12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина
Аккаунт удалён
Россия, Оренбургская обл.

ПРОГРАММА

«ПУШИСТЫЕ ЛЕКАРИ»

(Для детей с 3 до 7 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области»
 

 

Составитель:

Воспитатель 1 кв. категории

И.А.Куклева;

 

 г. Красноармейск – 2016г.

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждому человеку знакомы ощущения, возникающие в тот момент, когда он гладит или держит на руках любимую кошку. Это прилив нежности, а также чувство расслабления и умиротворения. Нельзя обойти вниманием и ощущение психологической свободы, когда, находясь рядом со своим питомцем, человек не боится быть таким, какой он есть, и при этом не рискует быть непонятым или отвергнутым. Ведь животное любит своего хозяина бескорыстно и преданно, независимо от его характера и положения в обществе. Кошка испытывает самые лучшие чувства к своему хозяину просто за то, что он рядом.

Не всем известно, что кошка, помимо того, что является для своего хозяина другом и объектом заботы, может быть и его домашним лекарем. Кстати, в настоящее время на Западе существует отдельная отрасль медицины, предусматривающая лечение различных заболеваний человека с помощью домашних животных. Это пет-терапия, одной из разновидностей которой является кошкотерапия.

Лучше всех понимают животных дети до 7 лет. Однако мало кто знает, почему ребенок легко может найти взаимопонимание с животным, а взрослый человек не всегда добивается этого.

У ребенка до 7 лет сознание и подсознание (а на энергетическом уровне астральное и ментальное поля) еще не разделены таким барьером, как у взрослого человека. И поэтому ребенок мыслит образами и легко воспринимает образы, сформированные кошками. Другими словами, малыш способен понять, что хочет сказать животное своим поведением. Что касается домашнего питомца, то он тоже прекрасно понимает своего маленького хозяина и всегда вовремя приходит к нему на помощь. Детям гораздо проще, чем взрослым, установить мысленный контакт с кошкой. Они могут общаться с животными даже на расстоянии. Кстати, если ребенок с рождения живет в одном доме с кошкой, то даже после того, как он достигнет возраста 7 лет, его связь с животным не пропадает.

У детей, растущих в семье, где есть домашние животные, правильно происходит энергообмен.

Что касается детей, которые начинают общаться с кошками после 7 лет, то им уже сложнее установить с ними мысленный контакт, поскольку их сознание и подсознание начинают жить как бы по отдельности, то есть дети этого возраста думают уже так называемыми взрослыми категориями. К тому же в этом возрасте у ребенка начинает проявляться агрессивность и ему приходится объяснять, почему животных нужно любить. Кстати, разъяснить это намного сложнее, чем представляют себе некоторые взрослые люди. Дело в том, что дети в возрасте после 7 лет требуют логических пояснений, они перестают принимать слова на веру. Стоит отметить, что отношение животных к старшим детям тоже меняется.

Большинство детских психиатров утверждают, что общение с кошкой приносит ребенку только пользу. Поэтому нельзя запрещать малышу играть с животным, гладить его, прижиматься к нему. Если же родители боятся, что кошка может стать для малыша источником инфекции, им следует научить сына или дочь мыть руки после каждого общения с домашним питомцем.

Стоит отметить, что радость, которую ребенок получает при общении с кошкой, а также его постоянное энергетическое взаимодействие с животным принесет малышу огромную пользу.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.

Актуальность

Программа «Пушистые лекари» направлена на создание условий для оздоровления детей, а также воспитание правильного отношения к среде обитания, в частности домашним питомцам и навыков правильного поведения с ними. Процесс психологического сопровождения по данной программе направлен на максимальное всестороннее развитие дошкольников, их дальнейшее приспособление к жизни, возможность повысить самодостаточность в определенных социальных условиях.

Фелинотерапия – кошачья терапия, научно обоснованный эффективный метод лечения и оздоровления людей различных возрастов, с различными заболеваниями, широко применяемый за рубежом. Так, например, мурлыканье кошки – это набор колебательных движений, который способствует повышению защитных сил организма человека и повышает иммунитет при острых респираторных заболеваниях. Кошкотерапия прекрасно снижает кровяное давление, снимает приступы неврастении. Кошки разных пород специализируются на разных заболеваниях. Так, например, в Англии некоторых кошек продают в аптеках. Следует подчеркнуть, что речь идет не об устранении того или иного заболевания, а об оздоравливающем эффекте и общем самочувствии человека: нормализации артериального давления, обменных процессов, снижение тревожности, улучшение умственного развития и многое другое. Терапевтическая функция заключается в том, что общение с животными защищает от стресса, улучшает работу нервной системы и психики в целом. А в нашей программе взаимодействие детей и животных, оказывается доступно и в равной степени полезно и благоприятно для обеих сторон.

Информация:

Воспитатель детского сада и воспитанники подготовительной группы, в течение года успешно взаимодействовали с родителями группы у которых дома на попечении находятся домашние животные. В качестве экспериментальной воспитательной работы, воспитанники группы регулярно, в разнообразных формах, осуществляли сотрудничество с родителями. Такая шефская помощь ребят оказалась взаимно необходимой для обеих сторон и вызывала одобрение со стороны родителей других групп. В составе группы - 10 человек в возрасте от 6 до 7 лет.

О создании программы

Программа «Пушистые лекари» составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников, уровня знаний, умений и возможностей. Программа разработана по итогам педагогических исследований и наблюдений за группой, с использованием консультационной помощи медицинских специалистов детской поликлиники и содержит 18 мероприятий, разных по характеру и планируемых в период обучения с сентября по май меся. Время проведения занятия зависит от тематики и общего настроя группы, в общих пределах - от 20 до 30 минут. В программе учитываются общие дидактические принципы обучения, индивидуальный подход, принцип практической направленности, принцип учета ведущей деятельности, принцип отказа от форсирования процесса, принцип стимулирования (через поощрения). На каждом занятии или мероприятии, посредствам используемых методов и приемов, закрепляются элементы техники общения и взаимодействия с окружающей средой. Путем введения мотивационных установок речевая активность автоматизируется. Общение с животными, как и большая часть заданий, также дается воспитанникам в максимально привлекательной форме, с использованием игровых и общественных ориентировок. Следовательно, возможности социальной интеграции детей в общество, через взаимодействие с животными улучшаются.

Принцип построения программы:

1.Развитие эмоциональной сферы, отзывчивости, активности речевой деятельности, восприятия, внимания, творческой фантазии.

2.Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

3.Развитие коммуникативных навыков.

4.Регуляция поведенческих проявлений и реакций.

5.Автоматизация трудовых навыков и умений.

6.Развитие мелкой моторики рук.

Методические приемы:

-Свободное и тематическое рисование.

-Использование игровых стимульных и дидактических материалов.

-Организация фото-выставок, групповых мероприятий.

-Чтение художественной литературы, дискуссионные обсуждения.

-Тематические беседы.

-Моделирование и анализ заданных ситуаций.

-Изготовление поделок и игрушек для животных.

-Просмотр подборки видеоматериалов.

Цель:

- Раскрытие нравственного потенциала и чуткого отношения воспитанников к животному миру;

- Развитие эмоционального восприятия и высших психических функций через познание окружающего мира и действительности;

- Расширение навыков и трудовых умений;

- Побуждение к расширению своего кругозора, саморазвития;

- Формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

-Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к животным;

-Развитие потенциальных возможностей;

-Развитие речевой активности, восприятия, творческого воображения, познавательной активности;

-Формирование терпимости к животным;

-Выработка положительных черт характера у воспитанников и навыков взаимодействия и понимания в общении и деятельности.

Результат:

-Возник стойкий познавательный интерес к животному миру.

-Наблюдается стабильные положительные реакции на домашних животных.

-Стабилизировались взаимоотношения в коллективе воспитанников, автоматизировались навыки коммуникации с окружающими, закрепились понятия гигиены, образовались устойчивые навыки по уходу и общению с животными.

-Повысились показатели познавательной активности и работоспособности на занятиях, наблюдается положительная динамика в совместной трудовой деятельности.

-Отмечается благоприятный микроклимат в коллективе воспитанников.

Объекты программы:

Воспитанники детского сада: дети;

Домашние животные: кошки;

Воспитатель детского сада, медицинские сотрудники, родители воспитанников.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Месяц

Тема занятий

Содержание

Сентябрь

1.«Жизнь на земле»

Чтение художественной литературы, подготовительные разъясняющие беседы о взаимодействии человека и животных. Игра «Разные функции»

 

2.«Кошки– наши верные друзья!»

Лепка домашних питомцев по выбору, беседа; игра «Выбери нужное»,упражнение «Сочини сказку».

Октябрь

3.«В гостях у маленьких друзей»

Рассказ воспитателя о домашних питомцах, трудотерапия, игротерапия с животными.

 

4.«Четвероногий друг»

Рисование, беседы по содержанию, обмен впечатлениями, игра «Угадай кто это?»

Ноябрь

5.«Подарки к Новому году».

Изготовление мягких игрушек для домашних животных, слушание стихов о них, упражнение «Расскажи историю».

 

6.«Друзья вокруг тебя!»

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения, смотр фильма «Хати - самый верный друг», обсуждение.

Декабрь

7.«В гостях у друзей»

Посещение домашних животных на дому, игротерапия, трудотерапия, вручение подарков зверятам, игра « Кто, где живет?»

 

8.« Фото-выставка»

Оформление фото - выставки, подбор соответствующей информации, фотографий, повторение стихотворения, инсценировка.

Январь

9.«Зверята в гостях у ребят».

Встреча гостей с домашними животными в детском саду, ток-шоу: «Зверята в гостях у ребят».

 

10.«Скажи, кто твой друг…»

Родительское собрание с родителями, семейные мини-рассказы-сочинения: «Питомец в доме», семейная инсценировка рассказа « Живая шляпа» Н. Носов.

Февраль

11.« Помоги пернатому крылатому!»

Трудотерапия, изготовление кормушек для птиц, дискуссионная беседа «Нужна ли птицам помощь человека», рассматривание птиц, игра « Слово – картинка».

 

12.«Наш музей».

Посещение всей группой музея с родителями, тема: «Кошки».

Март

13.«В гости к старым друзьям».

Посещение домашних животных на дому, игротерапия: игра «Хорошо-плохо», «Ладошки», «Пожелание»; трудотерапия, кормление питомцев, беседа «Нам прожить друг без друга нельзя».

 

14.«Ребятам о зверятах».

Смотр видеоматериалов: мультфильмов, художественных фильмов, дискуссионное обсуждение просмотра, игра «Чего на свете не бывает».

Апрель

15.«Мои домашние питомцы».

Участие в городской фотовыставке, выбор фотоматериалов, игротерапия: игра «Я могу», « На что похоже?», инсценировка «Кто сказал «Мяу».

 

16.«Игрушка для зверюшки»

Изготовление мягких игрушек и подарков для питомцев , составление коллажа на тему: « Кошки».

Май

«В гостях у старых друзей»

Посещение домашнего животного на дому, трудотерапия, игротерапия с животными: «Догони», «Поиграй со мною», инсценировка « Страшный зверь» В . Семерина; вручение подарков и коллажа.

 

18. «Мы говорим, лишь «до свиданья», ведь расставанье не для нас..»

Подведение итогов года, совместное чаепитие, приглашение гостей, обсуждение понравившихся мероприятий, смотр фотографий, игротека по выбору детей.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Тема

Оборудование

1.

«В мире животных»

Художественная литература: А. Ольгин «Здравствуй, я тебя знаю!»; Аппаратура для просмотра видеофрагментов, фильмы ВВS: «Жизнь», «Живая природа»; игровой материал: камень, деревянный брусок, колесо, ткань.

2.

«Кошки – верные друзья»

Набор пластилина не менее 6 цветов на каждого участника, доски, салфетки, карточки с домашними животными, магниты на доску, магнитофон, подборка музыкального сопровождения (пение птиц, журчание ручья, шум моря); жетончики для поощрения верных ответов.

3.

«В гостях у маленьких друзей»

Питание для животных (сухой корм), влажные салфетки, чистые ненужные вещи для подстилок животным, ленточки, веревочки, мячики средних размеров, фотоаппарат.

4.

«Четвероногий друг»

Наборы цветных карандашей, фломастеров, другие канцелярские принадлежности, цветная бумага, бумага для рисования; подбор музыкального оформления (инструментальная музыка для детей), ватман, журналы о животных, готовые фотографии с детьми и животными.

5.

«Подарки к Новому году»

Ткань: фланель, шерсть, мех, иглы, пуговицы, проволочки, нитки, шнурки, резинки, лекала для мягких игрушек; литература стихи и рассказы Б. Рябинина.

6.

«Друзья вокруг тебя!»

Аппаратура для просмотра фильма, фильм «Хати-самый верный друг», бумага для рисования, простые и цветные карандаши.

7.

«В гостях у друзей»

Подбор карточек для игр: слова, цвета; мягкий конструктор «Звери»; подарки: питание животным, игрушки для животных, одежда для подстилок, фотоаппарат.

8.

«Фот о - выставка»

Фотографии различных форматов, цветная бумага, фломастеры, информация в соответствии с темой из журналов и других носителей.

9.

«Зверята в гостях у ребят»

Подбор литературного материала для выставки книг*, маска: кошки, стеллаж для книг, аппаратура для смотра мультфильма, мультфильм, питание для животных, мягкие игрушки сделанные руками детей. (Приложение1)

10.

«Скажи, кто твой друг…»

Рассказ « Живая шляпа» Н. Носова, рассказы-сочинения о питомцах, иллюстрации с картинками, оборудование для чаепития.

11.

«Помоги пернатому крылатому»

Инструменты для изготовления кормушек, необходимый материал (картон, деревянные бруски, и т.д.) по решению учителя, корм для птиц.

12.

«Наши любимые кошки»

Презентация. Кошкотерапия:

13.

«В гости к старым друзьям»

Пособие для игротерапии( можно корректировать), карточки, карандаши, фломастеры, мяч или мягкая игрушка, корм, салфетки.

14.

«Ребятам о зверятах»

Аппаратура для просмотра, видеоматериалы: м/ф, фильмы, нарезка видеофрагментов, карточки-значки для беседы.

15.

«Мои домашние питомцы»

Фотографии, маски для инсценировки, бумага для рисования, заготовки для игры: «На что похоже».

16.

«Игрушки для зверюшки»

Журналы про животных, ватман, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, ткань, пуговицы, нитки, шнурки.

17.

«В гостях у старых друзей»

Магнитофон, фоновая музыка, мячики резиновые, игрушки для животных, лакомство, салфетки, питание для животных, коллаж, маски для инсценировки, рассказ В. Семерина « Страшный зверь».

18.

«Мы говорим, лишь «До свиданья», ведь расставанье не для нас »

Приглашения для гостей сделанные руками детей, альбом с фотографиями, дидактические пособия для игротеки, призы, подбор музыкального оформления, цветной картон, мелки, фломастеры, воздушные шары для оформления, оборудование для чаепития, сладкое к чаю, колпачки, грамоты, сценарий хода мероприятия.

Занятия рассчитаны на группу воспитанников ( 10 человек ) и являются базовыми для дальнейшей работы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.

Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

Мои питомцы. Кошки, энциклопедия, диск 2010.

Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

Подборка информационных статей из интернет- сайтов.

Реабилитация звуками природы. CD,Фелинотерапия. 2007 год.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.

Приложение 1

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЗВЕРЯТА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»

Цель: создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы; повышение познавательной активности учащихся, формирование доброго и внимательного отношения друг к другу, формирование коммуникативного взаимодействия в окружающей среде.

Задачи: повышение уровня доверия к социальному окружению, формирование навыков взаимодействия с окружающими.

Оборудование: Подбор литературного материала для выставки книг, маски: кошки, стеллаж для книг, аппаратура для просмотра мультфильма, мультфильм, питание для животных, мягкие игрушки, сделанные руками детей.

Участники: воспитанники подготовительной группы: младшие группы детского сада, родители, сотрудники. Кошки.

Ход мероприятия:

Звучит легкая инструментальная музыка.

Воспитатель: Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами собрались на очень необычное мероприятие!

Воспитатель: А чем же оно необычно? Дети те же, детский сад остался тот же, воспитатели все на месте…

Воспитатель: Да-да все на месте, все так же. Но! Сегодня, впервые, в детском саду необычные гости. Ребята, а вы любите гостей? А почему?

Воспитатель: Сейчас этот мяч окажется в ваших руках. Тот, кто его поймает отвечает на мои вопросы.

Повторяю вопрос про гостей, кто называется гостем, хорошо ли когда приходят гости. ( Общение с детьми)

Воспитатель: Оказывается здесь все любят гостей, потому что гости – это радость и общение.

Воспитатель: А чем же ваши гости необычны? Ведь все гости одинаковы, гости как гости.

Воспитатель: Нет наши гости необычны… они… четвероногие, мохнатые, ласковые и хвостатые! И в школе они впервые! Встречайте! Аплодисменты!!!

Заходят под инструментальную детскую музыку, родители с питомцами.

-Здравствуйте ребята! Нам очень приятно видеть ваши улыбки, находиться в вашем детском саду, такой светлый, уютный и теплый. Мы пришли по приглашению наших друзей - ребят вашего детского сада, подготовительной группы. (Ребята из этой группы встают и машут приветственно руками)

Воспитатель: Ребята очень Вас ждали и подготовили для Вас песню «Кошки-мышки» В. Приходько, Г. Гладков.

Воспитатель: А еще мы очень любим стихи, послушаем одно, Самуил Маршак. Усатый-полосатый, читает Катя Игнатова.

Воспитатель: Какое хорошее стихотворение, а давайте с вами поиграем в интересную игру.

Игра «Угадай, кто это?»

Инструкция: Я буду вам показывать картинки, которые не дорисовал рассеянный художник, а вы попробуйте догадаться, кто должен был быть изображен на листе.

Воспитатель: Ребята! Люди давно дружат с кошками. И не раз и те и другие помогали друг другу в трудную минуту. У многих из вас дома живут домашние животные кошки, которых все домочадцы любят и заботятся о них. У кого есть дома животные - поднимите руку! А вы знаете, что многие авторы, писатели и поэты, написали множество книг, рассказов и стихов, посвященных четвероногим домашним питомцам. Посмотрите на эту книжную выставку, это лишь малая часть этих книг.

Воспитатель: Послушайте рассказ- Заходер Б.В. «Кошка Вьюшка».

Воспитатель: А сколько фильмов и мультфильмов про наших любимых четвероногих друзей нам известно - просто не счесть. Вот один из них, посмотрим?

Промотр фрагмента м/ф: «Кто сказал МЯУ?»

Воспитатель: А сейчас вручение подарков. Ребята подготовительной группы вручают подарки родителям с их четвероногими питомцами.

Общение с животными. Все дети свободно общаются с животными, кормят, гладят и т.д. Приглушенно звучит песня «Дорогою добра», музыка М. Минкова, слова Ю.Энтина.

Игра «Доброе пожелание»

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Участники мероприятия вместе становятся в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Наш небольшой праздник подходит к концу и я предлагаю, чтобы сейчас мы пожелали друг другу и нашим гостям, а также друг другу что-то хорошее. Например: Я желаю Мусе оставаться такой же красивой и пушистой. А теперь дальше, ловите мяч.

Воспитатель (обращаясь к гостям): Приходите к нам в гости у нас добрые и заботливые ребята, здесь вас никогда не обидят! Мы вам рады! До новых встреч!

Звучит легкая инструментальная музыка.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Какие домашние животные у вас были дома?

2. Часто ли вы заводили в доме новых животных?

3. По чьему желанию в доме появились животные?

4. Если бы у вас был выбор и возможность держать домашнее животное, то какое бы вы предпочли:

а) собаку, кошку, рыбок, птиц;

б) экзотических животных (тигра, пантеру и т. д.);

в) никого.

5. Кто в качестве друга подходит вам больше:

а) человек;

б) домашнее животное.

6. Какое событие вам тяжелее пережить:

а) смерть домашнего животного;

б) потерю большой суммы денег;

в) разлад с добрым другом.

7. Если бы у вас совсем не было денег, то что бы вы продали:

а) единственное праздничное платье;

б) домашнее животное.

8. Вы стали бы наказывать (ругать) своего ребенка, если бы увидели, что он:

а) отрывает мухе лапы;

б) дергает кошку за хвост;

в) кидает камнями в собаку;

г) пачкает только что надетую одежду.

9. Если бы ваш ребенок попросил домашнее животное, то вы:

а) купили бы то, что он просит;

б) сказали бы, что на это нет денег;

в) купили бы то, которое хотите сами.

10. Заводя домашнее животное, вы рассчитываете:

а) найти в нем друга;

б) улучшить свое материальное положение, продавая щенков или котят;

в) не хотите ничего;

г) приобрести новый опыт в общении.

11. Если бы у вас был выбор, животное какого пола вы выбрали бы:

а) мужского;

б) женского.

12. Если бы волшебник превратил ваше животное в человека, то кем бы оно стало:

а) другом (подругой);

б) отцом (матерью);

в) ребенком;

г) мужем (женой).

Ответив на эти вопросы, вы глубже поймете, догадаетесь, обязательно задумаетесь о желаниях своих детей, почувствуете, чего вам не хватает в жизни, что можно изменить. Любящий животных (а значит, способный жалеть, сочувствовать и сопереживать) родитель вырастит такого же, подобного себе ребенка.

Так любите животных!

ФОТОРЕПОРТАЖ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.