12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
сергеева ирина5529 воспитатель МБДОУ д/c №5 "Сказка" Россия, Нижегородская обл., р.п. Тонкино Материал размещён в группе «Аттестация» |
Программа социального партнерства с семьями воспитанников срок реализации 2017-2020г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Малышок»
Программа социального партнерства
с семьями воспитанников
срок реализации 2017-2020г.
Воспитатель:
Сергеева И.А.
2017 г.
Актуальность.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность.
(С.В.Глебова)
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
• Информационно - аналитические:
• Анкетирование
• Тестирование
• Вопросы – ответы
• Познавательные:
• Родительские собрания
• Круглые столы
• Консультации
• Беседы, дискуссии
• Совместное создание предметно-развивающей среды
• Наглядно - информационные:
• Папки-передвижки
• Родительский уголок
• Фотовыставки
• Библиотека-передвижка
• День открытых дверей
• Досуговые:
• Праздники и развлечения
• Дни здоровья
• Выставки, творческие конкурсы
Основные педагогические принципы.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1.Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
2018 -2019
Перспективный план взаимодействия с родителями
№ п/п | Содержание | Срок |
1 | Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?» | сентябрь |
2 | Оформление родительского уголка | сентябрь |
3 | Создание закрытой группы в соц.сети | сентябрь |
4 | Оформление страницы группы на сайте учреждения – обязательный минимум | сентябрь |
5 | Индивидуальные беседы с родителями воспитанников «Нельзя давать ребенку в детский сад», «Правила поведения для больших и маленьких в нашем детском саду», «Адаптационный период в детском саду» | сентябрь |
6 | Посещение семей воспитанников «Обследование жилищно-бытовых условий пребывания ребенка» | октябрь |
7 | Родительское собрание с элементами презентации «Адаптация детей к детскому саду» | октябрь |
8 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | октябрь |
9 | Мини-собрание «Развивающие игрушки» | ноябрь |
10 | Обновление информации в родительском уголке «В детский сад без слез», «Психологические особенности детей раннего возраста», «Грипп, как защитить себя и других» | ноябрь |
11 | Папка-передвижка «Мама, мамочка, мамуля» | ноябрь |
12 | Обновление информации на сайте учреждения | ноябрь |
13 | Приобщить родителей к изготовлению ширмы, дидактических игр и пособий | декабрь |
14 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | декабрь |
15 | Индивидуальные беседы с семьями воспитанников «Если ребенок кусается», «Если Ваш ребенок упрямится» | декабрь |
16 | Папка-передвижка «Новогодние советы или как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза» | декабрь |
17 | Новогодний утренник с видеосъемкой | декабрь |
18 | Выставка совместных работ детей и родителей «Зимняя сказка» | декабрь |
19 | Зимнее оформление группового участка | январь |
20 | Совместное создание предметно-пространственной развивающей среды | январь |
21 | Консультация для родителей «Говорите с ребенком правильно» | январь |
22 | Обновление информации в родительском уголке «Как направлять поведение детей», «Режим дня и его значение» | январь |
23 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | январь |
24 | Обновление информации в род.уголке «Влияние сказки на развитие ребенка» | февраль |
25 | Приобщение родителей к расчистке группового участка от снега | февраль |
26 | Родительское сочинение «Какие изменения произошли с Вашим ребенком?» | февраль |
27 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | март |
28 | Консультации «Давай поиграем, мамочка», «Игры, развивающие кисть ребенка» | март |
29 | Выставка совместных работ детей и родителей | март |
30 | Памятка «Роль семьи в воспитании ребенка» | апрель |
31 | Создание «Почтовый ящик для родителей» | апрель |
32 | Благоустройство и уборка группового участка | апрель |
33 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | апрель |
34 | Родительское собрание «Ребенок и книга», подведение итогов адаптации детей | апрель |
35 | Весенний утренник | апрель |
36 | Анкетирование «Роль матери в воспитании ребенка» | май |
37 | Заседание родительского комитета | май |
38 | Создание родительской газеты «Выходной день семьи» | май |
39 | Родительское сочинение «Мой стиль воспитания ребенка в семье» | июнь |
40 | Оформление группового участка на летний период | июнь |
41 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | июнь |
42 | Активизировать тему «Почтового ящика для родителей» - «Поощрение или наказание» | июль |
43 | Обновление информации в род.уголке «Мы идем гулять», «Здоровые дети в здоровой семье» | июль |
44 | Обновление информации в соц.сети закрытой группы «группа Петушок» | август |
45 | Создание «Семицветика» - для благодарностей родителей за помощь группе | август |
46 | Встреча с родителями и детьми «Сильные, ловкие, смелые» | август |
2019 -2020
Перспективный план взаимодействия с родителями
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1. Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет». 2. Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» 3. Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш?» 4. Оформление наглядной агитации для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет», |
Октябрь | 1. Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». 2. Анкетирование «Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью педагогов, условиями ДОО», анализ анкет, выявление сильных и слабых сторон взаимодействия ДОО с родителями. 3. Индивидуальные беседы на тему: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды 4. Совместная работа с родителями по созданию фотоальбома «Наша дружная семья» |
Ноябрь | 1. Консультация «Какие сказки читать детям?» 2. Памятка «Пальчиковые игры для малышей», 3.Праздник, посвященный Дню матери. 4. Изготовление подарков для мам. |
Декабрь | 1.Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам. Участие в новогодних утренниках. 2.Участие в выставке «Новогодняя елочка» 3. Материал в уголок здоровья: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 4. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей» |
Январь | 1.Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»». 2.В уголок для родителей поместить информационный материал: «Здоровье детей в наших руках». 3.Групповое родительское собрание: «Играем пальчиками» |
Февраль | 1.Консультация «Капризы и упрямство». 2. Памятка «Учить цвета легко и просто». 3.Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?» 4. Папка - передвижка «Что значит быть хорошим отцом?». 5.. Индивидуальные беседы: «Если ребенок дерется. |
Март | 1.Оформление родительских уголков перед предстоящим праздником. 2.Советы для родителей: «Формирование КГН». 3. Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома). 4.Фотовыставка «Наши с мамой руки». 5.Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» |
Апрель | 1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Практические занятия с родителями «Рисуем без кисточки». 3. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке» 5. Акция добрых дел по благоустройству территории. 6. Рекомендации для родителей: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома» |
Май | 1. Общее родительское собрание «Итоги работы МКДОУ за 2019-2020 учебный год». 2. Родительское собрание: «Чему научились наши дети за год» 3. Консультация: «Игры с песком и водой»; 4. Привлечение родителей к благоустройству территории. 5. Показ театрализованной игры «Встреча в лесу» для родителей. 6. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду» |
Перспективный план взаимодействия с родителями 2020 год -2021
Активная форма работы | Наглядная информация | цель |
Сентябрь | ||
1.совместное оформление группы | объявления | Вызвать у родителей желание помочь в оформлении группы |
2.анкетирование | анкета | Знакомство с характером и особенностями вновь прибывших детей |
3.Поделки из овощей «Осенние чудеса» | объявление | привлечь родителей к участию в выставке |
4. Выставка поделок из природного материала «чудесные превращения» | объявление | Развивать творчество, фантазию |
Октябрь | ||
1. Осенний праздник | объявление | Получить положительные эмоции от участия в празднике, воспитывать коммуникабельность. |
2. родительское собрание «Познакомимся поближе и вместе дружно заживем!» (организационное) | Объявление-приглашение | Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества. Выбор родительского комитета |
3. Пополнение развивающей среды в группе | объявление | Привлечь родителей к сотрудничеству |
4.оформление альбома «Я и моя семья» | объявление | Попросить родителей принести семейные фотографии |
Ноябрь | ||
1.консультация «профилактика простудных и инфекционных заболеваний» | Папка - передвижка | Снизить частоту сезонных заболеваний |
2. «поможем зимующим птицам» изготовление кормушек для птиц | объявление | Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей и совместному труду |
3.Детско-родительский проект. Привлечь родителей к изготовлению масок для театрального уголка | объявление | Побуждать родителей принимать активное участие в жизни группы |
Декабрь | ||
1.конкурс поделок «новогодняя сказка» | Выставка поделок | Развитие позитивных взаимоотношений |
2. «к нам шагает новый год» украшение группы | объявление | Привлечь родителей к праздничному украшению группы |
3.конкурс «Новогодняя маска» | объявление | Побуждать родителей принимать активное участие в жизни сада |
4.новогодний утренник | Объявление приглашение | Получить положительные эмоции от участия в празднике, воспитывать комуникабельность |
Январь | ||
1.семинар практикум «здоровый ребенок» | Консультация с показом точечного массажа | Укреплять здоровье воспитанников |
2. «день добрых дел». Расчистка участка от снега, снежные и ледяные постройки. | объявление | Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками |
Февраль | ||
1.Фотовыставка «папа, мама, я вместе дружная семья» | Организация фотовыставки с рассказами о папах | Проявлять творчество, привлекать детей к изготовлению подарка для папы |
2.консультация для родителей «Игры малышей в семье» «Во что поиграть с детьми дома?» | Папка-передвижка, выставка дидактических игр | Дать понять как важна для ребёнка игра |
3.Родительское собрание в нетрадиционной форме чаепитие-беседа «Учимся играть вместе» | Объявление-приглашение | Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры |
Март | ||
1.Выставка поделок «подарок для мамы» | Объявление, стихи о маме | Привлечь пап к организации выставки |
2.весенний праздник | Объявление-приглашение | Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике |
3.совместное создание в группе огорода «Огород на окне» | Стихи о растениях | Приобщить родителей к знакомству детей с растениями |
Апрель | ||
1.«Построим птицам новый дом» Изготовление скворечников | объявление | Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей и совместному труду |
2.мастерская «умелые руки» | объявление | Привлечь родителей к ремонту детской мебели, пошиву одежды для кукол |
3.организация изо.выставки «Дыхание природы» Конкурс рисунков на тему «Весна» | Оформление выставки рисунков | Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в домашних условиях, углубить знания детей о признаках весны |
Май | ||
1.Консультация «личная гигиена ребенка» | Папка-передвижка | Профилактика кишечных инфекций |
2.родительское собрание «Наши достижения» | объявление | Подвести итоги года |
3.подготовка участка к летнему периоду | Конкурс поделок | Привлечь родителей к оформлению участка |
Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению.
У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка).
Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Результативность
1. Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению.
2. У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка).
3. Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
4. Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
5. Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжая искать новые пути сотрудничества с родителями.
Список использованной литературы
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010
Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
сайты