12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Агафонова Елена Анатольевна24
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Шараповская средняя школа»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ « Шараповская СШ»

_________ В.Н. Вшивкин

Приказ № ____ от __________ 2017г.

 

Программа

летнего

оздоровительного

лагеря с дневным пребыванием детей

смена «Робинзоны»

Срок реализации 1 смена

 

 

Паспорт программы

1

Номинация, по которой представляется программа

Летний школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

2

Полное название

программы

Комплексная программа школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Дружба» на базе МОУ « Шараповская СШ» , смена « Робинзоны»

3

Цель программы

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летнего оздоровительного сезона

4

Направление деятельности

Смена « Робинзоны» включает в себя следующие направления

Физкультурно-оздоровительное

Познавательно – интеллектуальное

Экологическое

Художественно- творческое

5

Ожидаемый результат

- повышение двигательной активности будет способствовать укреплению здоровья и физическому развитию детей;

- удовлетворить потребности детей и родителей в полноценном отдыхе;

- воспитание экологической и общей культуры учащихся посредством развития эмоционально-волевой сферы ребенка, креативности его мышления и реализации творческого потенциала ребенка в разнообразных сферах деятельности;

- становление социально-адаптированной личности с активной жизненной позиции человека как гражданина и патриота своей страны

6

Автор программы

Агафонова Елена Анатольевна , учитель начальных классов, 1 квалификационной категории

7

Адрес, телефон

Нижегородская область Шатковский район с. Шарапово ул. Центральная 24

88319049711

89082318247

8

Место реализации

ЛДП « Дружба» на базе МОУ « Шараповская СШ» с дневным пребыванием детей

9

Количество детей

40 человек

10

Возраст участников программы

6,5 – 11 лет

11

Кадровое обеспечение


 


 


 

Агафонова Е.А – начальник лагеря

Кишечникова А.В.- воспитатель

Кочетова М.И.- воспитатель

Мурашова Л.И.- воспитатель

Шишкина Н.Б. – воспитатель

Архипова Н. А. – воспитатель

Романов Д.В.- воспитатель

12

Взаимодействие с заинтересованными в деятельности ЛДП структурами

Сельская библиотека, школьная библиотека, краеведческий музей , сельский ДК.

13

Механизм реализации программы

1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – апрель- май

2 этап . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ июнь ( первые 2 дня)

3 этап. Практический – июнь

4 этап. АНАЛИТИЧЕСКИЙ – июнь ( конец смены)

14

Сроки реализации

программы

Июнь 2017 год, с 1 – 22 июня ( 18 дней)


Пояснительная записка

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.

Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:

принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

принцип коллективной деятельности;

принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

принцип самостоятельности.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Школьный лагерь «Дружба» смены Робинзоны” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, и этим грех не воспользоваться. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий по экологической тематике.


 

 В целях качественной организации каникулярного отдыха детей, в рамках проведения летней смены 2017 года было проведено анкетирование ее участников. Результаты опроса показали, что большинство детей нуждаются в общении (90%), в удовлетворении своих интересов (80%), в организации творческой деятельности (82%). Также большое количество участников опроса показали заинтересованность в экологической культуре (83%).

Цель и задачи программы

Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей, развитие инициативы, коммуникативных способностей детей.

Задачи:

. Задачи:

Обучающие:

- формирование экологических знаний, умений и навыков участников смены;

- формирование умений и навыков организации и проведения коллективно-творческих дел

Развивающие:

- повышение уровня художественно-эстетической культуры воспитанников;

- развитие навыков бесконфликтного межличностного общения

Воспитательные:

- повышение положительного эмоционального климата в детском коллективе, укрепление дружбы и сотрудничества;

- воспитание потребности в формировании здорового образа жизни
 

Организационные мероприятия

Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.

Общее руководство и ответственность за правильную постановку экологического воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.

Необходимо оборудовать стенд для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.

Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:

Положение о летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей

Программа.

План работы на смену.

Программа работы кружка « Умелые руки»

Меню-требование на выдачу продуктов питания на 10 дней.

До открытия лагеря все воспитатели должны пройти медосмотр.

 

 


 


 

 Содержание и форма реализации

Продолжительность смены 18 дней. Количество смен – 1. Программа рассчитана на учащихся 1-5 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития , их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. Действует орган самоуправления: совет вожатых, который собирается ежедневно

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

Безопасность всех проводимых мероприятий;

учет особенностей каждой личности;

возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;

достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

 

Направления и виды деятельности:

Физкультурно-оздоровительная деятельность;

Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);

Художественно-творческая деятельность.

Патриотическая деятельность

  1.  
    1. 1. Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка);

Спортивные игры на спортивной площадке;

Подвижные игры на свежем воздухе;

Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

Ежедневный спортивный час;

Беседы фельдшера:

  1. «Чем опасны клещи»;

    «Профилактические прививки - «За» или «Против»?

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

  1.  
    1. 2. Образовательно-содержательное направление  (экологическое воспитание)

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение исследовательской работы.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы.

Программа работы способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.


 


 

  1.  
    1. 3. Художественно – творческая деятельность:

Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации:

  • Изобразительная деятельность;

    Конкурсные программы;

    Творческие конкурсы;

    Концерты, праздники;

    Творческие игры;

    Выставки (рисунков, поделок)

    Кружок « Умелые руки»

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
 

Программа осуществляется по следующим блокам

Организационный

Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.

Виды работ:

Планирование.

Оформление уголка.

Определение обязанностей.

Организация питания в лагере.

Оздоровительный

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

Утренняя гимнастика.

Рациональное сбалансированное питание.

Режим дня.

Закаливание, солнечно-воздушные ванны.

Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).

Виды работ:

1. Углубленный контроль и наблюдения за здоровьем детей, оперативный контроль со стороны воспитателей , профилактические мероприятия.

2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.

3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.

Экологический

Изучение особенностей края.

Бережное отношение к природе, лесу, воде.

Трудовые десанты.

Зелёный патруль.

Экологические игры на местности.

Патриотический

Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий посвящённых Дню памяти и скорби.

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне.

Посещение школьного музея.

Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.

День Независимости России.

95 лет пионерской организации

Творческий

Коллективно-творческая деятельность.

Участие в мероприятиях.

Работа творческих мастерских.

Экскурсии с библиотеку.

Конкурсы, викторины.

 

Принципы организации педагогического процесса:

Гуманистической направленности.

Связи с жизнью и практикой.

Организационный принцип: последовательности и систематичности.

Научности.

Наглядности.

 Принципы управления деятельностью воспитанников:

Активности детей.

Доступности и посильности.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Прочности и действенности результатов.

 Условия реализации программы

Материально-технические и кадровые ресурсы для реализации программы

Кадровое обеспечение

Материально-техническая база

Педагогический коллектив ЛДП « Дружба»

- начальник ЛДП

- зам.директора по воспитательной работе;

- воспитатели;

- вожатые;

- учитель по физкультуре

- руководитель кружка ;

- заведующий библиотекой;

- медицинские работники

- помещения МОУ « Шараповская СШ»

- спортивная площадка

- бассейн

- спортивный зал ;

- школьная библиотека;

- сельская библиотека

Спортивное оборудование: мячи, скакалки, теннисные и бадминтонные ракетки, сетки, обручи.

Игровое оборудование: шашки, шахматы, настольные игры.

Техническое оборудование:

- телевизор, DVD – плеер, компьютер, проектор, магнитофон.

Световое оборудование.

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»;

Конвенция о правах ребенка,

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

Инструкции по организации и проведению экскурсий;

Приказы УО;

Должностные инструкции работников;

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

Заявления от родителей;

Правила регистрации детей при поступлении;

Акт приемки лагеря.


 

 

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей посредством самоуправления

2.   Организация различных видов деятельности.

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.   Создание ситуации успеха.

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.   Организация различных видов стимулирования.

Содержание программы

Лагерная смена проводится в рамках игры.

В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошек и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки , собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки – дети – веселятся. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.

Воспитатели учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в цветовой гамме).

Символ дня

Коллективный Красный цвет - коллективные мероприятия лагеря , в которых каждый ребенок принимает участие.

Особый Оранжевый цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.

Житейский Желтый цвет - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений

Задорный Зеленый цвет - смешные конкурсы, веселые мероприятия

Главный Голубой цвет - мероприятия патриотического направления

Спортивный Синий цвет - спортивные соревнования

Фантазийный Фиолетовый цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке .

Красный цвет – классный день!

Зеленый – день как день.

Оранжевый – очень хороший день!

Синий – скучный день

 Ожидаемые результаты, диагностика

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

Организационно - пропагандистские умения:

  • Применение знаний законодательства об охране природы;

    Планирование практических дел по охране природы;

    Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

  • Формирование умений правильного поведения в природе;

Опознавательные умения:

  • Распознавание объектов природы;

    Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Преобразовательные умения:

  • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

Тиражирование опыта

  • Проведение школьных конференций по итогам работы;

    Публикация заметок и статей в местной печати и на сайте школы.

  1. Диагностика работы по программе

Входное анкетирование с целью изучения потребностей и интересов детей.

Диагностика комфортности пребывания в ЛДП «Цветопись».( М. Люшера)

Диагностика личностного роста (организатор, участник, слушатель).

Диагностика уровня развития отряда (по методике Лутошкина «Какой у нас коллектив»).

Диагностика степени интереса к мероприятиям.

Выходное анкетирование.

Методика диагностики уровня творческой активности детей (М.И. Рожков, Ю.С Тюнников, Б.С Алишев, Л.А. Волович).

Методика для изучения экологической культуры младшего школьника

 

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Индикатор

Мониторинг

Период смены

спортивно – оздоровительное направление

Оценка эффективности оздоровления детей

Измерение роста, веса,

Организационный, итоговый

Оценка включения детей в спортивно-оздоровительную деятельность ЛДП

Участие воспитанников в лагерной спартакиаде, результат соревнований (командное и индивидуальное первенство)

Основной

Оценка положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса

Диагностика эмоционального состояния и взаимоотношений в детском коллективе через проведение ежедневной рефлексии посредством сбора детских мнений через «Экран настроения» (цветопись) и ежедневное определение «Лучшего по зарядке».

Основной, итоговый

художественно-эстетическое направление

Оценка уровня развития временных детских коллективов

Методика «Какой у нас коллектив?» А.Н.Лутошкин

Организационный, итоговый

Оценка включения детей в художественно-эстетическую деятельность ЛДП, , степени интереса к мероприятиям.

Ежедневное заполнение мониторинг-карт в отрядах, анализ участия детей в мероприятиях, конкурсах, мониторинг общего рейтинга по результатам лагерных мероприятий.

Основной

Оценка деятельностных потребностей детей

Входная анкета,

анкета «Мой отдых в лагере»

Организационный, итоговый

экологическое направление

Оценка имеющихся экологических знаний

Оценка сформированности экологических знаний , умений оценивать ситуацию, выбрать целесообразный способ действия.

Анкета в виде теста .Авторская анкета Шишова А.В.и Калюкова Е.А.

«Экологические ситуации» по Берюховой Е.Н. и Груздевой Н.В.

Основной

Итоговый, основной

Самореализация

Оценка уровня самостоятельной организации своей деятельности воспитанниками ДОЛ

Методика диагностики уровня творческой активности детей (М.И. Рожков, Ю.С Тюнников, Б.С Алишев, Л.А. Волович).

Методика для изучения социализированности личности ребёнка (М.И. Рожков)

Основной

Оценка личностного роста участников лагерной смены

Ежедневное заполнение отрядных экранов личностного роста воспитанников ЛДП

Основной, итоговый

Выявление формальных и неформальных лидеров

Методика «Социометрия»

Основной

   

 

Приложения

Диагностика

1. Диагностический тест «Я в круге» на выявление уровня

психологической комфортности пребывания ребенка в команде

(проводится два раза за смену)

10 – высокий уровень, максимум комфортности

7 – легкий дискомфорт

5 – 50/50

3 – весьма ощутимый дискомфорт

0 – низкий уровень, максимум дискомфорта


 


 


 


 


 


 

2. Анкетирование детей

1.Нравятся ли тебе воспитатели?

нравятся

не нравятся

2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?

доброжелательные, дружные

напряженные, бывают ссоры

враждебные, агрессивные

3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть?


 


 

4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?

да, всегда

иногда

нет, не хочу

другое

3. Анкета «Как мы жили»

(проводится в итоге смены)

Дорогой друг!

Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.

Фамилия, имя

Возраст (сколько тебе лет)

Команда

Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?

Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?

организатором

активным участником

генератором идей (предлагал новые идеи)

наблюдателем (на все смотрел со стороны)

В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?

в оформлении уголка

в организации и проведении дел в команде

в активном участии в общих лагерных мероприятиях

в спорте

в прикладном творчестве

в сценическом творчестве

свой вариант

Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их


 


 

Самым трудным для меня в лагере было


 

За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)


 

Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в команде


 


 


 


 


 


 

Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)


 

Уходя из лагеря, я хотел бы сказать


 


 

 

Диагностика комфортности пребывания в лагере. Во время ра­боты в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

• красный — восторженное настроение;

• оранжевый — радостное;

• желтый — спокойное;

• зеленый — уравновешенное;

• синий — грустное;

• фиолетовый—тревожное;

• черный — уныние.

Цветопись — это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свиде­тельствует о пере возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спрово­цировать конфликт.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетель­ствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Диагностика — это не только оценка изучения качеств личности, но и направленность движения педагога и ребенка от одной цели к другой.


 

Диагностика личностного роста . Помочь выявить лидеров может игра «По­стройте ромб, квадрат ...». Вожатый предлагает ребятам взяться за руки и (сам — стоя в сторонке), просит изобразить круг, ромб, квадрат. Наблюде­ния за действиями организаторов построений укажут на лидеров. Выбирая лидера, обратите внимание на детей, испытывающих сложности адапта­ции, склонных к временным депрессиям. Если вожатый сможет помочь таким детям, то в результате можно получить отличных лидеров, на кото­рых можно положиться.


 

Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим Коллективом.

Ход проведения.

Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая шина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.


 

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой 
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1.    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.    Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.    Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.    Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6.    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7.    Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.    Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10.    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11.    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12.    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.    Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15.    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16.    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18.    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19.    Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20.    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:

1            6        11        16
2            7        12        17
3            8        13        18
4            9        14        19
5            10        15        20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
низкий уровень – 0,1 – 0,45;
    ниже среднего – 0,46 – 0,55;
    средний уровень – 0,56 – 0,65;
    выше среднего – 0,66 – 0,75;
высокий уровень – 0,76 – 1.


 

  1. Законы « Робинзонов »

Будь природе другом!

Принимай участие в охране окружающей среды.

Не оставляй непогашенным костер.

Не бросай мусор.

Подкармливай зимой птиц.

Старайся изучать и приумножать природные богатства родного края.

Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

Помыл руки – закрой кран.

Уходя из комнаты, погаси свет.

Соблюдай законы ВРЕМЕНИ, Территории.

Будь терпимым к другим.

Требуй от себя того же, что требуешь от других.

Узнал сам – расскажи другим.

Умеешь сам – научи другого.

Помни: лишней информации не бывает.

Стремись сделать что-нибудь сам.

От плохого настроения есть два лекарства – хорошая песня и друзья.

Знай! Будущее зависит ОТ ТЕБЯ!

Девиз юных робинзонов : «Мы – за лес, за воду, за нашу природу!»

Наша песня:

Я весь день сижу
На крутом бережку,
Высоко плывут
В небе облака,
Ласково жмурится
Солнце золотое,
Весело плещется
Синяя река.

Стебелек дрожит,
Надо мною жук жужжит,
Комариный писк
Слышится слегка,
Ласково жмурится
Солнце золотое,
Весело плещется
Синяя река.


 


 

Отряд « Лесники»

Девиз « Лесник- отряд путевый

Самый лучший. Самый клевый! Лагерь мы не подведем, Место первое займем!»

Отряд « Муравей»

Девиз « Будь человеком, человек!»


 


 

Режим дня

 

8.00-8.30 Приём детей

8.30-8.45 Зарядка

8.45-9.00 Утренняя линейка

9.00-9.30 Завтрак

9.30-11.00 Обще лагерные мероприятия работа по плану

11.00-12.00 Оздоровительные процедуры

12.00-12.30 Обед

12.30-13.45 Свободное время( занятия по интересам)

13.45-14.00 Заключительная линейка, уход домой

План- сетка общелагерных мероприятий

Дата

Мероприятие

1.

1 июня

"Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето"

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей.

"Ярмарка идей"(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания).

Игра "расскажи мне о себе".

Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря).

Игра по ПДД «У светофора нет Каникул»..

Праздник «День защиты детей» с приглашением родителей.

Моделирование ситуаций « тебя угощает конфетой незнакомый человек»

Входное анкетирование

Линейка.

2.

2 июня

Линейка. Зарядка.

ТБ на экскурсии.

Экологическая экскурсия «За околицу».

Игровая программа « Узнай меня»

Подготовка к конкурсу талантов

Ситуативный разговор об электроприборах». Польза и вред.

Линейка.

3.

3 июня

«Открытие лагеря»

Линейка. Зарядка.

"Здравствуй, лагерь!"

Праздник "Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!" – открытие смены с приглашением родителей.

Праздничная свечка "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!".

Час добрых дел: уборка мусора операция «Чистый двор», полив цветов.

Проигрывание ситуации « В доме возник пожар»

Линейка.

4.

5 июня

«День талантов»

Линейка. Зарядка.

Подготовка к театральному представлению по сказкам Пушкина.

Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге".

Линейка.

Поездка в Борнуковские пещеры.

5.

6 июня

День «Экологических знаний»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Работа над проектом .Подготовительный этап. Сбор теоретических материалов о загрязнении природы Составление плана работы над проектом. Провести анкетирование родителей

Экскурсия в поселковую библиотеку «Удивительные экологические сказки».

Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.

Беседа. Бродячие собаки . Почему к ним нельзя приближаться?

Настольные игры. Семейный турнир по настольным шашкам

Линейка.

6.

7 июня

«День сказок»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Пушкинский день России

«Путешествие по станциям жизни и творчества поэта»

а) викторина по произведениям Пушкина;

б) конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина;

Работа над проектом .Организационный этап. Изучение свойств и качеств материалов: стекла, пластика, металла, бумаги, резины.

Линейка.

7.

8 июня

«День талантов»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

«Минута славы» - конкурс

«Фабрика звезд -1» караоке

Подвижные игры на воздухе. «Воробушки и автомобиль», « Смелые пожарные»

Легенды о лекарственных травах.

Работа над проектом . Практическая деятельность. 1.Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.

2.Сбор мусора на экологической тропинке.

3.Сортировка собранного мусора: пластиковый, бумажный, стеклянный, полиэтиленовый и т.д.

4.Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, ее обитателям?

5.Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдет через год?

6.Закапывание разного вида мусора:

Линейка.

8.

9 июня

«День добра»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Игра «Через книгу - к добру и свету».

Мероприятие «Молодое поколение выбирает»

Работа над проектом. Рефлексия. Просмотр презентации своей деятельности над проектом.

Линейка.

9.

10 июня

«День России»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

«Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк.

Просмотр видеосюжетов «Россия-родина моя».

Оформление выставки, конкурс чтецов и песенников

Линейка.

 

10.

13 июня

«День здоровья»

Линейка. Зарядка.

Спортивная эстафета.

Беседа фельдшера о здоровье «Профилактические прививки - «За» или «Против»? и «Чем опасны клещи»

Беседа о здоровом образе жизни, выпуск санитарного листа.

Линейка.

11.

14 июня

День «Спасайкина»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»

2. Игра «Снежный ком»

3. «Мой друг велосипед»- конкурсная программа

4. Подготовка к концерту

Линейка.

12.

15 июня

«День творчества»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Экскурсия по сбору природного материала для поделок.

Работа «творческой мастерской».

Диагностический тест «Я в круге»

Поездка в город Арзамас в парк отдыха им. Гайдара.

Линейка.

13.

16 июня

«День театра и музыки»

Линейка. Зарядка.

Экологическое ассорти «Мы-земляне»

Беседа « Безопасное поведение в лесу, на лугу, на водоеме»

«До, ре, ми, фа, соль - концерт артистов

Выход в музей

Линейка.

14.

17 июня

День «Фантазий и юмора»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Правильное питание»

Викторина «Устами младенца»

Конкурс «Веселые ребята- весело поют»

« Мульти-Пульти – карнавал»

Фотоконкурс «От улыбки станет мир светлей».

Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето».

Линейка.

15.

19 июня

«День здоровья и спорта».

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» Первенство лагеря по различным видам спорта .

Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»

Викторина « Когда дорога безопасна?»

Линейка.

16.

20 июня

«День экологии»

Линейка. Зарядка.

Экологическая акция (уборка территории ).

Веселые старты.

Географическая тропа (поход).Беседа. Безопасное поведение в природе

Экологическая семейная викторина «Зеленый мир»

Выпуск семейного плаката «Защитим планету!»

Линейка.

17.

21 июня

«День памяти»

Линейка. Зарядка.

Линейка, посвященная Дню памяти и скорби «Памятная дата 22 июня 1941 года».

Просмотр видеофильма «Первые четыре часа войны».

Конкурс стихов и песен о ВОВ

Линейка.

18.

22июня

Закрытие лагеря

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Праздничное закрытие лагеря .

Просмотр фото и видеосюжетов.

Подведение итогов работы лагеря.

Диагностика - анкета «Как мы жили» ( выходная диагностика)

Закрытие лагеря

 
  1. Самоуправление в ЛДП «Дружба »

Детское самоуправление в оздоровительном лагере «Дружба » организуется с помощью креативного совета, который является исполнительным и координирующим органом.

В креативный совет входят представители от каждого отряда.

Функции совета:

регулирующая,

контролирующая,

информационная,

организационная,

планирование,

анализ.

  1. Список используемой литературы:

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;

Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.

«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;

А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

  Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».

7.Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарий мероприятий – М.: ВАКО, 2006.

8.Волгунов В.А., Зайкин М.И. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: Модель, принципы и условия формирования. – Н. Новгород: Издательство ООО «Растр-НН», 2005.-238с.

Журнал «Воспитание школьников». 1994 – 2003

Журнал «Начальная школа». 1990 – 2005

Кулаченко М.П. Весёлое лето. Ростов – м/д: Феникс, 2005

Летний лагерь на базе в школах /авт.- сост. Е.В. Савченко, О.Е.Жиренко, С.И. Лобачёва.- М.: ВАКО, 2007.

Лето. Каникулы. Лагерь /под ред. С.А.Шмакова.- Липецк, 1995.

Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2005

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере /авт.-сост. С.И.Лобачёва. – М.: ВАКО, 2007.

С.А.Шмаков. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., 2001.

Творчеств о в детском оздоровительном лагере: книга для воспитателей и педагогов/ Под ред. Е.Н. Сорочинской.- Ростов: Феникс, 2002.

Ура, каникулы! Библиотека вожатого. С.В. Титов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.