12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Павкина Галина Геннадьевна1729 Работаю в МБОУ Школе №42 уже 24 года, до этого работала инженером-технологом на предприятии легкой промышленности. Люблю заниматься творчеством, создаю эксклюзивные вещи для себя и членов своей семьи. Россия, Самарская обл., Самара Материал размещён в группе «Лаборатория инноваций и творчества» |
Программа учебного курса «Инженерная и компьютерная графика»
Спецкурс «Компьютерная графика».
Технологический центр ОРТ. г. Самара, МБОУ Школа № 42 г.о.Самара
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №42 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.о. Самара
Утверждено к использованию
решением педагогического совета
№ 1 от «29» августа 2016года
Программа учебного курса
«Инженерная и компьютерная графика»
10–11 классы
Автор: Павкина Галина Геннадьевна
учитель технологии высшей категории
г. Самара, 2016
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к спецкурсу «Инженерная и компьютерная графика»
для 10 – 11 классов
Образовательная область «Инженерная и компьютерная графика» призвана познакомить учащихся 10 – 11 классов с основной программой инженерной графики в минимальном объеме и компьютерного моделирования «Компас – 3D LT», которая раскрывает очень большие возможности перед учениками, позволяет применить на практике полученные ранее знания, и отработать навыки построений чертежей в машинном виде; обеспечить подготовку учеников к дальнейшему обучению в других учебных заведениях и необходимую практику для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.Учебный курс 10 класса рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа занятий в 10 – 11 классе состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных курса. Эти курсы входят в образовательную область «Технология» и позволяют расширить область изучения предмета «Графика» до уровня профильной подготовки, так как дает возможность учащимся изучить и освоить темы, рассматриваемые в ССУЗах и ВТУЗах в рамках предмета «Инженерная графика» или «Начертательная геометрия».
Для осуществления учебных задач курса в календарно – тематическом планировании за 10 и 11 класс рассматриваются вопросы:
Решение проекционных задач ;
Проецирование плоских фигур;
Построение сопряжений;
Построение уклона и конусности;
Построение лекальных кривых;
Решение тренировочных задач с помощью компьютера в среде «Компас – 3D LT».
Решение задач разного уровня с помощью компьютера в среде «Компас – 3D LT»:
Построение аксонометрических проекций;
Построение проекций тел;
Выполнение трех проекций по аксонометрическим проекциям;
Пересечение геометрического тела плоскостью;
Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел.
Целями обучения спецкурса «Компьютерная графика» в 10 – 11 классе являются:
Формирование у учащихся технико-технологической грамотности;
Графической культуры;
Развитие пространственного воображения;
Культуры труда и деловых межличностных отношений;
Приобретение умений в прикладной творческой деятельности.
«Инженерная и компьютерная графика». 10 класс.
«Инженерная графика. Компьютерное моделирование «Компас – 3D LT»
34 часа в год ( 1 час в неделю )
Цель: Познакомить учащихся с особенностями решения проекционных задач и изучить среду компьютерного моделирования «Компас – 3D LT».
Задачи:
познакомить с особенностями изучаемого курса;
побудить интерес к решению прикладных задач;
закрепить основы графической грамотности;
способствовать формированию пространственного воображения и мышления;
освоить компьютерную среду «Компас – 3D LT»;
сформировать понятие о компьютере как инструменте для моделирования графических объектов.
Основные знания и умения учащихся 10 класса:
уметь строить основные лекальные кривые с помощью чертежных инструментов;
освоить приемы работы с шаблонами лекал;
уметь решать простые проекционные задачи;
уметь строить аксонометрические проекции геометрических тел;
уметь строить линии пересечений геометрических фигур;
уметь работать с программой «Компас – 3D LT»;
освоить точное черчение в программе «Компас – 3D LT»
Программа курса « Инженерная и компьютерная графика». 10 класс.
Построение лекальных кривых (3 часа)
принцип построения лекальных кривых;
построение математических кривых: синусоида и эллипс;
построение гармонических кривых: Архимедова спираль и эвольвента.
Решение проекционных задач (9 часов)
проецирование точки на чертеже;
проецирование отрезка прямой на чертеже;
проецирование плоскости на чертеже;
нахождение точки пересечения плоскости и прямой;
нахождение линии пересечения двух плоскостей;
определение действительной величины отрезка прямой линии, плоской фигуры.
Построение трех проекций и аксонометрии геометрических тел, усеченных плоскостью (4 часа)
построение плоскогранных геометрических тел;
построение тел вращения.
Построение трех проекций и аксонометрии взаимно пересекающихся геометрических тел (4 часа)
взаимное пересечение двух цилиндров;
взаимное пересечение двух призм;
взаимное пересечение призмы м сферы;
взаимное пересечение цилиндра и тора.
Компьютерное моделирование в среде «Компас – 3D LT» (14 часов)
знакомство с системой «Компас – 3D LT», настройка параметров системы;
работа с инструментальной панелью;
глобальные, локальные и клавиатурные привязки;
ввод размеров;
построение фасок и скруглений;
знакомство с трехмерным проектированием.
Тематический план
34 часа в год (1 час в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Примеча-ние | Кол-во часов |
1. Построение лекальных кривых (3 часа) | ||||
1. | 1. | Принцип построения лекальных кривых | 1 | |
2. | 2. | Построение синусоиды и эллипса | Сам.раб. | 1 |
3. | 3. | Построение кривых: Архимедова спираль и эвольвента. | Сам.раб. | 1 |
2.Решение проекционных задач (9 часов) | ||||
4. | 1. | Проецирование точки на чертеже | 1 | |
5. | 2. | Проецирование отрезка прямой на чертеже | Сам.раб. | 1 |
6. | 3. | Проецирование плоскости на чертеже | Сам.раб. | 1 |
7. | 4. | Нахождение точки пересечения плоскости и прямой | Сам.раб. | 1 |
8. | 5. | Нахождение произвольного отрезка прямой на плоскости треугольника | Сам.раб. | 1 |
9. | 6. | Нахождение линии пересечения двух плоскостей | Сам.раб. | 1 |
10. | 7. | Определение действительной величины отрезка прямой линии | Сам.раб. | 1 |
11. | 8. | Определение действительной величины четырехугольника | Сам.раб. | 1 |
12. | 9. | Определение действительной величины треугольника | Сам.раб. | 1 |
3. Построение трех проекций и аксонометрии геометрических тел, усеченных плоскостью (4 часа) | ||||
13. | 1. | Выполнить чертеж усеченной призмы, найти действительную величину контура сечения. | Сам.раб. | 1 |
14. | 2. | Построить аксонометрическую проекцию призмы, усеченной плоскостью. | Сам.раб. | 1 |
15. | 3. | Выполнить чертеж усеченного цилиндра, найти действительную величину контура сечения. | Сам.раб. | 1 |
16. | 4. | Построить аксонометрическую проекцию цилиндра, усеченного плоскостью. | Сам.раб. | 1 |
4.Построение трех проекций и аксонометрии взаимно пересекающихся геометрических тел (4 часа) | ||||
17. | 1. | Взаимное пресечение поверхностей двух цилиндров. | Сам.раб. | 1 |
18. | 2. | Взаимное пресечение поверхностей двух призм. | Сам.раб. | 1 |
19. | 3. | Взаимное пресечение поверхностей призмы и сферы. | Сам.раб. | 1 |
20. | 4. | Взаимное пресечение поверхностей цилиндра и тора. | Сам.раб. | 1 |
5. Компьютерное моделирование в среде «Компас – 3D LT» (14 часов) | ||||
21. | 1. | Знакомство с системой «Компас – 3D LT», настройка параметров системы; | 1 | |
22. | 2. | Знакомство и работа с инструментальной панелью | 1 | |
23. | 3. | Глобальные и локальные привязки | Сам.раб. | 1 |
24. | 4. | Клавиатурные привязки | Сам.раб. | 1 |
25. | 5. | Ввод линейных размеров | Сам.раб. | 1 |
26. | 6. | Ввод радиальных размеров | Сам.раб. | 1 |
27. | 7. | Построение фасок | 1 | |
28. | 8. | Построение скруглений | 1 | |
29-30. | 9-10. | Построение плавных кривых | Сам.раб. | 2 |
31. | 11. | Знакомство с трехмерным проектированием. | 1 | |
32. | 12. | Построение во фронтальной плоскости тонкой квадратной пластины. | Сам.раб. | 1 |
33. | 13. | Построение модели коробки | Сам.раб. | 1 |
34. | 14. | Обобщающий урок | 1 | |
ВСЕГО | 34 часа |
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-
-
комплект лекал;
угольники и линейка длиной не менее 30 см;
листы чертежной бумаги форматом А4 и А3;
карандаши для чертежных работ Т(Н), ТМ(ВН), М(В);
готовальня с циркулем;
карточки с заданиями по темам;
компьютерная программа «Компас – 3D LT»;
компьютерный класс.
-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
А. Потемкин. Моделирование объемных моделей: Издательство «Лори», 2001г.
Система автоматизированного проектирования. Образовательная система Компас - 3D LT. Учебное пособие. Богуславский А.: Коломна, Москва, 2001г.
С.К. Боголюбов, задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов. – Книга первая: Основы черчения и начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998. – 168 с.
«Инженерная и компьютерная графика». 11 класс.
«Инженерная графика. Компьютерное моделирование «Компас – 3D LT»
34 часа в год ( 1 час в неделю )
Цель: Познакомить учащихся с особенностями решения задач ращзличной сложности и изучить среду компьютерного моделирования «Компас – 3D LT».
Задачи:
познакомить с особенностями изучаемого курса;
побудить интерес к решению прикладных задач;
закрепить основы графической грамотности;
способствовать формированию пространственного воображения и мышления;
освоить компьютерную среду «Компас – 3D LT»;
сформировать понятие о компьютере как инструменте для моделирования графических объектов.
Основные знания и умения учащихся 11 класса:
уметь строить третью проекцию по двум имеющимся;
уметь строить аксонометрические проекции фигур по трем имеющимся;
уметь строить фигуры пересечений геометрических тел;
уметь работать с программой «Компас – 3D LT»;
освоить точное черчение в программе «Компас – 3D LT»
Программа курса « Инженерная и компьютерная графика». 11 класс.
1. Основы редактирования 3-х мерных моделей (15часов)
создание группы геометрических тел;
сплайновые кривые и поверхности;
создание 3-х мерного объекта с использованием сплайновых кривых;
создание 3-х модели по трем имеющимся проекциям (видам);
создание рассеченных видов 3-х мерной модели детали
сечение 3-х мерной модели детали плоскостью
Совершенные технологии моделирования (9 часов)
-
параметризация в эскизе;
создание оболочки;
создание ребра жесткости;
зеркальное копирование объектов и деталей;
Использование массивов (10 часов)
создание тела вращения;
построение массивов элементов на теле вращения;
копирование элементов по сетке;
копирование элементов по концентрической сетке;
редактирование массивов;
создание детали с помощью команды «Операция по сечениям»;
создание детали с помощью команды «Кинематические операции»;
создание трехмерной модели детали;
построение детали «Молоток».
Тематический план
34 часа в год (1 час в неделю)
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Примеча-ние | Кол-во часов |
1. Основы редактирования 3-х мерных моделей (15часов) | ||||
1. | 1. | Повторение. Создание Группы геометрических тел | 1 | |
2. | 2. | Сплайновые кривые и поверхности | Сам.раб. | 1 |
3. | 3. | Создание 3-х мерного объекта с использованием сплайновых кривых | Сам.раб. | 1 |
4-5. | 4-5. | Создание 3-х видов по двум имеющимся | Сам.раб. | 2 |
6-7. | 6-7. | Создание 3-х мерной детали по трем проекциям | Сам.раб. | 2 |
8. | 8. | Создание 3-х мерной детали по аксонометрической проекции | Сам.раб. | 1 |
9. | 9. | Создание 3-х модели по трем имеющимся видам | Сам.раб. | 1 |
10. | 10. | Добавление скруглений на 3-х мерной модели детали | Сам.раб. | 1 |
11. | 11. | Добавление фасок на 3-х мерной модели детали | Сам.раб. | 1 |
12. | 12. | Создание рассеченных видов 3-х мерной модели детали | Сам.раб. | 1 |
13-14. | 13-14. | Сечение 3-х мерной модели детали плоскостью | 2 | |
15. | 15. | Основы редактирования модели | Сам.раб. | 1 |
2.Совершенные технологии моделирования (9 часов) | ||||
16. | 1. | Построение гибкой модели «Корпус» | Сам.раб. | 1 |
17. | 2. | Параметризация в эскизе | 1 | |
18. | 3. | Создание оболочки | 1 | |
19. | 4. | Построение ребра жесткости | Сам.раб. | 1 |
20. | 5. | Зеркальное копирование объектов | 1 | |
21. | 6. | Проверка модели и редактирование | Сам.раб. | 1 |
22. | 7. | Зеркальное копирование детали | 1 | |
23-24. | 8-9. | Редактирование с использованием Указателя окончания построения. | Сам.раб. | 2 |
24. | 9. | Построение модели | Сам.раб. | |
3.Использование массивов (10 часов) | ||||
25. | 1. | Создание тела вращения | Сам.раб. | 1 |
26. | 2. | Построение массивов элементов на теле вращения | 1 | |
27. | 3. | Копирование элементов по сетке | 1 | |
28. | 4. | Редактирование массивов | Сам.раб. | 1 |
29. | 5. | Создание детали с помощью команды «Операция по сечениям» | ||
30. | 6. | Создание детали с помощью команды «Кинематические операции» | 1 | |
31. | 7. | Создание трехмерной модели детали | Сам.раб. | 1 |
32-33. | 8-9. | Построение детали «Молоток» | Сам.раб. | 2 |
34. | 10. | Обобщающий урок | 1 | |
ВСЕГО | 34 часа |
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-
-
карточки с заданиями по темам;
компьютерная программа «Компас – 3D LT»;
компьютерный класс.
-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
А. Потемкин. Моделирование объемных моделей: Издательство «Лори», 2001г.
Система автоматизированного проектирования. Образовательная система Компас - 3D LT. Учебное пособие. Богуславский А.: Коломна, Москва, 2001г.
С.К. Боголюбов, задания по курсу черчения: Учебное пособие для техникумов. – Книга первая: Основы черчения и начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998. – 168 с.
Автор: учитель технологии Павкина Г.Г.