12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исмаилов реван Камалутдинович38

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку программы внеурочной деятельности

Методическая разработка

Наименование методической разработки

«Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ЮИД»

Целевая аудитория: отряды ЮИД

Автор составитель: Исмаилов Реван Камалутдинович учитель дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка раскрывает функциональность использования при организации образовательного процесса с детьми возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС Создание в образовательной организации отрядов юных инспекторов дорожного движения - ЮИД - является одним из эффективных способов формирования у детей дошкольного возраста навыков дисциплинированного пешехода, культуры безопасного поведения на улицах и дорогах. Отряды ЮИД - это добровольное детское объединение, целью которого является формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения и умения их использовать в ситуациях повседневной жизни. Правила Дорожного Движения — это государственный нормативный акт в области регулирования дорожно-транс­портных отношений. Поэтому знать правила и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все граждане страны. Ежедневно в нашей стране совершается более 500 дорожно- транспортных происшествий (далее ДТП), в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600. Количество погибших детей увеличивается ежегодно на 15%, более 80% из общего числа пострадавших становятся инвалидами.

Возрастной анализ детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) говорит о том, что среди пострадав­ших доля учащихся школ составляет —65%; дошкольников, посещающих детские сады — 20%; неорганизованных детей дошкольного возраста — 15%. Следовательно, необходимо на­править усилия на отработку навыков безопасного дорожного движения (далее БДД) детей именно этих категорий, с учетом психолого-педагогических особенностей каждой возрастной группы. Выполнение одних лишь правил дорожного движения (далее ПДД) без осознания механизма возникновения ДТП и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без са­модисциплины и самоконтроля не может гарантировать безо­пасность на дорогах. Знания и умения, полученные ребёнком в ходе работы по данной программе, позволяют ему уверенно чувствовать себя на улицах как небольших городов и посёлков, так и крупных областных центров; способствуют развитию познавательно­го интереса в области истории, автомобиля, правил дорожного движения. Став членами отряда Юных Инспекторов Движения (далее ЮИД), учащиеся образователь­ного учреждения (далее ОУ) обретут навыки общения в коллективе, где наряду с умениями пропагандировать ПДД дети смогут реализовать свой творческий и интеллектуальный по­тенциал, научатся ориентироваться в мире профессий, позна­комятся ближе со специальностями службы государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД).

 

 

 

 

Психологические и возрастные особенности детей средне­го и старшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге, их необходимо учитывать всем педаго­гам, занимающимся с детьми вопросами профилактики ДТП.

 

На рубеже младшего школьного и среднего возрастов, в 10-11 лет у детей многие приспособительные функции орга­низма снижаются, появляются симптомы предподросткового кризиса: нарочитая псевдовзрослость, самостоятельность, независимость. Поэтому обучение детей Правилам дорожно­го движения в этот возрастной период приобретает особенно важное значение.

В 12 лет функциональное состояние центральной нервной системы остается неустойчивым, повышается возбудимость, отвлечение внимания, вероятность попадания учащихся под машину.

В подростковом возрасте наблюдаются разновидности подросткового девиантного поведения.

В 11-13 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конк­ретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентиро­ваться на одни лишь общие посылы независимо от воспри­нимаемой реальности. И в то же время, судя по проявлениям внимания, подростковый возраст — период парадоксов в до­стижениях и возможных потерях.

Практика говорит о наличии у детей подросткового пе­риода выраженной склонности к рискованным действиям на дорогах.

Подросток 13-14 лет вполне управляет своим внимани­ем и может хорошо концентрировать его в значимой для него деятельности, где его наблюдательность может сорев­новаться с наблюдательностью взрослых, у которых она яв­ляется профессиональным качеством. И в то же время от­роки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познаватель­ных процессов, сопровождающегося полным безразличием к окружающему, в таком состоянии легко потерять бдитель­ность, находясь на проезжей части.

15-17 лет — возраст ранней юности, возраст противоре­чий. В этом возрасте юноши и девушки понимают ценность знаний, для них более совершенна самооценка. Наблюдаются На втором этапе происходит обучение воспитанников правилам дорожного движения, овладение навыками безо­пасного поведения на дороге, в экстремальных ситуациях, изучение методов и форм пропаганды безопасного дорожно­го движения; формирование коллектива отряда, ознакомление с традициями Отрядов Юных Инспекторов Движения; участие в городских мероприятиях и конкурсах данного направления.

На третьем этапе деятельности коллектива под руководс­твом педагога организуется работа по пропаганде ПДД в школе и Учебно-тематический план на один год обучения:

Новизна разработки заключается в совместной деятельности по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма не только педагогов и родителей, но и инспекторов ГИБДД. В рамках реализации городской программы активно используются информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, кейс- технологии и др.

Применение ИКТ способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно­-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. В результате применения методов игрового обучения стимулируется познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельность, самопроизвольно запоминаются сведения, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета. Обучение в игре позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.

Цель программы

Создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично изменяю­щейся дорожно-транспортной среде, а также воспитание социаль­ной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

 

Задачи:

-Обучающие:

-Ознакомление детей и подростков с основными правилами безопасного движения на дорогах

-Ознакомление учащихся со специальной дорожной терми­нологией.

-Ознакомление учащихся с правилами оказания первой ме­дицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях

-Ознакомление детей с методами и формами пропаганды бе­зопасного дорожного движения

Развивающие:

-формировать навыки работы на компьютере с использованием искусственного интеллекта и навыки работы современными цифровыми технологиями в сети Интернет

-Формирование умения предвидеть экстремальные ситуации - «ловушки» на проезжей части, избегать их, а при необходимос­ти быстро принимать решения и действовать в соответствии с до­рожной обстановкой

-Развитие организаторских способностей учащихся при ре­шении проблемы безопасности дорожного движения.

Воспитывающие:

-воспитывать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;

- Социализация личности ребенка через включение де­тей в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности.

-способствовать формированию потребности в соблюдении правил безопасного поведения на дороге и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих.

Главная задача отряда юных инспекторов движения – активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждение нарушений ими

Отряд ЮИД оказывает помощь дорожной полиции в проведении широкой профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

- организация изучения учащимися Правил дорожного движения;

- оформление кабинетов, уголков по безопасности движения, стендов и другой наглядной агитации по безопасности движения;

- организация и проведение в школе и во внешкольных учреждениях тематических вечеров и утренников, игр, викторин и соревнований по знанию правил дорожного движения;

- обеспечение безопасности движения в районе школы с. (рейды, патрулирование).

В отряд юных инспекторов движения вступили учащиеся в возрасте 10-13 лет, принимающие активное участие в изучении и пропаганде правил дорожного движения.

Руководство работой отряда юных инспекторов движения осуществляется штабом, избранном на общем отрядном собрании.

Штаб отряда ЮИД:

- планирует работу отряда, организует и контролирует работу групп, составляет график патрулирования и осуществляет контроль за его выполнением, инструктирует членов отряда;

- несет ответственность за дисциплину членов отряда;

- организует изучение ими правил дорожного движения, проводит занятия по специальной и физической подготовке.

Содержание работы отряда ЮИД

 

Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько направлений.

Информационная деятельность. Организация отчетов на школьном сайте по результатам деятельности отряда ЮИД, создание стендов «ЮИД в действии» , стенгазет «Юный инспектор движения», листовок «За безопасность движения» и другой информационной работы, ведение документации отряда: патрульный журнал, планово-отчетная папка , паспорт отряда.

Пропагандистская деятельность. Организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, создание агитбригад, участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения правил дорожного движения.

Шефская деятельность. Оказание помощи в создании простейших наглядных пособий для малышей, организации среди дошкольников и учащихся начальных классов конкурсов рисунков,

 

поделок по теме безопасности движения, разучивание песен и стихов, помощь воспитателям и педагогам в проведении экскурсий «Азбука дорог».

Патрульная деятельность. Патрулирование в сопровождении взрослых в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков Правил дорожного движения; выпуск «молний» по результатам патруля и рейдов; информирование совета школы и родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, работа с юными велосипедистами.

 

Положение составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Программой по профилактике правонарушений и безнадзорности школьников, Уставом Учреждения.

1.1. Отряд юных инспекторов движения (далее - ЮИД) – это добровольное объединение школьников, которое создается с целью формирования у детей специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дороге, воспитания у них гражданственности и ответственности, вовлечения школьников в работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста.

1.2. Отряд ЮИД создается по инициативе педагогического коллектива школы

1.3. Для руководства отрядом ЮИД приказом образовательного учреждения утверждается ответственный из числа педагогического коллектива школы.

1.4. Отряд ЮИД имеет право разработать свою собственную атрибутику (название отряда, эмблему, девиз, форменную одежду).

2. Цели и задачи отряда ЮИД

2. 1. Основными целями создания и деятельности отряда ЮИД являются:

- снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма;

- воспитание законопослушных участников дорожного движения, чувства коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки;

- пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся школы.

2.2.Основные задачи, решаемые в процессе работы отряда ЮИД:

- широкое привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах; - углубленное изучение и закрепление знаний ПДД; - овладение навыками работы по пропаганде ПДД; - овладение практическими методами предупреждения детского дорожно транспортного травматизма; - овладение практическими навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП; - овладение техническими знаниями по устройству и эксплуатации велосипеда.

3. Структура и организация отряда ЮИД

3.1. Членами отрядов ЮИД могут быть учащиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.

3.2. Численность отряда – не менее 10 человек.

3.3.Повседневное руководство отрядом осуществляется командиром отряда. Руководитель отряда осуществляет педагогическое руководство отрядом.

3.4. Прием в члены отряда юных инспекторов движения производится на основе устного заявления на сборе отряда.

3.5. Основные направления деятельности отряда ЮИД: - обучающая деятельность: организация и проведение занятий по изучению Правил дорожного движения; организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед; организация практических занятий по безопасности дорожного движения; по овладению практическими навыками оказания первой медицинской помощи. - информационно-пропагандистская деятельность: организация разъяснительной работы – проведение бесед по ПДД; оформление уголков безопасности дорожного движения; выпуск стенгазет, молний, листовок, буклетов по безопасности дорожного движения. - культурно-досуговая деятельность: создание агитбригад, проведение викторин, игр, соревнований, конкурсов, тематических линеек, акций, месячников по безопасности дорожного движения; организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения.

4. Права и обязанности членов ЮИД

4.1. Юный инспектор движения имеет право: - участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения; - избирать и быть избранным в состав юных инспекторов движения; - участвовать в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и соревнованиях различного уровня, работе агитбригад и других культурно-массовых мероприятиях различного уровня; - обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы полиции и Госавтоинспекции; - юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами, ценными подарками.

4.2. Юный инспектор движения обязан:

- активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания отряда, командира или руководителя;

- изучать Правила дорожного движения и быть примером в их исполнении;

- овладевать методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде Правил дорожного движения;

- укреплять здоровье, систематически заниматься физической культурой и спортом.

 

 

Критерии оценки свойств личности по освоению «Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Критериями оценки по освоению данной программы явля­ются следующие особенности личности членов отряда ЮИД:

Блок мотивационной активности и направленности личности.

Чувство увлеченности деятельностью отряда ЮИД

Критерием оценки является степень и частота проявления эмоционального подъёма, радости от правильных и верных ре­шений.

Методы исследования: наблюдение, беседа.

Стремление к творческим достижениям—умению вы­пускать газеты, плакаты, листы сообщений; умению держаться на сцене: читать стихи, петь, исполнять различные роли; сочи­нять рассказы, стихи, связанные с правилами дорожного дви­жения и др.

Критерием оценки является степень стремления к услож­нению заданий, самостоятельный поиск решений.

Методы исследования: анкетирование, беседа,

Яичная значимость каждого члена отряда при выпол­нении общего дела.

Критерием оценки является ранговое место в отряде при выполнении различных практических заданий.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Чувство долга, ответственности, проявленное в про­цессе деятельности отряда юных инспекторов движения.

Критерием оценки является степень обязательности, ответственности личности в процессе выполнения заданий различного характера.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа.

Блок интеллектуально-логических способностей.

Способность анализировать дорожное движение.

Критерием оценки является правильность, полнота прове­денного анализа на основе наблюдения за дорожным движени­ем, например, типичных дорожных ситуаций.

Метод исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий с младшими школьниками.

Способность наблюдать и оценивать скорость, рас­стояние, направление движения машины.

Критерием оценки является степень полноты, глубины, логичности и правильности суждений.

Методы исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий, наблюдение, анкетирование, ин­тервью;

Способность давать определения правил дорожного движения, специальных дорожных терминов; способность давать общую характеристику дорожных разметок, разме­щения транспортных средств, опасностей/улиц и дорог.

Критерием оценки является степень правильности, лако­ничности определений, конкретность, краткость.

Методы исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий, наблюдение, беседа, интервью.

Способность описывать процесс движения, дорожные происшествия, наиболее опасные для пешехода участки на улицах и дорогах, а также наиболее опасные действия для пе­шехода.

Критерием оценки является логичность, глубина сужде­ний и выводов.

Методы исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий, наблюдение.

Способность доказывать свою точку зрения при вы­полнении различных заданий отряда ЮИД, например, при обсуждении с учащимися ОУ экстремальных дорожных си­туаций на дороге в беседах; при проведении на улицах разъ­яснительных работ для пешеходов по вопросам движения их по дороге.

Критерием оценки является аргументированность, логич­ность построения суждений и умозаключений.

Методы исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий

Способность к классификации дорожных знаков, типичных дорожных ситуаций, опасных и неопасных для пешехода действий.

Критерием оценки является правильность, логичность классификации.

Методы исследования: анализ выполнения учащимися диагностических заданий.

Блок мировоззренческих свойств личности

Убежденность личности в социальной значимости де­ятельности по профилактике детского дорожно-транспортно­го травматизма.

Критерием оценки является уровень убедительности суж­дений о социальной и личной значимости деятельности отряда

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью.

2. Гуманистическая направленность деятельности в об­ласти дорожного движения.

Критерием оценки является уровень убедительности суж­дений о необходимости первой медицинской помощи постра­давшим в дорожно-транспортных происшествиях, о необхо­димости профилактических работ с учащимися младшего и среднего школьного возраста с целью сохранения здоровья и жизни детей.

Методы исследования: анализ результатов деятельности, наблюдение, анкетирование, беседа, интервью.

3. Способность личности к овладению методами и фор­мами пропаганды ПДД,

Критерием оценки является эффективность применения методов и форм пропаганды безопасного движения.

Memoды исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ выполнения учащимися диагностичес­ких заданий.

 

Курс обучения молодежи программы «Юные Инспектора Движения» подчинен не углублению знаний воинских уставов, знакомству с жизнью и бытом воинов, на что делается упор в отмеченных программах, а практическо­му закреплению навыков безопасного движения на дороге, знакомству с профессией инспектора ГИБДД. Но автором настоящей программы использован отдельный элемент и форма работы из названных программ по патриотическому воспитанию, что вызвало неподдельный интерес учащихся на практике.

Программа может быть апробирована и в других реги­онах России, независимо от национальности детей, вхо­дящих в отряд юных инспекторов движения. Специфика состоит лишь в том, что при обучении детей педагоги должны обязательно учитывать географо-биологические особенности местности того региона, в котором находится школа. Большинство участников движения не воспринимают правила дорожного движения как необходимость. К ПДД они зачастую относятся как к никчемным правилам, и, конечно же, такое отношение непременно приводит к опасности на до­рогах, тяжким, последствиям. Необходимо сформировать отряд из числа учащихся 5-8 классов, для чего в начале учебного года в классах предлага­ется проведение беседы с целью положительной мотивации на данный вид деятельности.

Программа предусматривает систематическую работу по следующим направлениям:

-изучение Правил безопасности дорожного движения и пропаганда среди учащихся;

гитационная деятельность (выступления агитбригад, участие в акциях, соревнованиях.)

- изучение основ медицинских знаний;

-тренировки в автогородке (организация практических игр, тренировок на территории автогородка);

-. участие в конкурсе «Безопасное колесо» (район, город, республика);

-. информационная деятельность

Материально –технические условия реализации программы

Модель напольного учебно-тренировочного пере­крестка;

Учебно-наглядные пособия:

Различные макеты светофоров;

Модель напольного учебно-тренировочного пере­крестка;

Макеты дорожных знаков;

Раздаточный дидактический материал (карточки-задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельный работы, практических заданий, контрольные вопросы, тесты, кроссворды, задачи, экзаменационные билеты и др.).

Сайт юных инспекторов движения https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/ ;

Портал по безопасности дорожного движения http://sakla.ru/

 


 


 


 


 


 


 

Учебно-тематический план на один год обучения


 


 


 


 


 


 

 

N«

Название темы

Кол-во часов

Теория

Прак­тика

1

Положение об отрядах, ЮИД

3

1

2

2-;

Формы и методы пропаганды, ПДЛ среда учащихся школы

4

1

3

3

ГИБДД — основные направления работы

2

1

1

4

Наглядная агитация

5

2

3

5

Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми

4

2

2.

6

Наш город, микрорайон, особенности движения

3

1

2

7

Безопасные маршруты в школу

4

1

3

8

Дорожная разметка, перекрестки и их виды

3

2

1

9 :

Дорожные ловушки

3

2

1

10

Сигналы светофора, сигналы регулировщика

4

2

2

11

Движение "по дороге учащихся группами и в колонне

2

1

1

12

Правила перехода улиц и дорог

3

1

2

13'

Дорожные знаки и их группы

3

2

1

14

История возникновения правил дорожного движения и автомобиля

4

2

2

15

Движение транспортных средств, остановочный путь автомобиля

4

12

2

16

Правила для велосипедистов

4

2

2

17

Первая помощь при ДТП

4

2

2

18

На железной дороге

4

2

2

19

Правила пассажиров.

3

1

2

20

Основы актерского мастерства

5

2

3

 

 


 


 


 

 

 


 


 


 

 

 


 

 


 


 


 


 

 

 

Всего 68часов

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Тема 1, Положение об отрядах Юных Инспекторов Движения.

Основные задачи работы юных инспекторов движения (ЮИД); Принципы создания отряда юных инспекторов дви­жения. Требования к членству отряда. Права и обязанности отряда юных инспекторов движения, основные направления и формы работы, поручения в отряде, символы, атрибуты, тра­диции.

Практика: Сбор отряда — знакомство «Расскажи мне о себе», обсуждение поручений и их распределение. Сбор планированиё работы отряда. Организация и контроль осуществля­ются руководителем отряда юных инспекторов движения.

Рекомендуемые формы и методы работы: обсуждение, анализ, «мозговой штурм», «разведка полезных дел», диспут.

Тема 2. Формы и методы пропаганды Правил дорож­ного движения среди учащихся школы.

Индивидуальные и групповые формы пропаганды: кон­курсные формы, беседы, викторины, театральные представ­ления, деловые игры. Методы пропаганды: метод убеждения, обмен информацией, метод погружения в проблему, личный пример и др.

Практика: проведение бесед, составление викторин в классе на заданную педагогом тему по ПДД. Анализ ДТП с обсуждением и выявлением виновников происшествия (по сводкам ГИБДД). Конкурсы знатоков по правилам дорожно­го движения. Деловые игры: «Мы — пешеходы», «Мы — пас­сажиры» при участии общественных инспекторов

Практика: беседы в классах по конкретным ситуациям «дорожных ловушек», с применением таблиц-схем видов типичных опасных дорожных ситуаций. Конкурс рисунков «Добрая дорога детства» с привлечением классных руководи­телей в качестве консультантов, источников информации.

Тема3. Государственная ; Инспекция Безопасности Дорожного Движение (ГИБДД).

ГИБДД — основные направления работы. ;

Назначение инспекции, работа отделов по направлениям, специальности ГИБДД

Практика: Экскурсия в районный отдел ГИБДД, встреча с работниками ГИБДД, -знакомство с техническим оснащением инспекции

Тема 4. Наглядная агитация.

Уголок безопасности движения в школе: его значение и функции.

Виды стенной печати. Требования к оформлению га­зеты, плаката, «Боевого листа», «Молнии». Виды шрифтов. Значение эмблемы, рисунка. Принципы расположения мате­риалов в газете. Способы привлечения внимания материа­лам. Другие виды наглядной агитации.

Практика: оформление школьного уголка под назва­нием «Инспектор Дорожного, Движения», помещение мате­риалов работы отряда в школьном уголке безопасности дви­жения «Отряд ЮИД в действии», объявление о смотре конкурсе классных уголков безопасности ДД. Рейды по классам по смотру классных уголков безопасности. Выпуск листовок «Опасные привычки», «Объектив» (по итогам рейдов), «Боевых листов» (по будущим результатам работы юных ин­спекторов по патрулированию), «Молний» — по сводкам ГИБДД о ДТП. Изготовление отрядной символики: эмблем, значков. Руководство осуществляется председателями детских объединений, председателем отряда ЮИД.

Тема 5. Причины дорожно-транспортных происшест­вий с участием детей.

Особенности поведения, детей .младшего и среднего школьного возраста на дорогах. Возрастание количества транспортных средств и интенсивности движения на доро­гах равила движения.

Последствия при отсутствии у детей навыков наблюдения и правильного поведения в экстремальных ситуациях/Опасные привычки. Игры на дороге.

Меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Практика: патрулирование микрорайона школы с целью контроля за соблюдением правил дорожного движения уча­щимися школы и помощи пешеходам при переходе наиболее опасных участков улиц при осуществлении контроля и помо­щи сотрудников госавтоинспекции.

Индивидуальные беседы с нарушителями при участии классных руководителей, общественных инспекторов, ро­дителей детей, нарушивших правила дорожного движения. Разъяснительная работа в классах с обсуждением конкретных ситуаций на дороге и обсуждением поступков учащихся дан­ного класса при участии руководителя отряда ЮИД или инс­пектора ГИБДД в качестве организаторов, кураторов, коорди­наторов действий.

Тема6. Наш город. Географо-биологические особен­ности дорог микрорайона школы. Особенности движения.

Улицы с наиболее интенсивным движением транспорт­ных средств.

Условия движения вокруг школы.

Движение пешеходов.

Практика: «Разведка в микрорайоне» с целью выявле­ния участков дорог у школы с наиболее интенсивным дви­жением и опасными местами перехода при организации и контроле руководителя отряда юных инспекторов движения. Разъяснительные беседы в классах о данных местах; рекомен­дации для безопасного, перехода дорог в городе при участии классных руководителей, учителей ОБЖ, руководителей де­тских объединений

Тема 7. Безопасные маршруты в школу;

Путь в школу, опасные участки перехода улиц, составле­ние безопасного маршрута.

Практика: составление; безопасных ; маршрутов от дома до школы с учащимися в классах; оформление стенда «Безопасный путь в школу» с указанием маршрутов. Экскурсии с первоклассниками с указанием опасных участ­ков и безопасных дорог, с, привлечением классных руководи­телей, родителей учащихся школы в качеств организаторов, кураторов.

Тема 8. Дорожная разметка, перекрестки и виды.

Понятие дорожной разметки, виды разметок, Определение перекрестка, виды перекрестков.

Практика: изготовление пособий для изучения данной темы; оборудование учебного перекрестка под руководством, председателя отряда юных инспекторов движения.

Тема 9. Опасные дорожные ситуации — «ловушки».

Ситуации закрытого обзора: стоящие машины, кусты, деревья, медленно приближающаяся машина. Ситуации от­влечения внимания. Ситуация пустынной улицы. Ситуация не­законченного перехода «Середина проезжей части».

Тема 10. Виды регулирования движения.

Светофорное регулирование. Виды светофоров. Сходства и отличия сигналов разных видов светофоров:

Регулирование сотрудником ГИБДД. Сигналы регулиров­щика: жесты с применением жезла, свисток регулировщика. Соответствие жестов регулировщика сигналам светофора. Значение регулирования на перекрестках.

Ловушка: деловые игры на учебном перекрестке с использованием макетов светофора; ролевая игра: «Регулировщик и участники движения». Организация и контроль осуществляется руководителем отряда юных инспекторов движения с привлечением общественного инспектора, родителей.

Тема 11. Движение детей по дороге группами и в ко­лонне.

Правила движения колонны по обочине. Особенности движения детей в колонне группе.

Сопровождение взрослых при; движении колонны. Правила перехода проезжей части дороги.

Практика: проведение игр на местности с этапом «движе­ние колонн по дорогам».

Тема 12. Правила перехода улиц и дорог.

Места безопасного перехода. Обозначение данных мест знаками и разметкой.

Особенности перехода перекрестков. Правила движения . по пешеходному переходу при выходе на проезжую часть из- за кустов, стоящих машин или иного препятствия, закрываю­щего обзор.

Скорость автомобиля. Правила перехода дороги перед близко идущим транспортом.

Практика: патрулирование на дорогах микрорайона шко­лы с целью контроля за поведением учеников при переходе дорог. Основной, контроль осуществляется; общественным инс­пектором с привлечением инспектора госавтоинспекции.

Тема 13. Дорожные знаки и их виды.

Назначение дорожных знаков, места их установки. Классификация дорожных знаков.

Значение знаков для пешеходов и велосипедистов.

Практика: проведение настольных игр на закрепление знаний о видах дорожных знаков: «Мозаика», «Лото»; тестов под руководством председателя отряда юных инспекторов движения.

Тема 14. История возникновения правил дородного движения, автомобиля.

История изобретения двигателя внутреннего сгорания, первого автомобиля. Создатели автомобилей разных стран. История появления светофоров и знаков дорожного движе­ния, особенности их применения в различных странах.

Парижская конвенция по автомобильному движению. Женевская конференция.

Появление единых дорожных правил. Современные раз­личия правил дорожного движения в некоторых странах.

Практика: познавательная игра «Музей историй», состав­ление кроссвордов по истории создания автомобиля, конкурс рисунков при организации и руководстве председателя отряда юных инспекторов движения с привлечением родителей, ор­ганизаторов внеклассной работы.

Тема 15. Движение транспортных средств, остановоч­ный путь автомобиля.

Расположение транспортных средств на проезжей части, правостороннее движение. Скорость транспортных средств в городе и за его пределами. Факторы, влияющие на возникно­вение опасных дорожных ситуаций на дорогах: расположение различных видов транспорта на проезжей части (дистанция, интервал между машинами),, маневрирование, остановочный путь транспортного средства, географо-биологические особен­ности участков дороги (характер рельефа местности, погодные условия). Необходимость учета этих факторов участниками движения.

Практика: решение задач в деловых играх на макетах, при: работе с карточками с целью отработки понятий по движению транспортных средств, определений по дорож­ной терминологии.

Организация и контроль осуществляется руководителем отряда юных инспекторов движения с привлечением классных руководителей, учителей ОБЖ в качестве кураторов, ис­точников информации, консультантов.

Тема 16. Правила велосипедистов.

Возрастной ценз движения на велосипеде по проез­жей части. Специально оборудованные площадки для обуче­ния езде на велосипеде. Устройство велосипеда. Запреты для велосипедистов. Правила маневрирования, расположение на проезжей части одного велосипедиста и группы велосипедис­тов. Велосипедная дорожка - как особая полоса движения.

Практика: проведение соревнований «Безопасное коле­со» при организаций педагогических работников, инспектора ГИБДД, под руководством председателя отряда ЮИД, обще­ственного инспектора, с привлечением организаторов внеклас­сной работы в качестве ведущего.

Помощь в отработке навыков фигурного вощения вело­сипеда силами педагогических работников с привлечением ро­дителей

Тема 17. Первая медицинская помощь при дорожно- транспортных происшествиях

ВИДЫ ран. Виды наружных кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное. Правила остановки кровотечения1 в результате травмы. Степени ожогов. Оказания первой меди­цинской помощи при ожогах 1, 2,3 или 4 степени. Виды пе­реломов: открытый, закрытый. Правила наложения жгутов, повязок, шин. Техника выполнения искусственного дыхания. Правила транспортировки пострадавшего. Порядок оказа­ния первой медицинской помощи в зависимости от характера травмы.

Практика: отработка навыков наложения повязок шин, жгута; правил комплектования аптечки с привлечением медпер­сонала в качестве источника информации. Конкурс санитар­ных постов, сюжетно ролевая игра «02» на определенной мест­ности с привлечением медперсонала в качестве консультантов, непосредственных участников игры.

Тема 18. Правила Перехода железнодорожного полотна переездах на велосипедах, самокатах, роликах.

Опасности для пешеходов вблизи железнодорожного по­лотна. Правила подъезда и подхода к железнодорожному переез­ду. Виды сигналов, дорожных указателей на переезде. Правила перехода и переезда на коньках, велосипедах, само­катах через железнодорожные пути.

Практика: выпуск памяток о поведений на железной дороге, беседы в классах перед каникулами с привлечением классных руководителей, родителей, инспекторов ГИБДД.

Тема 19. Правила поведения пассажиров.

Правила поведения пассажиров легкового транспорта при посадке и высадке, пользование ремнями безопасности.

Практика; проведение деловой игры с учащимися 1-3 классов «Пассажиры автобуса» и викторин для учащихся 5- X классов по правилам поведения пассажиров под руководс­твом и организацией председателя отряда юных инспекто­ров движения, общественного инспектора, с привлечением организаторов внеклассной работы, классных руководите­лей в качестве кураторов, консультантов.

 

Тема 20. Основы актерского мастерства.

Значение актерского мастерства для пропагандистской деятельности по правилам безопасного поведения на ули­цах.

Основы актерского мастерства: сценическое движение, размещение на сцене, особенности речи, правила пения.

Практика: составление 'сценариев театрализованных представлений, выступлений агитбригад, отдельных номе­ров

Практика: составление сценариев театрализованных представлений, выступлений агитбригад, отдельных номе­ров


 

Педагогам предлагаются формы и методы проведения занятий: «мозговой штурм», дискуссия, «кейс-технология» и др., которые позволяют отойти от традиционного изучения правил дорожного движения.


 

План работы с отрядом ЮИД

 

п/п

Мероприятие

Срок

исполнения

Ответственные

Участники

1

Выборы актива и

корректировка состава отряда ЮИД

сентябрь

Руководитель отряда ЮИД

Отряд ЮИД

2

Проведение сборов отряда

ЮИД

1 раз в неделю

Руководитель

отряда ЮИД

Отряд ЮИД

3

Оформление схемы

«Безопасная дорога в школу»

сентябрь

Классные руководители,

отряд ЮИД

Обучающиеся 5-7 класса

4

Проведение «Минуток безопасности»

Ежедневно в течение года

Классные

руководители, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

5

Обновление и оформление стендов «Уголок

безопасности» классах, по школе)

В течение года

Классные руководители, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

6

Участие в социальном проекте «Иду в школу»

август-сентябрь

Руководитель отряда ЮИД,

отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

7

Участие в мероприятиях Всероссийской Недели безопасности дорожного

движения

сентябрь

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

8

Участие областного конкурса информационно- агитационных материалов

«Призыв к безопасности»

сентябрь- октябрь

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД

отряд ЮИД

9

Проведение викторин и игр

по правилам дорожного движения в 1-7 классе

сентябрь-май

Руководитель

отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-7 класса

10

Участие во Всероссийском тестировании

обучающихся по БДД

октябрь – декабрь по

расписанию

Руководитель отряда ЮИД

Отряд ЮИД,

обучающиеся 1-9 класса

11

Мероприятия,

посвященные Всемирному Дню памяти жертв ДТП

ноябрь

Руководитель

отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

12

Участие отрядов ЮИД в

декабрь-май

Руководитель

Отряд ЮИД

 

 

акциях, посвящённых Новому Году, Дню защитника Отечества,

Международному

женскому дню, Дню Победы

 

отряда ЮИД, отряд ЮИД

 

13

Организация проведение информационно-

пропагандистских мероприятий «Зима прекрасна, когда

безопасна»

декабрь-январь

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

14

Организация и проведение информационно-

пропагандистских мероприятий

«Весне безопасную дорогу»

март-апрель

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

15

Участие в информационно- пропагандистских мероприятий ко Дню

Рождения отрядов ЮИД РФ

март

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

16

Участие в конкурсе юных велосипедистов

«Безопасное колесо»

март-апрель

Руководитель

отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

17

План мероприятий

«Детство без опасности» включая цикл мероприятий

«Безопасное лето» в пришкольных лагерях и дошкольных

образовательных организаций

май-июнь

Руководитель отряда ЮИД, отряд ЮИД

Воспитанники детского

оздоровительного лагеря

18

Проведение муниципального конкурсного отбора лучших отрядов ЮИД Костромской области

«ЮИД в действии!»

в течение учебного года

Руководитель отряда ЮИД

Отряд ЮИД

19

Организация реализации проекта

«лидер ЮИД - это Я»

в течение учебного года

Руководитель отряда ЮИД

Отряд ЮИД

20

Подготовка и участие в

мероприятиях по ПДД различного уровня

в течение учебного года

Руководитель

отряда ЮИД, отряд ЮИД

Обучающиеся 1-9 класса

21

Участие в районных

мероприятиях и акциях

в течение

учебного года

Руководитель

отряда ЮИД

отряд ЮИД

22

Участие интернет-акциях, флешмобах, челенджах и других мероприятиях по

БДД

В течении года

руководитель отряда ЮИД

отряд ЮИД,

обучающиеся 1-9 класса

 

 

 

Ожидаемые  результаты  освоения программы.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

способность к самооценке;


 

Метапредметные:

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;


 

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения  дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;


 

Список источников, электронныех образовательных ресурсов

используемых при составлении программы

Громаковский А.А. Правила дорожного движения с примерами и комментариями / А.А. Громаковский. – М.: Эксмо, 2016. – 208 c.

Комплект дорожных знаков /Авт.- сост. Р. Ш. Ахмадиева, М.Х.Валиев, Е.Е.Воронина, В.Н. Попов, Л. Б. Шигин / Под общей ред. Р.Н. Минниханова. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2015. - 20с.

3.Методические материалы по использованию научно-популярных видеороликов по вопросам безопасности дорожного движения в учебном процессеhttps://bdd-eor.edu.ru/normative-doc/29 Единый национальный портал дополнительного образования детей http://dop.edu.ru

4.Электронный образовательный портал Минпросвещения России «Дорога без опасности» http://www.bdd-eor.edu.ru

5Сайт Госавтоинспекции МВД Россииhttps://xn--90adear.xn--

p1ai/check/media

6.Энциклопедия ПДД http://wiki.zr.ru/ПДД

7.Сайт юных инспекторов движения https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.