка»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать собственное отношение к произведениям русского фольклора, их оценке. | |||||
6. | 2 | Пословицы и поговорки | Урок общеметодической направленности путешествие | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «Пословицы и поговорки», «антитеза», «антонимы», «иносказание»; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. | |||||
7. | 3 | Литературная игра по теме: «Пословицы и поговорки» | Урок общеметодической направленности путешествие | Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог; понимать связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременных, непреходящих нравственные ценности и их современного звучания. | |||||
8 | 4 | Р.Р. Творческая мастерская | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языке. | |||||
9 | 5 | Сказка. «Царевна-лягушка» | Урок «открытия» нового знания практикум | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. | |||||
10 | 6 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» | Урок общеметодической направленности конференция | Уметь выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | |||||
11 | 7 | Сказки народов России. «Падчерица» | Урок общеметодической направленности конференция | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора; владеть литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. | |||||
12 | 8 | Особенности волшебной сказки. Подготовка к мини-проекту | Урок «открытия» нового знания исследование | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; владеть литературоведческими терминами «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы». | |||||
13 | 9 | Мини-проект «Скоро сказка сказывается». | Урок общеметодической направленности конференция | Уметь выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа. | |||||
Из древнерусской литературы (2ч.) | |||||||||
14 | 1 | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы | Уметь осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания
| |||||
15 | 2 | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | Урок «открытия» нового знания практикум
| Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись»; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимать русское слово в его эстетической функции. | |||||
Басни народов мира (1ч.) | |||||||||
16 | 1 | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы | Владеть литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщить к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетически воспринимать произведения литературы; формировать эстетический вкус. | |||||
Русская басня (6 ч.) | |||||||||
17 | 1 | Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | Урок «открытия» нового знания урок-презентация с элементами беседы | Уметь анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. | |||||
18 | 2 | Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова | Урок «открытия» нового знания исследование
| Уметь анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владеть литературоведческим термином «сравнение».
| |||||
19 | 3 | Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне» | Урок «открытия» нового знания практикум | Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позиции и своего отношения к ней. | |||||
20 | 4 | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». | Урок «открытия» нового знания практикум
| Владеть литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позицию и своего отношения к ней. | |||||
21 | 5 | Р/Р Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А. Крылова | Урок общеметодической направленности конкурс | Уметь выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателе | |||||
22 | 6 | Русская басня в XX веке. | Урок общеметодической направленности практикум
| Владеть литературоведческим термином «аллегория»; понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; воспринимать на слух литературные произведения; осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | |||||
Из литературы 19 века (38 ч.) | |||||||||
23 | 1 | Краткие сведения об А.С. Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | Урок «открытия» нового знания путешествие | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; уметь создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы | |||||
24 | 2 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владеть литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимать авторскую позицию и уметь формулировать своё отношение к ней; уметь вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. | |||||
25 | 3 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | Урок «открытия» нового знания практикум | Владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | |||||
26 | 4 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | Урок «открытия» нового знания исследование | Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; уметь вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. | |||||
27 | 5 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | Урок «открытия» нового знания практикум | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, владеть литературоведческим термином «рифма»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | |||||
28 | 6 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика». | |||||
29 | 7 | Поэзия XIX века о родной природе. | Урок общеметодической направленности презентация | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; владеть литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определять в произведении элементы композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения | |||||
30 | 8 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. | Урок «открытия» нового знания путешествие | Понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.
| |||||
31 | 9 | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. | Урок «открытия» нового знания практикум | Владеть литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. | |||||
32 | 10 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». | Урок общеметодической направленности исследование | Владеть литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимать изобразительно-выразительные языковые средства в создании художественных образов. | |||||
33-34 | 11-12 | Р.Р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). Анализ письменных работ | Урок общеметодической практикум | Владеть литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимать русское слово в его эстетической функции.
| |||||
35 | 13 | Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог | |||||
36 | 14 | Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. | Урок «открытия» нового знания практикум | Владеть литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; уметь характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений | |||||
37 | 15 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владеть литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; уметь пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; понимать роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов. | |||||
38 | 16 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | Урок «открытия» нового знания путешествие | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. | |||||
39 | 1 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»; уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста | |||||
40 | 18 | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | Урок общеметодической практикум | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды.
| |||||
41 | 19 | Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | Урок общеметодической направленности исследование | Владеть литературоведческим термином «эпизод»; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | |||||
42-43 | 20-21 | Р.Р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь грамотно строить письменную монологическую речь.
| |||||
44 | 22 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | Урок общеметодической направленности практикум | Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитет», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус.
| |||||
45 | 23 | Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». | Урок общеметодической направленности практикум | Владеть литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитет», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формировать эстетический вкус.
| |||||
46 | 24 | Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. | Урок «открытия» нового знания путешествие | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
| |||||
47 | 25 | Н.А. Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | Урок «открытия» нового знания практикум | Понимать ключевые проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы. | |||||
48 | 26 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | Урок общеметодической направленности практикум | Уметь понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владеть литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимать авторскую позицию и свое отношения к ней; уметь вести диалог
| |||||
49 | 27 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка». | Урок «открытия» нового знания практикум
| Понимать ключевые проблемы произведения, связи литературных произведений с жизнью; уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. | |||||
50 | 28 | Р.Р. Фольклорные элементы в поэзии Н.А. Некрасова | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
| |||||
51 | 29 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | Урок «открытия» нового знания путешествие
| Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания
| |||||
52 | 30 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | Урок «открытия» нового знания практикум
| Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; уметь пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него. | |||||
53 | 31 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | Урок «открытия» нового знания практикум | Владеть литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.
| |||||
54-55 | 32-33 | Р.Р. Сочинение по теме: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?» | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Уметь грамотно строить письменную монологическую речь
| |||||
56 | 34 | Детские и юношеские годы А.П. Чехова. Семья А.П. Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова. | Урок «открытия» нового знания путешествие
| Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения
| |||||
57 | 35 | Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом. | Урок «открытия» нового знания практикум
| Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация».
| |||||
58 | 36 | Рассказ А.П. Чехова «Пересолил». Работа над проектом. | Урок общеметодической направленности практикум
| Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия». | |||||
59 | 37 | Р.Р. Сочинение по теме: «Юмористический рассказ о случае из жизни». | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Осмыслить роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ.
| |||||
60 | 38 | Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П. Чехова). | Урок общеметодической направленности конференция | Уметь вести диалог; понимать роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании образов.
| |||||
Из литературы 20 века (29ч.) | |||||||||
61 | 1 | Краткие сведения об И.А. Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. | Урок «открытия» нового знания путешествие | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
| |||||
62 | 2 | Стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческим термином «стихотворение-размышление» | |||||
63 | 3 | И.А. Бунин. Рассказ «В деревне». | Урок «открытия» нового знания исследование | Формировать умение выразительно читать текст; уметь давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владеть литературоведческим термином «образ-пейзаж»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | |||||
64 | 4 | И.А. Бунин. «Подснежник». | Урок «открытия» нового знания исследование | Владеть литературоведческими терминами «герой», «персонаж», «повествователь»; уметь понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней. | |||||
65 | 5 | Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; уметь вести диалог; формировать эстетический вкус.
| |||||
66 | 6 | Л. Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владеть литературоведческими терминами «тема», «эпизод» | |||||
67 | 7 | Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | Урок «открытия» нового знания исследование | Владеть литературоведческим термином «финал»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней.
| |||||
68 | 8 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И. Куприна в Наровчате. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать произведения русских писателей 19-20 вв.
| |||||
69 | 9 | Рассказ А.И. Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». | |||||
70 | 10 | Р. Р. Обучение анализу эпизода. | Урок «открытия» нового знания исследование | Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов
| |||||
71 | 11 | Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного А.А. Блока. Блоковские места. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
| |||||
72 | 12 | А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | Урок «открытия» нового знания практикум | Уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владеть литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство». | |||||
73 | 13 | С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, формировать эстетический вкус.
| |||||
74 | 14 | С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | Урок «открытия» нового знания практикум | Формировать умение анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворение; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение». | |||||
75 | 15 | С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | Урок «открытия» нового знания практикум | Формировать умение анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворение; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение». | |||||
76 | 16 | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
| |||||
77 | 17 | А.П. Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | Урок «открытия» нового знания исследование | Формировать умение художественно пересказывать фрагмент; уметь составлять словарь для характеристики предметов и явлений; уметь давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «мифологическое сознание». | |||||
78 | 18 | А.П. Платонов. «Цветок на земле». | Урок «открытия» нового знания практикум | Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | |||||
79 | 19 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формировать собственное отношение к произведениям русской литературы.
| |||||
80 | 20 | П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. Бажова. | Урок «открытия» нового знания исследование | Формировать умение давать характеристику герою; уметь пересказывать от другого лица.
| |||||
81 | 21 | П.П. Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | Урок общеметодической направленности исследование | Формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владеть литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».
| |||||
82 | 22 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. | Урок «открытия» нового знания викторина | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.
| |||||
83 | 23 | Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | Урок «открытия» нового знания практикум | Понимать авторскую позицию и свое отношения к ней; владеть литературоведческим термином «юмор
| |||||
84 | 24 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей 20 века.
| |||||
85-86 | 25-26 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | Урок «открытия» нового знания практикум | Владеть литературоведческим термином «художественная идея»; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. | |||||
87 | 27 | Родная природа в произведениях писателей XX века. | Урок общеметодической направленности конференция | Формировать умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; уметь правильно, выразительно читать стихотворения.
| |||||
88 | 28 | В.И. Белов. «Весенняя ночь». | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь анализировать литературное произведение; владеть литературоведческим термином «лирическая проза».
| |||||
89 | 29 | В.Г. Распутин. «Век живи – век люби». | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы практикум | Уметь понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.
| |||||
Из зарубежной литературы (13ч.) | |||||||||
90-91 | 1-2 | Краткие сведения о Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы практикум | Понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «приключенческий роман».
| |||||
92 | 3 | Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | Урок общеметодической направленности практикум | Уметь применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.
| |||||
93 | 4 | Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «волшебная сказка».
| |||||
94 | 5 | Сказка Х.К. Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | Урок общеметодической направленности практикум | Уметь характеризовать литературных героев; владеть литературоведческими терминами: авторский замысел и способы его характеристики».
| |||||
95 | 6 | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы.
| |||||
96 | 7 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | Урок «открытия» нового знания практикум | Формировать умение давать характеристику герою; владеть литературоведческим термином «юмор». | |||||
97 | 8 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | Урок общеметодической направленности практикум | Понимать авторскую позицию и уметь формулировать свое отношение к ней; владеть литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира». | |||||
98 | 9 | Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста. | |||||
99 | 10 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, определять тему произведения; владеть литературоведческим термином «рассказ» | |||||
100 | 11 | Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | Урок «открытия» нового знания презентация с элементами беседы | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, выявлять в произведении заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современного звучания; умение вести диалог. | |||||
101 | 12 | Итоговая контрольная работа | Урок развивающего контроля | Формировать у учащихся умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. | |||||
102 | 13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок развивающего контроля | Контроль и самоконтроль изученных учащимися понятий и алгоритмов |