12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лещёв Олег Геннадьевич73
Россия, Алтайский край, Белокуриха

Программа внеурочной деятельности «Робототехника»

информационно – техническая направленность

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире»

Д. А. Медведев.

 

Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.

Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Курс направления внеурочной деятельности «Робототехника» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Кроме этого, реализация этого курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Учащиеся, работая по карточкам и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Занятия представляют уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT.

Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые по сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, на протяжении учебного года, т.е 35 часа.

Успешность изучения курса «Робототехника» обеспечивает результативность обучения младших школьников.

 

 

Основные цели программы:

формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире;

ознакомление    учащихся    с    основами    конструирования    и    моделирования,

расширение  знаний  об  основных  особенностях     конструкций,  механизмов и машин;

развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям;

развитие познавательного интереса и мышления учащихся;

развитие общеучебных навыков, связанных с поиском, обработкой информации и представлением результатов своей деятельности;

развитие коммуникативных навыков.

овладение навыками начального технического конструирования и
программирования.

 

Таким образом, программа нацелена на расширение следующих основных задач:

расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;

актуализация   имеющихся   у   учащихся   знаний   об   окружающем   мире  и  их практическое применение;

обучение   решению   творческих,   нестандартных   ситуаций   на   практике  при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред.

 

Ожидаемый результат

Предполагается, что к концу занятий внеурочной деятельностью «Робототехника» у детей сформируются следующие умения и навыки:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

создание собственных проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;

элементарное обоснование высказанного суждения;

выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

 

Учащийся должен знать/понимать:

влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

основные источники информации;

виды информации и способы её представления;

основные информационные объекты и действия над ними;

назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

 

 

Уметь:

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

осуществлять простейшие операции с файлами;

запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;

представлять одну и ту же информацию различными способами;

осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет.

устройство компьютера на уровне пользователя;

основные понятия, использующие в робототехнике: микрокомпьютер, датчик, сенсор, порт, разъем, ультразвук, USB-кабель, интерфейс, иконка, программное обеспечение, меню, подменю, панель инструментов;

интерфейс программного обеспечения Mindstorms NXT.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Знакомство с различными видами конструкторов. Приемы сборки моделей. Контурное конструирование. Мозаики из ЛЕГО. Тематические игры. Анализ образцов. Анализ схемы. Работа с использованием инструкций и различных способов информации. Ознакомление с понятием ритма, симметрии и пропорции. Простые строительные конструкции. Модели зданий. Законы движения и вращения конструкций. Модели транспорта с передачей различных видов движения. Модели мостов. Знакомство с законами механики и типами механических передач. Механизмы и модели зубчатых передач. Электропривод. Пневмосистема. Сборка моделей с пультами управления.

 

В программе включены содержательные линии:

- аудирование (А)- умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции.

- чтение (Ч) – осознанное самостоятельное чтение языка программирования.

- говорение (Г) – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления.

- пропедевтика (П) – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование.

-творческая деятельность (Т)- конструирование, моделирование, проектирование.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы - «Конструирование» и «Программирование».

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.

Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности с нетрадиционными формами обучения (проведение викторин, игровые упражнения, творческие упражнения, создание своих проектов).

Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок рефлексии и защита проектов.

 

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

 

Учебно-методический комплект:

литература для учителя;

литература для учащихся;

видеоматериалы сети Интернет;

электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы);

Интернет-ресурсы.

Учебно – тематический план

 

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

3

3

-

2

Конструирование

5

1

4

3

Программирование. Программы NXT.

9

3

6

4

Программирование.

14

1

13

5

Защита проектов.

4

2

2

 

ИТОГО

35

10

25

 

Календарно – тематическое планирование

(35 часа)

 

Тема

Кол-во часов

Дата проведение

По плану

По факту

 

ВВЕДЕНИЕ

3

 

 

1

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника.

1

 

 

2

Виды роботов, применяемые в современном мире.

1

 

 

3

Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология.

1

 

 

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ

5

 

 

4

Устройство роботов.

1

 

 

5, 6

«Танцующие птицы»

2

 

 

7,8

«Умная вертушка»

2

 

 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ПРОГРАММЫ NXT.

9

 

 

9, 10

Знакомство со средой программирования.

2

 

 

11

Обзор библиотеки функций.

1

 

 

12, 13

«Обезьянка – барабанщица»

2

 

 

14, 15

«Голодный аллигатор»

2

 

 

16, 17

«Рычащий лев»

2

 

 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

14

 

 

18, 19

«Порхающая птица»

2

 

 

20, 21

«Нападающий»

2

 

 

22, 23

«Ликующие болельщики»

2

 

 

24, 25

«Спасение самолета»

2

 

 

26, 27

«Спасение от великана»

2

 

 

28, 29

«Непотопляемый парусник»

2

 

 

30, 31

Собственные проекты

2

 

 

 

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

4

 

 

32, 33

Основные этапы создания и защиты проектов

2

 

 

34, 35

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

 

 

 

ИТОГО

35

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Конституция РФ

Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в действующей редакции (Консультант плюс)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);

Методические рекомендации к разработке рабочих программ учебных предметов//Составитель: О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор МОУ СОШ № 87 г. Ярославля

Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 1998.

http://www.mindstorms.su

Дистанционный курс "Основы робототехники". АЛТГПА. - http://www.uni-altai.ru/ifmo/ktoi/dist_ktoi/

3. Челябинский РКЦ. - http://www.rkc-74.ru

4. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» - http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

5. Институт новых технологий. - http://www.int-edu.ruг. Белокуриха 2015 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.