12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ящук Наталья Владимировна17
1

Программа социализации и формирование жизнестойкости воспитанников детского дома им. А.А. Католикова

t1706097660aa.gift1706097660aa.gif


Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное учреждение Республики Коми«Детский дом им. А.А. Католикова
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Коми Республикаса вел
ӧдан, наука да том йӧз политика министерство
“Бать-мамт
ӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы А.А. Католиков
нима челядь керка” Коми Республикаса канму учреждение
__________________________________________________________________________
167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 120
Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail:
ddsh HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"1@ HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"minobr HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"rkomi HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"ru

Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail: ddsh HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"1@ HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"minobr HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"rkomi HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru". HYPERLINK "mailto:ddsh1@minobr.rkomi.ru"ru






Программа социализации

и формирования жизнестойкости

у воспитанников Детского дома им А.А.Католикова








Составители: Ящук Н.В., воспитатель

Чеботарёва Н.А., педагог-психолог,



















Сыктывкар. 2020г.




СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

Цели и задачи.

Сроки реализации программы.

Этапы реализации программы.

Ресурсное обеспечение программы.

Структура программы и тематическое планирование.

Формы и методы реализации программы.

Показатели эффективности реализации программы.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность данной Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути.

В современных условиях жизнедеятельность подростков предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, дети оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.

Дети–сироты, оставшиеся без попечения родителей или же живущие с ними безо всякого попечения и попадающие в конечном итоге к нам, требуют особого подхода. Всё дело в их особенностях развития.

Вместо творческого мышления у детей развивается классификационное мышление, вместо становления произвольности в поведении — ориентация на внешний контроль, вместо умения самостоятельно справляться с трудной ситуацией — тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.

Вряд ли стоит ожидать от воспитанника детского дома инициативности и самостоятельности в выполнении поставленной перед ним задачи. При отсутствии пошагового контроля со стороны взрослого действие либо не будет завершено, либо будет выполнено кое-как, формально.

Социальные условия развития детей-сирот, депривация означает также то, что в условиях закрытого учреждения дети постоянно находятся в кругу одних и тех же впечатлений, в кругу одних и тех же коммуникативных ситуаций, одних и тех же педагогических воздействий. В этом таится опасность получения детьми узких, бедных представлений об окружающей действительности. Особенно опасно это для детей, слабо развитых интеллектуально, чьи знания, представления о мире и без того неразвиты, фрагментарны в силу психофизиологических данных.

Таким образом, педагогам, работающим с детьми, необходимо уделять особое внимание обогащению и расширению чувственного опыта детей: чаще выходить на экскурсии туда, где можно ощутить, почувствовать прикосновение к истинным человеческим духовным ценностям:

- это музеи ( творчество, искусство, красота);

- это научные центры, биостанции, ВУЗы (знания, развитие, истина)

- это походы, выезды на природу ( красота, свобода, время)

- это храмы, интернаты для престарелых ( добро, любовь, милосердие)


Формирование жизнестойкости опирается на разносторонний подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и поведения в сложных жизненных ситуациях.

Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).

Жизнестойкость определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная гибкость.

Проявления жизнестойкости в повседневной жизни

Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.

Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.

Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.

Воспитание жизнестойкости личности имеет огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, психического здоровья, высокой работоспособности и как результат во взрослую жизнь вступает полноценный член общества, ответственный гражданин, востребованный во всех сферах жизни.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ .


Цель: духовно-нравственное развитие личности и повышение уровня жизнестойкости воспитанников, профилактика девиантного и антивитального поведения.

Задачи:

формирование духовно-нравственной личности, осознание своей природы и налаживание взаимосвязей с окружающим миром;

организация психолого-педагогической профилактики девиантного и суицидального поведения в детском доме и за его пределами через осознанное саморазвитие ребёнка и развитие его позитивного мироощущения;

реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости подростков.

реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня жизнестойкости подростков;


Отличительные особенности программы

1. Программа нацелена на индивидуальный подход для каждого воспитанника.

2. Программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников

3. Программа имеет практико- ориентированный подход.

4. Программа объединяет макро и микро социум с привлечением служителей

Православной церкви и Епархии

5. Программа имеет возможность включения воспитанника в разнообразные

сферы деятельности, которые могут пригодиться ему в жизни.


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - 3 года

Объем программы: Объем программы составляет 240 часов.

Режим занятий - 2 часа в неделю.




СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :


I этап: 2020 – 2021 уч. год .Диагностический .

Тема: Самопознание и Повышение уровня

жизнестойкости: я умею, я могу.

II этап: 2021 – 2022 уч. год. Формирующий.

Тема: Социализация: Я и мир вокруг.

Духовное развитие личности.

III этап: 2022 – 2023уч.год. Профориентационый.

Тема: Ориентиры в мире профессий.


Ресурсное обеспечение программы:

Кадровое обеспечение:

- воспитатели квартиры, организующие информационное поле, экскурсии, встречи и тренинги;

- педагог-психолог, обладающий профессиональными знаниями, владеющий методиками диагностик по профессиональной ориентации, компетенциями в области организации интерактивной деятельности детей;

- педагоги дополнительного образования, руководители кружков «Экодизайн», «Технологический», «Ориентир»;

-настоятель «Храма Святого Александра Невского», иерей М.М. Стыров.

- наставники.

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет психолога,

- компьютерный кабинет,

- сенсорная комната,

- видео- и аудио- оборудование

Показатели эффективности реализации программы:


Показателями эффективности реализации программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:

адаптивность; стрессоустойчивость

уверенность в себе; видение жизненных перспектив

знание общества и духовных ценностей человека;

стремление к достижениям;








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Самопознание и повышение уровня жизнестойкости:

я умею, я могу


2020 – 2021 уч. год

Тема занятия

Цели занятия

1

Тестирование.

Что я знаю о себе?

Учить воспитанников навыкам самоанализа. Предоставить им возможность определить в себе достоинства и недостатки; правильно соотнести свои потребности со способностями и возможностями

2

Самопознание

Ввести в понятие самопознания. Определить самооценку. Научить ответить на вопросы: кто я? Чего я хочу?

3

Быть успешными хотят все.

Помочь разобраться детям : что такое успех? 6 составляющих успеха.

Вывести формулу успеха для каждого

4

Эмоции и управление ими.

Формировать умение управлять своими эмоциями. Воспитывать навыки стрессоустойчивости; вооружить способами снятия стресса.

6

Характер. Воспитание характера.


Предоставить воспитанникам возможность определить в себе черты успешной личности и познакомить со способами их развития.

7

Я – личность. Я в обществе людей

Дать общее понятие личных качеств. Определить, какого человека принимает или отвергает общество.

Сравнить понятия «характер» и «темперамент», определить их взаимосвязь и влияние на окружающих.

II этап .Формирующий.

Тема: Социализация: Я и мир вокруг.

Духовное развитие личности.

2021 – 2022 уч. год


Тема занятий 2 год

Цели


10 духовных ценностей человека:

Духовные ценности – это основа формирования человека как личности, его поиска себя.

1.

Добро.

Доказать, что добро – это главная дух. ценность человека, стремящегося изменить жизнь к лучшему на Земле

2

Любовь

Расширить значение этого уникального чувства, как о высшей ценности и основе человеческих отношений.

3

Свобода

Дать понятие свободы, как осознанной необходимости, пределы свободы и признаков её отсутствия

4

Истина

Определение истины как соответствие знаний действительности. Понятие абсолютной и относительной истины.

5

Счастье

Дать понять и самим разобраться, что счастье – это радость и удовлетворение жизнью. Счастье у каждого своё и чужое счастье не заменит своё.

6

Творчество. Искусство

Оформить знания детей о прекрасном и почему оно так необходимо нам всем в жизни

7

Развитие

Показать процесс духовного развития как обретение новых установок и ценностей, помогающих лучше приспособиться, научиться понимать себя и окружающий мир.

8

Знание. Образование

Раскрыть глубже понятие «образование» как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества и человека, а

«Знание» - это накопленные каждым мысли, сделанные выводы в процессе воспитания, самовоспитания и учёбы с самого детства.


9

Время

Раскрыть понятие «время» детям с необычной стороны : это не только взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, но и величина непостоянная: «время есть – времени нет».

Научить относиться ко времени бережно как к великой ценности.

10

Милосердие

Объяснение того, что без милосердия не было бы и понятия человечность. Это готовность оказать бескорыстную помощь, прощение, добродетель (делание добра)

11

Итоговое занятие :

Что значит быть человеком?

С чего начинается личность? – с осознания системы ценностей, выработанных человечеством, понимания добра и зла, умения отличить истину от лжи и ещё многих-многих нравственных качеств, сформированных человеком в самом себе.





III этап Профориентационный.

Тема: Развитие коммуникативности.

Ориентиры в мире профессий.

2022 – 2023 уч год

Тема занятия

Цели занятия

Краткое содержание

1

Коммуникативность

Взаимоотношения между людьми и их роль в жизни.

Определить уровень коммуникативных способностей воспитанников. Учить строить отношения с людьми.

Краткий курс человеческих взаимоотношений.

Мои коммуникативные и организаторские способности.

2

Общение

Учить определять и развивать наиболее эффективные средства общения. Углубить знания и понимание таких качеств, как толерантность, дружба, лидерство, сотрудничество.

Общение. Умение слушать и сопереживать.

Толерантность; определение и развитие толерантности.

Конфликты. Способы разрешения конфликтов.

3

Общение и личностный рост.

Сформировать понятие настоящего друга. Выявить наличие лидерских и организаторских качеств и научить способам их развития. Обозначить умение каждого воспитанника работать в команде.

Дружба и умение дружить

Портрет лидера – организатора

Сотрудничество. Умение работать в команде.



Ориентиры в мире профессий

Тема занятия

Цели занятия

Краткое содержание


4

Диагностика

Тест Голланда

Опросник Карта интересов (Е.А.Климова)

Методика «Мотивы выбора профессии»

Исследование объективной оценки интересов и способностей личности к той или иной профессии.

5

Выбор профессии – дело серьезное

Дать воспитанникам представление об основах профессионального самоопределения;

 

.

Личный профессиональный план

Упражнение «Рука судьбы»

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Мини-лекция «Формула профессии»

6

Кем быть?

Систематизировать знания профессий, подвести к социальному жизненному выбору профессии;

Беседа, определение круга профессий

Упражнение «Нравится, не нравится»

7

Мир профессий

Расширить представления подростков о разнообразии профессий в мире.

Беседа по теме «Основные виды профессиональной деятельности»

Упражнение «Профессия на букву»


8

Мои способности

Способствовать формированию представления о собственных способностях и возможностях подростков.

Упражнение . “Автопортрет”

Упражнение «Я умею…».

Упражнение «Я горжусь тем, что я…».

Упражнение «Лесенка времени».

9

Эмоции в профессии

способствовать формированию представлений о собственных эмоциях, и профессиях которые вызывают положительные эмоции.

Психогимнастика “Доброе тепло”.

Игра «Заросли»

Просмотр презентации «Моя профессиональная карьера»

Психогимнастика “Спасибо за приятный день”.


10

Повторное диагностирование

Итоговое занятие

Опросник Карта интересов (Е.А.Климова)


Исследование оценки интересов и способностей личности к той или иной профессии с учётом полученных в процессе занятий знаний


Практические занятия:

Встречи с ветеранами труда и интересными людьми, занимающими руководящие посты на предприятиях.

Экскурсии к индивидуальным предпринимателям и людям необычных профессий.

Мастер-классы со специалистами разных профессий.

Создание бригады для работы в УОХ Межадорский с конкретным заданием, предусматривающим приобретение определённых навыков.и

Общее коллективное дело ( проекты) с обусловленным результатом.



План совместных занятий по социализации и самоопределению жизненного трудового пути с представителем Православной церкви.

Воспитатели и духовный наставник от «Храма Святого Благоверного Великого князя Александра Невского» Иерей Максим Михайлович Стыров.

Тема занятий 1 год

Цели

Труд – это потребность человека

«Притча о сеятеле и талантах»

Увидеть в себе дар и применять его на благо людям

По результатам тестирования раскрыть наклонности и способности каждого ребёнка и дать поверить в себя

«Не боги горшки обжигают».

Добиться признания можно в любой профессии.

Добиться уважения в обществе можно любым полезным трудом

«Смысл бытия: создать самого себя через служение людям.»

Создать самого себя можно сейчас через познание мира .

В процессе учёбы в школе узнать: какие науки тебе больше по душе и по силам.

«… и воздастся каждому по делам его..»

Учёба – твой главный труд во благо общества и страны.

Главное, что ценится всеми – это старание человека, его стремление принести людям пользу


Воспитание милосердия:

Не только знать , но и уметь делать добро.

Цели: На деле показать своё стремление к добру и свету, оказывая посильную помощь тем, кто в ней нуждается.



Выход в Храм

Каждое воскресенье

Подарки своими руками заключённым женщинам

Передаём через Отца Максима

Выход в Дом ребёнка для оказания помощи в расчистке территории

Все сезоны.

Подарки ветеранам в Доме престарелых.

К праздникам

Беседы о добре и зле. Учимся быть Человеком и жить в мире.

Каждое воскресенье



Ожидаемые результаты:

Осознание подростком своих способностей, возможностей, талантов и их апробация.

Определение выбора в многообразии профессий.

Попробовать себя в разных трудовой деятельности и увидеть их результаты.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002.

Особенности формирования жизнестойкости и совладения с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., ШамардинаМ.В. Барнаул, 2014г. 184 с.

Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возрастав М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.

Формирование жизнестойкости у школьников: методические рекомендации для классного руководителя. Составители: Гражданкина Л.В., , Зикратов В.В., Тарасова А.Ю.


Список использованных источников:


Приложение 1. Методика «Шкала социальной компетентности обучающегося» А.М. Прихожан.

Приложение 2. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

Приложение 3. Методика «Шкала тревожности» (12-15 лет)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.