12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Леонидовна Лисунова302 Россия, Красноярский край, назарово Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа школьного лесничества, 5-10 классы
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 3 г.Назарово
Согласована Заместитель директора по ВР
____________Т.В.Боровикова | Утверждена Директор МБОУ СОШ №3 г.Назарово __________ Е.В.Петров |
«Лес — наше богатство»
Для детей 11-16 лет
Срок реализации - 3 года
Составитель: Лисунова Н.Л.
учитель биологии
МБОУ СОШ №3 г.Назарово
Назарово
2016-2017 уч.год
Раздел 1. Содержание
Актуальность введения программы «школьное лесничество» бесспорна, лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации сократились до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность.
Освоение программы «Школьное лесничество» является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.)В содержание предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего города и края и междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики.
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Задачи:
формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности;
воспитание бережного отношения к природе;
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;
расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии,
получение знаний о видовом составе растений и животных своего края,
умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся в форме: традиционные занятия; практические занятия конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация; презентация; научно-практическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Осуществляется работа по направлениям:
Природоохранная деятельность:
Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
Проведение природоохранных рейдов.
Лесохозяйственная деятельность:
Прополка посевов.
Сбор лесных семян.
Эколого-просветительская деятельность:
-
Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов,
листовок, видеофильмов и т.д.).
Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание
видеофильмов.
Проведение экологических игр, викторин, вечеров
Учебно-исследовательская деятельность:
-
Теоретические занятия.
Проведение опытов.
Проведение исследовательских работ.
Организационная деятельность:
Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Слет школьных лесничеств в г.Дивногорске.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 11-16 лет.
Режим занятий: Недельная нагрузка – 3 часа для каждого из трех курсов обучающихся, 35 недель, итого 105 часов
Раздел 2. Планируемые результаты
Предметные результаты:
основные понятая о лесе и лесоводстве;
причины нарушения лесных экосистем;
последствия нарушения окружающей среды;
роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере;
устройство светового микроскопа; ведущих естествоиспытателей и их заслуги;
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
представителей царств живой природы;
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты обучения включают в себя:
умение проводить наблюдения, измерения, опыты;
постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя;
составление плана выполнения учебной задачи;
систематизация и обобщение разных видов информации;
использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельная подготовка сообщений;
участие в совместной деятельности.
Личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к обучению;
познавательных интересов и мотивов к обучению;
навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематический план занятий
1-й год обучения
Тема | Количество часов | Количество практических работ | |
| Введение | 1 | 0 |
| Лес и его структура | 28 | 12 |
| Лес как часть биосферы | 24 | 8 |
| Экология леса | 10 | 6 |
| Лесопользование | 42 | 19 |
| ИТОГО | 105 | 45 |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ | Дата | Тема |
| 2.09 | Введение. Игра «Лес – источник чудес» |
Лес и его структура | ||
| 4.09 | Понятие о лесе. Характерные черты леса. |
| 6.09 | Компоненты леса |
| 9.09 | Экскурсия в Назаровское лесничество |
| 11.09 | Практическая работа «Описание компонентов леса» |
| 13.09. | Практическая работа «Изучение компонентов леса на покрытых и непокрытых лесом землях (под пологом леса, вырубках, гарях)» |
| 16.09 | Акция «Чистый лес» |
| 18.09 | Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» |
| 20.09 | Основы фитоценологии: ярусность, жизненность, обилие, внешний вид |
| 23.09 | Лес как растительное сообщество. Растения елового леса |
| 25.009 | Практическая работа «Описание фитоценоза Елового леса» |
| 27.09 | Лес как растительное сообщество. Растения соснового леса |
| 30.09 | Практическая работа «Описание фитоценоза соснового леса» |
| 2.10 | Лес как растительное сообщество. Растения лиственного леса |
| 3.10 | Практическая работа «Описание фитоценоза березовой рощи города» |
| 7.10 | Луг как растительное сообщество. Растения луга |
| 9.10 | Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария». |
| 11.10 | Сорные растения нашей местности |
| 14.10 | Практическая работа «Сбор и монтировка гербария». |
| 16.10 | Лекарственные растения нашей местности |
| 18.10 | Практическая работа«Сбор и монтировка гербария». |
| 21.10 | Практическая работа «Поэзия природы. Поделки из гербарного материала своими руками» |
| 23.10 | Основные лесообразующие хвойные породы Сибири. |
| 25.10 | Практическая работа «Определение семян хвойных растений. Правила сбора шишек» |
| 28.10 | Основные лесообразующие лиственные породы Сибири |
| 6.11 | Древесные породы в насаждениях в подлеске |
| 8.11 | Животные нашего леса |
| 13.11 | Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
| 15.11 | Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
ЛЕС КАК ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ | ||
| 18.11 | Краткий исторический очерк об экологии. Экологические факторы и их значение в жизни леса |
| 20.11 | Лес и климат. Лес и тепло. |
| 22.11 | Лес и свет. |
| 25.11 | Лес и влага. |
| 27.11 | Лес и атмосферный воздух. Лес и ветер |
| 29.11 | Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу» |
| 2.12 | Лес и почва |
| 4.12 | Практическая работа «Определение типа почвы мокрым методом Качинского» |
| 6.12 | Практическая работа «Листовка в защиту леса» |
| 9.12 | Лес и насекомые. Насекомые "краснокнижники". |
| 11.12 | Представители наиболее опасных вредителей леса. Вредители молодняков. |
| 13.12 | Практическая работа «Вредители молодняков». |
| 16.12 | Представители наиболее опасных вредителей леса. Стволовые вредители. Методы борьбы. |
| 18.12 | Практическая работа «Стволовые вредители». |
| 20.12 | Представители наиболее опасных вредителей леса. Хвое- и листогрызущие вредители. Методы борьбы. |
| 23.12 | Практическая работа «Хвое- и листогрызущие вредители» |
| 25.12 | Практическая работа «Анализ повреждений растений разными группами насекомых (минёрами, галлообразователями, грызущими, сосущими, трубковёртами и др.)» |
| 27.12 | Лес и фауна. Красная книга Красноярского края. |
| Лесные звери (Класс млекопитающие) | |
| Лесные птицы (Класс птицы) | |
| Практическая работа «Определение видов животных по следам» | |
| Определение птиц (до отряда, семейства и вида) по строению гнезда | |
| Грибы . Правила сбора грибов и ягод. | |
Экология леса | ||
| Глобальные экологические проблемы человечества. Региональные экологические проблемы. | |
| Лес и вода. Естественные водоемы. Качество воды. | |
| Методы изучения водных экосистем. | |
| Практическая работа Определение физических свойств воды в реке». (Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах) | |
| Практическая работа «Определение водородного показателя (pH) воды водоемов, сточных вод дождя, талой воды» | |
| Практическая работа «Определение общей жесткости образцов воды из водопровода (холодного и горячего водоснабжения), родника, колодца, реки (озера), минеральной воды, талой воды (от снега из парка и с проезжей части дорог) и т.д.» | |
| Практическая работа «Определение минерального состава природных вод (общая жесткость | |
| Практическая работа «Оценка загрязненности воды нефтепродуктами и органическими соединениями (визуальная, органолептическая, по окислению экстрактов серной кислотой)» | |
| Лес и воздух. Практическая работа «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам», | |
| Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа». | |
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ | ||
| Таксация леса. Древостой: состав, форма, возраст. | |
| Таксация леса. Древостой: бонитет, полнота, густота, запас. | |
| Лесотаксационные приборы и инструменты | |
| Практическая работа «Правила работы полнотомером» | |
| Практическая работа «Измерение длины линии на местности рулеткой (мерной лентой)» | |
| Практическая работа «Измерение диаметра ствола растущего дерева на высоте груди мерной вилкой». | |
| Практическая работа «Определите формулы состава насаждений» | |
| Рекреационное природопользование Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест | |
| Проведение декоративных посадок. Уход за посадками. | |
| 21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» | |
| Практическая работа «Дом для пернатых друзей» | |
| Акция «Пернатый новосел» | |
| Практическая работа «Правила посева растений» | |
| Лесная селекция | |
| Первоцветы | |
| Практическая работа «Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений» | |
| Лесовосстановление. Естественное и искусственное возобновление лесов | |
| Лимитирующие факторы лесовозобнавления (засушливость, урожай семя). | |
| Лесосеменное дело и лесопитомники. | |
| Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, лектехсырье, охота, подсочка). | |
| Приоритетность использования, интенсивность ведения хозяйства, эффективность и организация пользования. | |
| Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. | |
| Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». | |
| Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» | |
| Лес и пожары. Лесная пирология. | |
| Виды лесных пожаров | |
| Противопожарная профилактика в лесах. | |
| Способы тушения природных пожаров. | |
| Экскурсия в пожарную часть | |
| Практическая работа «Анализ горимости территории лесничества». | |
| Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» | |
| Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» | |
| Практическая работа «Оценка состояния покрытий дорожек и площадок, состояния малых архитектурных форм» | |
| Практическая работа «Оценка состояния газонов и цветников. | |
| Практическая работа «Исследование признаков деградации (изменение видового состава травяного покрова, исчезновение подроста древесных пород, количество больных и механически поврежденных деревьев)» | |
| Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)» | |
| Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» | |
| Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» | |
| Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом | |
| Практическая работа «Красивая клумба» | |
| Практическая работа «Правила посадки деревьев» | |
| Акция «Посади дерево» | |
| Обобщение. Итоги года. |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
Тематический план занятий
2-й год обучения
Тема | Количество часов | Количество практических работ | |
| Введение | 2 | 0 |
| Лес и его структура | 17 | 8 |
| Учение о типах леса | 8 | 5 |
| Лес и климат | 11 | 6 |
| Почвоведение | 8 | 4 |
| Лесоводство | 27 | 10 |
| Лесопользование | 32 | 15 |
| ИТОГО | 105 | 55 |
№ | дата | Тема |
| 2.09 | Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. |
| 4.09 | Игра «Лесные Робинзоны» |
ЛЕС И ЕГО СТРУКТУРА | ||
| 9.09 | Морфология леса. Понятие о лесе. Характерные черты леса. Компоненты леса. |
| 11.09 | Тип леса |
| 13.09. | Таксационные показатели насаждений |
| 16.09 | Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция, биоразнообразие, эталонные леса) |
| 18.09 | Акция «Чистый лес» |
| 20.09 | Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» |
| 23.09 | Лес как растительное сообщество |
| 25.09 | Представители семейства сосновые |
| 27.09 | Представители семейства березовые, ивовые, |
| 30.09 | Практическая работа «Правила фенологических наблюдений за древесными и кустарниковыми растениями леса» |
| 2.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений елового леса» |
| 3.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса» |
| 7.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений лиственного леса» |
| 9.10 | Практическая работа «Краткая характеристика растений луговых трав» |
| 11.10 | Практическая работа «Оценка урожайности растений луга» |
| 14.10 | Практическая работа «Оценка урожайности лекарственных растений» |
| 16.10 | Практическая работа «Определение запаса лекарственных растений» |
Учение о типах леса | ||
| 21.10 | Типология В.Н. Сукачева. Генетическая классификация типов леса |
| 23.10 | Типы сосновых , лиственничных, березовых лесов |
| 25.10 | Практическая работа «Изучение насаждений различных типов леса . |
| 28.10 | Методика изучения насаждений различных типов леса и процессов лесовозобновления в них. |
| 6.11 | Практическая работа «Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна)» |
| 8.11 | Практическая работа «Изучение и процессов лесовозобновления в различных типах леса» |
| 13.11 | Животные нашего леса |
| 15.11 | Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
| 18.11 | Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
ЛЕС И КЛИМАТ | ||
| 22.11 | Лес и климат. Солнечная радиация |
| 25.11 | Лес и климат. Тепловой режим |
| 27.11 | Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
| 29.11 | Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры почвы, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
| 2.12 | Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Типы осадков |
| 4.12 | Практическая работа «Изучение динамики изменения влажности воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
| 6.12 | Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Облака. Ветер. |
| 9.12 | Особо опасные метеорологические явления и лес |
| 11.12 | Практическая работа «Наблюдение за облачностью. Описание основных форм облаков». |
| 13.12 | Практическая работа «Составление краткосрочного прогноза для своего населенного пункта, используя данные метеорологических элементов». |
| 16.12 | Практическая работа «Изменение климата во времени в городе. Особенности климата вашего района» |
ПОЧВОВЕДЕНИЕ | ||
| 20.12 | Минералогия. Типы минералов |
| 23.12 | Строение почвы |
| 25.12 | Структура и структурность почвы. Сложение почвы |
| 27.12 | Механический (гранулометрический) состав почвы |
| Практическая работа «Диагностика почв по механическому (гранулометрическому) составу» | |
| Правила взятия почвенных образцов и монолитов | |
| Практическая работа «Техника заложения почвенного разреза» | |
| Практическая работа «Описание почвы» | |
ЛЕСОВОДСТВО | ||
| Значение леса и лесоводства. Предмет, цели и задачи лесоводства | |
| Лесоустройство (наука обустройства лесов, объекты лесоустройства, структура пользования лесом). | |
| Лесные питомники (назначение лесных питомников и их обустройство, виды лесных питомников, севообороты, расчет площади и пр.). | |
| Таксация леса | |
| Лесотаксационные приборы и инструменты | |
| Отвод и таксация лесосек | |
| Таксация лесосек при учете отпускаемого леса по площади. Сплошной, ленточный перечет. | |
| Материальная оценка лесосек | |
| Практическая работа «Настройка мерной вилки для перечёта растущих деревьев по ступеням толщины». | |
| Практическая работа «Определение формулы состава насаждений» | |
| Практическая работа «Определение класса бонитета» | |
| Практическая работа «Определение относительной полноты соснового древостоя» | |
| Практическая работа «Признаки древостоя с точки зрения их состава (чистые, смешанные) и возраста (одновозрастные, разновозрастные, класс возраста)» | |
| Категории защитности лесов. Рубки леса. Основные положения. | |
| Системы рубок спелых и перестойных насаждений | |
| Особенности и экологические аспекты сплошных концентрировнных рубок | |
| Технологические схемы разработки лесосек и возобновление леса | |
| Лесовосстановительные процессы на вырубках и под пологом сосновых насаждений в условиях Сибири | |
| Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. | |
| Практическая работа «Реакция деревьев на изменение условий освещения и обосновать рекомендации для отбора деревьев в рубку. | |
| Практическая работа «Лесоводственные и экологические требования к технологическим процессам рубок ухода» | |
| Практическая работа «Особенности проведения группово-постепенных рубок: в горных, засушливых условиях, в светло- и темнохвойных древостоях». | |
| Практическая работа «Техника метода выращивания бессучковой сосны путем выщипывания почек. | |
| Практическая работа «Необходимые действия лесозаготовителей, способствующие повышению производительности лесов.» | |
| 21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» | |
| Практическая работа «Дом для пернатых друзей» | |
| Акция «Пернатый новосел» | |
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ | ||
| Рекреационное природопользование | |
| Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест | |
| Уход за посадками | |
| Практическая работа «Анализ функционального зонирования территории объекта и её ландшафтный анализ». | |
| Практическая работа «Инвентаризационная оценка зеленых насаждений, расположенных на территории объекта». | |
| Практическая работа «Разработка рекомендаций по уходу за насаждениями. | |
| Практическая работа «Разработка санитарно-профилактических мероприятий на исследуемом объекте. | |
| Практическая работа «Разработка мероприятий по посадке деревьев и кустарников для привлечения животных и гнездования птиц. | |
| Естественное и искусственное возобновление леса | |
| Возбудители болезней древесных пород | |
| Разработка химических методов борьбы, основанных на использовании препаратов против насекомых и возбудителей болезней древесных пород. | |
| Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» | |
| Лес и пожары. Лесная пирология. | |
| Виды лесных пожаров | |
| Противопожарная профилактика в лесах. | |
| Способы тушения природных пожаров. | |
| Экскурсия в пожарную часть | |
| Практическая работа «Анализ горимости территории школы и города». | |
| Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» | |
| Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». | |
| Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» | |
| Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом | |
| Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике | |
| Органические и минеральные удобрения | |
| Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике» | |
| Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» | |
| Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» | |
| Практическая работа «Красивая клумба» | |
| Практическая работа «Правила посадки деревьев» | |
| Акция «Посади дерево» | |
| Обобщение. Итоги года. |
Тематический план занятий
3-й год обучения
Тема | Количество часов | Количество практических работ | |
| Введение | 1 | 0 |
| Лес и человек | 4 | 1 |
| Деревья – основа леса | 8 | 5 |
| Растительный и животный мир | 13 | 6 |
| Экологические и социальные услуги леса | 12 | 5 |
| Лесовосстановление | 16 | 10 |
| Экология | 10 | 5 |
| Защитная санитарная безопасность в лесах | 18 | 6 |
| Охрана | 0 | 11 |
| ИТОГО | 105 | 49 |
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения
№ | Дата | Тема |
| 2.09 | Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. |
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК | ||
| 9.09 | Леса мира и Российской Федерации . Характеристика лесного фонда Назаровского района |
| 11.09 | Лес человеку: ценности и услуги |
| 13.09. | Лесу нужен человек, или как эффективно вести лесное хозяйство |
| 16.09 | Экскурсия в питомник Назаровского лесничества |
ДЕРЕВЬЯ – ОСНОВА ЛЕСА | ||
| 20.09 | Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями |
| 23.09 | Практическая работа «Деревья как отличительная особенность леса» |
| 25.09 | Практическая работа «Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы» |
| 27.09 | Практическая работа «Определение отличительных признаков древостоя |
| 30.09 | Практическая работа «Наблюдения за сезонным развитием деревьев |
| 2.10 | Особенности деревьев как ресурса леса |
| 3.10 | Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. |
| 7.10 | Практическая работа «Отбор деревьев в рубку ухода» |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР | ||
| 11.10 | Практическая работа «Лесная флора как растительный элемент леса» |
| 14.10 | Практическая работа «Изучение видового разнообразия живого напочвенного покрова как элемента лесной флоры» |
| 16.10 | Лесная флора как индикатор типов леса» |
| 21.10 | Практическая работа «Изучение видового состава подлеска как элемента лесной флоры» |
| 23.10 | Практическая работа «Изучение разнообразия лесной флоры на вырубках» |
| 25.10 | Лесная фауна как индикатор леса |
| 28.10 | Практическая работа «Изучение видового разнообразия птиц и их поведение в лесу и на лесных водоемах» |
| 6.11 | Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. |
| 8.11 | Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища). Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных |
| 13.11 | Рыбные ресурсы нашего края Ценные промысловые виды рыб. Запрещенные способы лова. Охраняемые виды рыб. |
| 15.11 | Экскурсия в рыб.хоз.Ценные промысловые виды рыб |
| 18.11 | Насекомые "краснокнижники". |
| 22.11 | Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЛЕСА | ||
| 27.11 | Традиционное использование лесов |
| 29.11 | Практическая работа «Традиционное использование лесов» |
| 2.12 | Практическая работа «Найти и оборудовать безопасное для леса и человека место для бивака (стоянки) |
| 4.12 | Социальные и экологические услуги леса |
| 6.12 | Практическая работа «Лес в поэзии и живописи» |
| 9.12 | Лес –дом |
| 11.12 | Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
| 13.12 | Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
| 16.12 | Лесная рекреация |
| 20.12 | Практическая работа «Оценка рекреационной нагрузки на участок леса» |
| 23.12 | Роль гражданского общества в поддержании экологических и социальных функций лесов |
| 25.12 | Игра «Круглый стол: Лес и гражданское общество» |
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ | ||
| Мероприятия, обеспечивающие восстановление леса | |
| Практическая работа «Оценка урожая семян хвойных пород» | |
| Практическая работа «Оценка урожая желудей дуба черешчатого» | |
| Выращивание посадочного материала в лесном питомнике | |
| Практическая работа «Определение всхожести семян хвойных пород» | |
| Практическая работа «Выращивание посадочного материала в лесном питомнике» | |
| Искусственное лесовосстановление: посадка лесных культур сеянцами, саженцами | |
| Практическая работа «Создание лесных культур» | |
| Естественное лесовосстановление: учет и оценка | |
| Практическая работа «УЧЕТ ПОДРОСТА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА, НА ВЫРУБКАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ВЫРУБКАХ» | |
| Лесная селекция | |
| Размножение сортового посадочного материала. Прививки | |
| Размножение сортового посадочного материала. Черенкование | |
| Практическая работа «Изучение изменчивости» | |
| Практическая работа «Проведение селекционной оценки деревьев» | |
| Практическая работа «Размножение селекционного материала» | |
| Практическая работа «Укоренение черенков» | |
ЭКОЛОГИЯ | ||
| Экологические проблемы России и нашего региона | |
| Классификация экологических факторов. Их влияние на организм. Основные среды жизни. | |
| Биологические ритмы. | |
| Практическая работа «Оценка экологического состояния водных объектов. | |
| Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы. | |
| Типы экосистем, их гомеостаз и динамика (сукцессии), продуктивность. Факторы, ограничивающие продуктивность экосистемы. | |
| Практическая работа «Изучение сукцессий. | |
| Воздействие человека на окружающую среду, ее загрязнение. | |
| Практическая работа «Выпуск листовок о проблемах леса» | |
| Практическая работа «Социологический опрос по экологическим проблемам г.Назарово.» | |
ЗАЩИТНАЯ САНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСАХ | ||
| Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» | |
| Практическая работа «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ И КАТЕГОРИИ ИХ СОСТОЯНИЯ» | |
| Насекомые вредители леса (хвое- и листогрызущие, стволовые и корневые) их развитие и размножение. Признаки массового размножения насекомых в лесу. | |
| Наиболее опасные моменты для леса | |
| Болезни деревьев и кустарников. Меры борьбы и профилактика. | |
| Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников. Определение насекомых вредителей леса, оформление коллекции. | |
| Практическая работа «Планирование и проведение учета хвое- и листогрызущих насекомых» | |
| Энтомофаги и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе с вредителями леса | |
| Зачем считать насекомых в лесу | |
| Краткосрочный прогноз повреждения | |
| Что такое «здоровый» лес? | |
| Категория санитарного состояния дерева и древостоя | |
| 21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» | |
| Практическая работа «Дом для пернатых друзей» | |
| Акция «Пернатый новосел» | |
| Лесопатологическая таксация, понятие и методы | |
| Практическая работа «ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКСАЦИЯ И УЧЕТ СТВОЛОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ | |
| Насекомые-ксилофаги, их влияние на состояние леса, особенности учета и прогноза | |
| Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» | |
ОХРАНА ЛЕСОВ | ||
| Что горит в лесу | |
| Почему горит лес? | |
| Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность | |
| Практическая работа «Разведение костров» | |
| Мероприятия, предупреждающие лесные пожары | |
| Практическая работа «Работа с компасом» | |
| Действия людей при обнаружении пожара | |
| Практическая работа «Первичные меры ликвидации пожара в лесу | |
| Требования к безопасности людей при пожаре | |
| Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем» | |
| Практическая работа «Выезд в район затушенного лесного пожара для выяснения причин возникновения и изучения последствий. | |
| Законодательство об охране лесов. | |
| Практическая работа «Противопожарные мероприятия для населения. Разработка памяток и листовок» | |
| Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике | |
| Органические и минеральные удобрения | |
| Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике» | |
| Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» | |
| Практическая работа «Красивая клумба» | |
| Практическая работа «Правила посадки деревьев» | |
| Акция «Посади дерево» | |
| Обобщение. Итоги года. |