12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуськова Светлана Анатольевна459
Россия, Ленинградская обл., Гатчина


МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 9

с углублённым изучением отдельных предметов»

Школьный Кванториум






Программа «Биогеоценозы Ленинградской области»

летнего экологического лагеря «Симбиоз»

для профильных 5-х классов

естественнонаучной направленности



Автор программы: Гуськова Светлана Анатольевна,

учитель биологии и экологии высшей квалификационной категории










Гатчина

2023

Пояснительная записка

Современные экологические проблемы, возникшие в результате деятельности людей, угрожают не только окружающей природе, но и существованию человечества в целом. Изменения климата, происходящие из-за перегревания атмосферы, загрязнения вод мирового океана, исчерпания и нерационального использования полезных ископаемых приводят к нарушению естественной среды обитания многих организмов, а это, в свою очередь, уменьшает биоразнообразие на планете. Кроме этого, антропогенное воздействие на природу приводит к ухудшению экологического состояния среды обитания самого человека.

Экологические проблемы люди пытаются решать на разных уровнях - от международного, межгосударственного, до уровня семьи, класса, группы. Понимание важности сохранения природы, элементарная экологическая сознательность каждого человека и общества в целом может уменьшить негативное влияние человека на окружающий мир.

Воспитание экологически оправданного поведения, формирование экологической культуры – одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Однако, для формирования полноценной картины мира важными являются не только теоретические знания о закономерностях происходящих в природе явлений и процессов, но и непосредственное общение с природой, практическое изучение природных объектов, наблюдение взаимоотношений организмов между собой и со средой обитания. Изучение природы на практике приводит к пониманию того, что природа – это множество разнообразных организмов, населяющих Землю зависящих друг от друга, и человек – один из компонентов этого множества.

Одной из важных и эффективных форм экологического воспитания школьников является организация летнего экологического лагеря для учащихся профильных классов естественнонаучной направленности. Познавательная, исследовательская и проектная деятельность детей во время летней смены в экологическом лагере сочетаются с досуговой и оздоровительной деятельностью. В программу лагеря включены учебные экскурсии, выходы в природу, полевая практика, наблюдения за живыми объектами в природных сообществах, экологические игры, праздники, викторины, экологические десанты, мастер-классы и другие мероприятия экологической направленности. Отведено время и на лабораторные исследования собранного в природе материала.

Программа летнего экологического лагеря направлена на формирование коммуникативных способностей детей, на воспитание ответственного отношения к природе и её богатствам, на удовлетворение познавательной активности детей, формирование целостной картины мира, на формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, связанной с изучением объектов живой и неживой природы, на формирование патриотического отношения к своему краю.

Знания и практические навыки, полученные в экологическом лагере, позволят детям лучше понимать материал предметов естественнонаучного цикла, а выполненные исследовательски работы и проекты позволять принять участие в конференциях и конкурсах различных уровней.

Цель программы

Формирование у детей основ экологической культуры, ответственного отношения к природе и к человеку как части живой природы.

Задачи программы

Познавательные:

  • формирование экологического понятийного аппарата; знакомство с основными экологическими закономерностями; ознакомление с правилами поведения во время похода и полевой практики; изучение методик проведения полевых исследований.
  • формирование навыков сбора и анализа информации, умения формулировать экологические проблемы, предлагать пути их решения, прогнозировать последствия.

Развивающие:

  • развитие экологического мышления и экологического сознания;
  • раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка;
  • формирование коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Воспитательные:

  • формирование ценностного отношения к природе;
  • воспитание эстетического восприятия природных объектов;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Профиль лагеря

Программа разработана для профильного летнего экологического лагеря.

Место реализации

Программа реализуется на базе МБОУ «Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов» (Школьный Кванториум).

Участники программы

Участниками программы летнего экологического лагеря являются обучающиеся 5Б, химико-биологического и 5К, курчатовского классов естественнонаучного профиля. Возраст обучающихся - 11-12 лет.

Количество детей в смене составляет 52 человека, из них формируются 2 отряда по 26 человек.

Срок действия программы

Программа реализуется с 1.06.2023 по 29.06.2023

График работы лагеря

1.06.23-29.06.23

Понедельник-пятница

Начало занятий 9.00, окончание занятий 14.00

*В дни экскурсий и походов время оговаривается индивидуально и доводится до сведения родителей


План работы лагеря

Дата

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Примечания

1.06.23

  1. Открытие летнего экологического лагеря «Симбиоз», торжественная линейка
  2. Инструктаж по правилам поведения учащихся в летнем экологическом лагере
  3. Бадминтон. Игра на стадионе школы
  4. Деловая игра «Полёт научной мысли». Выбор тем исследований
  5. Занятие «Биогеоценозы Ленинградской области»
  6. Исследование видового состава растений на территории школы, составление карты растительности. Оформление дневника практики

9.00 - 9.25





930 – 10.00




10- 10 – 11 – 00


11.10 – 12.00




12.10 – 13.00




13.10 – 14.00




Гуськова С.А.

Андреева Ю.С.




Гуськова С.А.




Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.




Гуськова С.А.




Гуськова С.А.


2.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе школы
  2. Лекция «Виды болот. Болота Ленинградской области»
  3. Исследование состояния деревьев на территории школы, заполнение дневника практики
  4. Викторина «Узнай дерево по описанию»
  5. Пионербол на школьном стадионе

9.00 – 10.30


10.40 – 11.20




11.30 – 12.30





12.40 – 13.20


13.30 – 14.00

Гуськова С.А.


Сойту О.Г.




Гуськова С.А.





Бирюков Б.В.


Андреева Ю.С.


5.06.23

  1. Инструктаж по правилам поведения в походе
  2. Пеший поход на ключевое болото в д. Репузи

7.00 – 7.20



7.30 – 14.00

Сойту О.Г.



Сойту О.Г.

Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир, карандаш

6.06.23

  1. Игра «Веселые старты» на школьном стадионе
  2. Работа с природными материалами, собранными на болоте
  3. Соревнование по дартсу
  4. Работа над проектами в лаборатории

9.00 – 10.00



10.10 – 11.10




11.30 – 12.30


12.40 – 14.00

Андреева Ю.С.



Гуськова С.А.




Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.


7.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе
  2. Работа над проектами в лаборатории
  3. Соревнования по прыжкам в длину на школьном стадионе
  4. Поход в кино

9.00 – 9.20


9.30 – 10.30


10.40 – 11.20



11.20 – 14.00

Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.


Андреева Ю.С.



Гуськова С.А.

Андреева Ю.С.


8.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе школы
  2. Квест-игра «Удивительные растения»
  3. Работа над проектами в лаборатории
  4. Полевая практика по сбору гербариев в Гатчинском парке

9.00 – 9.20


9.30 – 10.10



10.20 – 11.00


11.10 – 14.00



Сойту О.Г.


Бирюков Б.В.



Гуськова С.А.


Гуськова С.А.


9.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе школы
  2. Мастер-класс по изготовлению поделок из вторсырья
  3. Работа в лаборатории по индивидуальным темам проектов
  4. Занятие «Как фоторгафировать растения»
  5. Практикум по фотосъёмке растений в природе. Выход в парк

9.00 – 9.20


9.30 – 10.20



10.30 – 11.30



11.40-12.40



12.50 – 14.00



Андреева Ю.С.


Сойту О.Г.



Гуськова С.А.



Бирюков Б.В.



Бирюков Б.В.


13.06.23

  1. Флешмоб на стадионе школы «Летние танцы»
  2. Полевая практика в парке, сбор гербариев, наблюдение за опылителями растений
  3. Закладка гербариев

9.00 – 9.30




9.40 – 13.00






13.00 – 14.00

Андреева Ю.С.




Гуськова С.А.






Гуськова С.А.


14.06.23

  1. Поход на верховые болота в п. Сиверский

8.00 – 17.00

Сойту О.Г.

Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир, карандаш

15.06.23

  1. Бадминтон на школьном стадионе
  2. Исследование химического и микробиологического состава проб воды из верхового болота
  3. Интеллектуальная игра «В мире гидробионтов»
  4. Работа над проектами в лаборатории

9.00 – 9.40


10.00 – 11.00





11.10 – 12.00



12.20 – 14.00

Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.





Бирюков Б.В.



Гуськова С.А.


16.06.23

  1. Утренняя зарядка
  2. Лекция «Водоплавающие птицы Гатчинского парка»
  3. Экскурсия в Приоратский парк, наблюдение за водоплавающими птицами, фотографирование птиц

9.00 – 9.20

9.30 – 10.20




10.30 – 14.00

Андреева Ю.С.

Гуськова С.А.




Гуськова С.А.


19.06.23

  1. Участие в экологическом десанте в Приоратском парке
  2. Работа в лаборатории над проектами

9.00 – 12.00




12.30 – 14.00

Андреева Ю.С.




Гуськова С.А.


20.06.23

  1. Игра в городки на школьном стадионе
  2. Просмотри научного фильма «Леса России»
  3. Работа в лаборатории
  4. Экскурсия «Деревья города Гатчина»
  5. Викторина «Знатоки леса»
  6. Участие в конкурсе рисунков «Лес и его обитатели»

9.00 – 9.20


9.30 – 10.10



10.20 – 11.20

11.30 - 12.30


12.40 – 14.00

Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.



Гуськова С.А.

Гуськова С.А.


Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.



21.06.23

  1. Пешая экскурсия  по экотропе в Гатчине

9.00 – 14.00

Сойту О.Г.

Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир

22.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе
  2. Мастер-класс «Изготовление поделок из природных материалов»
  3. Игра в волейбол на стадионе школы
  4. Работа над презентациями к проектам
  5. Высаживание саженцев на территории школы

9.00 – 9.20


9.30 – 10.30





10.40 – 11.20


11.30 – 12.30



12.40 – 14.00

Андреева Ю.С.


Сойту О.Г.





Гуськова С.А.


Гуськова С.А.



Андреева Ю.С.


23.06.23

  1. Экскурсия в Ботанический музей на выставку «Грибы»

9.00 –14.00

Гуськова С.А.

Андреева Ю.С.


26.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе школы
  2. Подготовка к защите проектов
  3. Поход в кино
  4. Подвижные игры на стадионе

9.00 – 9.20


9.30 – 10.30


10.40 – 12.40

12.50 – 14.00


Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.


Андреева Ю.С.

Сойту О.Г.


27.06.23

  1. Экскурсия по реке Ижора, п. Рождествено

9.00 – 17.00

Сойту О.Г.

Оборудование для полевых исследований, гербарные рамки, компас, тара для забора проб воды, нивелир, карандаш

28.06.23

  1. Утренняя зарядка на стадионе школы
  2. Работа над проектами в лаборатории
  3. Подготовка к представлению проектов
  4. Игра в дартс на стадионе школы
  5. Викторина «Знатоки леса»

9.00 – 9.20


9.30 – 10.30


10.40 – 11.20



11.30 – 12.30


12.40 – 14.00

Андреева Ю.С.


Гуськова С.А.


Гуськова С.А.



Андреева Ю.С.


Бирюков Б.В.


29.06.23

  1. Скандинавская ходьба по улицам города
  2. Защита проектов, награждение, просмотр итогового видеоролика о работе лагеря
  3. Чаепитие, закрытие смены

9.00 – 9.30



10.00 – 12.00






13.00 – 14.00

Андреева Ю.С.



Гуськова С.А.






Андреева Ю.С.



Содержание программы

Работа в летнем экологическом лагере предполагает аудиторные и лабораторные занятия по экологии, тематические экскурсии и походы, полевую практику. В программу включены элементы почвоведения, метеорологии, климатологии, гидробиологии, микробиологии, микологии, ботаники, зоологии, лесоведения, биоиндикации, краеведения, этнографии.

Основные виды деятельности

Во время аудиторных занятий школьники повторяют теорию экологии, знакомятся с новыми понятиями и терминами, изучают планируют темы исследовательских и проектных работ, формулируют гипотезы, цели, задачи работы, оформляют презентации работ. В аудитории проводятся викторины, интеллектуальные игры, просмотр документальных фильмов.

В лаборатории проводят исследования проб воды, почвы и других объектов, собранных во время полевой практики, изготовление и оформление гербариев.

Во время полевой практики проводят наблюдение за объектами живой и неживой природы, измерения, фотографирование, сбор растений для изготовления гербарных препаратов.

Пешие походы предполагают посещение экологических троп и изучение ландшафта, флоры и фауны на них, сбор разрешённых материалов на данных объектах. Так же разработаны краеведческие маршруты по исторически значимым местам.

Основные педагогические подходы к реализации программы

  • Научный подход (знания, предоставляемые школьникам должны быть достоверными, научно обоснованными, современными);
  • Исследовательский подход (школьникам предоставляется возможность приобретать знания в ходе самостоятельной исследовательской деятельности под руководством педагога);
  • Практико-ориентированный подход (приобретаемые знания школьники должны уметь реализовывать в жизни на практике);
  • Личностный подход (учитываются интересы и особенности каждого ребенка);
  • Гуманитарный подход (естественнонаучные знания и экологическая культура рассматриваются как компоненты общей культуры человека).

Механизм реализации программы

Подготовительный этап:

  • подготовка материально-технической базы;
  • разработка профильной программы и методического сопровождения;

Основной этап

  • реализация направлений программы;
  • подведение промежуточных итогов по видам деятельности.

Заключительный этап

  • подведение итогов и награждение;
  • оформление плакатов, листовок, дневников наблюдений, презентаций, видеороликов;
  • демонстрация приобретённых навыков и умений, защита проектов, демонстрация итогового общего видеоролика о работе лагеря.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы школьники достигнут следующих результатов:

Познавательный

  • расширят общий кругозор, получат новые знаний о закономерностях функционирования экологических сообществ;
  • научатся формулировать и анализировать экологические проблемы, предлагать пути их решения;
  • получат навыки планирования и проведения наблюдений, исследовательской работы;
  • усовершенствуют способность работать в команде;

Личностный результат:

  • научатся осознавать себя частью природы;
  • приобретут опыт активного, здорового, экологически грамотного образа жизни

Критерии оценки результатов

Уровни оценки результатов

Качественный показатель

Уровень сформированности компетенций

Высокий

Наблюдается очевидный прогресс в развитии мыслительных способностей обучающегося, высокие способности ставить цели и решать задачи, высокий уровень коммуникативных и прикладных умений, творческий подход к изучению предмета, оригинальность и креативный подход к выполнению, оформлению и представлению результатов работы. Высокий уровень рефлексии и способность к объективному самоанализу

Повышенный

Средний

Наблюдается определённый прогресс в развитии мыслительных способностей обучающегося, может формулировать цели и задачи работы с помощью учителя, средний уровень коммуникативных и прикладных умений

Базовый

Низкий

Прогресс в развитии мыслительных способностей незначителен или отсутствует, учащийся не может самостоятельно сформулировать цель и задачи работы, средний или низкий уровень коммуникативных и прикладных навыков

Не сформирован


Материалы

Материально-техническое оснащение

Реализация программы осуществляется на базе школьного Кванториума с использованием естественнонаучной лаборатории.

Для проведения лабораторных и аудиторных занятий используется следующее оборудование: ПК, планшеты, проектор, интерактивная доска, световые и цифровые микроскопы, цифровые лаборатории BITronics Lab, оснащенные датчиками для экологических исследований, лабораторная посуда и оборудование для проведения химического анализа воды и почвы.

Для проведения полевых исследований используются гербарные сетки, лопатки и тд.

Кадровый состав

Программу экологического лагеря реализуют опытные специалисты по профилю: руководители школьного экологического клуба «Симбиоз», педагоги дополнительного образования, учителя высшей квалификационной категории: Гуськова Светлана Анатольевна, учитель биологии и экологии, Андреева Юлия Сергеевна, учитель истории, Сойту Ольга Геннадьевна, учитель географии.

Наставник: Бирюков Богдан Владимирович, студент Санкт-Петербургского Аграрного Университета



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.